Ссср и международные конфликты 1960 х. Ссср и международные конфликты. Задания для самостоятельной работы

13.04.2024

По мере укрепления «железного занавеса» в Европе эпицентр мировой политики начал смещать-ся на Восток. После победы народной революции в Китае и образования 1 октября 1949 г. Китайской Народной Республики (КНР) ситуация в Азии радикально изменилась. Лидер китайских коммунистов Мао Цзэдун уже в декабря 1949 г. отправился с визитом в СССР. По результатам переговоров 14 февраля 1950 г. в Москве был подписан договор о дружбе, союзе и взаимной помоши между СССР и КНР. Обе страны обязались совместно предпринимать все необходимые меры, чтобы не допустить повторения агрессии со стороны Японии или любого другого государства, объединив-шегося с Японией для совершения акта агрессии. Кроме того, СССР и КНР заявили о своей готовности солидарно участвовать во всех международных действиях, направленных на обеспечение мира и безопасности народов. Одновременно с договором было подписано несколько двусторонних согла-шении. СССР обязался безвозмездно передать КНР все свои права по управлению Китайской Чанчуньской железной дорогой, вывести свои войс-ка с военно-морской базы Порт-Артур (их вывод был завершен в мае 1955 г.) и передать КНР все имущество, которое он использовал в порту Дальний. В последующие годы началась интенсивное сотрудничество СССР и Китая в экономической и военной сферах.

Чтобы не допустить распространения китайского влияния в Дальнево-сточном регионе США попытались придать международный характер граж-данскому конфликту, вспыхнувшему в 1950 г. в Корее. Эта страна являлась японской колонией с 1910 г. и после освобождения войсками союзников была разделена по 38-й параллели демаркационной линией. 25 июня войска северокорейского прокоммунистического правительства вторглись в Юж-ную Корею. При рассмотрении вопроса об этой агрессии в Совете Безопас-ности ООН советские представители воздержались от голосования в знак протеста против участия в заседании делегации свергнутого китайского правительства Чан Кайши. США добились принятия резолюции о вводе на территорию Кореи «международных сил» под флагом ООН. Группировку, включающую контингенты из 15 стран, возглавил американский генерал Макартур. К моменту прибытия этих войск северокорейская армия захвати-ла почти всю территорию юга, в том числе столицу Сеул. Но под ударами интернациональной коалиции она начала быстро откатываться на север. Когда возникла реальная угроза оккупации Северной Кореи, на стороне северокорейцев выступил Китай. Официально китайские войска в Корее назывались «дивизиями народных добровольцев», но в действительности это были части регулярной армии КНР. Используя благоприятную ситуацию, китайские войска вторглись 21 октября 1950 г. и на территорию Тибета, аннексировав ее. Боевые действия в Корее затягивались, и во избежание превращения их в полномасштабную войну с участием почти двух десятков государств обе стороны пошли на уступки. После длительных переговоров в 1953 г. было подписано соглашение о перемирии, которое закрепило раскол Кореи на два государства.

Южнокорейский режим оказался под полным влиянием США. Одно-временно американцы усилили поддержку гоминдановского правительства 4ан Кайши, нашедшего убежище на острове Тайвань. В 1951 г. США добились заключения договора с Японией о сохранении своих военных баз на территории этой страны и тогда же заключили с Австралией и Новой Зеландией договор о совместные военных действиях при нападении на территорию, суда и самолеты этих стран в районе Тихого океана (Тихооке-анский пакт, оформивший региональный военный блок АНЗЮС). В сентяб-ре 1954 г. в Маниле был подписан договор об образовании еще одного военно-политического блока под названием СЕАТО. В эту организацию, просуществовавшую до 1977 г., вошли США, Великобритания, Франция, Новая Зеландия, Австралия, Таиланд, Филиппины, Пакистан. Все эти меры значительно усилили позиции США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Но одновременно сложились предпосылки и для отказа обеих «сверхдержав» от жесткой конфронтации. Агрессивно настроенного американского президен-та Трумэна сменил Дуайт Эйзенхауэр. Он не менее ревностно относился к любым проявлениям «экспансии коммунизма», но был готов к более конст-руктивным шагам на международной арене. Советское руководство после смерти Сталина в 1953 г. также начало проявлять готовность к мирному урегулированию наиболее острых международных проблем.

Инициативу в созыве новой международной конференции проявила Великобритания. После отставки У. Черчилля с поста премьер-министра в 1955 г. его преемник А. Идеи пытался всеми силами укрепить пошатнув-шийся международный престиж своей страны. Еще в бытность министром иностранных дел, весной 1954 г. он выдвинул идею созыва конференции с участием глав правительств Великобритании, США, Франции и СССР для "Осуждения актуальных проблем. Спустя год, уже в роли премьер-минист ра,

Идеи вернулся к этому проекту. Предложение британской дипломатии было с сомнением встречено в Вашингтоне и Москве. Американских и советских лидеров смущали слишком претенциозные заявления Идена, готового рас-сматривать предстоящую встречу как «судьбоносную для человечества», равную по статусу Ялтинской и Потсдамской конференциям. Но междуна-родная ситуация действительно изменилась. С образованием НАТО, АН- ЗЮС и СЕАТО, с одной стороны, и ОВД - с другой, мир оказался не только разделен «железным занавесом», но и поделен на вполне зримые сферы военно-политической ответственности обеих «сверхдержав». Время гло-бальных деклараций, подкрепленных взаимным ядерным шантажом, про-шло. США и СССР начинали борьбу за расширение сфер влияния полити-ческими средствами. Стал возможен и их прямой диалог.

Совещание на высшем уровне с участием делегаций США, СССР, Франции и Великобритании открылось в Женеве 18 июля 1955 г. В повестке дня было обсуждение германского вопроса, проблем европейской безопаснос-ти, разоружения, развития гуманитарных контактов между странами Запада и Востока. Однако итоги совещания свелись лишь к декларативным заявлениям о необходимости укрепления экономического и культурного сотрудничества. Преодолеть стереотипы «холодной войны» пока было невозможно. Правда, Идену удалось договориться в Женеве о проведении первого официального визита советских руководителей в Великобританию. В апреле 1956 г. Лондон посетили Хрущев и Булганин. Политическая программа их визита была посвящена проблемам взаимоотношений со странами «третьего мира», но, как и ранее, добиться политического соглашения не удалось. Более того, визит ознаменовался досадным дипломатическим скандалом, когда «при таинствен-ных обстоятельствах» в гавани Портсмута, где находился крейсер «Орджони-кидзе», погиб английский офицер-водолаз Лайонел Крабб.

Несмотря на срыв женевских переговоров, в отношениях СССР и США наступила временная «оттепель». Обе «сверхдержавы» столкнулись с новыми серьезными проблемами на мировой арене. СССР оказался втянут в острый политический кризис в Венгрии, где лишь ценой военного вторже-ния удалось сохранить коммунистический строй. С трудом удалось избежать подобного сценария событий в Польше. После разоблачения сталинского культа личности быстро начали ухудшаться отношения СССР с Китаем.

Соединенные Штаты, в свою очередь, также были вынуждены внести существенные коррективы в свою внешнеполитическую стратегию. Это было вызвано быстрым ростом национально-освободительного движения в странах «третьего мира». Еще со времен Второй мировой войны американс-кое руководство поддерживало идею полномасштабной деколонизации в мире. Но теперь, являясь политическим союзником Великобритании и Франции, которые всеми силами стремились сохранить свои колониальные империи, Соединенные Штаты оказались в двусмысленном положении. Жесткий политический нажим на формирующиеся национальные режимы в странах «третьего мира» мог способствовать распространению на них со-ветского влияния. Американская дипломатия была вынуждена использовать более изощренные методы укрепления своего геополитического влияния. Широко начали использоваться всевозможные секретные операции, осуще-ствляемые Центральным разведывательным управлением во главе с Алле- ном Даллесом. К наиболее известным из них относятся успешный государ-ственный переворот, приведший к свержению националистически настроен-ного премьера Ирана Мохаммеда Мосаддыка в августе 1953 г., свержение президента Гватемалы Хакобо Гусмана в июне 1954 г. и провалившаяся попытка государственного переворота с целью ликвидации режима прези-дента Сукарно в Индонезии в 1958 г. После неудачной англо-франко- израильской агрессии против Египта в 1956 г. Эйзенхауэр резко активизиро-вал действия американской дипломатии в арабском мире. С этого времени оплотом влияния США на Ближнем Востоке стала Саудовской Аравия. 15 июля 1958 г. американские десантники высадились в охваченном граж-данской войной Ливане, оказав поддержку президенту Шуману. А после победы в 1959 г. революции на Кубе Центральноамериканский регион стал основным объектом внимания спецслужб США.

Снижение накала в противостоянии «сверхдержав» не остановило гонку вооружений. В 1952 г. в США было успешно проведено первое испытание водородной бомбы, но уже спустя год такое же оружие появились и у СССР. За первую половину 1950-х гг. американцам удалось увеличить число страте-гических бомбардировщиков в три раза, но 4 октября 1957 г. Советский Союз запустил первый искусственный спутник Земли, показав наличие у него на вооружении межконтинентальных баллистических ракет. В США в эти же годы ускоренными темпами шли работы по созданию ракет «Титан» и «Минитмен». В такой взрывоопасной ситуации огромное значение приобре-тала способность советского и американского руководства к конструкт ивному политическому диалогу. Резко возрастала и цена дипломатических ошибок.

В 1958 г. поводом для обострения отношений между СССР с западными державами вновь стал «германский вопрос». Советское руководство уже давно было озабочено нарастающим потоком беглецов из ГДР, пользовавших-ся открытой границей между восточным и западным секторами Берлина. 27 ноября 1958 г. Хрущев направил трем западным державам ноты. Их содержание сводилось к тому, что Советский Союз передаст контроль над коммуникациями между Западным Берлином и ФРГ правительству ГДР, если в течение ближайших шести месяцев не будут начаты переговоры по превра-щению Западного Берлина в демилитаризованный вольный город. Это означа-ло, что, в случае отказа вывест и Западный Берлин из состава ФРГ Советский Гоюз «руками» восточногерманского правительства попытается вновь со- щать настоящую блокаду этой части города. Для урегулирования «германско-го вопроса» с 11 мая по 5 августа 1959 г. в Женеве проходило совещание министров иностранных дел СССР, США, Великобритании и Франции. Со-глашения достичь не удалось, но было объявлено, что Хрущев лично посетит США. Этот визит состоялся с 15 по 27 сентября 1959 г.

Переговоры советского лидера с Эйзенхауэром не принесли конкрет-ных результатов. Тем не менее советская дипломатия продемонстрировала готовность к налаживанию диалога. 18 сентября 1959 г., выступая в ООН, Хрущев предложил всеобщее разоружение всех стран мира в течение четырех лет. Условиями его осуществления были создание безъядерной зоны в Европе и заключение пакта о ненападении между НАТО и Варшав-ским Договором. Этот план был настолько революционным, что на Западе его посчитали пропагандой. К тому же конференция четырех великих держав, посвященная запрещению ядерных испытаний в атмосфере, зап-ланированная на 16 мая I960 г. в Париже, завершилась грандиозным провалом. За десять дней до ее начала советские власти сообщили, что 1 мая над Советским Союзом был сбит американский разведывательный самолет У-2. Эйзенхауэр полностью взял ответственность за этот инци-дент на себя, но отказался принести извинения, как того хотела советская сторона. Поэтому на открытии конференции в Париже Хрущев заявил, что не собирается принимать участие в ней и аннулирует направленное ранее Эйзенхауэру приглашение посетить Советский Союз. Советский лидер был настроен столь воинственно, что позволил себе необычный демарш во время заседания Генеральной Ассамблеи ООН 12 октября 1960 г. Не видя сочувствия своей идее заменить генерального секретаря ООН Дага Хам- маршельда на тройное коллективное руководство в составе представите-лей стран советского блока, Запада и неприсоединившихся стран, Хрущев принялся стучать ботинком по пюпитру во время своего выступления.

В июне 1961 г. состоялась встреча Хрущева с новым президентом США Джоном Кеннеди. Убедившись в невозможности оказать давление на своего молодого визави, советский лидер предпринял решительные меры для завершения берлинского кризиса. В ночь на 13 августа 1961 г. восточ-ногерманские рабочие под охраной полиции и военнослужащих начали возводить стену на границе между Восточным и Западным Берлином. Все коммуникации между двумя частями города были перерезаны. Отныне проход и проезд из одной части города в другую начал осуществляться только через специальные контрольно-пропускные пункты. Пограничники Германской Демократической Республики получили приказ стрелять в каждого жителя ГДР, пытавшегося бежать через Берлинскую стену в Западный Берлин. Строительство Берлинской стены завершило закрытие границы ГДР. Несмотря на протесты западных стран по поводу возведения берлинской стены, подобное решение проблемы в конечном счете устрои-ло всех. В «железном занавесе» была закрыта последняя щель, и теперь опасность провоцирования «горячей войны» в центре Европы была сведе-на к минимуму. В Европе окончательно закрепилось негласно признавае-мое разделение на сферы влияния двух сверхдержав, ставшее важным элементом их глобального противостояния.

Администрация президента Кеннеди попыталась существенно обно-вить стратегию и тактику «холодной войны». Анализируя взаимоотношения СССР с другими участниками социалистического лагеря, в Белом доме пришли к выводу, что основной характеристикой современного коммунис-тического мира является «полицентризм» - «необратимый процесс распада единого социалистического лагеря на ряд независимых и даже враждующих группировок стран и партий». В этой ситуации основные усилия США должны были быть направлены не на тотальное противостояние с мировым коммунизмом, а на углубление разногласий среди стран советского блока. Этот политический курс получил название «дифференцированной дружбы» между Западом и Востоком, поскольку основным методом воздействия считались ненасильственные действия: активизация экономических, торго-вых и культурных связей с отдельными странами советского блока, предос-тавление им разнообразных преференций. Характеризуя новую стратегию,


Кеннеди отмечал: «Слишком часто наши руки связаны жестким статутным видом коммунистического мира. Все рассматривается только в двух цветах - белом и черном. Народы или за нас, или против нас - или полностью подчинены советскому влиянию, или полностью свободны. Но это не верно. Существует очень много оттенков, даже в самом коммунистическом мире. Мы должны быть способны перехватить инициативу, когда появится такая возможность в странах, которые сейчас находятся за железным занавесом».

Изменилась и военная доктрина США. На смену планам «массирован-ного воздействия» пришла стратегия «гибкого реагирования». Основной идеолог внешнеполитического курса США Генри Киссинджер и министр обороны Роберт Макнамара четко сформулировали условия, при которых США могут пойти на нанесение ядерного удара первыми: в случаях, когда территория США подвергнется ядерному нападению; когда территория Западной Европы «подвергнется нападению крупными силами» («от ветный удар»); когда «будут обнаружены неоспоримые признаки того, что такое нападение вскоре должно произойти» («превентивный удар»). Кроме того, предполагалось, что ядерное оружие отнюдь не является универсальным средством защиты при возникновении открытого конфликта стран НАТО и ОВД или их союзников. Доктрина «гибкого реагирования» исходила из возможности ведения «ограниченных» или «локальных» войн (в зависимос-ти от целей и характера каждого конкретного конфликта). Общий смысл обновленной военной доктрины ясно сформулировал Генри Киссинджер: «Не подвергая себя риску ядерной войны и одновременно угрожая такой перспективой коммунистическому миру в случае его активного противодей-ствия, нанести поражение социалистической системе путем развязывания серии малых войн».

Несмотря на столь радикальные изменения в американской внешнепо-литической стратегии, именно в период президентства Кеннеди мир оказал-ся на грани ядерной войны. Причиной стало крайнее обострение междуна-родной обстановки вокруг Кубы. Американские спецслужбы несколько раз пытались устроить покушение на кубинского лидера Фиделя Кастро, прово-дившего все более независимый курс. После объявления о национализации кубинским правительством всех земельных владений, банков и промышлен-ных предприятий США разорвали дипломатические отношения с Кубой, но это лишь ускорило сближение Кубы с Советским Союзом. Пытаясь опере-дить окончательное превращение «острова Свободы» в сателлита СССР, американское правительство санкционировало вооруженное вторжение на Кубу корпуса наемников из числа кубинских эмигрантов.


Десантная операция началась 17 апреля 1961 г. в заливе Плая-Хирон. Несмотря на поддержку американских самолетов, закамуфлированных под кубинские ВВС, десант был полностью разгромлен. Вслед за этим Кастро уже однозначно объявил себя «марксистом-ленинцем» и сделал ставку на полномасштабное сотрудничество с СССР вплоть до размещения на острове советских вооружений. В мае 1962 г. в Москве было принято решение о создании Группы советских войск на Кубе (кодовое название операции «Анадырь»), Размещение на острове ракетного оружия могло бы восстано-вить ядерный паритет, утерянный после ввода в строй атомных подводных лодок американского ВМФ. Кроме того, для действий на морских коммуни-кациях намечалось базирование на Кубе эскадры надводных кораблей и эскадры подводных лодок. Общая численность Группы советских войск на Кубе должна была составить 60 тыс. чел. Ее командующим был назначен генерал армии И. Плиев. Создание этой группировки на Кубе означало бы выдвижение советской военной мощи в Западное полушарие.

Осуществление операции «Анадырь» началось в июле 1962 г. с прибы-тия на Кубу передовой группы советского командования. В середине августа началась транспортировка на Кубу ядерных боезарядов, а в сентябре - советс-ких ракет. Вся операция осуществлялась в режиме строгой секретности. 4 октября первая советская ракета Р-12 была приведена в состояние боеготов-ности, а к 20 октября — уже 20 ракет. Аэрофотосъемка, произведенная американскими самолетами-разведчиками, неопровержимо доказывала факт размещения ракет. 22 октября Кеннеди выступил по радио и телевидению с обращением к американскому народу, в котором объявил о введении морского «карантина» Кубы. Все вооруженные силы США, включая космические, были приведены в состояние полной боевой готовности. Американский ВМФ установил блокаду Кубы. 23 октября Ф.Кастро объявил всеобщую мобилиза-цию. Начались интенсивные консультации советского и американского прави-тельств. В послании Хрущева от 26 октября говорилось о необходимости гарантий президента и правительства США не нападать на Кубу и не поддер-живать подобное нападение. На следующий день советская сторона выдвину-ла дополнительное требование - убрать американские ракеты из Турции. В ответном послании Кеннеди СССР предлагалось убрать с Кубы все виды наступательного оружия под наблюдением ООН и взять на себя обязательство не поставлять подобное оружие на Кубу. США, со своей стороны, были готовы отменить карантин и взять на себя обязательство не осуществлять и не поддерживать вторжение на Кубу. С учетом исключительно опасной ситуации Политбюро ЦК КПСС 28 октября решило принять американские предложе-ния, к тому же американцы согласились негласно решить вопрос о выводе своих ракет с территории Турции. Формально Карибский кризис был завер-шен 7 января 1963 г., когда СССР и США обратились с совместным письмом к генеральному секретарю ООН с просьбой исключить вопрос о кризисе из повестки дня Совета Безопасности.

Карибский кризис подтолкнул обе «сверхдержавы» к началу нового раунда переговоров о сокращении вооружений. В Женеве еще с осени 1958 г. проходили переговоры СССР, США и Великобритании о прекраще-нии ядерных испытаний. Такое решение могло бы не только способствовать сохранению экологии, но и ограничить возможности дальнейшего совер-шенствования оружия массового поражения. Камнем преткновения явля-лось требование американцев об обязательном проведении инспекций по проверке запрещения испытаний. Зашедшие в тупик переговоры были возобновлены в 1962 г. в рамках Комитета по разоружению при ООН. Но лишь в июле 1963 г. представителям правительств СССР, США и Великоб-ритании удалось разработать и парафировать текст соглашения о прекраще-нии ядерных испытаний в атмосфере, космическом пространстве и под водой. Договор был подписан в Москве в августе 1963 г.

Вскоре последовали и новые шаги по ограничению гонки вооружений. В январе 1967 г. был подписан договор об использовании космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, исключительно в мирных целях. Спустя год состоялось и подписание важнейшего договора о нераспространении ядерного оружия, включая и технологии, позволяющие орг анизовать его производство. Договор предусматривал лишь возможность помощи в мирном использовании ядерной энергии странам, не располагаю-щим ядерными технологиями. Соблюдение этих условий договора должно было контролироваться Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ). В том же 1967 г. был подписан Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке (договор Тлателолко). Тем самым, Латинская Америка стала второй после Антарктики безъядерной зоной (район Антарк-тики был исключен из сферы распространения ядерного оружия в 1959 г.).

Серьезный прорыв в политике разоружения был вызван не только «изменением климата» в советско-американских отношениях, но и растущи-ми внешнеполитическими проблемами обеих «сверхдержав». На протяже-нии 1960-х гг. биполярный мировой порядок начал «давать трешины». Большое значение имело вступление на мировую политическую авансцену Движения неприсоединения. Это международное объединение стран, кото-рые провозгласили одним из главных принципов внешней политики непри-соединение к военно-политическим союзам великих держав. Первая конфе-ренция 25 неприсоединившихся стран на высшем уровне была созвана в начале сентября 1961 г. в Белграде по инициативе Югославии, Индии, Египта, Индонезии и Еаны. На протяжении последующих двух десятилетий состав и география движения постоянно расширялись. «Архитектура» бипо-лярной международной системы менялась и под влиянием других факто-ров - постепенного превращения Японии в мощную экономическую держа-ву, претендующую на роль лидера Азиатско-Тихоокеанского региона, вхож-дением Китая и Франции в число ядерных держав, демонстративным выхо-дом Франции из военной организации НАТО в середине 1960-х гг. В эти же годы начался рост политического влияния арабских стран, объединившихся в ОПЕК - организацию экспортеров нефти.

Политический престиж США был серьезно подорван из-за участия во вьетнамской войне, развязанной в 1964 г. После освобождения от колони-альной зависимости Вьетнам раскололся на два государства - на севере образовалась Демократическая Республика Вьетнам (ДРВ), а на юге при поддержке США была создана республика Южный Вьетнам со столицей в Сайгоне. 2 августа 1964 г. в Тонкинском заливе произошел военный инци-дент, когда корабли США были атакованы северовьетнамцами. Воспользо-вавшись этим поводом, США начали оказывать военную поддержку сайгон- скому режиму, которая вскоре превратилась в полномасштабную войну против ДВР. Боевые действия носили самый ожесточенный характер. За 9 лет войны США израсходовали 141 млрд долл., потеряли 56,5 тыс. убиты-ми и 303,6 тыс. ранеными солдат и офицеров. Однако сломить сопротивле-ние вьетнамского народа не удалось. В январе 1972 г. США согласились на подписание соглашения о прекращении войны и восстановлении мира, что Открыло путь для объединения Вьетнама.

В ходе войны СССР и КНР оказывали Вьетнаму значительную поддер-жку техникой, военными специалистами, снаряжением и разными видами снабжения. Но собственные их взаимоотношения становились все сложнее.

Китайское руководство еще с конца 1950-х гг. начало проводить агрессив-ный внешнеполитический курс. С 1959 г. из-за вступления китайских войск в Тибет и бегства в Индию далай-ламы стали ухудшаться отношения между КНР и Индией. На этом фоне началось сближение Китая с Пакистаном, что вызывало большое недовольство и в Москве, и в Дели (еще до индо- пакистанских войн 1966 и 1971 гг. Индия рассматривалась в Советском Союзе как потенциальный геополитический союзник, тогда как Пакистан неизменно находился в фарватере американской политики). Начало в 1966 г. в Китае «культурной революции» до крайности обострило его отношения с северным соседом. В 1969 г. произошел даже военный конфликт между СССР и КНР на пограничном острове Даманский. Это было первое воору-женное столкновение между социалистическими странами. Но оно оказа-лось не единственным (свержение проамериканских режимов в Лаосе и Камбодже привело к росту влияния Вьетнама в регионе и кратковременной «показательной» агрессии против него Китая в 1979 г.). Американская дипломатия начала активно «разыгрывать китайскую карту». В феврале 1972 г. состоялся визит в КНР президента США Р. Никсона. С этого времени СССР был вынужден окончательно отказаться от надежд восстановить лояльность Китая к «социалистическому содружеству» и признал существо-вание стратегического треугольника США - СССР - КНР. К тому же и сам советский блок переживал сложные времена. Пытаясь не допустить нарас-тания реформаторских настроений в социалистических странах, советское руководство было вынуждено в 1968 г. даже предпринять военную акцию против Чехословакии.

Война во Вьетнаме

Значительно обострил международную обстановку конфликт во Вьетнаме.

Эта страна была разделена в 1954 г. по 17-й параллели на два государства. Северный Вьетнам (Демократическая Республика Вьетнам) пытался объединить страну, поддерживал революционное, партизанское движение (Национальный фронт освобождения, НФО) на юге. Это побудило диктаторский южновьетнамский режим обратиться за помощью к США.

Опасаясь, что переход Южного Вьетнама под контроль коммунистов подорвет влияние США в Юго- Восточной Азии, Вашингтон направил в Южный Вьетнам военных советников (в 1964 г. их численность составила 12 тыс. человек). Тем не менее НФО удалось захватить 2/3 территории страны. К 1965 г. во Вьетнаме уже сражалось около 400 тыс. военнослужащих США и 70 тыс. че­ловек из союзных им стран. Авиация США начала наносить удары по территории не только Южного, но и Северного Вьетнама. Военные действия затронули также территории Лаоса и Камбоджи. Советский Союз оказал широкомасштабную помощь Северному Вьетнаму. Туда направлялись военные советники, средства ПВО и истребители, в том числе новейших модификаций (МИГ-21). Всего за период 1953 - 1991 гг. СССР осуществил во Вьетнам поставки на сумму в 15,7 млрд долларов. Число только советских генералов и офицеров, участвовавших в войне во Вьетнаме, составило более 6,3 тыс. человек.

Конфликт с Китаем

Поддержка Вьетнама могла быть более эффективной при условии сохранения отношений сотрудничества СССР с Китаем, который также оказывал помощь ДРВ. Однако советско-китайские отношения в начале 1960-х гг. ухудшались. В 1964 г. Китай предъявил претензии на 1,5 млн кв. км советской территории, в 1966 г. были разорваны связи между КПСС и КПК, и в сентябре того же года хунвэйбины («красные гвардейцы») организовали осаду посольства СССР в Пекине. Возникли инциденты на границе, наиболее крупный из них - на острове Даманский на реке Уссури в 1969 г. В нем приняли участие регулярные силы Советской Армии, применившие реактивную артиллерию. СССР принял меры по укреплению восточных границ, развертыванию дополнительных сил по их прикрытию,



Арабо-израильский конфликт

Значительные ресурсы СССР отвлекла арабо-израильская война (она вошла в историю как «шестидневная война»), разразившаяся в 1967 г. между Израилем и соседними арабскими странами

Египтом, Сирией, Иорданией.

Арабские страны располагали значительным численным перевесом над армией Израиля (по численности пехоты - в 2,5 раза, танков - в 2 раза, самолетов - в 1,5 раза). Их лидеры надеялись на быструю победу, не скрывая своей цели - уничтожения Еврейского государства. Однако Израиль нанес упреждающие удары. Ему удалось уничтожить большую часть авиации арабских стран на аэродромах и завоевать господство в воздухе. Серия последовательных наступательных операций позволила Израилю разгромить сухопутные силы противостоящей ему коалиции по частям. Его войска оккупировали Синайский полуостров, сектор Г аза, западный берег Иордана и Голанские высоты. Потери арабских стран составляли более 40 тыс. убитыми, около 900 танков, 1000 орудий, 400 самолетов. Израиль потерял менее 1 тыс. человек, 100 танков и 48 самолетов.

После поражения Египта и Сирии Советский Союз оказал им помощь в восстановлении боеспособности вооруженных сил.

Только в октябре 1967 г. СССР поставил Египту 210 истребителей. В 1969 г. для прикрытия его территории от ударов Израиля с воздуха в Египте была развернута группировка советских войск ПВО, в состав которой входило до 20 тыс. человек. Утратив в 1969-1970 гг. около половины своих самолетов, ВВС Израиля прекратили налеты на Египет. Всего на военную помощь Египту с 1965 г. и до разрыва отношений сотрудничества (1972) было истрачено 3,2 млрд. долларов,

Кризис доверия в США

США в середине 1960-х гг. также вступили в полосу трудностей. Они были связаны с войной во Вьетнаме. США потеряли около 4 тыс. самолетов, свыше 55 тыс. человек убитыми и 300 тыс. ранеными (жертвы народа Вьетнама составили более 1 млн. человек). Война стала потрясением для американского общества. Благодаря телевидению рядовые американцы впервые увидели ее бес­смысленность и жестокость.

Протест молодежи США против призывов в армию, требования остановить войну приобрели массовый характер. К 1967 г. в антивоенном движении участвовали сотни тысяч человек.

Антивоенное движение сочеталось с массовой кампанией протестов небелого населения Америки против нарушений во многих штатах законодательства, запрещавшего расовую дискриминацию. Их усилению способствовало сокращение государственных расходов на социальные нужды, свертывание программы создания «Великого общества», т. к. все средства шли на военные цели.

В 1968 г. в результате покушения погиб лидер борьбы за расовое равенство Мартин Лютер Кинг. Возникли десятки террористических, леворадикальных группировок, стремившихся противостоять расизму, изменить облик общества силой оружия.

Кризисное положение в стране побудило JI. Джонсона отказаться от повторного выдвижения своей кандидатуры на пост президента США. На выборах 1968 г. победу одержал кандидат от Рес­публиканской партии Р. Никсон (1913-1994).

Администрация Р. Никсона пошла по пути свертывания участия США в войне во Вьетнаме. В Париже начались переговоры о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме (соот­ветствующее соглашение было подписано в 1973 г.). После вывода войск США из Южного Вьетнама диктаторский режим в 1975 г. пал, Вьетнам был объединен под властью коммунистов севера и юга страны.

Была отменена всеобщая воинская повинность. Армия стала комплектоваться на основе найма добровольцев. Избирательное право получила молодежь с 18 лет. Расширились социальные программы, направленные на улучшение положения небелого населения Америки.

Меры по обеспечению «равенства рас», продолженные преемниками Р. Никсона, принесли свои плоды. В 1960-1990-е гг. реальные доходы афро-американцев, из расчета на душу населения, возросли на 50% (у белых- на 40%). В 1990-е гг. примерно треть семей афро-американцев имела годовой доход выше среднего по стране, половина жила в собственных (или приватизированных) домах. Политика Р. Никсона обеспечила спад активности антивоенного и молодежного движения, принесла ему успех на президентских выборах 1972 г. Однако второй срок пребывания у власти Р. Никсона ознаменовался для него серьезными трудностями. Экономика США вступила в полосу кризиса. Спад промышленного производства, рост инфляции и безработицы подорвали авторитет правительства.

Разгорелся так называемый Уотергейтский скандал, связанный с незаконными действиями окружения президента во время выборов 1972 г. Разоблачения затронули и деятельность спецслужб США, в частности Центрального разведывательного управления (ЦРУ), по организации покушений на зарубежных политических деятелей, переворотов в недружественных США странах. Столкнувшись с угрозой импичмента(привлечения к суду), Р. Никсон подал в 1974 г. в отставку. Избиратели, разочарованные в Республиканской партии и вашингтонской политической элите, отдали голоса кандидату демократов, бывшему губернатору штата Джорджия Дж.Картеру (р. в 1924).

Американское общество вступило в период кризиса, главным симптомом которого стали резкое падение числа избирателей, участвующих в выборах, сокращение доверия к правящим кругам.

Кризис 1968 г. в Чехословакии и его последствия

В Чехословакии симптомы застоя, падения темпов роста экономики проявились раньше, чем в СССР. В 1968 г. руководителем Коммунистической партии Чехословакии (КПЧ) стал А.Дубчек (1921-1992), сторонник реформ. Начался отказ от командно-административных методов управления экономикой, провозглашалась свобода слова и печати. Это вызвало подъем активности молодежи и интеллигенции. В стране возникли сотни политических клубов, ставших основой формирования оппозиционных КПЧ партий. Пресса разоблачала злоупотребления чиновников. Говорилось о возможности построения социализма «с человеческим лицом», опирающегося на демократические ценности. Пражские события были восприняты руководством КПСС как угроза самим основам социализма, спровоцированная действиями зарубежных спецслужб. 20 августа 1968 г. была введена в республику полумиллионная армия с 5000 танков и БТР, основу которой составляли советские войска (в интервенции приняли участие также Польша, Венгрия, ГДР и Болгария).

Аэродромы Праги и Брно, правительственные здания ночью захватили советские десантники. А. Дубчек был задержан и доставлен в Москву, КПЧ возглавил сторонник прежнего курса Г. Гусак. Армия Чехословакии не оказала сопротивления, отдельные манифестации молодежи были рассеяны войсками ОВД. Погибло 94 и были тяжело ранены 345 граждан Чехословакии.

После событий в Чехословакии, получивших название «пражской весны», руководство СССР заявило, что считает своим долгом защищать «реальный социализм». Претензии СССР на право осуществлять военные вмешательства во внутренние дела своих союзников по Варшавскому договору получили в странах Запада название доктрина Брежнева.

Выдвижение этой доктрины определялось двумя причинами.

С одной стороны, идеологическими соображениями. Советские лидеры не могли признать банкротство той модели социализма, которая была навязана СССР Восточной Европе, и опасались воздействия примера реформаторов на положение в самом Советском Союзе.

С другой стороны, в условиях «холодной войны» и раскола Европы на два военно-политических блока ослабление одного из них объективно оказывалось выигрышем для другого. Выход какой-либо страны из Варшавского договора (одно из требований реформаторов в Восточной Европе) рассматривался как нарушение соотношения сил в Европе. Советское руководство стремилось к тому, чтобы войска потенциального противника, которым считался блок НАТО, находились как можно дальше от границ СССР.

События в Чехословакии оказали крайне негативное воздействие на развитие как СССР, так и союзных ему стран. Руководители КПСС и других правящих партий в странах «реального социализ­ма» стали с еще большей подозрительностью относиться к идее любых перемен, что усугубило тенденции к застою.

Задания для самостоятельной работы.

1. Проанализируйте реформы Косыгина в промышленности и с/хозяйстве (причины, основные направления, результаты).

2. Заполните таблицу по итогам экономических реформ:

3. В чем состоят причины кризисных явлений в 60-70-х годах в экономике СССР? Дайте определение понятию «период застоя».

4. Дайте характеристику основным социальным противоречиям, сложившимся в СССР.

5. Какие положительные итоги социальной политики вы можете перечислить?

6. Составьте сравнительную таблицу «СССР и международные конфликты в 60-70-е годы».

7. Причины кризиса в Чехословакии, какую роль в данном событии сыграл Советский Союз?

Как кризис в Чехословакии повлиял на международную обстановку в Европе?

8. В чем причины кризиса доверия в США, в чем он проявился?

9. Дайте определение терминам: период застоя, хозрасчет, бюрократизм, коррупция, холодная война, теневая экономика, номенклатура, развитой социализм, Уотергейтский скандал, импичмент, пражская весна.

В начале 50х сотрудничество успешно развивалось , СССР и КНР вместе противостояли империалистической политике (США). Но КНР никогда не была сателлитом СССР, его руководство претендовало на роль лидера соцстран Азии, самостоятельного центра силы в МО. До поры до времени эта позиция Пекина не вызывала беспокойства в Москве. Но после ХХ съезда КПСС (февраль 1956) лидеры КПК негативно восприняли критику культа личности Сталина и отвергли курс на десталинизацию. Руководство КНР не приняло установки КПСС на мирное сосуществование, на возможность осуществления социалистической революции без вооруженной борьбы. Еще большие разногласия в сфере МП. СССР в 1957 г. стал обладателем МБР и лишил США их неуязвимости. Теперь Хрущев мог взять курс на мир сосуществование с США. Но КНР не была признана ведущими капстранами. США поддерживали гоминьдановский режим на Тайване, представитель которого занимал место Китая в ООН. В 1959 г. разногласия КНР-СССР нарастали . СССР отказался помочь Китаю в создании атомной бомбы. Летом 1960 г. СССР прекратил всю экономическую и технологическую помощь КНР и отозвал всех советников. С 1962 г. между СССР и КНР открытый конфлик т: столкновения на китайско-индийской границе, СССР поддержал Индию. Июнь 1963 г КПК направила в Москву послание с 25 пунктами обвинений против КПСС – ревизионизм, предательство мировой революции. Октябрь 1964 г. успешное испытание атомного оружия КНР. После ухода Хрущева в 1964 СССР попытался улучшить отношения с КНР, но безуспешно. СССР начал наращивать свои вооруженные силы на границе с КНР. В 1966 г. в КНР началась "культурная революция", сопровождалась усилением антисоветской кампании. СССР стал рассматриваться как "империалистическая держава" и основной противник китайской революции. КНР стала добиваться признания всех договоров о границе, заключенных царской Россией с КНР, неравноправными и несправедливыми (косвенное предъявление территориальных претензий к СССР, требование признать ряд пограничных районов спорными). В марте 1969 г. открытые вооруженные столкновения из-за о-ва Даманский на р. Уссури . Вскоре встреча Косыгина с премьером госсовета КНР Эньлаем. Достигнута договоренность о возобновлении двусторонних переговоров по всем интересующим обе стороны вопросам. Эти переговоры, имевшие целью нормализацию отношений СССР - КНР, начались в Пекине в октябре 1969 г. на уровне замМИД, ыл сделан шаг к снижению напряженности между Москвой и Пекином.

27. Ссср и Япония, 1951 – 1956 гг.

После 1945 г. между Москвой и Токио не было дипломатических отношений.8 сентября 1951 мирный договор с Японией, но СССР, Польша и Чехословакия отказались это сделать, т.к. он не давал четкого решения территориальной проблемы. Япония отказывалась от всех прав на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, но ничего не говорилось о том, что Япония передавала территории СССР. Неопределенность создавала возможности для территориальных споров в будущем. Важным для Москвы было ее требование исключить всякую возможность размещения на территории Японии любых иностранных войск. Однако СФ договор позволял США сохранять свои войска в Японии для обеспечения ее безопасности по соглашению с правительством этой страны. В советской литературе Сан-Францисский мирный договор рассматривался как сепаратный: хотя СССР был формально приглашен к его подписанию, договор не учитывал советскую позицию. Юридически состояние войны между Советским Союзом и Японией продолжало сохраняться до 1956 г., а мирный договор между Японией и Россией не подписан до настоящего времени.Также, после 1951 г. японское правительство с подачи США и при их поддержке начало оспаривать право СССР на обладание четырьмя островами южной части Курильской гряды (Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп) на основании, что географически они к группе Курильских островов не относятся. США поддерживали японские претензии. Желая сорвать советско-японскую нормализацию, США по существу требовали от Токио ужесточить требования к СССР по территориальному вопросу. Госсекретарь заявлял, что если Япония согласится с вхождением 4х островов в СССР, то США будут считать себя вправе неограниченно долго оккупировать японский архипелаг Рюкю, временное военное присутствие США на котором было закреплено СФ договором. Японская дипломатия находилась в трудном положении - хотели улучшения отношений с Москвой, но опасались добиваться этого ценой ухудшения отношений с США с риском потерять шанс на возвращение Рюкю. В 1954г «мирное наступление» на Японию , рассчитывая не только нормализовать советско-японские отношения, но и по возможности расшатать японо-американский союз на основе договора безопасности США и Японии от 1951 г., срок действия которого истекал в 1961 г. Советско-японские переговоры о восстановлении дипотношений продолжались около 2 лет и завершились только в 1956 г. подписанием (19 октября ) Совместной декларации СССР и Японии . В соответствии с декларацией состояние войны между двумя странами было объявлено прекращенным, договорились установить дипотношения на уровне послов. Стороны согласились продолжить переговоры о заключении мирного договора, в связи с чем в декларации было сказано: «СССР, идя навстречу Японии и учитывая интересы Японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан с тем, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между СССР и Японией».

(19 января 1960 г. японское правительство заключило с США новый договор безопасности, который продлил японо-американский союз еще на два десятилетия. В такой ситуации, с точки зрения СССР, обессмысливалась обещанная в 1956 г. Советским Союзом Японии уступка в виде передачи ей двух островов южной части Курильской гряды после заключения советско-японского мирного договора. Было ясно, что японское правительство сделало выбор в пользу союза с Вашингтоном. 17 января 1960 г. СССР направил Японии памятную записку, в которой извещало о своем отказе от обещания передать Японии острова Хабомаи и Шикотан в связи с тем, что «новый японо-американский договор безопасности фактически лишает Японию независимости, и иностранные базы, находящиеся в Японии в результате ее капитуляции, продолжают свое пребывание на японской территории»)

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

СССР на международной арене. 1960-1970-е гг.

Вопросы для повторения Охарактеризуйте международную обстановку середины 1960-х гг. Какую роль играл СССР в мировой политике того времени?

Ход урока Начало распада «социалистического лагеря». СССР и международные конфликты. Переход к политике разрядки международной напряженности. Разрядка: опыт теоретического осмысления.

Мир в годы «холодной войны»

1. Начало распада «социалистического лагеря» Идеология КПСС о том, что увеличение числа стран, идущих по пути социализма, укрепляет позиции СССР на международной арене. КИТАЙ Неодобрение критики в адрес И.В. Сталина 2. Идею мирного сосуществования расценили как «капитуляцию перед США»

КИТАЙ Неодобрение критики в адрес И.В. Сталина 2. Идею мирного сосуществования расценили как «капитуляцию перед США» Из Китая отозваны советские специалисты; Торгово-экономические связи между СССР и КНР заморожены; В 1964 году Китай предъявил претензии на 1,5 млн кв. км советской территории; В 1967 г. Посольство СССР в Пекине подверглось нападению; Начались инциденты на границе: наиболее крупный из них – столкновение близ острова Даманский на реке Уссури в 1969 г. (см. видео)

2 марта 1969 года начались бои за остров Д аманский. Тогда погибло 58 советских воинов. Похороны пограничников – участников боя с китайскими солдатами на острове Даманский. 1969 год.

2 марта 1969 года начались бои за остров Д аманский. Тогда погибло 58 советских воинов. Пограничники демонстрирую журналистам оружие, брошенное китайскими нарушителями на острове Даманский.

Пограничники на заставе Нижне-Михайловка Тихоокеанского пограничного округа ведет наблюдение за китайским берегом реки Уссури Обострение отношений с Китаем, располагавшим внушительной по численности армией и собственным ядерным оружием, потребовало от правительства СССР мер по укреплению восточных границ, развертывания сил по их прикрытию.

«Пражская весна» - это период (1968-1969 гг) при котором утверждалась свобода слова и печати, легально действовали политические клубы, оппозиционные правящей партии. Руководство СССР восприняло перемены в Чехословакии как угрозу основам социализма, спровоцированную действиями зарубежных спецслужб. Задание: Прочитайте на стр. 335 рассказ о том как происходил ввод войск стран Варшавского договора в Чехословакию (…Поводом для ввода…) и определите действительно ли так необходимо было вводить войска и реальными или выдуманными были причины ввода войск. (...видео «Пражская весна»)

Реальный социализм – модель организации жизни общества, которая утвердилась в СССР и союзных ему странах. После событий в Чехословакии руководство СССР заявило, что считает своим долгом защищать реальный социализм. Претензии Советского Союза на право осуществлять военное вмешательство во внутренние дела своих союзников по Варшавскому договору получили в странах Запада название доктрины Брежнева. Задание: прочитайте документ на стр. 336 и ответьте на вопросы после него.

2. СССР и международные конфликты. Задание: Прочитать пункт параграфа на стр. 337 найти и выписать в тетрадь конфликты и страны, которые принимали в них участие. 1. Юго-Восточная Азия (война во Вьетнаме); 2. Ближний Восток (Израиль, Египет, Сирия, Иордания); 3. Африка (Ангола, Мозамбик). Итог: Война в Юго – Восточной Азии и помощь арабским союзникам потребовали значительных материальных затрат со стороны СССР.

3. Переход к политике разрядки международной напряженности Задание: Самостоятельная работа с текстом учебника на стр. 338-340. Найти причины перехода к разрядке международной напряжённости. Вьетнамские солдаты возле груды корпусов-контейнеров из под шариковых бомб, сброшенных американскими самолетами во время войны во Вьетнаме.

Взгляды сторон на причины разрядки. СССР. Новый этап международных отношений. 2) Достижение паритета (равенства) в стратегических силах. 3) США терпят поражение в «холодной войне», вынуждены перейти к разрядке. 4) Невозможность для США военными средствами отстаивать свои интересы. США. Экономика СССР не выдерживает бремени гонки вооружений. 2) Конфликты и противоречия между странами социализма побуждают СССР искать пути примирения с Западом. В действительности разрядка объективно была выгодна обеим сторонам. 4. Разрядка: опыт теоретического осмысления.


Вариант 1

1 В каком году был подписан договор ОСВ-2?
1) в 1965
2) в 1970 3) в 1979
4) в 1983
1 2 3 4
2 Какое событие произошло ранее других?
1) начало восьмой пятилетки
2) принятие третьей Конституции СССР
3) смерть Л.И. Брежнева
4) введение пятидневной рабочей недели для рабочих и служащих

1 2 3 4
3 Писатель, автор романа «Архипелаг ГУЛАГ», был выслан из страны.
1) А.И. Солженицын
2) А.Д. Сахаров 3) А.Д. Синявский
4) И.А. Бродский
1 2 3 4
4 Какое предприятие было построено во второй половине 1960-х – начале 1970-х годов?

1) Московский автомобильный завод им. И.А. Лихачёва
2) Уральский автомобильный завод
3) Волжский автомобильный завод
4) Горьковский автозавод

1 2 3 4
5 Что явилось одной из предпосылок разрядки международной напряжённости?

1) отказ СССР от строительства социализма
2) огромное преимущество СССР в количестве накопленных вооружений
3) осознание мировым сообществом невозможности победы в ядерной войне
4) прекращение холодной войны

1 2 3 4
6 Прочитайте данный отрывок из международного соглашения и укажите год, когда оно было подписано.
Правительства Французской Республики, Соединённого Королевства и Соединённых Штатов Америки заявляют, что связи между Западными секторами Берлина и Федеративной Республикой Германии будут поддерживаться и развиваться с учётом того, что эти сектора по-прежнему не являются составной частью Федеративной Республики Германии и не будут управляться ею и впредь.

1) в 1965
2) в 1971 3) в 1981
4) в 1983
1 2 3 4
7 Использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения, противоречащее законодательству и моральным установкам, - это

1) инфляция
2) застой 3) бюрократия
4) коррупция
1 2 3 4
8 Что было предпринято в ходе экономической реформы А.Н. Косыгина?
1) полностью отменялось государственное планирование производства
2) увеличивалось количество нормативных плановых показателей
3) создавался Высший совет народного хозяйства
4) предприятия получили возможность самостоятельно распоряжаться частью прибыли

1 2 3 4
9 Расположите данные события в хронологическом порядке.
1) подписание договора ОСВ-1
2) ввод советских войск в Афганистан
3) столкновение с Китаем близ острова Даманский
4) подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

Ответ:_____.
10 Что было характерно для социально-экономического развития страны в период 1964-1985 годов? Укажите две характеристики из пяти предложенных.

1) уменьшение значимости средств от продажи нефти и газа для экономики страны
2) СССР полностью обеспечивал себя продуктами сельского хозяйства
3) удельный вес ручного труда в промышленности составлял не более 10%
4) переход на пятидневную рабочую неделю
5) рост численности населения

Ответ:_____.
11 Установите соответствие между именами политических деятелей и фактами их биографий.

ДЕЯТЕЛИ ФАКТЫ
А) Л.И. Брежнев
Б) Ю.В. Андропов
В) А.Н. Косыгин 1) Председатель Совета Министров СССР в 1964-1980 годах
2) министр обороны СССР в 1976-1984 годах
3) автор книг «Малая Земля», «Возрождение» и «Целина»
4) Председатель КГБ СССР в 1967-1982 годах

А Б В
12 Прочитайте отрывок из воспоминаний участницы событий и укажите год, пропущенный в тексте.

Ровно в 12 часов дня 25 августа _____________ года мы сели на парапет у Лобного места и развернули лозунги: «At’ zije svobodne a nezavisle Ceskoslovensko!» (Да здравствует свободная и независимая Чехословакия»), «Позор оккупантам!», «Руки прочь от ЧССР!», «За вашу и нашу свободу!», «Свободу Дубчеку!» Почти немедленно раздался свист, и со всех концов площади к нам бросились сотрудники КГБ в штатском: они дежурили на Красной площади, ожидая выезда из Кремля чехословацкой делегации. Подбегая, они кричали: «Бей антисоветчиков!»

Ответ:_____.

Укажите не менее двух характерных черт внешней политики СССР периода второй половины 1960-х - середины 1970-х годов.

Приведите не менее двух примеров международных договоров, подписанных СССР в этот период.

23. Как называлось произведение И.Г. Эренбурга, ставшее названием одного из периодов отечественной историиА) «заморозки»Б) «падение»В) «разгром»Г)

«оттепель
24. Кто является автором рассказа «Один день Ивана Денисовича»А) СимоновБ) ВасильевВ) СолженицынГ) Пастернак
25. Время правления Л.И.Брежнева в истории получило названиеА) перестройкаБ) застойВ) прорывГ) новое политическое мышление
26. Геронтократия означаетА) власть коммунистовБ) власть стариковВ) правление немногихГ) власть женщин
27. Самый крупный военный конфликт СССР в 1969 году на острове Даманском произошел А) с КитаемБ) с ГерманиейВ) с ПольшейГ) с Японией
28. Примерное равенство, баланс ракетно-ядерного оружия между СССР и США этоА) стратегический паритетБ) суверенная демократияВ) холодная война-г) ленд-лиз
29. Что из перечисленного относится к последствиям политики М.С.Горбачева а) демократизация избирательной системы б) интенсивное развитие экономики СССР в) повышение жизненного уровня населения г) складывание многопартийности д) укрепление роли КПСС в обществе е) ослабление международной напряженности1) а г е2) б в д3) б г е4) в д е
30. Общественно-политическая жизнь России в 1990-х г. характеризоваласьА) борьбой за свободу выезда из страныБ) подпольным распространением запрещенных литературных произведенийВ) проведение безальтернативных выборовГ) идеологическим плюрализмом
31. Что входило в понятие «шоковая терапия»А) «освобождение» ценБ) национализация собственностиВ) поддержка государственных предприятийГ) социальная поддержка населения
32. Что характерно для России начала 21 века а) построение гражданского общества б) кризис в экономике в) восстановление церковного единства русского православия г) участие России в международных конфликтах д) решение демографической проблемы е) огромные внешние долги1) а в д2) в г а3) г д а4) б г д
33. Технологии, основанные на атомной сборке объектов и изменении объектов и материалов на молекулярном уровне этоА) высокопробные технологииБ) нанотехнологииВ) молекулярные технологииГ) биотехнологии
34. Переход государственной собственности в частную называетсяА) конверсиейБ) приватизациейВ) национализациейГ) монополизацией
35. Что из названного относится к причинам противостояния Верховного Совета и Президента РФ?А) разработка новой конституцииБ) недовольство депутатов Верховного Совета разрешением деятельности КПРФВ) стремление Б. Ельцина возродить принципы социалистической экономииГ) недовольство депутатов введением должности Президента РФ
36. Деятельность Советов всех уровней была прекращенаА) в 1991 г.Б) в 1992 г.В) в 1993 г.Г) 1995 г.
37. Авторы гимна РоссииА) С. Михалков, А. АлександровБ) М. Дунаевский, А. ПахмутоваВ) М. Таривердиев, С. ДобронравовГ) М. Блантер, М. Исаковский
38. Что из названного относится к внешней политике России в 1992 г. – 1999 г.?А) вывод советских войск из АфганистанаБ) присоединение к программе НАТО « Партнерство во имя мира»В) конфликт с КитаемГ) участие России в миротворческих акциях во Вьетнаме и Афганистане
39. Какое из названных событий произошло в 2000 г.?А) подписан договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП)Б) подписано соглашение об образовании Евроазиатского экономического сообщества (ЕврАзЭс)В) образовано Союзное государство в составе России и БелоруссииГ) ликвидировано ядерное оружие на территории Украины, Белоруссии, Казахстана
40. Для развития отечественной культуры в 2000 г. – 2009 г. характерноА) увеличение количества театровБ) увеличение финансирования музеевВ) увеличение количества музеевГ) все названное
41. Кто из перечисленных лиц является писателем? Укажите три из шести предложенных.1) В. Битов2) А. Сокуров3) А. Солженицын4) П. Лунгин5) В. Пелевин6) В. Бортко
42. Выделите известных российских спортсменов начала 21 века.А) А. Скокан, А. ГерманБ) И. Глазунов, Д. ВишневаВ) И. Роднина, А. ЗайцевГ) А. Немов, А. Карелин.
43. В 2000 г. были созданы фильмыА) « Остров», « 9 рота», « Идиот»Б) « Утомленные солнцем», « Блокпост», « Кольцо Нибелунгов»В) « Война и мир», « Калина красная», « В бой идут одни старики»Г) « Семнадцать мгновений весны», «Три тополя на Плющихе»
44. Для развития российского кинематографа в 2004 г. – 2007 г. характерноА) увеличение количества сериалов про мафиюБ) создание отечественных высокобюджетных фильмовВ) увеличение количества детских фильмовГ) приглашение иностранных режиссеров для постановок;