Партия «Союз русского народа» (срн). Партия «Союз русского народа» (СРН) Отношение союза русского народа к аграрному вопросу

23.04.2024

Союз русского народа, организация черносотенцев. Создана в ноябре 1905, центр в Санкт-Петербурге, св. 500 отделов в ряде городов. Руководители: А. И. Дубровин, В. М. Пуришкевич, Н.Е.Марков. Монархическая программа содержала одновременно требования улучшить положение трудящихся, избавиться от засилья бюрократии. В 1908 из него выделился “Союз Михаила Архангела”. В 1910-1912 распался на две самостоятельные организации: "Союз русского народа" и Всероссийский дубровинский союз русского народа. После Февральской революции деятельность союзов запрещена.

Подробнее смотрите в главе из книги Вадима Кожинова "Россия век XX" Кто такие черносотенцы?

Союз Русского Народа, массовая патриотическая организация. Возникла в октябре 1905 году в Петербурге для борьбы с революционным движением, иудейским и либерально-масонским подпольем. Основатель Союза — врач А. И. Дубровин (председатель Главного Совета). Союз объединил наиболее сознательную, национально мыслящую часть русского народа — горожан, помещиков, интеллигенцию.

В патриотической деятельности “Союза Русского Народа” принимали участие выдающиеся общественные и государственные деятели, ученые, писатели, люди искусства. Среди них сам царь Николай II, свв. Иоанн Кронштадтский и будущий патр. Тихон, архим. Антоний (Храповицкий), протоиер. Иоанн Восторгов, протоиер. Михаил Алабовский, архим. Почаевской лавры Виталий (Максименко), архим. М. Гневушев; государственные деятели (министры, члены Государственного Совета и Государственной Думы) — И.Г. Щегловитов, Н.А. Маклаков, А.А. Римский-Корсаков, кн. А.А. Ширинский-Шихматов, Н.П. Муратов, Е.К. Климович, кн. В.М. Волконский, А.С. Стишинский; ученые: академики Д.И. Менделеев и А.И. Соболевский, профессора Б.В. Никольский, А.В. Стороженко, А.С. Вязигин, Д.И. Иловайский, В.Ф. Залесский, С.В. Левашов, Ю.А. Кулаковский, И.П. Сазанович; С.Ф. Шарапов, И.Е. Забелин, Г.В. Бутми, А. Фролов, Г.Г. Замысловский, Л.А. Балицкий, А.С. Будилович; писатели и публицисты: С.А. Нилус, В. В. Розанов, Л.А. Тихомиров, М.О. Меньшиков, П.Ф. Булацелъ, К.Н. Пасхалов, П.А. Крушеван, Н.Д. Жевахов, Н.Д. Тальберг, И.И. Дудниченко, А.П. Липранди, А. Муратов, Н.Д. Облеухов, В.А. Балашов, Н.П. Тихменев, С.А. Кельцев, Д.Е. Куделенко, М.А. Орфенов (“Рязанец”), С.К. Глинка-Янчевский; художники: В.М. Васнецов, М.В. Нестеров, П.Д. Корин. В Совет “Союза” входили Н.Е. Марков, А.И. Коновницын, Э.И. Коновницын, Е.Д. Голубев, А.И. Трищажный, В.М. Пуришкевич, Б.В. Никольский, И.О. Оборин, С.И. Трищажный, А.А. Майков, В.А. Андреев, С.Д. Чекалов, Е.А. Полубояринова.

Членами Союза могли быть только природные русские вне зависимости от пола, возраста, сословий и состояния, но обязательно христиане — православные, единоверцы, старообрядцы. Вступление в члены “Союза” лиц некоренного русского происхождения и инородцев могло быть разрешено по единогласному постановлению членов руководящего Союзом Совета. Категорически запрещался прием в “Союз” евреев, даже в том случае, если они принимали христианство.

Верховной целью Союза было развитие национального русского самосознания и прочное объединение русских людей всех сословий и состояний для общей работы на благо Отечества — России единой и неделимой. В программе Союза провозглашалось, что благо Родины — в незыблемом сохранении Православия, русского неограниченного Самодержавия и Народности. Русский народ, говорилось в программных документах Союза, — народ православный, а потому Православной Христианской Церкви, которая, по мнению членов Союза, должна быть восстановлена на началах соборности и состоять из православных, единоверцев и воссоединенных с ними на одинаковых началах старообрядцев, должно быть предоставлено первенствующее и господствующее в государстве положение. Самодержавие русское создано народным разумом, благословлено Церковью и оправдано историей; самодержавие — в единении царя с народом.

В документах Союза специально подчеркивалось, что члены Союза не отождествляют царскую власть и современный бюрократический строй, который заслонил светлую личность русского царя от народа и присвоил себе часть прав, составляющих исконную принадлежность Русской самодержавной власти. Именно этот бюрократический строй привел Россию к тяжелым бедствиям и потому подлежит коренному изменению.

При этом члены “Союза” стояли на той точке зрения, что изменения действующего строя должны совершаться не путем ограничения прав царской власти в форме каких бы то ни было конституционных или учредительных собраний, а посредством создания Государственной Думы как органа, осуществляющего связь между державной волей царя и национальным сознанием народа. Причем Государственная Дума не должна пытаться ограничить верховную царскую власть, а обязана правдивым осведомлением о действительных нуждах народа и государства помогать царю — верховному законодателю — осуществлять назревшие преобразования во благо русскому народу. Для этого Государственная Дума должна быть чисто совещательной и национально русской.

Важно подчеркнуть, что “Союз Русского Народа”, говоря о Государственной Думе, вкладывал в нее значение чисто русской организации Земского Собора. Думу, которая существовала в 1906-07, “Союз Русского Народа” считал чужеродной и не признавал; свое присутствие в Государственной Думе, руководство которой осуществляли преимущественно масоны, русские патриоты рассматривали как работу в стане врага, считая необходимым упразднение этой чужеродной России организации и создание на ее месте представительного органа русского духа — Земского Собора.

В документах “Союза Русского Народа” проводится мысль о господствующем значении русского народа в строительстве, развитии и сохранении государства.

Русской народности (объединяющей великороссов, белорусов и малороссов), собирательнице земли Русской, создавшей великое и могущественное государство, принадлежит первенствующее значение в государственной жизни и в государственном строительстве. Все учреждения Российского государства объединяются в прочном стремлении к неуклонному поддержанию величия России и преимущественных прав русской народности, но на строгих началах законности, “дабы множество инородцев, живущих в нашем Отечестве, считали за честь и благо принадлежать к составу Российской Империи и не тяготились бы своей зависимостью”.

По земельному вопросу “Союз Русского Народа” стоял на позиции расширения крестьянского землевладения на началах неприкосновенности земельной собственности.

“Союз” предлагал целый ряд мероприятий для улучшения положения крестьян, в том числе:

уравнение имущественных и семейных прав крестьянского и прочих сословий, не принимая при том никаких насильственных мер ни против общины, ни против иных местных бытовых особенностей устройства крестьян;
передача земли малоземельным крестьянам на выгодных для них условиях и по доступным ценам, в том числе путем покупки за счет государства у частных владельцев;
увеличение помощи переселенцам для переезда на новые места;
создание государственных зернохранилищ для покупки крестьянского хлеба и выдачи под него ссуд;
учреждение и развитие мелкого государственного сельского кредита для поддержки мелких землевладельцев;
создание условий для облегчения крестьянам приобретения скота и улучшения сельскохозяйственных орудий.

По рабочему вопросу “Союз Русского Народа” стремился всеми мерами способствовать облегчению труда и улучшению быта рабочих, сокращению рабочего дня, страхованию рабочих на случай смерти, увечий, болезни и старости. “Союз” настаивал на необходимости организации Русского государственного промышленного банка с целью облегчения образования рабочих и промышленных артелей и товариществ и снабжения их дешевыми продуктами.

Свою программу деятельности “Союз Русского Народа” имел в области народного хозяйства. Здесь он ставил своими задачами всеми мерами способствовать развитию русской торговли и промышленности, освобождению их от иностранной зависимости и засилья евреев и переводу в русские руки. В числе главных экономических мероприятий, предлагаемых “Союзом”, в частности, значились:

увеличение количества денежных знаков путем уничтожения золотой валюты и введения национального кредитного рубля;
освобождение русских финансов из подчинения иностранным рынкам;
организация русских капиталистов на борьбу с еврейским и иностранным капиталом, чтобы вызвать приток государственных капиталов на арену борьбы русских предпринимателей с еврейскими и иностранными;
уничтожение частных земельных банков, служащих эксплуатации населения, и образование общегосударственного земельного банка;
создание такой хозяйственной системы, при которой все без исключения государственные заказы исполнялись бы в России, а не за границей и чтобы на промышленные и мореходные предприятия, получающие государственную поддержку, не допускались бы иностранцы;
упорядочение внешней торговли посредством учреждения русских арбитражных комитетов и посреднических контор.

“Союз Русского Народа” требовал введения бесплатного всеобщего народного образования, и прежде всего земледельческого и ремесленного. Школа в России должна быть национально русской и воспитывать юношество в духе православных христианских начал: любви к Царю, Отечеству и преданности долгу.

В части осуществления русского порядка “Союз” ставил себе задачу добиваться всеми возможными методами устранения служебного произвола, судебной волокиты и восстановления правосудия.

“Союз” настаивал на введении смертной казни за преступления против государства и человеческой жизни, а также за грабеж; недозволенное приготовление, хранение, перевозку, ношение и употребление взрывчатых веществ и снарядов революционерами; укрывательство террористов-боевиков; насильственное снятие с работ и закрытие промышленных и торговых заведений; порчу мостов, путей и машин с целью прекращения движения или остановки работы; вооруженное сопротивление властям и революционную пропаганду в войсках.

“Союз Русского Народа”, признавая, что русский суд находится иногда под влиянием евреев и благодаря этому весы правосудия пристрастно наклоняются в их пользу, брал на себя обязательство отстаивать интересы русского правосудия и русского народа на суде.

“Союз” настаивал на том, чтобы в судебном ведомстве прекратились случаи покровительства революции. Поэтому члены “Союза” настаивали на устранении от должности тех чинов судебного ведомства, которые принимали участие в политических партиях, враждебных Православию, Самодержавию и Русской народности.

Особое значение “Союз Русского Народа” придавал решению так называемого еврейского вопроса.

“Евреи, — отмечалось в 1906 в одном из документов “Союза”, — в течение многих лет, и особенно в последние два года, вполне высказали непримиримую ненависть к России и ко всему русскому, свое невероятное человеконенавистничество, свою полную отчужденность от других народностей и свои особые иудейские воззрения, которые под ближним разумеют одного только еврея, а в отношении христиан допускают всякие беззакония и насилия, до убийств включительно.

Как известно и как заявляли неоднократно сами евреи в своих “манифестах” и прокламациях, переживаемая нами смута и вообще революционное движение в России — с ежедневными убийствами десятков верных долгу и присяге слуг Царя и Родины, — все это дело рук почти исключительно евреев и ведется на еврейские деньги.

Русский народ, сознавая все это и имея полную возможность, пользуясь своим правом хозяина земли Русской, мог бы в течение одного дня подавить преступные желания евреев и заставить их всех преклониться перед его волей, перед волей державного хозяина земли Русской, но, руководствуясь высшими задачами христианского вероучения и слишком сознавая свою силу для того, чтобы отвечать им насилием, избрал другой путь для решения еврейского вопроса, являющегося одинаково роковым вопросом для всех цивилизованных народов”.

Чтобы решить еврейский вопрос мирным путем, “Союз Русского Народа” предлагает способствовать организации еврейского государства в Палестине и всячески помогать евреям переселиться в “свое государство”.

Руководствуясь этим и веря в успешное осуществление данного проекта, идущего навстречу желанию самих евреев, “Союз Русского Народа” полагал, что поспешность осуществления этой задачи несомненно бы отразилась на нормальном выполнении евреями их гражданских обязанностей в странах, оказавших им гостеприимство, во вред народам, среди которых они живут.

А потому “Союз Русского Народа” обязал своих представителей в Государственной Думе требовать, чтобы все проживающие в России евреи были немедленно признаны иностранцами, но без каких бы то ни было прав и привилегий, предоставляемых всем прочим иностранцам. Такая мера в связи с другими ограничительными мерами, несомненно, поддержала бы энергию евреев в деле скорейшего переселения в собственное государство и обзаведения собственным хозяйством.

“Союз Русского Народа” настаивает на введении целого ряда ограничений для евреев. С трибуны Государственной Думы члены “Союза” требуют следующего:

1. Чтобы евреи не могли быть допущены ни в армию, ни во флот, ни военнослужащими, ни по вольному найму, ни в интендантство. Чтобы евреи не могли быть военными врачами, фельдшерами и фармацевтами. (С другой стороны, справедливо и необходимо заменить для евреев отбывание воинской обязанности денежной; непрерывное же поступление этой денежной повинности возложить на еврейское население с круговой порукой).

2. Немедленного восстановления строгой черты еврейской оседлости в прежних пределах, с предоставлением подлежащим обществам, входящим в черту оседлости, права делать постановления о недопущении евреев в свои пределы, а равно и о выселении из них.

Отмены всех законов, расширяющих черту оседлости евреев, дабы были восстановлены законы, действовавшие по ограничению евреев до 1903 года.
Отмены привилегий для евреев по образованию, ремеслам, предоставляющих им право повсеместного жительства.
Воспрещения евреям проживать и пребывать в портовых городах.

3. Недопущения евреев во все учебные заведения, где обучаются дети христиан, и лишения их права основывать учебные заведения высшие и средние.

Воспрещения евреям быть преподавателями и начальниками (директорами, инспекторами и т. п.) в казенных, общественных и частных учебных заведениях.
Воспрещения евреям быть домашними и сельскими учителями (воспрещение это распространяется и на евреек).

4. Недопущения евреев на государственные и общественные службы.

Воспрещения евреям получать какие бы то ни было концессии и участвовать в каких бы то ни было общественных и казенных подрядах и поставках.
Воспрещения евреям быть судовладельцами и судоводителями и вообще службы в торговом флоте и на железных дорогах.
Воспрещения евреям принимать участие в выборах в общественные учреждения и самоуправление, а равно иметь в оных своих представителей по назначении административной власти.

5. Недопущения евреев под каким бы то ни было видом в Государственный Совет и Государственную Думу, ни к выборам в оные.

6. Воспрещения содержать аптеки и аптекарские магазины, быть провизорами, управлять и служить в оных.

Воспрещения евреям производить торговлю медикаментами и медицинскими продуктами.

7. У евреев, уличенных в участиях в революционных действиях, — конфискации всякого имущества, каковое поступает в казну.

8. Недопущения евреев ни в редакторы, ни в издатели периодических изданий.

Воспрещения евреям иметь книжные магазины, типографии, литографии.

9. Воспрещения евреям — иностранным подданным пребывать в России.

“Союз Русского Народа” предлагал еврейским организациям оказать даже материальную поддержку, чтобы ускорить процесс переселения евреев в Палестину. Представители “Союза” обращались к правительству с просьбой — войти в сношение с иностранными правительствами о всяческом содействии евреям в переселение.

Идеи “Союза Русского Народа” приобрели широкую популярность.

В короткий срок “Союз” превратился в самую большую партию в России с собственной газетой «Русское Знамя» (выходила с ноября 1905). Делая упор на массовую просветительскую работу путем открытия школ, устройства чтения, собраний, бесед, распространения книг и брошюр, издания своих газет и журналов, “Союз” вместе с тем превратился в активную, наступательную политическую силу. Для борьбы с революционерами члены “Союза” объединяются в вооруженные дружины, участвуют в подготовке выборов в Государственную Думу и органы местного самоуправления. “Союз” участвует в строительстве церквей, открывает больницы и приюты, дома трудолюбия, учреждает кассы взаимопомощи и промышленно-сберегательные товарищества для материальной поддержки своих членов.

К концу 1907 “Союз Русского Народа” насчитывал около 400 местных отделений, половина которых приходилась на сельскую местность. Число членов “Союза” доходило до 400 тыс. человек, но это был только патриотический актив. Общее число русских людей, связанных с деятельностью “Союза Русского Народа”, составляло не менее 2 млн. человек.

В 1908-10 “Союз Русского Народа” разделился на три самостоятельные патриотические организации: “Союз Михаила Архангела” (под руководством В.М. Пуришкевича), “Союз Русского Народа” (под руководством Н.Е. Маркова) и “Всероссийский дубровинский Союз Русского Народа”.

О. Платонов

Подпишитесь на нас

Правомонархическая черносотенная организация, существовавшая в 1905-1917 гг.

Начальный этап существования организации

Инициаторами создания Союза русского народа были игумен Воскресенского миссионерского монастыря под Санкт-Петербургом Арсений (Алексеев), художник А.А. Майков и детский врач А. И. Дубровин. В ноябре 1905 г. был учрежден Главный совет организации. А.И. Дубровин стал председателем Союза, а А.А. Майков его заместителем.

Первой публичной акцией Союза стал митинг 21 ноября 1905 г. в Михайловском манеже в Санкт-Петербурге, где, по оценке участника события П.А. Крушевана, собралось 20 тыс. человек. На митинге выступили А.И. Дубровин, П.Ф. Булацель, В.М. Пуришкевич, писатель М.И. Волконский, публицист Н.А. Энгельгардт и другие известные монархисты.

Одной из основных задач на начальном этапе деятельности Союза была организация местных отделов. Благодаря усилиям члена Союза A.И. Тришатного было открыто около 60 отделов по всей стране, в том числе в Москве, Яро славле, Новгороде Великом, Одессе.

Большое внимание уделялось также агитационно-пропагандистской деятельности: печатались воззвания, обращения, листовки. Учредители Союза называли одной из главных задач оказание поддержки императору Николаю II в борьбе с революционным движением. Руководители и активисты Союза постоянно направляли на имя царя всеподданнейшие адреса, телеграммы, обращения и челобитные. В декабре 1905 г. состоялся Высочайший прием депутации Союза Николаем II. Это способствовало росту численности сторонников Союза и укрепления его позиций в обществе. К осени 1906 г. произошло окончательное становление Союза русского народа как ведущей правомонархической организации.

Идеология Союза русского народа

В августе 1906 г. был официально утвержден устав Союза. Целью организации было объявлено «развитие национального русского самосознания и прочное объединение русских людей всех сословий и состояний для общей работы на пользу дорогого нашего отечества - России единой и неделимой». Членами Союза могли быть «только природные русские люди обоего пола, всех сословий и состояний, преданные целям Союза». В отношении лиц нерусского происхождения устав предполагал особый способ приема - единогласное постановление соединенного собрания членов Совета и членов-учредителей. Евреи, даже принявшие христианство, в Союз категорически не допускались.

Устав определял, что благо России состоит «в незыблемом сохранении православия, русского неограниченного самодержавия и народности». В уставе особо отмечалось, что члены организации вовсе не являются сторонниками прежнего порядка, когда «бюрократический строй заслонил светлую личность Царя от народа и присвоил себе часть прав, составляющих исконную принадлежность русской самодержавной власти». Вместе с тем Союз подчеркивал, что изменения не должны быть направлены к ограничению власти монарха, а Государственная дума в России должна быть органом для «непосредственной связи между державною волею Царя и правосознанием народа». Особо отмечалось, что Государственная дума «должна быть национально-русской».

Высшим органом Союза являлось собрание членов-учредителей и Главного совета, которое избирало на 3 года членов Главного совета, ведавшего всеми делами Союза и состоявшего из 12 членов и 18 кандидатов. Совет избирал уже из своей среды председателя, двух его заместителей и секретаря, а также казначея и делопроизводителя из числа членов Союза. Официальным печатным органом Союза была газета «Русское знамя», первый номер которой вышел в ноябре 1905 г.

Раскол и дальнейшая судьба Союза

В 1907 г. среди руководителей организации начались противоречия. Заместитель председателя Союза В. М. Пуришкевич стал проявлять все бо́льшую самостоятельность, оттесняя А. И. Дубровина на второй план. На очередном съезде Союза русского народа, проведённом в июле 1907 г., по инициативе сторонников председателя Союза А.И. Дубровина было принято постановление, предписывающее не считать действительными документы, не прошедшие одобрение председателя. Постановление было направлено на пресечение деятельности Пуришкевича и его сторонников, не согласовывавших свои действия с Дубровиным. На съезде Союза в феврале 1908 г. в Петербурге противники Дубровина обратились с жалобой к члену Главного совета Союза графу А.И. Коновницыну, указывая на «диктаторское поведение» председателя Союза. Дубровин потребовал исключения оппозиционеров из Союза. Пуришкевич тем временем, объединившись с исключенными и покинувшими Союз русского народа участниками, в ноябре 1908 г. создает новую организацию под названием «Русский народный союз имени Михаила Архангела».

С 1909 по 1912 гг. сторонники и противники А.И. Дубровина проводили многочисленные собрания, обменивались противоречивыми заявлениями. В итоге Союз русского народа окончательно раскололся. В августе 1912 г. был зарегистрирован устав «Всероссийского дубровинского союза русского народа», а в ноябре 1912 власть в Главном совете Союза русского народа перешла к Н.Е. Маркову. Также от центра откололся ряд региональных отделений, заявивших о своей самостоятельности. Союз русского народа превратился в конгломерат враждовавших друг с другом организаций. Попытки воссоединения Союза, предпринимавшиеся в течение следующих нескольких лет, успехом не увенчались. После февральской революции 1917 г. все монархические организации были запрещены. Союз русского народа окончательно прекратил свое существование.

«Объединяйтесь, русские люди; Я расчитываю на вас. Я верю, что с вашей помощью Мне и русскому народу удастся победить врагов России. Поблагодарите всех русских людей, примкнувших к СОЮЗУ РУССКОГО НАРОДА »
ЦАРСКИЕ СЛОВА СОЮЗУ РУССКОГО НАРОДА,
сказанные 23-го Декабря 1905 года.

СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА поставляет себе целью объединение всех честных русских людей, верных долгу присяги во имя Веры, Царя и Отечества.

СОЮЗ открыто заявляет, что вовсе не желает возвращения к бюрократическим порядкам последних годов, когда именем ЦАРЯ на Руси творились всякие беззакония.

СОЮЗ как в жизни, так и в Государственной Думе будет отстаивать следующие положения:

I. Православие

СОЮЗ признает веру Православную, исповедуемую всем коренным русским населением, ОСНОВОЮ РУССКОЙ ЖИЗНИ, ГОСПОДСТВУЮЩУЮ в России, не делая в Православии никакого различия между последователями СТАРОГО и НОВОГО обряда.

К другим вероисповеданиям СОЮЗ относится с полной веротерпимостью и не препятствует людям иного вероисповедания молиться по-своему.

II. Самодержавие

САМОДЕРЖАВИЕ Русских ЦАРЕЙ, Православной Церковью искони освященное, по воле ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА осталось и после 17-го Октября незыблемым, каким было и встарь, и должно всегда оставаться таковым для блага и процветания России.

Самодержавный ГОСУДАРЬ ЕСТЬ ВЫСШАЯ ПРАВДА, ЗАКОН и СИЛА, а посему СОЮЗ приглашает всех РУССКИХ ЛЮДЕЙ сплотиться вокруг своего ГОСУДАРЯ, решившего при участии Государственной Думы [...] наилучшим образом разрешать все неотложные задачи о благоденствии Русского Народа и могучем росте нашей РОДИНЫ.

III. Народность

СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА исповедует, что Русская Народность, как собирательница Земли Русской и устроительница Русского Государства, - ЕСТЬ НАРОДНОСТЬ ДЕРЖАВНАЯ; прочие народности в России пользуются правами гражданского равенства, за исключением евреев.

IV. Единство и неделимость России

СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА твердо объявляет и всенародно исповедует НЕДЕЛИМОСТЬ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ в ее теперешних границах и поставляет своим священным непреложным долгом всеми силами содействовать тому, чтобы завоеванные кровью предков земли НАВСЕГДА оставались НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА и чтобы все попытки к расчленению России, под каким бы то ни было видом, РЕШИТЕЛЬНО И БЕЗУСЛОВНО БЫЛИ УСТРАНЯЕМЫ.

V. Еврейский вопрос

Евреи в течение многих лет, и особенно в последние два года, вполне выказали непримиримую ненависть к России и ко всему русскому, свое невероятное человеконенавистничество, свою полную отчужденность от других народностей и свои особые иудейские воззрения, которые под «ближним» разумеют одного только еврея, а в отношении христиан-гоев допускают всякие беззакония и насилия, до убийства включительно.

Как известно и как заявляли неоднократно сами евреи в своих «МАНИФЕСТАХ» и прокламациях, - переживаемая нами смута и вообще революционное движение в России - с ежедневными убийствами десятков верных долгу и присяге честных слуг ЦАРЯ и Родины, - все это дело рук почти исключительно евреев и ведется на еврейские деньги.

Русский Народ, сознавая все это и имея полную возможность, пользуясь своим правом ХОЗЯИНА ЗЕМЛИ РУССКОЙ, мог бы в течение одного дня подавить преступные желания евреев и заставить их преклониться пред его волей, пред волей Державного ХОЗЯИНА ЗЕМЛИ РУССКОЙ; но, руководясь высшими задачами христианского вероучения и слишком сознавая свою силу для того, чтобы отвечать им насилием, избрал другой путь для решения еврейского вопроса, являющегося одинаково РОКОВЫМ вопросом для всех цивилизованных народов.

Принимая во внимание, что в последние годы евреи сами всеми способами стремятся к переселению в Палестину и, главным образом, к образованию собственного государства, и находя, что выселение их из всех стран, в которых они ныне проживают, является единственным верным средством для избавления человечества навсегда от зла, какое для него представляют евреи, СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА будет всеми мерами стремиться, чтобы его представители в ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ прежде всего выдвинули вопрос об образовании еврейского государства, о содействии их выселению в это государство, каких бы материальных жертв такое выселение ни потребовало от Русского Народа.

Мало того, СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА обяжет своих представителей в ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ, идя навстречу желанию самих же евреев, обратиться к своему Правительству с просьбой - войти в сношение с иностранными Правительствами о всяческом содействии евреям для переселения их в свое царство.

Руководясь этим и веря в успешное осуществление данного проекта, идущего навстречу желаний самих евреев, СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА полагает, что близкая возможность осуществления этой мечты несомненно отразилась бы на нормальном выполнении евреями их гражданских обязанностей в странах, оказавших им гостеприимство, и во вред народам, среди которых они живут.

А потому СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА обязывает своих представителей в ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ домогаться, чтобы все проживающие в России евреи были немедленно признаны иностранцами, но без каких бы то ни было прав и привилегий, предоставленных всем прочим иностранцам. Такая мера, в связи с другими ограничительными мерами, несомненно поддерживала бы энергию евреев в деле скорейшего переселения в собственное царство и обзаведения собственным хозяйством.

Исходя из всего вышеизложенного, СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА находит, что, в виду предстоящего переселения евреев в собственное царство, было бы не только неприятно для них, но и вредно и для страны дальнейшее исполнение ими некоторых гражданских обязанностей, а потому считает своим долгом домогаться:

1. Чтобы евреи не могли быть допускаемы ни в армию, ни во флот, ни военно-служащими, ни по вольному найму, ни в строевые части, ни в интендантство.

Чтобы евреи не могли быть военными врачами, фельдшерами и фармацевтами.

С другой стороны, СОЮЗ находит справедливым и необходимым заменить для евреев отбывание воинской повинности - ДЕНЕЖНОЙ; непрерывное же поступление этой денежной повинности возложить на все еврейское население с КРУГОВОЙ ПОРУКОЙ.

2. Немедленного восстановления строгой черты ЕВРЕЙСКОЙ ОСЕДЛОСТИ в прежних пределах, с предоставлением подлежащим обществам, входящим в черту оседлости, ПРАВА делать постановления о недопущения евреев в свои пределы, а равно и выселении из них.

Отмены всех законов, расширяющих черту оседлости евреев, дабы были восстановлены законы, действовавшие по ограничению евреев до 1903 года.

Отмены привилегий для евреев по образованию, ремеслам, предоставляющим им право повсеместного жительства.

Воспрещения евреям проживать и пребывать в портовых городах.

3. Недопущения евреев во все учебные заведения, где обучаются дети христиан, и лишения их права основывать учебные заведения - высшие и средние. Воспрещения евреям быть преподавателями и начальниками (директорами, инспекторами и т.п.) в казенных, общественных и частных учебных заведениях. Воспрещения евреям быть домашними и сельскими учителями.

(Воспрещение это распространяется и на евреек).

4. Недопущение евреев на государственную и общественную службы. Воспрещения евреям получать какие бы то ни было концессии и участвовать в каких бы то ни было общественных и казенных подрядах и поставках.

Воспрещения евреям быть судовладельцами и судоводителями и вообще службы в торговом флоте и на железных дорогах.

Воспрещения евреям принимать участие в выборах в общественные учреждения и самоуправления, а равно иметь в оных своих представителей по назначению административной власти.

5. Недопущения евреев под каким бы то ни было видом в Государственный Совет и в Государственную Думу, ни к выборам в оные.

6. Воспрещения евреям содержать аптеки и аптекарские магазины, быть провизорами, управлять и служить в оных.

Воспрещения евреям производить торговлю медикаментами и медицинскими продуктами.

7. У евреев, уличенных в участии в революционных действиях, конфискации всякого имущества, каковое поступает в казну.

8. Недопущения евреев ни в редакторы, ни в издатели периодических изданий.

9. Воспрещения евреям - иностранным подданным - пребывать в России.

VI. Земельный вопрос

СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА будет домогаться всеми силами расширения крестьянского землевладения, памятуя, однако, великие слова ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III, подтвержденные ИМПЕРАТОРОМ НИКОЛАЕМ II: «Всякая собственность, в том числе и земельная, должна быть неприкосновенна», откуда вытекает, что никакие меры, направленные к улучшению быта крестьян, не должны нарушать неприкосновенности земельной собственности.

1) Уравнения имущественных и семейных прав крестьянского и прочих сословий, не предпринимая притом никаких насильственных мер ни против общины, ни против иных местных бытовых особенностей устройства крестьян.

Земельные участки крестьянских наделов (отведенные по закону 19-го Февраля 1861 года и закону 1865 г.), находящиеся во владении каждого отдельного крестьянина, должны быть признаны полной его собственностью, с воспрещением отчуждения их в руки НЕ-КРЕСТЬЯН.

2) Передачи малоземельным и безземельным крестьянам на выгодных для них условиях всех годных для земледелия казенных земель.

3) Вследствие недостаточности казенных земель для удовлетворения земельной нужды всей малоземельной части крестьянства, СОЮЗ будет добиваться покупки для той же цели за счет Государства у частных владельцев добровольно продаваемых ими земель.

4) Продажи приобретенных за счет Государства земель нуждающимся в ней малоземельным крестьянам по ценам, доступным для крестьян, со снижением, в случае надобности, разницы между ценой, по которой земля приобретена от частных владельцев, и ценой, по которой она будет предоставлена крестьянам, на СЧЕТ ОБЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ.

5) Увеличения помощи переселенцам как для переезда на новые места, так и для обзаведения на них.

6) Установления легкого порядка продажи крестьянами, желающими переселиться или заняться каким-либо НЕ-ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИМ промыслом, принадлежащих им наделов.

7) Улучшения способов землепользования крестьянами на принадлежащих им ныне землях посредством разселения желающих, устранения черезполосности надельных земель и сведения мелких земельных полос, находящихся во владении отдельных крестьян, в более крупные земельные участки.

8) Признания, что в обществах, которые не производили переделов земли в течение 24-х лет, земельные участки, состоящие в пользовании отдельных хозяев, составляют их НЕОТЪЕМЛЕМУЮ СОБСТВЕННОСТЬ и что, следовательно, переделы земли в таких обществах производимы быть не могут.

9) Предоставления в обществах, производящих переделы земли, отдельным крестьянам права выйти из общества и укрепить за собою свою частную собственность (УЧАСТКИ ОБЩИННОЙ земли), сохранив за общиной право ВЫКУПАТЬ земельные участки выходящих из ее состава членов, уплатив им стоимость их ДЕНЬГАМИ.

10) Предоставления земельным обществам права вполне самостоятельно распоряжаться принадлежащими им землями, ограничив правительственный надзор наблюдением за тем, чтобы общества не нарушали требований закона.В случаях черезполосицы крестьянских хозяйств с землями частных владельцев, необходимости устранения оной путем обмена или покупки при содействии казны.

11) Урегулировки законодательным порядком арендных отношений собственников земли к нанимателям для каждой местности.

12) Установления для каждой местности наименьшего размера земельной собственности, не подлежащей принудительной продаже за долги владельца.

13) Выкупа всех сервитутных прав при содействии казны по существующей казенной оценке.

14) Устройства казенных зернохранилищ (элеваторов) для покупки крестьянского хлеба и выдачи под него ссуд, что освободит мелких землевладельцев от эксплуатации их скупщиками и комиссионерами и упорядочит заграничный вывоз.

15) Учреждения и развития мелкого государственного сельского кредита для поддержки мелких землевладельцев (крестьян), кустарей и потребительных обществ.

16) Всяческого облегчения крестьянам и вообще мелким землевладельцам приобретения племенного скота и улучшенных сельскохозяйственных орудий.

Независимо сего, принимая во внимание много раз оказанные и теперь оказываемые России исторические услуги СЛАВНЫМ КАЗАЧЕСТВОМ, СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА признает необходимым употребить все силы для улучшения быта отдельных казачьих хозяев в земельном и денежном отношениях.

Кроме того, по тем же причинам СОЮЗ находит целесообразным добиваться, чтобы административные и полицейские должности с присвоенными им окладами в настоящее смутное время замещались бы преимущественно казачьими чинами, состоящими на льготе или по войску.

Казачьи сословия, ныне расформированные, прежних малороссийских и новороссийских полков в Полтавской, Черниговской, Киевской и Бессарабской губерниях - должны быть уравнены в преимуществах и обязанностях с остальным казачеством.

VII. Рабочий вопрос

СОЮЗ признает необходимым всеми мерами способствовать облегчению труда и улучшению быта рабочих. С этой целью СОЮЗ вменяет себе в обязанность содействовать:

А) Возможному сокращению рабочего дня.

Б) Устройству Русского Государственного Промышленного Банка с целью облегчения образования рабочих и промышленных артелей и товариществ и снабжения их дешевым кредитом.

В) Добиваться государственного страхования рабочих на случай смерти, увечий, болезни и старости.

Г) Добиваться упорядочения условий труда и взаимных отношений фабрикантов и рабочих.

VIII. Народное образование

СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА будет требовать бесплатного народного всеобщего образования, главным образом земледельческого и ремесленного. Признавая однако, что школа, кроме образования, должна давать и надлежащее воспитание, СОЮЗ ставит своею целью заботиться о том, чтобы русская школа - низшая, средняя и высшая - воспитывала бы юношество в духе православных христианских начал: любви к ЦАРЮ, Отечеству и преданности долгу и чтобы школа была вполне национальною-русскою.

Политиканство из школы должно быть устранено, и молодые поколения должны быть ограждены от развратителей, кто бы они ни были.

IX. Торговля, промышленность и финансы

СОЮЗ ставит себе задачей всеми мерами способствовать развитию русской торговли и промышленности, захваченной в настоящее время иностранцами и содействовать переходу таковой в русские руки:

1) СОЮЗ будет добиваться увеличения количества денежных знаков путем уничтожения золотой валюты и введения национального кредитного рубля.

2) СОЮЗ считает своею обязанностью стремиться к тому, чтобы русские финансы вышли из подчинения иностранных рынков.

3) СОЮЗ должен всеми способами содействовать тому, чтобы призывать русских капиталистов к борьбе с еврейскими и иностранными капиталами и вызвать приток государственных капиталов на арену борьбы русских предпринимателей с еврейскими и иностранными.

4) СОЮЗ, признавая, что частные земельные банки служат к эксплуатации населения, будет домогаться уничтожения таковых и образования Общегосударственного Земельного Банка.

5) СОЮЗ, признавая великим благом для народа, положение о Государственном страховании жизни, введенное в 1905 году, почтет своим долгом распространить его, возможно увеличив число видов страхования.

6) СОЮЗ будет настаивать на том, чтобы все без исключения казенные заказы исполнялись бы в России, а не за границей, и чтобы в промышленных и мореходных предприятиях, получающих правительственную поддержку, не допускались бы иностранцы.

7) СОЮЗ будет стремиться к упорядочению ввозной торговли посредством учреждения в местах ее получения русских арбитражных комитетов и посреднических контор.

8) Кроме того, СОЮЗ будет настаивать, чтобы правительственные заказы выполнялись отечественными заводами и не поступали к иностранным.

X. Правосудие

СОЮЗ вменяет себе в обязанность добиваться всеми мерами устранения служебного произвола, судебной волокиты как по уголовному, так и гражданскому производству, удешевления такового и восстановления правосудия.

Преступления против Государства, против жизни, грабеж, поджег, недозволенное приготовление, хранение, перевозка, ношение и употребление взрывчатых веществ и снарядов АНАРХИСТАМИ и РЕВОЛЮЦИОНЕРАМИ, соучастие в этих преступлениях, укрывательство и пристанодержательство, насильственное снятие с работ и закрытие промышленных и торговых заведений, порча мостов, путей и машин с целью прекращения движения или остановки работ, вооруженное сопротивление властям, революционная пропаганда в войсках, подстрекательство женщин и малолетних к преступлениям выше перечисленным - должны караться СМЕРТНОЙ КАЗНЬЮ.

СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА, признавая, что русский Суд находится иногда под влиянием евреев и, благодаря этому, весы правосудия пристрастно наклоняются в их пользу, обязывается отстаивать интересы русского правосудия и Русского Народа на Суде, нещадно обличая в издаваемых им органах все неправильности, отстаивая чистоту русского правосудия.

СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА будет настаивать на том, чтобы в судебном ведомстве прекратились случаи покровительства революции. Поэтому должны быть устранены от должности те чины судебного ведомства, которые принимали участие в политических партиях, враждебных ПРАВОСЛАВИЮ, САМОДЕРЖАВИЮ и РУССКОЙ НАРОДНОСТИ, и не должны быть допускаемы в адвокаты (присяжные поверенные, присяжные стряпчие, помощники присяжных поверенных и частные поверенные) ЕВРЕИ.

Настоящая избирательная программа выработана и единогласно принята Первым Всероссийским Съездом уполномоченных Отделов Союза Русского Народа и является, в силу этого, обязательною для всех отделов Союза по всей Российской Империи.

Председатель Съезда, Товарищ Председателя Главного Совета Союза Русского Народа, Владимир Пуришкевич.

Верно: Секретари Н. Ознобишин, М. Зеленский.

Постановление III Всероссийского Съезда в Киеве 8 Октября 1906 года: «Наиболее целесообразною признается «программа Союза Русского Народа», которая должна быть разослана для ознакомления с нею всем единомышленным организациям, в надежде, что они сами постепенно к ней присоединятся».

После молитвы была взята записка, оказавшаяся благословением на создание союза.

Первые собрания проходили в квартире А. И. Дубровина в Петербурге . 8 (21) ноября 1905 года был создан Главный Совет Союза русского народа, председателем был выбран Дубровин, заместителями его А. А. Майков и инженер А. И. Тришатный, казначеем - петербургский купец И. И. Баранов, секретарём Совета - юрист С. И. Тришатный . Также в состав Совета вошли П. Ф. Булацель , Г. В. Бутми , П. П. Сурин и другие.

21 ноября (4 декабря) 1905 года Союзом был проведен в Михайловском манеже в Москве первый массовый митинг . По воспоминаниям П. А. Крушевана , на митинге присутствовало около 20 тысяч человек, выступали видные монархисты, два епископа , при всеобщем воодушевлении и народном единстве.

При Союзе была создана газета «Русское знамя », первый номер которой вышел 28 ноября 1905 года. Эта газета вскоре стала одним из ведущих патриотических изданий того времени.

На третьем Всероссийском съезде русских людей, прошедшем в Киеве с 1 по 7 октября 1906 года, Союз Русского Народа уже был крупнейшей монархической организацией России. Из 166 делегатов съезда 67 были членами Союза. Примечательно, что в Киеве существовало особо активное монархическое движение. Как пишет В. Ю. Даренский, большая часть членов Союза проживала на территории Малороссии .

На торжественное освящение хоругви и знамени Союза русского народа, прошедшее 26 ноября 1906 года, в день праздника святого Георгия Победоносца в Михайловском манеже прибыл пользовавшийся огромной популярностью Иоанн Кронштадтский . «Всероссийский батюшка» сказал приветственное слово монархистам, которых на мероприятии присутствовало около 30 тысяч человек, напомнил о большой роли православия в жизни России. Впоследствии он сам вступил в Союз и был избран пожизненным почётным членом 15 октября 1907 года. Затем появился епископ Сергий (Страгородский) , будущий патриарх, было отслужено богослужение, завершившееся пением многолетия Государю и всему Царствующему Дому, основателям и руководителям Союза, а также вечной памяти всем павшим за веру, царя и отечество.

В период с 1906 по 1907 многие видные деятели Союза и рядовые его члены пострадали от революционного террора . Среди жертв покушений оказались: руководитель Одесского отдела граф А. И. Коновницын, председатель Почаевского отдела, настоятель Почаевской Лавры архимандрит Виталий (Максименко) , почётный председатель Тифлисского патриотического общества священник Сергий Городцов , руководитель Симферопольского отдела Семён Гранкин, основатель общества «Двуглавый Орёл» Г. И. Вишневский, один из организаторов Киевского отдела купец Ф. Постный и многие другие. Всего, по данным Павла Булацеля, приведённым в его книге «Борьба за правду», с февраля 1905 по ноябрь 1906 года были убиты и тяжело ранены 32 706 человек простого народа, не считая представителей органов правопорядка, офицеров, чиновников, дворян и сановников. Многие из убитых были руководителями местных отделов Союза, активными участниками организации. Большое количество террористических актов проводилось на митингах, крестных ходах и шествиях, проводимых Союзом Русского Народа. Для поддержания порядка и предотвращения несчастных случаев в период революционных событий при Союзе организовывались дружины самообороны, которые в некоторых случаях снабжались оружием. Особую известность получила одесская дружина, носившая неофициальное название «Белая гвардия». Эта дружина была организована по принципу казачьего военного формирования, она подразделялась на шесть сотен (несмотря на то, что численность всей дружины была около 300 человек), руководство осуществлялось «наказными атаманами », «есаулами » и «десятниками». Дружины, сформированные членами организации, существовали при заводских отделах Петербурга и Москвы, а также в некоторых других городах. Деятельность дружин носила охранительный характер, вопреки частым обвинениям в «черносотенном терроре», устав организации не предписывал никаких противозаконных агрессивных действий, и большинство из них было расформировано после стабилизации обстановки в стране.

К четвёртому Всероссийскому съезду русских людей, прошедшему 26 апреля - 1 мая 1907 года в Москве Союз русского народа занимал первую позицию среди всех монархических организаций. В нём насчитывалось около 900 отделов, и большинство делегатов съезда составляли члены Союза. На съезде было одобрено объединение монархистов вокруг Союза, что способствовало укреплению монархического движения. Также было вынесено постановление о переименовании областных Управ Объединённого Русского Народа, созданных по решению третьего Съезда, в губернские управы Союза русского народа.

Раскол (1907 год)

В 1907 году среди руководителей организации начались противоречия. В. М. Пуришкевич , занимавший пост товарища председателя, проявлял все больше самостоятельности в делах управления Союзом, оттесняя А. И. Дубровина на второй план. Вскоре он уже практически полновластно руководил организационной и издательской деятельностью, работой с местными отделами, многие лидеры которых стали его сторонниками. Поддерживали Пуришкевича в его властных устремлениях и некоторые учредители Союза.

На очередном съезде Союза русского народа, проведённом 15-19 июля 1907 года, по инициативе сторонников председателя Союза А. И. Дубровина, было принято постановление, предписывающее не считать действительным документы, не прошедшие одобрение председателя, направленное на пресечение самоуправства Пуришкевича, не считавшего нужным согласовывать свои действия с председателем. Конфликт завершился выходом Пуришкевича из Союза осенью 1907 года. Эта история получила продолжение на съезде Союза 11 февраля 1908 года в Петербурге. На съезде, собравшем множество именитых монархистов, группа «союзников», недовольных политикой Дубровина в организации, среди которых были В. Л. Воронков, В. А. Андреев и другие, обратились с жалобой к члену Главного Совета Союза графу А. И. Коновницыну, указывая на «диктаторское поведение» Дубровина, отсутствие финансовой отчётности в организации, и другие нарушения устава. Дубровин, оскорблённый тем, что его, основателя Союза, хотят отстранить от руководства, потребовал исключения оппозиционеров.

Вскоре последовали расколы и в региональных отделах. В марте 1908 года произошёл раскол в Одесском отделе Союза русского народа, приведший к исключению сторонниками А. И. Коновницына активного монархического деятеля Одессы Б. А. Пеликана с группой сторонников, в связи с обвинением их в клевете. В конце июня 1908 года раскол произошёл и в Московском отделе Союза. По инициативе группы учредителей отдела были отстранены от руководства в губернском Совете протоиерей Иоанн Восторгов и архимандрит Макарий (Гневушев) . Председателем был назначен основатель московского отдела Н. Н. Ознобишин. Не согласные с таким решением, сторонники отца Иоанна Восторгова 2 ноября этого же года организовали свой независимый Московский Союз русского народа. Реакцией со стороны Главного Совета Союза русского народа стало зачисление новой организации в список враждебных и сугубо вредных.

Пуришкевич тем временем, объединившись с исключенными и покинувшими Союз русского народа участниками, 8 ноября 1908 года создал новую организацию - «Русский народный союз имени Михаила Архангела ». После отделения от Союза Московского отдела во главе с Иоанном Восторговым Пуришкевич поспешил наладить с ним связь, поддержав его оппозицию Дубровину.

С течением времени обстановка в организации обострилась ещё более, что привело к окончательному расколу Союза. Камнем преткновения стало отношение к Государственной Думе и Манифесту 17 октября . Мнения союзников относительно этих явлений разделились. Лидер Союза Дубровин был ярым противником нововведений, считая что любое ограничение самодержавия несёт негативные последствия для России, в то время как другой видный монархический деятель, Николай Евгеньевич Марков , считал Думу положительным явлением, приводя в числе аргументов то, что раз Манифест является волей Государя, долг каждого монархиста подчинится ему.

Способствовала расколу и история с убийством депутата Государственной Думы М. Я. Герценштейна 18 июля 1906 года. Расследование по этому делу выявило причастность к убийству некоторых членов союза, в том числе Н. М. Юскевича-Красковского , и послужило поводом для многочисленных обвинений в адрес «союзников», в числе которых оказался и сам Дубровин. Большую роль в развитии скандала сыграл бывший член Союза Пруссаков, дававший показания, и обвинивший в причастности к преступлению Дубровина (позднее подобные показания ЧСК Временного правительства дали Зеленский и Половнев). В это же время была произведена попытка отравления Дубровина. Он выехал в Ялту на лечение, где ему покровительствовал градоначальник генерал И. А. Думбадзе .

Тем временем в Петербурге произошёл «тихий переворот» в Союзе русского народа. В декабре 1909 года оппонентами Дубровина на должность товарища председателя Главного Совета был поставлен граф Эммануил Иванович Коновницын. 20 июля 1909 Главный Совет был перенесен из дома Дубровина в дом № 3 на Басковом переулке . Дубровину поступило предложение ограничить свою власть, оставшись лишь почётным председателем и основателем Союза, передав руководство новому заместителю. Постепенно с руководящих постов были вытеснены сторонники Дубровина, и стали издаваться новые газета «Земщина» и журнал «Вестник Союза русского народа» вместо «Русского знамени». Противостоящие стороны обменивались заявлениями и письмами, обличительными высказываниями, выпускали противоречащие циркуляры и постановления, собирали съезды и форумы, что продолжалось в период с 1909 по 1912 год, и в конце концов привело к полному размежеванию и раздроблению Союза. В августе 1912 года был зарегистрирован устав «Всероссийского дубровинского союза русского народа », в ноябре 1912 года власть в Главном Совете Союза русского народа перешла к Маркову. Также от центра откололся ряд региональных отделений, заявивших о своей самостоятельности. Раздробление крупнейшей монархической организации империи не могло не отразиться на имидже патриотов-«черносотенцев», доверие к ним в глазах общества понизилось, от участия в монархической деятельности отошли многие члены Союза. Многие ультраправые деятели того времени считали, что большую роль в развале Союза русского народа приняло правительство, и Столыпин лично.

В дальнейшем предпринимались неоднократные попытки воссоздания единой монархической организации, но успеха так и не удалось достичь никому. Практически сразу после Февральской революции 1917 года почти все монархические организации были запрещены, а против руководителей Союза возбуждены процессы. Монархическая деятельность в стране была почти полностью парализована. Последовавшая затем Октябрьская революция и Красный террор привели к гибели большинства лидеров Союза русского народа. Многие бывшие «союзники» приняли участие в Белом движении .

Новейшая история

В 2005 году по инициативе скульптора Вячеслава Клыкова Союз русского народа был восстановлен, членами Главного совета Союза стали: К. Ю. Душенов , Л. Г. Ивашов , М. Н. Кузнецов , М. Н. Любомудров , Б. С. Миронов , А. В. Михайлов , М. В. Назаров , В. Н. Осипов , С. Г. Проваторов , А. А. Сенин , А. С. Турик , А. Р. Штильмарк и др., всего 60 человек . В дальнейшем в результате разногласий внутри организации Союз распался на несколько группировок.

Идеология и деятельность Союза

Цели, идеология и программа Союза содержалась в Уставе, принятом 7 августа 1906 года. Основной целью в нём ставилось развитие национального русского самосознания и объединение всех русских людей для общей работы на благо России единой и неделимой. Это благо, по мнению авторов документа, заключалось в традиционной формуле «Православие, самодержавие, народность ».

Особое внимание было уделено Православию, как основополагающей христианской конфессии России.

Союз ставил целью сближение царя с народом путём освобождения от бюрократического засилья в правительстве и возвращения к традиционному понятию Думы как соборного органа. Для властей устав рекомендовал соблюдение свободы слова , печати , собраний , союзов и неприкосновенной личности , в установленных законом границах.

Отмечалась уставом первенствующая роль в государстве русского народа. Под русскими подразумевались великороссы, белороссы и малороссы. По отношению к инородцам предписывались строгие начала законности, позволяющие им считать за честь и за благо свою принадлежность к Российской империи и не тяготиться своей зависимостью.

В разделе о деятельности союза ставились задачи об участии в работе Государственной Думы, просвещении народа в политической, религиозной и патриотической сфере, путём открытия церквей, школ, больниц и прочих учреждений, проведения собраний, издания литературы. Для содействия членам Союза, и мероприятиям, им организовываемых, предписывалось создание «Всероссийского банка Союза русского народа» с филиалами в регионах.
В целом, определенный характер программа Союза носила только в части требований дискриминации инородцев (в особенности евреев) и предоставления преференций русскому населению. Позиция Союза в отношении рабочего вопроса и земельного вопроса была обозначена в обтекаемых выражениях и четко не определялась.

Отчёты о деятельности, просветительские и идеологические материалы печатались в газете «Русское знамя » и в региональных газетах, таких как «Козьма Минин », «Белорусский голос », «Русский народ » и других.

«Союз русского народа» и еврейский вопрос

Большое внимание Союз уделял еврейскому вопросу , которому была посвящена отдельная глава в «Программе Союза Русского Народа» . Деятельность союза была направлена на защиту русских рабочих и крестьян от имевших место, по мнению Союза, притеснений со стороны еврейских капиталистов, а также от экономической конкуренции со стороны евреев . Также обеспокоенность у «союзников» вызывала возросшая активность иудейских организаций, деятельное участие иудеев в политике и революционном движении.

Среди членов союза существовали различные точки зрения на еврейский вопрос. Некоторые ратовали за полное лишение евреев всех прав и высказывали откровенно антисемитскую позицию. Так были настроены многие из главных идеологов Союза, такие как Георгий Бутми и А. С. Шмаков . Издательства, подконтрольные Союзу, выпускали много литературы по еврейскому вопросу, в том числе «Протоколы сионских мудрецов ». Другие придерживались иной точки зрения, и зачастую совпадая во взглядах с сионистами , в поддержке стремления евреев к обретению своего государства в Палестине . В целом, Союз выступал против имевшего место в предреволюционное время смягчения законодательства относительно еврейского населения империи, а также за более жёсткое соблюдение дискриминационных законов, ограничивавших гражданские, политические и имущественные права евреев, при этом выступая за гражданское равенство в отношении всех прочих национальных меньшинств Российской империи .

Осуждение погромной деятельности высказывали А. И. Дубровин, Иоанн Кронштадтский, и другие авторитетные монархисты, заявления о неприемлемости погромов печатались в официальных изданиях организации. Председатель Главного Совета СРН Дубровин так говорил о погромах:

Погромы противны нам уже одной своей бессмысленностью, не говоря про дикую, бесцельную жестокость и разнузданность низменной страсти. Во всех погромах расплачиваются сами же погромщики (русские или вообще христиане), да и жалкие полуодетые, голодные бедняки-евреи. Богатое и всемогущее еврейство, почти без исключений, остается невредимым. «Союз русского народа» употреблял и будет употреблять все усилия не допускать погромов .

Хотя лидеры Союза официально никогда не одобряли ни еврейские погромы, ни террор против политических противников, в письмах, дневниках, частных беседах и публичных выступлениях некоторые видные члены СРН сочувственно высказывались по отношению к террору (Борис Владимирович Никольский ) или упрекали власти за то, что они не потворствуют погромам, как средству борьбы с революцией.

…"Здравомыслящие" градоправители упустили момент отвернуть русло революции и превратить грядущую трагедию в веселенький фарс жидовско-торгового погрома… Эх, и за что им деньги, чины и проч. дают!…

- Иоанн Восторгов . "Воспоминания о февральской революции в Москве."

Издание одесского отделения Союза русского народа

Членство в организации предоставлялось по уставу русским людям обоего пола, исповедующим православие (а также единоверцам старообрядцам). Инородцы принимались лишь по единогласному решению комиссии определённого состава. Евреи не принимались в Союз даже если они принимали христианство.

О социальном составе черносотенных партий и организации в XX веке можно судить по ряду опубликованных исследований и документов. Большинство членов Союза составляло крестьянство, особенно в регионах, где присутствовало ощутимое давление на русских - так, в Юго-Западном крае были зафиксированы случаи записи в Союз целыми сёлами. Также в рядах Союза насчитывалось много рабочих, многие из которых по сути оставались крестьянами. Среди городских жителей членами организации в основном были ремесленники, мелкие служащие, лавочники и кустари, реже - купцы старших гильдий . Руководящие посты в Союзе занимали в основном дворяне. Большую роль в организационной и просветительской деятельности играли представители духовенства, как белого так и чёрного, притом, довольно многие из них впоследствии были канонизированы , примером тому Иоанн Кронштадтский , патриарх Тихон , митрополит Серафим , митрополит Владимир , митрополит Агафангел , архиепископ Андроник и другие. Встречались среди членов союза и интеллигенты - профессора, художники, поэты и публицисты, медики и музыканты. В целом, количество членов Союза русского народа (до раскола) было больше чем в какой бы то ни было организации или партии Российской империи.

Ежегодный членский взнос составлял 50 копеек, неимущие люди могли быть освобождены от его уплаты. Проявившие себя особо полезной деятельностью, либо внесшие пожертвования свыше 1000 рублей члены Союза мужского пола зачислялись в число членов-учредителей по постановлению Совета. Руководящим органом организации был Главный Совет, состоящий из 12 членов, возглавляемый председателем (им с основания и до раскола являлся А. И. Дубровин) и двумя его заместителями. Члены Совета и кандидаты в члены Совета числом 18 человек избирались раз в 3 года. Для контроля за деятельностью Союза регулярно собирались съезды и собрания, печатались отчёты в газете «Русское знамя».

Оценка деятельности и критика Союза

С момента возникновения Союза русского народа и по сей день в обществе существовали диаметрально противоположные взгляды на эту организацию. Монархисты, православные патриоты и простые консервативные граждане видели в ней оплот самодержавной идеи, выражение народной преданности к императору и идеи православной соборности. Среди революционно-настроенных россиян и либералов сложилось представление о Союзе как о реакционной, погромной и антисемитской организации, созданной правительством. Впоследствии эта точка зрения была принята и в советской историографии.

На Союз русского народа возложили ответственность за три политических убийства - депутатов от Конституционно-демократической партии М. Я. Герценштейна и Г. Б. Иоллоса и «трудовика » А. Л. Караваева. М. Я. Герценштейн был убит в июле 1906 года на своей даче в Териоках , в Финляндии . Следствием было выявлено, что к убийству причастны члены Союза русского народа. Вскоре последовали обвинения руководства Союза и непосредственно А. И. Дубровина в организации этого убийства, подкрепленные свидетельствами со стороны бывших членов Союза, имевших личную неприязнь к Дубровину. А. И. Дубровин после теракта лично принимал доклад и приветствовал убийц Герценштейна . В марте 1907 года был застрелен Г. Б. Иоллос, редактор «Русских ведомостей » и друг Герценштейна. Вскоре выяснилось, что он был убит революционером Федоровым, которого обманул член СРН Казанцев, выдававший себя за эсэра-максималиста, а Иоллоса - за предателя. Казанцев был непосредственным убийцей Герценштейна и организатором покушения на С. Ю. Витте . «Союзникам» также было приписано убийство бывшего депутата от трудовой фракции А. Л. Караваева. В эмиграции Н. Е. Марков признал ответственность Союза за убийства Герценштейна, Иоллоса и Караваева.

Террор крайних левых партий против СРН

По поручению Петербургского комитета РСДРП было осуществлено вооружённое нападение на чайную «Тверь», где собирались рабочие Невского судостроительного завода , состоявшие членами Союза русского народа. Сначала большевистскими боевиками были брошены две бомбы, а затем выбегающих из чайной расстреливали из револьверов. Большевиками было убито 2 и ранено 15 рабочих .

Революционные организации осуществили множество террористических актов против членов правых партий, преимущественно против председателей местных отделов Союза русского народа. Так, по сведениям департамента полиции, только в марте 1908 года в одной Черниговской губернии в городе Бахмаче была брошена бомба в дом председателя местного СРН, в городе Нежине был подожжён дом председателя союза, причём погибла вся семья, в селе Домьяны убит председатель отдела, в Нежине убиты два председателя отделов .

Известные члены организации

Черносотенцы
Организации
Русское собрание
Союз Русского народа
Союз Михаила Архангела
Всероссийский Дубровинский
Союз Русского народа
Русская монархическая
партия
Союз русских людей
Священная дружина
Всероссийский съезд русских людей
Царско-народное мусульманское общество
Лидеры
Александр Дубровин
Антоний Храповицкий
Владимир Грингмут
Владимир Пуришкевич
Иван Кацауров
Иоанн Восторгов
Орлов, Василий Григорьевич
Иоанн Кронштадтский
Николай Марков
Павел Крушеван
Серафим Чичагов
Эммануил Коновницын
Преемники
Вячеслав Клыков
Леонид Ивашов
Михаил Назаров
Александр Штильмарк

Прославленные в лике святых

  • Священномученик протоиерей Михаил Петрович Алабовский

Другие известные члены

Примечания

  1. Союз Русского Народа на сайте «Хронос»
  2. Алексей Митрофанов. Дорогой Батюшка.
  3. С. А. Степанов. Черносотенный террор 1905-1907 гг.
  4. Марина Витухновская. Черная сотня под финским судом.
  5. Главный Совет, избранный на I Съезде Союза Русского Народа.
  6. Устав СРН
  7. Программа Союза Русского Народа
  8. Ноздрин Г. А. Взаимоотношения русского и еврейского населения Сибири во второй половине XIX - начале XX в.
  9. И. В. Омельянчук. Социальный состав черносотенных партий в начале XX века.
  10. С. Резник. Кровавый навет в России.
  11. Тагер, Александр Семёнович. Царская Россия и дело Бейлиса . - 2. - М ., 1934.
  12. В. В. Шульгин. Бейлисиада//Василий Шульгин. Последний очевидец. М., «Олма-Пресс», 2002, стр. 211, ISBN 5-94850-028-4
  13. Анатолий Степанов. Союз Русского Народа: история и уроки борьбы.
  14. Еврейские погромы.
  15. В. В. Кожинов. Правда о погромах.
  16. А. И. Солженицын. Двести лет вместе.//Глава 9 - В революцию 1905.
  17. Ретроспектива: Русский собор и еврейский погром.
  18. Кирьянов Ю. И. Правые партии в России 1911-1917 гг. - М .: Российская политическая энциклопедия, 2001. - С. 354. - ISBN 5-8243-0244-8
  19. Материалы для характеристики контрреволюции 1905 г. // Былое. № 21 1923. С.182
  20. И.И. Восторгов Воспоминания о февральской революции в Москве. // Записки отдела рукописей РГБ. Вып. 51. М. 2000.
  21. Klier J.D., Lambrozo S. Anti-Jewish Violence in Modern Russian History . - P. 224.
  22. Ср.: The Times, October 9, 1906 ; Дж. Д. Клиер и Ш. Ламброза в своей монографии ссылаются на номер Times за следующий день, 10 октября, в котором опубликовано окончание статьи «Russia». Ещё одна статья, в которой упоминается Дубровин, - «Русская чёрная сотня» - опубликована в номере Times от 8 марта 1911 года
  23. Епископ Андроник. "Беседы о "Союзе Русского Народа"".
  24. Многие рабочие продолжали вести собственное хозяйство в деревне, выезжая в город на заработки. В паспортах или иных документах такие люди числились крестьянами.
  25. Ю. Штенгель. Убийство М. Я. Герценштейна
  26. Союз русского народа. По материалам Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства 1917 г. М.-Л., 1929. C. 53-58
  27. Убийство Г. Б. Иоллоса
  28. Г. А. Гершуни. Кошмар
  29. Марков Н. Е. История еврейского штурма России. // Войны темных сил. М., 2008. С. 400
  30. Первая боевая организация большевиков. 1905-1907 гг. М., 1934. Стр. 221.
  31. Циркуляр Департамента Полиции от 8 марта 1908 г. // Политическая полиция и политический терроризм в России (вторая половина XIX-начало XX вв.): Сборник документов. АИРО-XXI. 2001.

Литература

  • Индивидуальный политический террор в России (XIX - начало XX вв.) Материалы конференции / Составитель К. Н. Морозов; Под ред. Б. Ю. Иванова и А. Б. Рогинского . - М.: «Мемориал » , 1996.
  • Степанов А. Д., Иванов А. А. Воинство Святого Георгия. - СПб. : «Царское Дело», 2006. - ISBN 5-91102-009-2
  • Острецов В. М. Чёрная сотня и красная сотня / В. М. Острецов; Ред. Ю. Н. Лубченков. - М.: Воениздат , 1991. - 48 с. - (Библиотечка КЛИО). -

Союз Русского Народа-крупнейшая правомонархическая организация дореволюционной России. Подобные организации, возникшие главным образом как реакция на активную деятельность левых общественных движений, ставили своей главной целью самосохранение русской нации как таковой в противовес сильнейшему западному влиянию, которое оказывалось на русское общество в конце ХI Х-начале ХХ веков. Один из лидеров монархистов, М.О.Меньшиков, среди всего прочего заметил, что «мы не хотим чужого, но наша земля-Русская земля-должна быть нашей». Среди первых правомонархических организаций, возникших в самом начале ХХ века, следует особо выделить Русское Собрание, появившееся в 1901 году, которое должно было, по замыслу его создателей, «содействовать выяснению, укреплению в общественном сознании и проведению в жизнь исконных творческих начал и бытовых особенностей Русского народа». Впоследствии многие деятели этой организации явились основателями Союза Русского Народа.

В 1905 году, когда революционные элементы резко активизировали свою деятельность и стали покушаться на национальные святыни русского народа, Русским собранием и другими патриотическими организациями, а также благодаря стихийным возмущениям части простого русского народа, антирусской смуте был оказан мощный отпор, со своей стороны зачастую перераставший также в крайние античеловеческие формы в виде еврейских погромов и т.д.Следует отметить, что ещё в апреле 1905 года возникает одна из крупнейших монархических организаций, «Союз русских людей»; примерно в это же время возникает и Монархическая партия, основателем которой был В.А.Грингмут. Последняя организация стояла на крайне правом фланге политического спектра.Чуть позже, в октябре 1905 года, непосредственно после опубликования Манифеста 17 октября, способствовавшего взрыву революционной активности, стихийно возникает Союз Русского Народа (СРН), самая массовая черносотенная организация. Следует отметить, что сам термин «Чёрная сотня» был взят из истории и означал в Московской Руси тяглое посадское население т.н. «Чёрных слобод», не имея сам по себе никакого отрицательного значения. Однако он был использован политическими противниками СРН и других правых организаций для характеристикиих «погромной сущности». В создании Союза Русского Народа принимали участие влиятельные силы, прежде всего Русское Собрание и другие правые круги, устроившие делегацию Московской добровольной охраны в октябре 1905 года. Посещение ею одного из виднейших представителей правых-старосты Исаакиевского собора Е.В.Богдановича, детально описано другим черносотенным деятелем, одним из основателей СРН, Б.В.Никольским в его дневнике. Последний примерно тогда же узнал, что это мероприятие было организовано сотрудником московского охранного отделения. Таким образом, с момента создания СРН Департамент полиции принимал непосредственное участие в его деятельности. Известно, что СРН получал субсидии из секретного фонда МВД на издание агитационного материала и на предвыборную кампанию.

8 ноября 1905 года был сформирован Главный совет СРН, председателем которого был избран доктор медицины А.И.Дубровин, бывший до этого членом Русского Собрания, мастер закулисных политических интриг. Его заместителем стал В.М.Пуришкевич, известный историк, писатель, талантливый оратор. В Совет также входили Н.Е.Марков, А.И.Коновницын, Э.И.Коновницын, Е.Д.Голубев, А.И.Тришатный, Б.В.Никольский, А.А.Майков, В.А.Андреев, Е.А.Полубояринова и др. Союз сразу вышел за рамки Петербурга, и вскоре стали возникать его отделы во многих городах России, часто на основе уже существовавших там монархических организаций.

Численность СРН колебалась в разное время его существования. К концу 1907 г. он насчитывал около 400 местных отделений, половина которых приходилась на сельскую местность. Число членов СРН доходило до 400000 человек. В конце 1907 года в 66 губерниях и областях действовало 2124 отдела СРН, по преимуществу в Европейской России, и особенно много-в Белоруссии и на Украине, т.е. в черте еврейской оседлости. Организация СРН имела следующую систему: в низовых структурах существовали т.н. десятки со своим десятником, десятки объединялись в сотни с сотником во главе, а сотни-втысячи с тысячниками. Организации, вошедшие в состав СРН, сохраняли своиназвания и уставы. Руководил работой СРН Главный Совет, состоявший из 12 действительных членов и 18 кандидатов. СРН участвовал в работе монархических съездов, на которых постоянно увеличивалась численность его представителей. Что же касается социального состава СРН, то его костяк составляли представители интеллигенции-преподаватели, врачи, юристы, инженеры и т.д. Кроме того, значительным было представительство буржуазии, а также выходцев из низов---крестьян, ремесленников, рабочих; разрешалось вступать в эту организацию военнослужащим и чиновникам. В состав СРН входило множество представителей духовенства-среди них такие известные имена, как св. о. Иоанн Кронштадский, имевший членский билет № 1, и др. Государь император Николай Второй также числился в составе СРН. Что же касается дворянства, то в СРН его было представлено сравнительно мало; значительно больше-в «Русском Собрании» и в «Союзе Русских Людей».

ВУставеСРН, опубликованном в 1906 году, говорилось о том, что членами СРН могли быть только природные русские вне зависимости от пола, возраста, сословий и состояния, но обязательно православные, либо старообрядцы и единоверцы. Лица нерусской национальности, за исключением евреев (последние, даже выкресты, вообще не допускались в СРН) принимались по единогласному постановлению членов Главного Совета. В программе СРН провозглашалось, что благо Отечества-в незыблемом следовании триединой формуле графа С.С.Уварова-«Православие, Самодержавие, Народность». Православию, по мысли черносотенцев, должно было быть предоставлено первенствующее и господствующее положение. По мысли членов СРН, царская власть должна сохраняться неограниченной, а роль Государственной Думы сводиться только к совещательной функции. При этом Думу 1906 г. они считали чужеродной и не признавали. СРН резко критиковал современный бюрократический строй, заслонивший «светлую личность Царя от народа». Русский народ, по мысли СРН, должен обладать господствующим положением в сохранении и развитии государства. В целом идеология СРН не выходила за рамки общей православно-монархической концепции русской государственности и опиралась прежде всего на воззрения поздних славянофилов (К.Н.Леонтьева, М.Н.Каткова, отчасти-Н.Я.Данилевского), а также монархистов и деятелей церкви (Л.А.Тихомирова, К.П.Победоносцева и т.д.). По земельному вопросу СРН стоял за сохранение помещичьего землевладения и неприкосновенности земельной собственности, а также за передачу земли малоземельным крестьянам по доступным ценам, в т.ч. путём покупки за счёт государства у частных владельцев. По рабочему вопросу СРН предлагал способствовать облегчению труда и улучшению быта рабочих, сокращению рабочего дня, социальному страхованию, вместе с тем резко выступая против любых забастовок и стачек. В отношении экономики СРН выступал за освобождение её от иностранной зависимости, за введение национального кредитного рубля, за борьбу с иностранным, прежде всего еврейским, капиталом, за образование общегосударственного земельного банка и т.д. В области образования СРН выступал за введение всеобщего бесплатного обучения, национально русского по своей сути. По национальному вопросу СРН выступал за сохранение единой и неделимой России без автономий, но при уважении прав т.н. «дружественных наций» (живущих «извечно среди русского народа» народов Поволжья, Средней Азии, Сибири, немцев). К «враждебным» нациям СРН относил финнов, поляков и кавказцев прежде всего из-за их сепаратизма. Особое отношения у членов СРН было к евреям. СРН разделял теорию о «жидомасонском заговоре» и выступал за ужесточение политики правительства по отношению к евреям, за лишение их почти всех прав, за сохранение черты осёдлости, за ускорение процесса возвращения евреев на историческую родину-в Палестину. Ведущим печатным органом СРН сталас ноября 1905 г. газета «Русское знамя», издававшаяся в Петербурге, а на местах существовали другие печатные органы (в частности, газета «Вече» в Москве).

Идеи СРН приобрели широкую популярность. Делая упор на массовую просветительскую работу с открытием школ, устройством чтения, собраний, бесед, пропаганду своих идей через печатные издания, СРН вместе с тем имел ярко выраженную наступательную позицию. Т.н. боевые дружины Чёрной Сотни участвуют в наведении порядка и в борьбе с революционным террором, развязав свой, черносотенный террор. Дружинники также боролись и с революционным студенчеством, ограничиваясь, как правило, резиновыми дубинками. В 1906 году черносотенцы организовывают убийство члена кадетской партии профессора М.Я.Герценштейна, а в 1907 году--неудачное покушение на С.Ю.Витте и удачное покушение на бывшего депутата Думы, редактора «Русских Ведомостей» Г.Б.Иоллоса. Кроме того, черносотенцы боролись с беспатентными шинками, преимущественно еврейскими, участвовали в строительстве церквей, богаделен и приютов, домов трудолюбия, касс взаимопомощи. СРН участвует в выборах во вторую Госдуму в 1907 году, выступив, однако, на заседаниях за роспуск «октябристской» Думы. На следующий день после роспуска этой Думы, 4-го июня 1907 года, царь Николай поблагодарил СРН за активную антидумскую политику. «Да будет же Мне Союз Русского Народа надёжной опорой, служа для всех и во всём примером законности и порядка. Николай».

Тенденции к расколу СРН наметились сразу же с момента его создания в силу достаточной аморфности организации, скороспешности её создания, а также в силу растущих властных амбиций лидеров и ряда идеологических расхождений. Осенью 1907 г. Пуришкевич покидает СРН, а в марте 1908 года создаётсобственную организацию-Русский Народный Союз имени Михаила Архангела, в которую вошёл ряд бывших членов СРН. Новый союз, в отличие от своих черносотенных собратьев, признавал необходимость существования законодательных учреждений. В целом большая часть членов СРН отрицательно отнеслась к реформам П.А.Столыпина вследствие его политики по разрушению крестьянской общины. В 1909 году оппозицию в СРН возглавил депутат Думы Н.Е.Марков, редактор газеты «Земщина», получавший субсидии на её издание от правительства Столыпина. В декабре 1909 года соперники Дубровина, воспользовавшись его отсутствием, провели решение о предоставлении доктору титула почётного председателя СРН при утрате им фактической власти. В начале 1910 года обновленцы (противники Дубровина) из Главного Совета добились заключения соглашения с организацией Пуришкевича. Дубровинцы, выступившие против этого соглашения, оказались в меньшинстве и исключались из Главного Совета. Газета «Русское знамя», в противоположность «Земщине», осталась в руках дубровинцев. Раскол между членами СРН углублялся и вскоре затронул практически все организации на местах. В конце ноября 1911 г. сторонникам Дубровина удалось собрать съезд в Москве, на котором они добились «упразднения» членов обновленческого Главного Совета и избрания нового, с председателем Дубровиным. Марковцы не признали это решение, и некоторое время фактически существовало два Главных Совета, из которых дубровинский стоял правее по политическим вопросам. В августе 1912 года фактическое существование параллельных черносотенных организаций было закреплено юридически. Противники марковцев (обновленцев) образовали самостоятельный союз, получивший название Всероссийского Дубровинского СРН. Чуть позже, в ноябре 1912 года, подставная фигура-граф Э.И.Коновницын, исполнявший обязанности председателя обновленческого Совета, был устранён от дел, аего место занимает Н.Е.Марков (Марков 2-й). Что же касается дубровинского СРН, то он, занимаясь постоянными нападками на правительство с правой стороны, вскоре лишился поддержки официальных властей и оказался на грани финансового краха.

В третьей (1907- 1912 г.г.) и четвёртой (1912- 1917 г.г.) Государственных Думах представители СРН, а также бывшие его члены, участвуют в работе фракции правых и умеренно правых, в целом критикуя политику Столыпина; выступают против расширения гражданских прав и свобод, особенно, по отношению к евреям; пытаются провести через Думу (правда, безуспешно) различные законы чрезвычайного характера. Члены СРН выступили за обвинение еврея Менделя Бейлиса в ритуальном убийстве в Киеве мальчика Андрея Ющинского, что не разделялось передовой русской общественностью.

Перед Первой мировой войной члены СРН, как правило, заняли прогерманскую ориентацию, склоняясь к поддержке Тройственного Союза, в первую очередь, вследствие существования в Германии и Австро-Венгрии монархических правительств.Подобных взглядов придерживался, в частности, депутат Думы Н.Е.Марков, выступая в мае 1914 г. с думской трибуны. С самого начала войны черносотенцы были вынуждены менять свои принципы в пользу полной и яростной поддержки правительственной политики, заговорив, среди всего прочего, о желании избавить братьев-славян «от тевтонских тисков». При этом дубровинский СРН занял крайнюю шовинистическую политику, а обновленцы-более умеренную. Руководители думской фракции крайне правых были включены в различные комиссии и комитеты. К примеру, Н.Е.Марков участвовал в «Особом совещании по государственной обороне», а В.М.Пуришкевич руководил санитарным поездом. Главный совет СРН открыл собственный лазарет, а на средства СРН содержались богадельни и койки в госпиталях.

Продолжается и политическая деятельность СРН. В августе 1915 г. дубровинцы и другие черносотенцы организуют совещание монархистов в Саратове, поддержав решение царя занять пост Верховного Главнокомандующего, потребовав распустить Думу и выступив резко против Прогрессивного блока. В ноябре 1915 г. состоялось ещё два монархических совещания в Петрограде и Нижнем Новгороде, члены которых критиковали Прогрессивный блок и пытались решить вопрос об объединении монархистов.Пытаясь спасти репутацию государя, монархисты включаются в борьбу с тобольским «старцем», Г.Е.Распутиным, а в декабре 1916 г. при непосредственном участии В.М.Пуришкевича он был убит. В целом же правые сохранили своё влияние при дворе до самой Февральской революции 1917 г., а после свержения самодержавия монархисты оказались первыми партиями, подвергшимися преследованию. 5 марта 1917 г. исполком Петросовета запретил издание печатного органа Дубровинского СРН-газеты «Русское знамя». Прекратился выпуск и других черносотенных газет. Временное правительство создало Чрезвычайную следственную комиссию, пред которой предстали, среди прочих, черносотенные лидеры. Из их показаний следовало, что СРН прекратил свою деятельность сразу же после свержения самодержавия. Отделы были распущены, архивы уничтожались. Быстрый развал монархических организаций был предопределён во многом их кризисом, возникшим примерно с 1910 г. Характерно, что черносотенцы даже не пытались перейти в подполье, за исключением В.М.Пуришкевича, создавшего подпольную организацию осенью 1917 г. Она была раскрыта большевиками, и Пуришкевич получил 1 год тюрьмы (плюс три-условно), но был вскоре (в мае 1918 г.) был амнистирован.

В годы Гражданской войны жертвами большевистского террора пали многие черносотенные лидеры, в т.ч. и те, которые не участвовали в активной борьбе против советской власти. Среди них-бывшие руководители СРН Б.В.Никольский, А.И.Дубровин и др. В.М.Пуришкевич и В.В.Шульгин, когда-то входившие в состав СРН, стали активными участниками белого движения. Первый вскоре (в 1920 г.) умер от сыпного тифа; второй, прожив в эмиграции и затем отсидев в СССР «за антисоветскую деятельность», прожил до 1976 г. Н.Е.Марков оказался активным деятелем монархической эмиграции. Некоторые бывшие члены СРН примирились с советской властью. Среди них-филолог А.И.Соболевский, ставший действительным членом АН СССР.