Вооружённый конфликт на востоке Украины

В РАЗДЕЛЕ:       19 МАТЕРИАЛОВ
ОБНОВЛЕН:              28.03.2021

Вооружённый конфликт на востоке Украины

Вооружённый конфликт на востоке Украины — боевые действия на территории Донецкой и Луганской областей Украины, начавшиеся в апреле 2014 года.

Боевые действия ведутся между вооружёнными силами и другими силовыми структурами Украины (а также рядом нерегулярных добровольческих военизированных формирований) с одной стороны и вооружёнными формированиями повстанцев (в основном сторонников непризнанных Донецкой и Луганской народных республик) — с другой. По утверждению Украины, а также мнению международных организаций, на стороне повстанцев в конфликте участвуют и российские вооружённые силы, сама Россия эти обвинения отвергает.

7 апреля 2014 года и. о. президента Украины Александр Турчинов в связи с захватами административных зданий в Харькове, Донецке и Луганске объявил о создании антикризисного штаба и о том, что «против тех, кто взял в руки оружие, будут проводиться антитеррористические мероприятия». 14 апреля на сайте президента Украины был размещён текст указа № 405/2014 о начале антитеррористической операции: «Ввести в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 13 апреля 2014 г. „О неотложных мерах по преодолению террористической угрозы и сохранению территориальной целостности Украины“». Указ вступил в силу со дня опубликования (8 апреля в Харькове также была проведена антитеррористическая операция).

До конца апреля 2014 года противостояние повстанцев и украинских военных ограничивалось периодическими стычками, рейдами и нападениями на блокпосты с использованием стрелкового оружия. 12 мая, после состоявшихся в Донецкой и Луганской областях днём ранее референдумов о самоопределении, была провозглашена самостоятельность Донецкой и Луганской народных республик, власти которых потребовали вывода со своей заявленной территории украинских войск и Национальной гвардии. Вместо этого украинская вооружённая группировка постепенно была усилена бронетехникой, вертолётами, начались артиллерийские обстрелы. На авиаудары повстанцы отвечали огнём из переносных зенитно-ракетных комплексов, сбивая самолёты и вертолёты.

25 мая президентом Украины был избран Пётр Порошенко. В июне украинские силы развернули наступление по всему фронту и к началу августа, вчетверо сократив территорию, контролировавшуюся повстанцами с начала боевых действий, практически взяли Донецк и Луганск в кольцо окружения. Но в середине августа, после смены руководства ДНР и ЛНР, новые лидеры повстанцев объявили о получении существенного подкрепления. В ходе начавшегося контрнаступления в окружении («котлах») оказались несколько тысяч украинских военных. В начале сентября было заключено соглашение о перемирии, после чего интенсивность боевых действий снизилась, однако на отдельных направлениях столкновения и обстрелы продолжались.

Как указывалось в докладе Управления Верховного комиссара ООН по правам человека от 15 декабря 2014 года, ситуация в зоне конфликта на востоке Украины характеризовалась полным отсутствием законности и порядка, сохранением насилия и продолжающимися боевыми действиями, чему способствовал приток через границу тяжёлого и современного вооружения и живой силы, в том числе из России. Так согласно отчёту вакуум власти и законности в зоне конфликта привёл к убийствам, пыткам, сексуальному насилию, рабскому труду и требованиям выкупа со стороны вооружённых формирований. Широкое распространение получили практики преследования и запугивания людей с проукраинскими симпатиями и включало публичные унижения и фиктивные казни. Всё это оказывало непосредственное влияние на основные права человека, в том числе безопасность, свободу и благосостояние местного населения.

С середины января 2015 года возобновились активные боевые действия на всём протяжении фронта, в результате которых к началу февраля вооружённым формированиям непризнанных республик удалось добиться значительных успехов. В ходе переговоров лидеров «нормандской четвёрки» в Минске 11—12 февраля был согласован новый комплекс мер по выполнению сентябрьского соглашения о перемирии, однако за четыре года, прошедшие с даты подписания Минских соглашений, фактически ни один их пункт не был выполнен. Россия обвиняет Украину в саботировании политической части минских договорённостей (предусматривающей принятие на постоянной основе особого статуса ДНР и ЛНР, закрепление его в Конституции Украины, объявление амнистии и организацию местных выборов), настаивая на том, что только после выполнения этих и ряда других пунктов соглашения может быть восстановлен контроль правительства Украины над всей российско-украинской границей. Украина заявляет о приоритетной необходимости установления международного контроля над границей между непризнанными республиками и Россией как ключевого условия, способствующего возвращению этих территорий в состав украинского государства.

С середины 2017 года руководство Украины, учитывая то, что процесс урегулирования кризиса в «нормандском формате» на основе Минских соглашений зашёл в тупик, сделало ставку на укрепление контактов с новой американской администрацией и достижение урегулирования в Донбассе на основе задействования миротворческого контингента ООН и усиления санкционного давления на Россию. Украинское руководство рассматривает вооружённый конфликт в Донбассе как проявление агрессии со стороны России. Российское руководство настаивает на том, что речь идёт о внутреннем конфликте, в котором Россия является одной из посредничающих сторон между украинскими властями и непризнанными республиками.

18 января 2018 года Верховная рада Украины приняла закон «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях», регламентирующий отношения с ДНР и ЛНР и механизм их возвращения в состав Украины. Закон в его окончательном виде фактически зафиксировал отказ украинских властей от минских договорённостей. Россия в документе названа «агрессором», а неподконтрольные украинскому правительству территории — «оккупированными». 20 февраля президент Украины Пётр Порошенко подписал этот закон, а 24 февраля он вступил в силу. Принятым законом, в частности, было предусмотрено завершение АТО и трансформирование её в «операцию объединённых сил (ООС) по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооружённой агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях».

Международный комитет Красного Креста в 2014 году квалифицировал боевые действия на востоке Украины как «немеждународный вооружённый конфликт». Тогда же организация «Международная амнистия» квалифицировала происходящие события как международный вооружённый конфликт, в котором также участвует Россия — как своей поддержкой повстанцев, так и путём прямого военного вмешательства.

По данным Мониторинговой миссии ООН по правам человека в Киеве, на январь 2019 года жертвами конфликта на Украине стали от 12 800 до 13 000 человек. По подсчётам Управления по координации гуманитарных вопросов ООН (ноябрь 2019), за шесть лет войны в Донбассе погибло более 3,3 тыс. мирных граждан, было ранено до 9 тыс. человек, внутренними переселенцами стали 1,3 млн человек, нуждаются в помощи 3,5 млн человек, появилась «линия соприкосновения» длиной 427 км, «перекрывшая доступ к основным услугам».


Наши герои: