Тема НОД: «На помощь к медвежонку».
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Средняя группа с 4 до 5 лет.
Форма проведения: традиционная.
Цель: формировать знания детей о жизнедеятельности диких животных.
Задачи:
Образовательные: закреплять знания детей о признаках осени, расширять представления о внешнем виде, образе жизни диких животных , учить называть их характерные особенности, з акреплять правила поведения в природе.
Развивающие: развивать диалогическую, связную речь по средствам моделирования, обогащать словарь существительными, глаголами , прилагательными.
Воспитательные: воспитывать доброе отношение к нашим соседям по планете, желание приходить на помощь в трудную минуту.
Словарь: солнце реже светит, птицы улетают на юг, животные ложаться в спячку , длинные уши, уши кисточкой, хороший нюх, хороший слух, нора, логово, дупло, берлога.
Материалы к НОД: иллюстрации животных (лиса, волк, заяц, белка, ёж, медведица) , письмо.
Технические средства: магнитофон, аудиозаписи музыки П.И. Чайковского «Октябрь».
Игровая мотивация: письмо от медвежонка.
Приёмы: игровая мотивация, отгадывание загадок, беседа, дидактическая игра, рассматривание иллюстрации, картинок.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Вводная часть.
Воспитатель. Ребята, когда утром я шла на встречу с вами, мне повстречался почтальон и передал для вас вот это письмо. Интересно от кого оно?
- «Дорогие ребята, я собирал малину и потерялся от мамы, скоро зима а я не могу найти нашу берлогу, помогите, мне, пожалуйста!»
Ребята как вы думаете, кому нужна наша помощь?
Дети. (Зайцу, белке, ежу).
Воспитатель. Правильно медвежонку. А чтобы найти его, нам нужно отправиться в осенний лес.
- «Раз, два, три в лесу окажись!».
Вот мы оказались с вами в осеннем лесу (звучит пьеса П.И. Чайковского «октябрь»). Посмотрите как красиво здесь, сколько разноцветных листьев. Какое сейчас время года? Что происходит осенью? (Осенью на улице холодно, солнце светит реже, птицы улетают в теплые края животные ложатся в спячку.)
Основная часть
Правила поведения на лесной полянке.
Воспитатель. Ребята, давайте вспомним, как надо вести себя в лесу?
Дети. Нельзя шуметь, нельзя трогать животных, нельзя ломать ветки кустов и деревьев, наступать на грибы. Необходимо соблюдать чистоту и тишину.
Беседа «Жизнь диких животных».
Воспитатель . Ребята, посмотрите, а вот и медвежонок!
Воспитатель . Прежде чем мы отправимся в поиске берлоги медвежонка, он хочет загадать нам загадки.
Воспитатель. Ребята, отгадайте, о ком эта загадка?
Хвост пушистый бережёт,
И зверюшек стережёт:
Знают, рыжую в лесу –
Очень хитрую…
(лису)
У лисы красивый пушистый хвост, узкая длинная мордочка, у неё хороший нюх, она с легкостью по запаху определяет, где пробежал заяц, затаилась мышь. У нее хороший слух, она способна услышать, что происходит в другой стороне леса. Она живёт в норе, роет самостоятельно или занимает нору других зверей.
Воспитатель.
Кто зимой холодной
Ходит злой голодный?
(Волк)
- Волк живёт и в лесу. Летом волк ходит сытый. Дичи много. Придёт зимнее время, птицы улетят, звери спрячутся. Нечего волку есть. Злой, голодный ходит волк, ищет добычу. Дом волка называется логово.
Воспитатель.
Что за зверь лесной,
Встал, как столбик, под сосной,
И стоит среди травы,
Уши больше головы?
(Заяц)
- У зайца длинные уши, большие задние лапы и маленький хвостик-комочек. От врагов з аяц быстро убегает и очень ловко прыгает. Заяц летом серый, а зимой совсем белый, и только кончики ушей остаются черными.
Живёт заяц под деревом, кустом или в сухой траве. Ему главное, чтобы там было солнечно, тепло и сухо. Зимой животное выкапывает себе нору в снегу. Ему совсем не холодно, теплая шерстка согревает его в холода.
Летом зверек кушает свежую траву и другие растения, а когда начинается осень и зеленая трава пропадает, то заяц кушает веточки деревьев и кустарников. Зимой он обдирает кору с деревьев и также не забывает про ветки.
Воспитатель.
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
- У белки блестящий мех рыжего цвета, длинные кисточки на ушах и очень пушистый хвост. Б елка живёт в лесу. Осенью белки меняют рыжий мех на светло-серый.
Для того, чтобы белка могла хорошо прыгать передние лапки у неё короткие, а задние – длинные. Белки питаются орехами, семенами сосны и ели, корой, почками деревьев, грибами и насекомыми. Белок дом называется дупло.
Воспитатель.
Под соснами,
Под елками
Живет клубок
С иголками. (Еж)
- Еж обитает в лесу. Спина ежа покрыта иглами. Еж питается насекомыми, т ак же ест грибы и ягоды. Ежи зимой спят, а весной начинают бодрствовать и активно поедать все, что только можно. Ежи строят себе норки.
Ребята, про кого были загадки медвежонка? (лиса, волк, белка, заяц, ёж).
Как можно назвать одним словом их? (дикие животные) .
Физминутка: «Медвежата».
Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так – головой своей крутили Медвежата мёд искали
Дружно дерево качали
Вот так, вот так – дружно дерево качали.
И вразвалочку ходили
И из речки воду пили
Вот так, вот так и из речки воду пили
А ещё они плясали! Дружно лапы поднимали!
Вот так, вот так кверху лапы поднимали! Вот болотце на пути! Как его нам перейти?
Прыг да скок! Прыг да скок! Веселей скачи дружок!
Поворачиваем голову вправо и влево)
(наклоны туловищем вправо и влево)
(Наклоны вперёд)
Дети.
Это – нора лисы. Она рыжая, у нее хороший нюх, она легко может почуять где спрятался заяц.
Это – под кустами живет заяц. У него большие уши, он быстро бегает от врагов.
Пока мы искали с вами берлогу медвежонка пришла и мама медведица, а кто скажет как медведи готовятся к зиме?
III . Итог
Воспитатель.
Молодцы ребята вот мы и помогли медвежонку найти берлогу, он вас всех благодарит и хочет подарить вам подарочки. Ну а нам пора возвращаться в детский сад.
Раз, два, три вот и в детском саду мы!
Цель : Обобщить полученные знания.
Задачи:
Образовательные:
— продолжать учить уравнивать неравные группы двумя способами.
— закрепить представление детей о геометрических фигурах: квадрат, прямоугольник, круг.
— закреплять представления детей о частях суток.
— закреплять знания детей о фруктах и овощах.
— закрепить знания детей об общественном транспорте
Развивающие:
— развивать наглядно – образное мышление, внимание, память.
Воспитательные:
— Воспитывать интерес к математике, и желание работать в коллективе.
Виды детской деятельности и приемы работы:
Форма организации детей:
фронтально, индивидуально.
Место проведения:
группа
Материалы и оборудование:
Демонстрационный:
Письмо
Заяц Крош
2 монетки
книга
Раздаточный:
картинки с предметами похожие на геометрические фигуры, страницы с геометрическими фигурами фрукты: яблоко, банан, груша, апельсин, лимон; овощи: томат, огурец, лук, морковь, кукуруза, раскраски зайчика
Билеты с геометрическими фигурами разного цвета
Ход
Воспитатель:
Здравствуйте! Ты скажешь человеку.
Здравствуй! Улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку.
И здоровым будет много лет.
Давайте, ребята, пожелаем здоровья друг другу и, скажем, здравствуйте!
Дети:
здравствуйте!
Воспитатель:
Ребята к нам в группу пришло сегодня письмо. Хотите узнать что там?
Дети:
ДА!
Воспитатель:
Тогда открываю!
Ребята, я приглашаю вас в гости сегодня днем. Ваш заяц Крош.
Ну, что ребята, пойдем в гости?
Дети:
ДА!
Воспитатель:
Только Наш зайчик далеко в другом городе живет. На чем к нему можно добраться?
Дети:
на автобусе, на машине, на поезде.
Воспитатель:
а какой еще транспорт вы знаете?
Дети:
корабль, самолет
Воспитатель:
Я вам предлагаю поехать на автобусе. Возьмите, пожалуйста, свой билет.
(билеты лежат на полу)
Внимательно посмотрите, какая у вас геометрическая фигура на билете.
И найдите свое место в автобусе. Кто у нас будет водителем автобуса?
Ребенок:
я
Воспитатель:
Скажите, а что делает водитель автобуса.
Дети:
водит, управляет автобусом, возит людей.
Воспитатель:
Молодцы. А я буду кондуктором и буду проверять ваши билеты.
(одеваю фуражку
)
Воспитатель:
граждане пассажиры, предъявите ваши билеты за проезд. Даша, объясни, как ты нашла свое место?
Ребенок:
у меня желтый круг и на стульчике желтый круг.
Воспитатель:
хорошо, ваш билетик Рома. Как вы нашли свое место?
Ребенок:
у меня синий треугольник и на стульчике синий треугольник.
(собираю билеты в сумку и снимаю фуражку
)
Воспитатель:
Ребята мы не опоздали в гости?
Дети:
нет
Воспитатель:
какая часть суток сейчас?
Дети:
утро
Воспитатель:
какие еще части суток вы знаете?
Дети:
вечер, день, ночь.
Воспитатель:
ой я совсем забыла про подарки. В гости с пустыми руками не ходят. Что делать?
Дети:
купить подарки
Воспитатель:
а что любят зайцы.
Дети:
морковь, капусту, кору.
Воспитатель:
ребята давайте зайдем в магазин и купим зайчику Крошу морковки.
В каком магазине мы сможем купить морковь?
Дети:
продуктовом, овощном?
Воспитатель:
хорошо, сейчас мы остановимся и зайдем в продуктовый магазин. Скажите как надо вести себя в магазине?
Дети:
нельзя бегать, кричать, плакать.
Воспитатель:
молодцы. Водитель, остановите возле магазина, пожалуйста.
(проходят к магазину возле прилавка стоит стол на нем фрукты и овощи)
Какой беспорядок. Все фрукты и овощи перемешались. Давайте поможем продавцу навести здесь порядок
Положите на верхнюю полку витрины все овощи., на нижнюю полку все фрукты.
(дети раскладывают продукты)
Воспитатель:
Миша, перечисли, что лежит на верхней полке?
Ребенок:
лук, капуста, огурец, помидор, морковь
Воспитатель:
Дети:
овощи
Воспитатель:
Сережа, перечисли, что лежит на нижней полке.
Ребенок:
апельсин, груша, банан, яблоко, лимон
Воспитатель:
а как можно назвать одним словом?
Дети:
фрукты
Воспитатель:
Ребята, скажите, а сколько здесь морковок?
Дети:
одна
Воспитатель:
давайте купим морковку. Как думаете за одну морковку, сколько мы отдадим монеток (если дети затрудняются подсказываю одну или много)
Дети:
одну.
(оставляем одну монетку берем морковку)
Воспитатель:
Зайчик еще очень любит читать книги. А в каком магазине мы сможем купит книгу.
Дети:
в книжном
\подходят к столам\
Лежат страницы «книг». На каждой странице нарисован квадрат, на треугольник, круг, прямоугольник. На столе разбросаны картинки с изображением предметов похожих на геометрические фигуры.
Воспитатель:
посмотрите…. Ветер растрепал книги, а картинки, которые похожи на геометрические фигуры, все выпали со своих страниц. Может быть, мы поможем книгам?
Дети:
поможем
Воспитатель: отгадайте загадки.
Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья?
Дети:Круг
Воспитатель:
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, —
Ну, пожалуй, и довольно! —
Что ты видишь? — …
(треугольник)
Дети:
Треугольник.
Воспитатель:
фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…
Дети:
Квадрат.
Воспитатель:
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник —
Стал квадрат
Дети:
Прямоугольник.
Воспитатель:
А теперь найдите картинки, похожие на геометрические фигуры и положите на свои места.
Ребята, какие же вы молодцы, все страницы поставили правильно!
За это мы можем купить книгу. Сколько книг?
Дети:
одна.
Воспитатель:
сколько монеток оставим за нее.
Дети:
одну
Воспитатель:
А вот ребята и дом Кроша.
Вы помните как надо себя вести в гостях?
Дети:
да нельзя баловаться, кричать, бегать. Надо здороваться.
Воспитатель:
Молодцы.
(подходят к столам около доски и стучатся)
Заяц:
Здравствуйте, ребята. Молодцы, что пришли вы как раз вовремя.
Дети:
здравствуй
Воспитатель:
Крош, а мы тебе подарки принесли. Что мы принесли?
Дети:
Книгу и морковку.
Заяц: спасибо. А теперь я предлагаю вам сесть за стол. Я приготовил для вас угощение, только не успел разложить грибочки и ягодки по тарелочкам. Перед вами мои необычные тарелки. Выложите на верхнюю полоску все грибочки.
Воспитатель:
Начинаем раскладывать слева направо. Яна, сколько у тебя грибочков.
Ребенок:
пять грибочков
Заяц:
а теперь выложите все ягодки на нижнюю полоску.
Воспитатель:
Андрей, сколько у тебя ягодок на тарелочке?
Ребенок: четыре
Воспитатель:
Чего же больше, грибов или ягод?
Дети:
грибов
Воспитатель:
А на сколько?
Дети:
На один.
Воспитатель:
А как сделать, чтобы грибов и ягод было поровну?
Дети:
убрать гриб.
Воспитатель:
а что еще можно сделать, чтобы грибов и ягод было поровну (одинаковое количество)
Дети:
добавить еще одну ягоду.
(ребята выполняют)
Заяц:
Молодцы! Я вас тоже хочу порадовать. И подарить вам подарки.
(дарит раскраски)
Дети:
спасибо.
Воспитатель:
ребята, слышите. Автобус гудит нам пора отправляться. До свидания Крош.
Заяц:
до свидания ребята.
Дети:
до свидания.
Воспитатель:
ребята, вы помните на каких местах вы сидели.
Занимайте свои места в транспорте и поехали…
Вот и закончилось наше путешествие. Вам понравилось?
Дети:
Да
Воспитатель:
что было трудным для вас?
А что было легко?
Молодцы. Мне было тоже очень интересно с вами. Вот мы и приехали обратно в наш город. В каком городе мы живем?
Дети:
Советский.
Воспитатель:
конечно, и теперь вы можете отправиться путешествовать куда угодно.
Название: Конспект занятия по ФЭМП и ФЦКМ в средней группе «В гости к Крошу»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, математика, 4-5 лет
Должность: воспитатель
Место работы: МАДОУ детский сад «Аленка»
Месторасположение: ХМАО, г. Советский
©Дыбина О. В., 2010
©«МОЗАИКААСИНТЕЗ», 2010
Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
©Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес ()
Данное пособие поможет педагогам дошкольных учреждений успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 4–5 лет с окружающим миром – предметным окружением и явлениями окружающей жизни. Пособие включает в себя планирование работы, занятия, игры-занятия, дидактические игры.
Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы обучения и воспитания дошкольников, содержание работы представлено темами. Для раскрытия каждой темы предлагается примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Это дает педагогу возможность проявить при планировании занятий творчество, включить в них вариативные игровые, проблемные ситуации, сделав воспитательную работу еще более успешной, значимой для него и детей.
Изучение каждой темы может завершаться итоговым заданием, в качестве которого можно использовать ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д. Подобные игровые задания представлены в рабочей тетради Дыбиной О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 4–5 лет. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.
Педагогам следует обратить особое внимание на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:
– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности: необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване; надеть одежду и походить в ней; пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);
– перегружать детей большим количеством вопросов;
– использовать в работе только форму познавательных занятий.
Работу по ознакомлению детей 4–5 лет с окружающим миром необходимо строить в соответствии с их психологическими особенностями, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия с дошкольниками и стремясь сделать данный процесс более доступным и результативным.
В средней группе детского сада ознакомление с окружающим миром проводится как в форме игр-занятий, так и в форме дидактической игры, в которой игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач обеспечивает достижение цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.
В пособии представлен дополнительный материал: варианты занятий, игр-занятий, игр, которые можно использовать в работе с детьми вне занятий, на прогулке.
На ознакомление детей средней возрастной группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями окружающего мира) отводится два занятия в месяц.
В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив детского сада № 179 «Подснежник» АНО ДО «Планета детства “Лада”» г. Тольятти, заведующая – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.
Программное содержание.
Закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке; учить описывать предмет, называя его название, детали, функции, материал.
Материал.
Алгоритм: символы природного или рукотворного мира, формы, размера, частей, функции и т. д.
В гости к детям приходит Незнайка. Он приносит с собой и показывает ребятам свою любимую игрушку.
Педагог спрашивает у Незнайки, что это за игрушка, какая она, что у нее есть, для чего она нужна, из чего сделана и кто ее сделал. Незнайка рассказывает о своей игрушке.
Затем Незнайка спрашивает у детей, какие у них любимые предметы. Педагог предлагает ребятам найти в группе любимые предметы, принести их Незнайке и рассказать о них.
Воспитатель показывает детям подсказку (алгоритм) для описания предмета и описывает свой предмет, например: «Это – игрушечная машина, у нее есть кабина, кузов, четыре колеса; на ней можно перевозить груз; машина сделана из дерева, относится к рукотворному миру».
Дети по очереди описывают свои любимые предметы.
Игровое задание считается выполненным, если все предметы описаны правильно.
Варианты усложнения занятия
1. Предложить детям выбирать для описания предметы определенной группы: игрушки, посуда, мебель, одежда.
2. Ребенок рассказывает о своем любимом предмете, не называя его, а остальные дети отгадывают.
Программное содержание.
Ввести понятие «семья». Дать детям первоначальные представления о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра); мама и папа – дочь и сын бабушки и дедушки. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.
Материал.
Матрешка с шестью матрешками-вкладышами, мяч, корзиночка, 3 комплекта картинок (бабушка, дедушка, мама, папа, сестра, брат, кошка, собака, птицы, рыбки), 3 листа белой бумаги формата А3, текст стихотворения С. Маршака «Матрешки», фотографии членов семей детей и педагога, по одной общей семейной фотографии детей и педагога, планшет (наборное полотно) для размещения фотографий.
Предварительная работа.
Разучивание пальчиковых игр «Кто живет в семье», «Как у деда Ермолая». Рассказывание и чтение сказок «Три медведя», «Коза с козлятами», «Три поросенка»; стихотворения А. Барто «Две сестры глядят на брата». Альбом «Как я провел лето». Игры: сюжетно-ролевая игра «Семья»; дидактические игры «Накроем стол для чаепития», «Папино, мамино хозяйство», «Поможем маме». Беседа о том, как нужно называть родителей, бабушку, дедушку.
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку, а отгадку найти в группе, на полке с игрушками.
Хвалит ребят за правильную отгадку, берет в руки матрешку. Спрашивает, хотят ли дети познакомиться с гостьей Матрешкой.
В этой куколке-девице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица -
Для меньшей темница.(Матрешка)
Программное содержание.
Учить детей группировать предметы по назначению; воспитывать желание помогать взрослым.
Программное содержание.
Картинки с изображением предметов, необходимых для игр и для труда на огороде, на кухне, в квартире; три макета: огород, кухня, комната.
Воспитатель показывает детям письмо от Петрушки и читает его. В письме Петрушка сообщает, что гостит у бабушки. Он играет, рисует, гуляет, а еще помогает бабушке. Сегодня она дала ему три задания: посадить на огороде морковь и полить цветы; сварить суп; навести порядок в комнате (убрать игрушки, вытереть пыль, пропылесосить). Но Петрушка запутался в орудиях труда, необходимых для выполнения заданий, и просит ребят помочь ему.
Воспитатель показывает детям макеты огорода, кухни и комнаты и объясняет задание: нужно взять одну картинку, посмотреть на нее внимательно, назвать предмет, рассказать, как им пользуются и для какого труда он нужен, а потом положить картинку к соответствующему макету. Например, пылесос используют для чистки ковра, его нужно включать и пылесосить, поэтому картинку с изображением пылесоса нужно положить к макету комнаты.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что среди картинок с орудиями труда есть картинки с игрушками. Их нужно отобрать и сложить в коробку. Задание считается выполненным, если все картинки разложены правильно.
В конце игры воспитатель предлагает детям рассказать в письме Петрушке, какие предметы ему понадобятся для выполнения заданий бабушки.
Программное содержание.
Развивать умение группировать предметы по назначению; совершенствовать координацию и точность движений.
Материал.
Картинки с изображением орудий труда (грабли, лопата, лейка) или игрушечные грабли, лопата, лейка; цветочный горшок; кукла Петрушка; ширма.
В гости к детям приходит Петрушка и приносит картинки с изображением орудий труда (грабли, лопата, лейка) или игрушечные грабли, лопату, лейку и цветочный горшок.
Педагог. Ребята, посмотрите и назовите, что принес Петрушка? (Грабли, лопату, лейку, цветочный горшок.)
Как вы думаете, зачем все это Петрушке? (Петрушка будет трудиться.)
Грабли относятся к природному или рукотворному миру? (К рукотворному.)
А лопата? (К рукотворному.)
А земля? (К природному.)
А лейка? (К рукотворному.)
Давайте посадим какое-нибудь растение и Петрушку научим делать это. Сначала нужно полить землю, затем вырыть ямку, посадить растение, присыпать землей и еще раз полить. А теперь скажите, какими орудиями труда мы пользовались и для чего каждый предмет предназначен. (Лейка, чтобы поливать; лопата, чтобы копать; грабли, чтобы рыхлить; земля, чтобы в ней все росло; солнышко, чтобы все согревало.)
Теперь нарисуйте предметы, необходимые для труда, а мы с Петрушкой посмотрим, кто лучше нарисует.
Дети приступают к рисованию.
Программное содержание.
Формировать умение детей классифицировать предметы по назначению; закреплять названия профессий; воспитывать интерес к работе садовника, повара, врача, столяра, портного.
Материал.
Картинки с изображением Петрушки в виде садовника, повара, врача, столяра, портного. Предметные картинки (орудия труда и несколько лишних предметов).
Педагог. Вы уже знаете, ребята что наш друг Петрушка уехал к себе домой в сказочную страну, а сегодня прислал письмо. Вот что он пишет: «Здравствуйте, ребята! Пишу вам издалека. Мне здесь очень нравится. Я узнал много интересного о людях разных профессий и даже захотел работать вместе с ними. Так как я не скоро приеду к вам, посылаю картинки, на которых художник нарисовал меня за работой. А вы, ребята, угадайте, кем я хочу работать».
Как вы думаете, кем работает Петрушка? (Показывает картинку.) Правильно, здесь он – врач. А здесь кто? (Повар.)
Кем изображен Петрушка на этой картинке? (Он садовник.)
Как вы догадались? (Он сажает цветы.)
На этой картинке Петрушка – портной, он шьет одежду для детей и взрослых. В руках у него сантиметр, с помощью которого можно узнать, сколько нужно ткани на брюки или юбку. Кто изображен на этой картинке? (Столяр.)
Петрушка просит вас помочь ему выбрать предметы, необходимые ему для работы. Я буду показывать картинки, а вы будете отгадывать, нужен Петрушке этот предмет для работы или нет.
Если ребенок правильно называет предмет, воспитатель отдает ему картинку. Выигрывает тот, у кого будет больше картинок. Игра рассчитана на пять игроков.
Возможен вариант усложнения игры: дети, которые уже знакомы с игрой, могут играть самостоятельно по 1–2 человека.
Программное содержание.
Формировать понятия «друг», «дружба». Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам; учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение Л. Квитко и сказать о ком оно.
Дети. Это стихотворение о друзьях.
Об этих ребятах
Не зря говорят:
«Они друг за дружку
Горою стоят».
Их двое, а кажется -
Топает взвод,
Когда подготовка
К сраженью идет.
Жуков изучают,
Сидят у реки,
И очень охотно
Едят пирожки.
Один завздыхает
Вздохнет и другой.
Один зачихает
Чихнет и другой.
Они не дерутся
Почти никогда,
Ведь драка – не спорт,
Борьба – это да.
Где первый,
Там, стало быть, будет второй!
Стоят друг за дружку
Ребята горой!
Программное содержание.
Продолжать учить детей группировать предметы по назначению; развивать любознательность.
Материал.
Большая картинка «Клоун рисует»; маленькие картинки с изображением инструментов и материалов для рисования.
К детям в гости приходит Петрушка, достает из папки большую картинку «Клоун рисует» и просит ребят рассказать, что на ней изображено.
Затем Петрушка показывает маленькие картинки и просит детей помочь ему подобрать инструменты и материалы для рисования. Дети отбирают картинки с инструментами и материалами для рисования, называют предметы, рассказывают, как их используют и для чего они нужны. Картинки с изображением предметов, не соответствующих заданию, дети откладывают в сторону.
Для того чтобы Петрушка мог правильно использовать инструменты и материалы для рисования, воспитатель предлагает детям разложить картинки на три группы:
1) инструменты для рисования красками;
2) инструменты для рисования карандашами;
3) инструменты для рисования мелками.
Дети объясняют, почему отнесли предметы к данной группе. Игровое задание считается выполненным, если ребята правильно классифицировали предметы.
Затем воспитатель организует игру «Найди пару» с целью закрепления умения определять назначение и функции предметов. В игре используются картинки с изображением предметов, выполняющих одинаковые и разные функции.
Педагог. Ребята, вчера вечером мне принесли посылку и письмо. Хотите узнать, что в нем написано? Письмо пришло от ребят из другого детского сада. Они предлагают нам поиграть в игру «Найди пару» и описывают ее. А что в посылке? Здесь конверты с картинками. В каждом конверте четыре картинки, на которых изображены предметы. Все предметы выполняют какие-то функции. Что значит «предмет выполняет какую-то функцию»? (Ответы детей.)
С помощью воспитателя дети объясняют, что делают с помощью данного предмета, как его используют. Затем дети называют предметы, изображенные на картинках, и рассказывают об их функциях.
Воспитатель раздает ребятам по одной картинке.
Педагог. Послушайте задание: за первый стол сядут ребята, у которых картинки с предметами для переноски тяжестей, за второй стол сядут дети, у которых картинки с предметами для рисования, за третий стол сядут ребята, у которых картинки с предметами для освещения комнаты. Теперь поднимите картинки, на которых нарисованы предметы, помогающие учиться, а затем картинки с изображением предметов, помогающих трудиться. Молодцы! Хорошо справились с заданием.
Программное содержание.
Уточнить знания детей о детском саде. (Большое красивое здание, в котором много уютных групп, есть два зала (музыкальный и физкультурный), просторная кухня, где повара готовят еду, медицинский кабинет, где оказывается помощь детям. Детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге.) Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду.
Материал.
Фотографии: общий вид детского сада, групповых помещений, музыкального и спортивного залов, кухни, медицинского кабинета; фотографии детей, занимающихся разными видами деятельности; фотографии работников детского сада. Лист ватмана, клей, фломастеры, цветная бумага.
Воспитатель спрашивает у детей, любят ли они свой детский сад; нравится ли им играть, заниматься, трудиться; много ли у них в детском саду друзей.
Предлагает ребятам сделать фотомонтаж о детском садике на общем стенде. Обращает их внимание на фотографии, просит найти среди них фотографию здания детского сада.
Вместе с детьми размещает фотографию здания детского сада на листе ватмана и приклеивает ее.
Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы и уточняет, что каждый ответ представлен на фотографии. Обращает внимание на то, что после каждого ответа они должны найти нужную фотографию и приклеить ее на общем стенде.
По ходу беседы с детьми все фотографии педагог приклеивает на лист ватмана.
Вопросы к детям:
– Чего в детском саду много? (Групп, детей, взрослых, игрушек и т. д.)
– Много групп – это хорошо или плохо?
– Какая наша группа? (Большая, светлая, красивая, уютная и т. д.)
– Что делают ребята в группе? (Играют с игрушками, читают книги, ухаживают за цветами, занимаются и т. д.)
– Какие помещения, кроме групповых комнат, хорошо вам знакомы? (Музыкальный и спортивный залы, кухня, медицинский кабинет и т. д.)
– Люди каких профессий работают в детском саду? (Воспитатели, повара, медицинская сестра, заведующий, музыкальный руководитель, плотник, сторож и т. д.)
– Какую работу выполняет воспитатель? Помощник воспитателя? Повар? Работник прачки? И так далее.
– Что вы можете рассказать о воспитателях, поваре, медицинском работнике, помощнике воспитателя? Какие они?
Воспитатель обобщает ответы детей и подводит их к выводу о том, что детский сад большой, красивый, его посещают много детей; в детском саду работают люди разных профессий, их труд значим и важен.
В процессе беседы лист ватмана с фотографиями оформляют цветной бумагой.
НОД по формированию целостной картины мира в средней группе "Осень к нам пришла"
Цель : формирование знания детей об осениХод занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с природой вокруг нас.Что происходит осенью в природе, в жизни зверей и птиц? (Дети отвечают.)
Воспитатель: Что делают люди в садах и огородах? (Дети отвечают.)
Игра «Овощи и фрукты»
Цель: закрепить знание овощей и фруктов. (Нужно собрать овощи в корзину, а фрукты в вазу.)
Воспитатель:
Молодцы с этим заданием справились.
Физминутка «Листочки»
(Дети эмитируют полет осенних листочков)
Воспитатель:
Скажите, а птицы все остаются у нас на зиму? Каких птиц называют зимующими?(снегирь, воробей, ворона, дятел, чиж, голубь)
Воспитатель
: давайте рассмотрим как выглядит птица, что у нее есть? (голова, шея,хвост и т.д).
Воспитатель:
Расскажите, чем питаются птицы зимой?
Дети: Семенами деревьев, личинками под корой деревьев.
Воспитатель:
А еще птиц кормит человек. Для этого он изготавливает кормушки.
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Воспитатель:
Какие звери делают запасы на зиму? А какие запасы делают звери на зиму? Осенью можно в лесу найти много грибов. А какие грибы вы знаете? Все ли грибы можно есть?
Дидактическая игра: посмотрите какие листики у нас на полу, их сорвал ветер и принес их к нам в группу. С каких деревьев их сорвал ветер? (рябина, клен, дуб, тополь, береза). Если у дуба листья дубовые, то у клёна – какие? (у рябины, у берёзы, у тополя, у ивы, у осины). Вот стоят корзинки вам нужно собрать листики в корзинку с изображением дерево. (на корзинках изображены деревья)
Воспитатель
: о чем мы сегодня с вами говорили? что нового вы узнали?
Организация: МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»
Населенный пункт: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым
Учить детей логически мыслить.
Закрепить знания детей о природе России.
Вызвать чувство восхищения красотой русской природы.
Закрепить знания детей о различных свойствах и качествах предметов.
Выделять основные признаки предметов.
Вызвать интерес к предметному миру.
Закрепить с детьми обобщающее понятие «транспорт».
Закреплять умение выделять различные признаки предметов.
Находить существенные признаки и по существенным признакам обобщать предметы в одно родовое понятие.
Воспитывать в детях любовь к своей Родине.
Ход занятия:
1. Воспитатель:
Сегодня у нас в гостях кукла Мирана. Она живет в стране Кукландия. Марина не знает в какую страну она попала. Ребята, в какой стране мы живем? (в России)
Ребята, я вам принесла очень красивые картины, давайте их рассмотрим.
Что вы видите? (лес)
Как вы догадались что это лес?(много деревьев)
Названия каких деревьев вы знаете? (береза, ель и т. д.)
В лесу живут много диких животных. Там много ягод, грибов. Посмотрите, дети, какой красивый лес. В таком лесу легко дышится.
Посмотрите на другую картину.
Что вы видите? (деревья, река, горы)
Что делают дети? (купаются)
Посмотрите на эти картины еще раз. Обратите внимание, какая красивая природа в нашей стране.
Мирана, понравилась тебе наша природа?
2. Воспитатель:
Посмотрите, что –то лежит на столе. Это мешочек, но не простой, а чудесный. Давайте посмотрим что там есть.
Что ты достал? (карандаш)
Какого он цвета? (зеленого)
Да, как будто этот карандаш одет в зеленную рубашку.
У карандаша два конца, один тупой, а второй? (острый)
Где карандаш носиком проводит, там след кладет.
Что ты достал? (ложку)
Ложка какая? (большая)
Зачем она нужна? (чтобы кушать)
Третий ребенок достает мыло.
Что ты достал? (мыло)
Проведи ручкой по нему, какое оно? (гладкое)
А теперь понюхай мыло, оно пахнет? (мыло пахнет, можно сказать оно душистое)
Следующий ребенок достает предмет.
Что ты достал? (матрешка)
Сколько у тебя в руке матрешек? (одна)
Как можно играть с матрешкой? (ее можно раскладывать)
Все матрешки похожи друг на друга, они в одинаковой одежде
Из чего сделаны матрешки? (из дерева)
Пятый ребенок достает из мешочка мяч.
Что ты достал? (мяч)
Какой мяч? Что ты можешь сказать о нем? (резиновый, круглый, цвет мяча)
Мирана, обрати внимание, что все вещи разные. Их создали взрослые люди, чтобы мы могли пользоваться ими.
Ребята, как нужно обращаться с предметами? (бережно, аккуратно)
Физ. минутка:
О чем поют воробушки (шагают на месте)
В последний день зимы (руки в стороны, на пояс)
Мы выжили, мы выжили (прыгают на месте)
Мы живы! Живы мы! (шагают на месте)
3. Воспитатель:
Ребята, подойдите к столу.
Что вы видите? (машины)
Скажите, зачем нужны машины? (чтобы перевозить людей и грузы)
Как можно назвать одним словом эти машины? (транспорт)
Скажите, для чего людям нужен транспорт? (чтобы перевозить людей и грузы)
Итак, мы знаем, что все то, что служит для перевозки людей и грузов, называется транспорт.
А сейчас посмотрим, сможете ли вы отличить транспорт от других предметов.
Воспитатель к картинам с транспортом добавляет картины с изображением крана, экскаватора, асфальтного катка.
Дети разделяют картины на две группы: «транспорт», «спец. техника»
Ребята, Миранаговорит, что ей пора домой, ей только что позвонили.
Мирана, а ты запомнила, в какой стране живут наши дети?
Дети, давайте напомним Миране. (в России).
В России очень красивая природа. Много лесов, рек, лугов, полей и т. д.
В конце занятия дети подводят итог: живут в России, природа красивая и богатая. Много разных видов транспорта. Русский народ своими руками создал много полезных вещей.