Поступление на исторический факультет спбгу. Сектор археологии Ксиа - краткие сообщения института археологии ран. м

17.01.2024

Практически со дня его основания. По сей день факультет ежегодно выпускает квалифицированных специалистов в области истории России и мира.

Адрес факультета

Адрес Менделеевская линия, дом 5. Некоторая часть учебных курсов ведется также и в главном здании СПбГУ, расположенном на Университетской набережной, дом 7/9.

Кафедры исторического факультета СПбГУ

В структуру факультета входят следующие кафедры:

  • этнографии и антропологии;
  • источниковедения истории России;
  • истории Древней Греции и Рима;
  • русского искусства, и другие.

Большинство кафедр факультета являются выпускающими.

Программы подготовки бакалавров

Факультет истории предлагает абитуриентам следующие направления подготовки:

  • Регионоведение России.
  • История искусств.
  • История.
  • Музеология.
  • Археология и другие.

Направление подготовки бакалавров «История» включает следующие профили подготовки:

  • всеобщая история;
  • история России и другие.

К числу основных курсов, которые читаются студентам исторического факультета СПбГУ, относятся история США, история мировой культуры, история России, этнология и другие. Стоит отметить, что студенты получают доступ к комплексу музеев Петербурга, а также к их архивам. Кроме того, студенты получают шанс воспользоваться академической мобильностью и уезжают на 1 или 2 семестра на обучение в иностранные учебные заведения, являющиеся партнерами Санкт-Петербургского государственного университета. В их числе Университет Гамбурга, Латвийский университет, Тартуский университет, Университетский колледж Лондона и другие. В число преподавательского состава входят почетные профессора и доктора исторических наук в лице С. Г. Кащенко, В. Н. Барышников и другие.

На бакалавров «Археология» исторического факультета СПбГУ студенты получают знания по следующим учебным курсам:

  • Археология палеолита.
  • Охранная археология.
  • Славяно-русская археология и другие.

Преимуществом обучения на программе «Археология» на историческом факультете СПбГУ является сочетание как теоретических занятий, так и практических. Кроме того, программа разработана с учетом мнения непосредственных будущих работодателей студентов, что немаловажно. Так как студенты, выпустившись из университета, имеют возможность найти работу и построить успешную карьеру в будущем. Студенты направления «Археология» исторического факультета СПбГУ проходят производственную практику в Государственном Эрмитаже, Курском археологическом музее и др.

Направления подготовки магистров

В число магистерских программ исторического факультета СПбГУ входят:

  • Этнологическая экспертиза.
  • Музейное кураторство.
  • Становление современной западной цивилизации и другие.

В число основных учебных курсов направления «Становление современной западной цивилизации» входят античное и средневековое наследие в Санкт-Петербурге, формирование европейской идентичности и другие. Для поступления на магистерскую программу абитуриентам требуется успешно пройти конкурс документов.

Проходные баллы

Для того чтобы успешно поступить на бакалаврские программы факультета, необходимо преодолеть проходной балл, складывающийся в рамках конкурса поданных заявлений.

Проходной балл на исторический факультет СПбГУ в рамках направления подготовки бакалавров «Музеология» в 2017 году составлял значение 258. Иными словами, на бюджетные места прошли те студенты, которые по сумме трех государственных экзаменов набрали большее количество. Для поступления на платное место в 2017 году хватило 219 баллов. При этом в 2018 году бюджетных мест выделено 12, мест с оплатой обучения 13. Стоимость обучения на данном направлении подготовки бакалавров составляет 200 000 рублей в год.

Чтобы поступить на направление подготовки бакалавров «История искусств» в 2017 году, абитуриенту следовало преодолеть порог в 265 баллов. Для поступления на платное место требовалось чуть меньше баллов, а именно 205. Конкурс на бюджетное место составлял более 25 человек. В 2018 году мест за счет федерального бюджета выделено 10, мест за счет собственной оплаты студента 15. Стоимость обучения в год составляет 195 000 рублей.

Чтобы успешно поступить на направление «История» в 2017 году, абитуриенту необходимо было преодолеть порог в 266 баллов. Для поступления на контрактное место требовалось 208 баллов. Конкурс на 1 бюджетное место составлял более 10 человек. В 2018 году мест за счет федерального бюджета выделено 70, мест за счет собственной оплаты студента всего 30. Стоимость обучения в год составляет 201 000 рублей.

В целом, для поступления на бюджетные места исторического факультета СПбГУ необходимо сдать ЕГЭ более чем на 85 баллов по каждому предмету. Для поступления на платное место достаточно преодолеть порог в 70 баллов по каждому предмету. Стоимость обучения средняя среди всех факультетов СПбГУ.

Программа Международной научной конференции

«Университетская археология: прошлое и настоящее» ,

посвященной 80-летию первой в России кафедры археологии .

Регистрация с 9.20 в фойе центрального входа в здание Двенадцати коллегий

Петровский зал

10.00 – 14.00 «Кафедре археологии СПбГУ - 80 лет».

Председатель -- Евгений Николаевич Носов

Вступительное слово :
Директор Института истории СПбГУ, д-р ист. наук Абдулла Хамидович Даудов ; Заведующий кафедрой археологии СПбГУ, чл.-корр. РАН, д-р ист. наук Евгений Николаевич Носов

Приветствия:

Директор ИИМК РАН д-р ист. наук Владимир Анатольевич Лапшин

Директор МАЭ РАН д-р ист. наук Юрий Кириллович Чистов

Заведующий Отделом археологии Восточной Европы и Сибири Государственного Эрмитажа д-р ист. наук Андрей Юрьевич Алексеев

Доклады:

Тихонов Игорь Львович , д-р ист. наук (Санкт-Петербург) Традиции изучения истории археологии в Санкт-Петербургском университете

Клейн Лев Самуилович , д-р ист. наук (Санкт-Петербург) Об идеальной среде для преподавания археологии

Носов Евгений Николаевич , чл.-корр. РАН,д-р ист. наук (Санкт-Петербург) В.И.Равдоникас и Старая Ладога

Айбабин Александр Ильич , д-р. ист. наук; Хайрединова Эльзара Айдеровна , канд. ист. наук (Симферополь) В.И. Равдоникас и проблема этногенеза крымских готов

Шаров Олег Васильевич, д-р. ист. наук (Санкт-Петербург) Профессор М.Б.Щукин и его вклад в решение «готской» проблемы

Мурашкин Антон Игоревич (Санкт-Петербург) Датировка петроглифов Карелии: В.И. Равдоникас vs А.Я. Брюсов

Кашуба Майя Тарасовна , канд. ист. наук (Санкт-Петербург) Экспедиция М.И.Артамонова в Подолье

Щеглова Ольга Алексеевна , канд. ист. наук(Санкт-Петербург) На перекрестке культур: шиферная форма из раскопок М.И. Артамонова в Саркеле (Волго-Донская экспедиция 1951 г.)

Зинько Виктор Николаевич , д-р. ист. наук (Керчь) В.Ф. Гайдукевич - исследователь античного Боспора

Вахтина Марина Юрьевна , канд. ист. наук (Санкт-Петербург) Подготовка археологов-антиковедов на кафедре археологии ЛГУ в 1970-80-е гг.

15.00 – 18.00 «Кафедре археологии СПбГУ - 80 лет».

Петровский зал

(Университетская наб. 7/9, Здание Двенадцати коллегий, 2-ой этаж)

Председатель -- Игорь Львович Тихонов

Беляева Валентина Ивановна , канд. ист. наук (Санкт-Петербург) П.И.Борисковский: археологическая практика

Мазуркевич Андрей Николаевич, Долбунова Екатерина Владимировна, канд. ист. наук (Санкт-Петербург); Цыбрий Андрей Витальевич , канд. ист. наук; Цыбрий Виктор Витальевич , канд. ист. наук (Ростов-на-Дону).
Памятник Ракушечный Яр: продолжая исследования Татьяны Дмитриевны Белановской

Платонова Надежда Игоревна , д-р. ист. наук (Санкт-Петербург) Межфакультетский семинар А.С. Герда – Г.С. Лебедева (кон. 1970-х – нач. 1990-х): ключевые идеи и вклад в археологическую славистику

Рябцева Светлана Станиславовна , канд. ист. наук (Кишинев, Молдова). Древняя Русь – Моравия – Дунай (одно из исследовательских направлений на кафедре археологии ЛГУ)

Захарова Елена Юрьевна , д-р. ист. наук(Воронеж) Становление археологии в Воронежском государственном университете (1940 – 1950-е гг.): роль ленинградских учёных

Гарбуз Игорь Анатольевич (Санкт-Петербург).Археологические практики Института истории СПбГУ на современном этапе

Стародубцев Геннадий Юрьевич , канд. ист. наук(Курск), Щеглова Ольга Алексеевна, канд. ист. наук (Санкт-Петербург) Курская практика Института истории СПбГУ, как образовательный и научный проект

Гиря Евгений Юрьевич, канд. ист. наук(Санкт-Петербург). Трасология на кафедре археологии ЛГУ – СПбГУ


10.00 – 14.00. «Археологическое образование: прошлое, настоящее, будущее».
Председатель -- Надежда Игоревна Платонова

Тункина Ирина Владимировна , д-р. ист. наук (Санкт-Петербург) Памятники археологии Сибири в документах личного фонда Д.Г. Мессершмидта

Щавелев Сергей Павлович , д-р. филос. наук,д-р. ист. наук (Курск) Археологические основы «Курса истории русского права» Д.Я. Самоквасова

Кузьминых Сергей Владимирович , канд. ист. наук; Белозерова Ирина Валентиновна (Москва) Василий Алексеевич Городцов и Институт археологии и искусствознания РАНИОН: у истоков становления московской археологической школы

Сафонов Илья Евгеньевич , канд. ист. наук(Воронеж) Археология в Воронежском отделении МАИ (1920-1923 гг.)

Григорьева Ольга Владимировна (Санкт-Петербург) Исследования А.А.Миллера в Старой Ладоге

Марченко Иван Иванович , канд. ист. наук; Лимберис Наталья Юрьевна (Краснодар) Археология в Кубанском госуниверситете

Детлова Екатерина Владимировна (Красноярск) Геро фон Мергарт и его «марбургская школа»

Малов Николай Михайлович , канд. ист. наук (Саратов) Археология в Саратовском государственном университете: 1918-1937 гг.

Плавинский Николай Александрович , канд. ист. наук (Минск, Белоруссия) Роль сотрудников археологического музея Вильнюсского университета имени Стефана Батория в изучении погребальных памятников Белорусского Подвинья и Понеманья конца I – начала II тыс. н.э.

15.00 – 18.00. Круглый стол «Перспективы археологического образования».

Председатель -- Ольга Алексеевна Щеглова

Китова Людмила Юрьевна, д-р. ист. наук(Кемерово)Проблемы подготовки археологов в системе трехуровневого высшего образования

Кайзер Эльке, д-р археологии(Берлин, Германия), Сафонов Илья Евгеньевич, канд. ист. наук(Воронеж) Подготовка археологов по первобытной археологии в университетах Германии

Мельникова Ольга Михайловна, д-р. ист. наук (Ижевск) Кабинеты археологии в системе подготовки научных кадров в российских университетах

Буровский Андрей Михайлович , канд. ист. наук, д-р филос. наук(Санкт-Петербург) Преподавание как источник профессионального роста археолога

Черленок Евгений Александрович , канд. ист. наук (Санкт-Петербург) Современная программа бакалавриата по профилю "Археология" Санкт-Петербургского государственного университета (основные принципы формирования)

Бессуднов Александр Николаевич , канд. ист. наук(Липецк) Проблемы и перспективы археологического образования в ВУЗах педагогического профиля

Гурьянов Валерий Николаевич; Чубур Артур Артурович , канд. ист. наук(Брянск) Провинциальный вуз в российской археологии (на примере Брянского государственного университета)

Зыкова Марина Николаевна; Шульгина Мария Владимировна , канд. ист. наук(Архангельск) Историко-археологическая школа «КЛИО» на базе САФУ: опыт и перспективы работы

Черных Елизавета Михайловна , канд. ист. наук(Ижевск) Магистерская подготовка по археологии: плюсы и минусы (из опыта Удмуртского госуниверситета)

Шмуратко Дмитрий Владимирович, канд. ист. наук(Пермь)Возможность подготовки археологов в рамках ФГОС ВО «Педагогическое образование»: опыт ПГГПУ

Институт истории СПбГУ, ауд. 50

(Менделеевская линия, д. 5, 2-ой этаж)

10.00 – 15.00 «Памяти Абрама Давидовича Столяра».

Председатель Владимир Яковлевич Шумкин

Шумкин Владимир Яковлевич , канд. ист. наук(Санкт-Петербург) Профессор Столяр: многогранность Личности

Жук Александр Владиленович , канд. ист. наук (Омск) На пороге науки. Ленинград и археология перед юным А.Д. Столяром

Мартынов Александр Яковлевич , канд. ист. наук (п. Соловецкий) Анатолий Александрович Куратов и Абрам Давидович Столяр в судьбе первобытной археологии Соловецкого архипелага

Gjerde, Jan Magne , PhD.(Tromsø, Norway)Stone Age Rock Art in Fennoscandia – an overview

Knut Helskog , Dr.of archaeology(Tromsø, Norway)Early snowshoes in Fennoscandia.

Калинин Валерий Александрович , Смирнов Максим Викторович (Санкт-Петербург) Комплексы петроглифов Фенноскандии как объекты консервации и музеефикации

Голованова Любовь Витальевна, канд. ист. наук; Дороничев Владимир Борисович , канд. ист. наук (Санкт-Петербург) Культура и общество неандертальцев. Что знает об этом Homo sapiens в начале XXI века?

Дороничев Владимир Борисович, канд. ист. наук; Голованова Любовь Витальевна , канд. ист. наук(Санкт-Петербург). Влияние окружающей среды на человека и его культуру в позднем плейстоцене Кавказа

Дороничева Екатерина Владимировна , канд. ист. наук(Санкт-Петербург), Недомолкин Андрей Георгиевич (Майкоп), Мурый Александр Александрович (Москва)Новые открытия стоянок палеолита в Республике Адыгея, Северо-Западный Кавказ

Королев Аркадий Иванович , канд. ист. наук; Кочкина Анна Федоровна, Сташенков Дмитрий Алексеевич, канд. ист. наук(Самара) Могильник Екатериновский мыс в Среднем Поволжье – новый памятник изучения искусства эпохи энеолита

Раев Борис Аронович , канд. ист. наук (Ростов-на-Дону) Колесный транспорт в сарматских курганах Нижнего Поволжья.

Трубникова Варвара Борисовна (Санкт-Петербург) Сяньбийский вопрос: вчера и сегодня

Курбатов Александр Валентинович , д-р ист. наук (Санкт-Петербург) Взгляд историка и практика археолога: преодоление ошибок в изучении средневекового кожевенного ремесла

Панченко Александр Александрович , д-р филолог. наук (Санкт-Петербург) Погребальные памятники и деревенские святыни на Северо-Западе России в XIX веке

Селин Адриан Александрович, д-р ист. наук; Панченко Виктория Борисовна, Федоров Илья Андреевич (Санкт-Петербург) Каменный крест из д. Кошельково на кафедре археологии СПбГУ и проблема исследования почитаемых комплексов Северо-Запада России

Археологический кружок (впоследствии – сектор археологии) был организован в Ленинградском Дворце пионеров в 1970 г.

В течение года учащиеся проходят теоретическую и практическую подготовку к летним экспедициям, ходят на специализированные экскурсии, встречаются с учеными. Комплексная программа включает курсы по археологии, этнографии, востоковедению и вспомогательным историческим дисциплинам. Учащиеся имеют возможность составить индивидуальный образовательный маршрут.

В летний период подростки 14-17 лет работают в настоящих археологических экспедициях, организованных научными учреждениями города и страны. Старшеклассники участвуют в региональных и всероссийских конференциях и краеведческих чтениях, где неоднократно награждались дипломами.

Многие учащиеся после окончания обучения в коллективе выбирают археологию, востоковедение и другие смежные дисциплины в качестве профессий.

Наши выпускники в настоящий момент работают в крупнейших научных учреждениях: Эрмитаже, Институте истории материальной культуры, Кунсткамере и других. Они возглавляют научные экспедиции на Северо-Западе России, Крыму, Сибири, Средней Азии. Многие выпускники получили учёные степени, являются авторами научных монографий.

В коллектив принимаются школьники 2-11 класса.

Комплексная программа по археологии и востоковеднию:
Для учащихся 7-11 классов

  • Основы археологии
  • Полевая археология и реконструкция
  • Древнерусская археология
  • История и культура Византии
  • Эпоха викингов в Восточной Европе
  • Археология Сибири
  • Археология и культура Востока. Дальний Восток
  • Археология и культура Востока. Ближний Восток
  • Ремесло историка

Программы по этнографии:
Для учащихся 6-7 классов

  • Основы этнографии и музееведения. Занимательное страноведение
  • Страноведение: Европа

Программы подготовительного цикла:
Для учащихся 2-6 классов:

  • Как стать археологом (2-3 класс)
  • Загадки древних вещей (3 класс)
  • Археостудия. Мифы, сказки, легенды народов мира (4-5 класс)
  • Археология Мечты. Великие цивилизации древности (5-6 класс)

Руководство

Тамара Александровна Жеглова – руководитель сектора археологии

Педагоги

  • Апатина Татьяна Владимировна – программы: «Основы этнографии и музееведения. Занимательное страноведение», «Страноведение: Европа»
  • Гусенцова Татьяна Матвеевна, кандидат исторических наук – программа «Полевая археология и реконструкция»
  • Жеглова Тамара Александровна – программы: «Древнерусская археология», «Основы археологии», «Эпоха Викингов в Восточной Европе», «История и культура Византии»
  • Кузнецова Татьяна Романовна – программа «Археология и культура Востока. Ближний Восток»
  • Лурье Вера Михайловна – программа «Основы Археологии»
  • Новоселова Надежда Юрьевна – программы: «Загадки древних вещей», «Как стать археологом», «Археология мечты. Великие цивилизации древности»
  • Сиротова Любовь Валериевна – программы: «Археология мечты. Великие цивилизации древности», «Археостудия. Мифы, сказки, легенды народов мира», «Как стать археологом»
  • Трубникова Варвара Борисовна – программы «Археология и культура Востока. Дальний Восток», «Археология Сибири»
  • Травкин Сергей Николаевич, кандидат исторических наук – программа «Ремесло историка»

О Санкт-Петербургском госуниверситете говорят как об одном из крупнейших и ведущих классических вузов нашей страны. В нем функционирует более 20 подразделений. Очень значимой структурной единицей выступает институт истории (бывший исторический факультет СПбГУ). Он входит в число крупнейших российских центров, занимающихся подготовкой кадров для таких областей, как история, искусствоведение, музееведение.

Предшественники института

У современного структурного подразделения история началась еще в XIX веке. В 1819 году в существовавшем в то время Санкт-Петербургском университете основали факультет исторических и словесных наук. Из этого подразделения в дальнейшем вышли разные отделения, на основе которых сформировались современные структурные единицы.

К примеру, одно такое событие в прошлом Санкт-Петербургского государственного университета произошло в 1850 году. Из факультета исторических и словесных наук выделилось историко-филологическое отделение. На его базе создали новый самостоятельный историко-филологический факультет. Проработал он несколько десятков лет. В 1934 году он прекратил свое существование. На его базе был основан исторический факультет. Вуз, кстати, в то время носил уже название Ленинградского государственного университета им. А. С. Бубнова.

Работа факультета

Все те подразделения, которые существовали до 1934 года, считаются предшественниками. Официальная работа института истории (бывшего исторического факультета СПбГУ) началась именно в 1934 году. Именно тогда был дан старт образовательной деятельности. За годы работы это подразделение преодолело немало препятствий - идеологическое давление властей, репрессии в 30-х годах.

Особо хотелось бы обратить внимание на годы Великой Отечественной войны. В начале 40-х годов историческим факультетом были построены планы на развитие. С началом войны все цели рухнули и стали недостижимыми. Многие преподаватели, студенты, аспиранты ушли на фронт. Оставшиеся студенты продолжили учебу, стали работать медсестрами в госпитале, который начал действовать в здании исторического факультета. В начале 1942 года это подразделение вместе с университетом было переведено в Саратов. В 1944 году вуз вернулся из эвакуации, а после окончания войны он стал на путь восстановления и развития. Новая жизнь началась и для исторического факультета СПбГУ.

Современный период

В течение нескольких десятков лет после окончания войны факультет развивался. Положительные результаты деятельности были замечены в 90-х годах. На факультете появились новые кафедры. Чуть позднее начали открываться новые специальности - «искусствоведение», «музеология».

В 2014 году с подразделением было произведено важное преобразование. Институт истории основали на базе исторического факультета СПбГУ. Адрес этой структурной единицы - Санкт-Петербург, Менделеевская линия, 5. Процедуру упразднения исторического факультета в вузе осуществили с одной целью - оптимизировать организационную структуру, повысить эффективность образовательной деятельности.

Бакалавриат

Институт истории СПбГУ абитуриентам, окончившим 11 классов, предлагает бакалавриат - первую ступень высшего образования. Каждый поступающий имеет возможность выбора, ведь подразделение ведет обучение по 4 программам:

  • по «истории»;
  • «истории искусств»;
  • «музеологии и охране объектов культурного и природного наследия» (профиль - «атрибуция и экспертиза художественных ценностей»);
  • «туризму» (профиль - «технология и организация экскурсионных услуг»).

Для иностранцев на бакалавриате института истории предусмотрено специальное направление - «россиеведение». Это уникальная программа. Она не встречается в других российских вузах. Обучение направлено на формирование у иностранных граждан комплексного представления о:

  • российском культурном наследии;
  • значении России в общемировом цивилизационном процессе.

Магистратура

В институте истории (бывшем историческом факультете СПбГУ) магистратура открыта для лиц, имеющих высшее образование (окончивших либо бакалавриат, либо специалитет). Гражданам России на этой ступени образования предлагается 8 программ. Все они интересные, разнообразные, перспективные. Для примера рассмотрим программу «история». На ней можно выбрать 1 из 6 профилей («новейшую историю России», «археологию Евразии» и т. д.). Каждый из них предусматривает изучение определенных областей (лица, выбравшие «археологию Евразии», изучают историю археологии, комплексы археологических памятников, археологические источники и т. д.).

На магистратуре института истории СПбГУ возможно обучение и прохождение практики за рубежом. Студенты бывают в Австрии, Великобритании, Испании, Италии, Нидерландах, Чехии, КНР. После окончания магистратуры выпускники работают в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, Центральном государственном архиве историко-политических документов Санкт-Петербурга, библиотеке Академии наук РАН и в других учреждениях.

Проходные баллы

Поступить в институт истории Санкт-Петербургского госуниверситета - это задача не из простых. Очень много абитуриентов подают документы в вуз. Всего в 2017 году к конкурсу было допущено более 20 тысяч человек. Из них значительная часть абитуриентов пожелала поступить в институт истории.

Проходные баллы в историческом факультете СПбГУ (с учетом индивидуальных достижений) на программах бакалавриата в 2017 году были следующими:

  • на «истории» - 271 и 208;
  • «истории искусств» - 265 и 208;
  • «атрибуции и экспертизе художественных ценностей» - 260 и 221;
  • «технологии и организации экскурсионных услуг» набор студентов не осуществлялся*.

* Первая цифра - проходной балл на бюджет, а вторая - проходной балл на платных местах.

Минимальные баллы для поступления на бакалавриат

Институт истории Санкт-Петербургского госуниверситета пользуется высоким спросом среди абитуриентов. Сюда подают документы тысячи людей с разными баллами ЕГЭ. Однако следует учесть, что участвовать в конкурсе могут не все желающие. В вузе установлены минимальные баллы для каждого вступительного испытания. В институте истории на каждом предмете этот показатель составляет 65 баллов.

Зачем же нужен этот показатель? Дело в том, что даже при минимально допустимом балле в вуз поступает значительно больше заявлений по сравнению с количеством мест. Для облегчения работы сотрудников Санкт-Петербургский государственный университет и установил минимальные баллы. Если бы не было этих показателей, то в вуз поступало бы еще больше заявлений. Приемная комиссия тратила бы зря время на обработку документов тех людей, которые из-за высокой конкуренции обречены оказаться «за бортом».

Почему стоит выбирать институт истории

В институте истории учиться престижно, ведь он является структурным подразделением очень значимого университета нашей страны. Здесь работают высококвалифицированные специалисты. К учебному процессу активно привлекаются работодатели, ведь только они знают, какие именно умения нужны их сотрудникам сегодня и завтра. Представители профессиональных сообществ участвуют в разработке программ, учебных планов, входят в состав государственных аттестационных комиссий.

В заключение стоит отметить, что для поступления в институт истории (бывший исторический факультет СПбГУ) нужно подготовиться основательно. Из-за высоких проходных баллов у многих абитуриентов так и остается в мечтах зачисление в Санкт-Петербургский госуниверситет. Подготовиться к сдаче ЕГЭ или вступительных испытаний в вузе можно самостоятельно, но лучше всего за помощью обратиться к специалистам. В университете ежегодно проводится набор на подготовительные курсы.