Жизнь после миллионов: кто променял состояние на рай в шалаше. Герман Стерлигов. Все в село Миллионер живет в лесу

23.03.2024

Вместе с красавицей женой и детьми он переселился в глухую деревню прямо с Красной площади

В начале 90-х годов советский миллионер Герман Стерлигов, хозяин первой сети товарных бирж «Алиса», стал символом нарождающегося капитализма. Вторым символом стала его кавказская овчарка Алиса, которая из друга человека вдруг превратилась в непривычное слово «логотип». В те счастливые времена всем нам казалось, что вот-вот скинем мы ненавистный тоталитарный «совок» и заживем как люди. Будем ходить все в белых штанах и отовариваться 120 сортами колбасы. Прошло шестнадцать лет. Постепенно выяснилось, что белые штаны на каждый день - это очень непрактично, вкусной колбасы есть только два сорта: сервелат и докторская. И вообще все это не важно, и только душа бессмертна, а счастье - в детях. Первый советский капиталист Герман Стерлигов в очередной раз стал первопроходцем. Он послал к черту весь «эффективный рынок» и «общество потребления». Расстрелял из нагана телевизор, продал особняк на Рублевке и поселился в глухом лесу на хуторе, к которому даже нет проезжей дороги.

Дорога к дому
Сотовый телефон у отшельника Германа Стерлигова все-таки был и даже работал, хотя на хуторе нет электричества. Меня предупредили, что после пары интервью с коллегами бывший миллионер журналистов не жалует, а прессу считает «бесовщиной». Действительно, первую фразу Стерлигов произнес с металлическими нотками в голосе:
- Что это от меня понадобилось печатному органу Коммунистического союза молодежи?
Но я, не покривив душой, произнес нужные слова:
- Герман Львович, ваш телефон дал мне крестный отец моего сына.
Голос собеседника потеплел:
- Приезжайте, я вас встречу. До меня на машине не доедешь. Только ножками, по родной земле.
Для новой жизни семья миллионера выбрала самый медвежий угол Московской области: Можайский район, до границы со Смоленщиной - несколько километров. От последней грунтовки, где нас ждал Герман Стерлигов, начинаются глухие заболоченные леса. Бывший миллионер верхом на лошади выглядел колоритно и очень по-деревенски. Но мы его опознали по сапогам. Это были не корявые кирзачи из сельпо, а сшитые на заказ шевровые сапожки, которые ничего не весят и не промокают. Картину дополнял кинжал, притороченный к луке седла и ружье-недомерок ТОЗ-106, прозванное в народе «смерть председателя».
Герман Львович был рад и гостям, и удачной сделке, которую провернул прямо на раскисшей дороге:

А я пока вас ждал, бычка сторговал, - искренне похвастался нам бывший миллионер. - Десять коров у меня, а покрыть их целая проблема...
Меня предупреждали перед поездкой, мол, пиарится мужик. К выборам небось готовится будущим. Сформирует имидж «миллионера от сохи» к 2008 году и - вперед баллотироваться. Оказалось, что это не так. Пару раз мне приходилось общаться с подобными отшельниками. Настоящий отшельник внимательно слушает гостей. Причем очень долго - других источников живой информации у него нет. Журналисты «КП» не затыкались минут пятьдесят, пока мы шли по перелескам. Рассказывали про друга фермера с Новгородчины. Про всероссийскую перепись сельских подворий. Стерлигов слушал внимательно и вдруг остановил лошадь:
- Странные вы какие-то журналисты, - сказал он нам. - Во-первых, приехали с подарками (мы привезли миллионеру банку хорошего чая. - Прим. корр.). Я хоть чай и не пью, только травки, но все равно приятно. Во-вторых, не о том говорите. До вас тоже приезжали, так написали, что жена от меня сбежала и заблудилась в лесах. А теща ее ищет. Теща моя очень удивлялась.
Я горячо возразил:
- Герман Львович, я обещал: буду писать без чужебесия!
Стерлигов аккуратно расправил окладистую бороду:
- Где-где, а у меня в слободе бесов нет. Бесы все в Москве остались. Дайте-ка я ваши сумки к седлу приторочу, а то они вам все руки оторвали.

В деревню я приехал с Красной площади
Свое поселение Герман Стерлигов называет слободой. Когда-то на этих пустошах стояла его родовая деревня, поэтому его «возвращение к корням» верно даже географически. Дороги к хутору действительно нет, есть только направления. В город по делам Герман Стерлигов ездит так: к трактору цепляется здоровенный лист железа, на него заезжает джип и едет по грязи, аки посуху.
- Зато гостей незваных не бывает, - говорит нам хозяин.
Хутор огорожен со всех сторон забором и грозными табличками: «Проход на территорию Слободы с огнестрельным оружием приравнивается к нападению!» Хозяйство у Стерлиговых большое. Живность просто кишит.
- Не было счастья, да несчастье помогло, - говорит бывший кандидат в Президенты России и отдает шестилетнему сыну Арсению повод коня:
- На, отведи в конюшню, расседлай, через час напоишь. Мы же почему переехали? Когда меня сняли с выборов, пришлось расплачиваться за свою дурацкую патриотическую деятельность. В деревню я уехал вообще с Красной площади, у меня офис был с видом на Кремль. Продали дом на Рублевке - он у нас был очень дорогой - и осели здесь.
Мальчик и конь уходят, а на заднем плане - благостная картина: остальные три сына Германа Стерлигова носят и складывают дрова в поленницу. Это было сделано не на публику, мы уезжали вечером, а дети продолжали работать. Причем самый младший, двухлетний Михей, был сам размером с полено, но от старших не отставал. По словам хозяина, за своих детей он не боится. Если они с детства приучены к труду, место себе в жизни найдут. Вот только стоит ли искать это место в городе? Герман Стерлигов считает, что города нужно уничтожать точно так же, как уничтожали деревни во время индустриализации. Русский народ подрезан под корень. И жизнь на земле - единственное спасение.
- Вот только никому это не нужно - спасать нацию, - вздыхает Стерлигов. - Пойдемте в дом, отобедаем.

Внутренняя миграция
На крыльце нас встречают женщины - жена Алена, которая выглядит так, что признать в ней мать пятерых детей невозможно. Рядом с ней - дочь Пелагея, которая в этом году будет заканчивать 11-й класс (раз в 2 недели на хутор приезжает учительница). Пелагея и сама хороша, и на пригожих корреспондентов «КП» старается не смотреть, стоит, опустив очи долу. Алена говорит с нами охотно, чувствуется, намолчалась на хуторе. Рассказывает нам про гримасы Рублевки. Про заборы до неба и детей на трехколесных велосипедах, за которыми медленно едет джип с охраной.
- Да мы на Рублевке соседей видели реже, чем здесь людей! - смеется она.
Похоже, что она не сильно жалеет о прошлой жизни.
По словам самого хозяина, хорошо иметь миллионы. Но заниматься для этого бизнесом - увольте. Получается необъяснимый парадокс: деньги дают свободу, а их добыча закрепощает. Первый миллионер с гордостью говорит, что теперь ему не нужно ловить каждое слово политиков, прикидывая: туда ли он вложил деньги? Теперь он зависит от своей работы и от погоды. Точнее, от воли Божией. Когда зимой в 40-градусный мороз начали котиться овцы и новорожденных ягнят даже бегом не успевали доносить до теплого дома, это была настоящая трагедия, не сравнимая с обвалом котировок на бирже.
Мы садимся за деревянный стол, над которым висят свечные люстры. Стерлигов перехватывает мой взгляд.
- Глаза не портятся от свечей, свет живой и теплый.
Я не могу удержаться от вопроса, благо дочь за перегородкой моет посуду:
- Пелагея вот скоро заневестится, где жениха ей искать?
- Зачем искать, жениха Бог даст.
- Ну да, выйдет из леса добрый молодец с ружьем...
Хозяин полностью согласен с таким поворотом событий:
- С ружьем... или там с фотоаппаратом.
И пристально смотрит на холостого фотографа Ивана. У Пелагеи за стенкой в мойку вдруг падает тарелка.
- А жить молодые где будут?
- Да здесь и будут жить, вон полей пустых сколько! Что они там почерпнут доброго? Если не захотят оставаться в селе - будут жить в обществе. Но не принимая его порядки. И это тоже будет благо, ведь у моих детей будет иммунитет.

Сколько у него овец, Герман Стерлигов точно не знает. «Было 159, родились 14 и еще будут!»

Миллионер проходит как хозяин
Несколько лет назад Стерлиговых сожгли. Строились они на новом месте по-рублевски широко. Мужики из соседних деревень отгрохали им дом-терем, даже со стеклянной крышей. Мужики домик и запалили чуть ли не в день сдачи.
- Знаю, кто сжег, - говорит Герман Львович, - но мстить не собираюсь - пускай всю жизнь от страха трясется.
Миллионер поначалу занимался городской благотворительностью. Местные сразу смекнули: лох! Просили деньги вперед - «детям на ботиночки». И уходили в загул навсегда. Пытался хозяин свои деньги обратно стребовать или работать заставить. Бесполезно. Только злобу мужики затаили, да и денег в деревне просто нет.
- В избу заходишь - пропито все. Кроме телевизора. Это для них святое! Нет больше русских людей, остались только телезрители, - с горечью говорит Стерлигов.
Мы бродим по грязи, осматривая огромное хозяйство. Без работников не обойтись, но в окрестных деревнях непьющих найти не удалось. Пришлось привозить из ближнего зарубежья русских. Да еще таких, которые бы придерживались монастырских правил жизни на хуторе - без алкоголя, курева и, главное, телевизора.
Негоже считать деньги в чужих карманах, но я заметил, что периодически русский крестьянин Герман Стерлигов отвлекался на свой смарт-фон, кажется, проверял котировки каких-то акций. И в эти секунды он мне напоминал продвинутого фермера из рассказов О’Генри. И почему-то очень хотелось, чтобы таких фермеров было в России многие тысячи. Которые поднимут страну, возродят деревни. Тысячи богачей, сколотивших состояние на перепродаже турецких шмоток, нефти и металла, вдруг просветлеют. И пойдут босиком по родной земле прямо к Богу.
Мы ехали назад к дороге, ведущей в Москву, с подарками - домашними вареньями и соленьями. Прямо по непролазной грязи, сидя в джипе бывшего миллионера, а ныне крестьянина. Вот только джип наш не крутил колесами, а стоял на куске стальной цистерны. Нас тащил по российским болотным хлябям трактор «ДТ», в кабине которого сидел простой деревенский парень. И эта картина почему-то показалась мне очень символичной.

Досье

Как он заработал первый миллион

Один из самых успешных бизнесменов перестроечной эпохи работал токарем. Причем сначала отслужив в армии. Потом год проучился на юриста. Эти знания ему потом сильно пригодились: в 1988 году он участвовал в создании первых кооперативов, после чего открыл биржу "Алиса". "Название такое дурацкое, - вспоминает Герман. - Но чем тупее, тем быстрее его запоминают. Особенно в рекламе".

Биржа окупила кредит в 2 миллиона рублей в считанные дни, а 23-летний бизнесмен стал сказочно богат. К нему приходили занимать деньги Гусинский и Ходорковский. Пиар-кампании Стерлигова гремели на всю страну. Чего стоила только гробовая контора: во время иракской кампании американцам были предложены 50 тысяч гробов. Те отказались, но Саддам Хусейн собирался их приобрести затем, чтобы солдаты из Штатов возвращались на родину в красивых деревянных гробах. На растяжках в центре города красовались звучные слоганы типа "Вы поместитесь в наши гробики без диеты и аэробики!" На то, что контора не сколотила ни одного гроба, мало кто обращал внимания.

Говорят, что его состояние оценивалось в 200 миллионов долларов. Но сам Стерлигов утверждает, что никогда не занимался подсчетом собственных финансов. Потому и не знает, насколько был богат.

Новые проекты

"Бабконтроль"

От мирской жизни Герман Стерлигов не отказался: часто приезжает в столицу как идейный вдохновитель двух проектов - "Реестра непьющих мужиков" и "Антипробки".

"Работодателям нужны надежные люди, - рассказывает он. - Они готовы платить за информацию, но больше всего их интересует: пьет ли человек или нет. Заводы и стройки присылают заявки, и за 1000 рублей получают координаты непьющего работника". Интересен сам метод: в переписи непьющих мужиков главные специалисты - это женщины. Поэтому называется такая система "бабконтролем". "Бабсовет" состоит из женщин, которые прожили 10-15 лет с пьющими мужьями, так что за версту чуют ненадежного работника. Из памяти переписчика: "Самый действенный способ поиска непьющих мужиков - спрашивать о них людей на улице, у автолавки, в магазине. Со временем, надеется Стерлигов, рыночная экономика уничтожит алкоголиков как явление, народ поймет: чтобы выжить, надо перестать пить. В двух подмосковных районах Шаховском и Можайском нашли уже больше тысячи непьющих мужчин. Будут искать еще и в Тверской области.

"Антипробка"

Другой не менее оригинальный проект бывшего миллионера - это "Антипробка". Суть такова: москвичи могут поменять рабочее место на точно такое же, только ближе к дому. Для этого нужно поместить объявление с предложением "поменяться". Так столица избавится от пробок, а люди сэкономят уйму времени. Бизнесмен говорит, что почти не занимается этим проектом: "Там только идея моя".

Что касается идей, то он их не только производит, но и покупает. Так Стерлигов и его партнеры по "Антипробке" предлагают 300 тысяч рублей тому, кто придумает разумный способ избавиться от пробок. Например, бескровную ликвидацию тех водителей, которые садятся за руль просто так. Выяснилось, что таких "летучих голландцев" очень много не только в ночные часы, но и в течение всего дня. Сегодня на сайте размещено около 300 объявлений, авторы которых действительно согласны поменять свою работу

Ульяна Махкамова

P.S. От портала «Русский век»:

Не так давно Герман Стерлигов объявил о бесплатной раздаче своих угодий. Речь шла о 300 гектарах на границе Тверской и Московской областей (кстати, кто не успел, тот уже опоздал), выделенных ему губернатором Тверской области под сельское хозяйство, а точнее - под разведение овец. Логика его «благотворительности» проста: землю получить удалось, а вот с деньгами вышла осечка, вот и решил поднимать сельское производство «всем миром», как и водится на Руси. Условие для желающих переехать было одно: семья должна быть православной, иметь несовершеннолетних детей, новое место жительства воспринимать как постоянное, а значит - построить дом, заняться трудом на земле, арендная плата - 20 долларов в год за гектар. Стерлигов решил, видимо, убедиться, что возродить русскую деревню (в ее старом укладе!) не только желательно, но и возможно.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption В 2007 году Стерлигова задержали органы безопасности Афганистана, но вскоре отпустили

Бизнесмен Герман Стерлигов покинул Россию, направившись в Нагорный Карабах, заявил Би-би-си адвокат предпринимателя. Перед отъездом Стерлигов выставил на продажу принадлежащий ему скот и автопарк.

Имя Стерлигова недавно упоминалось в связи с процессом по делу "Боевой организации русских националистов" (БОРН); как предположил адвокат Стерлигова, из-за этого тот и уехал из России.

Один из первых российских миллионеров, Стерлигов обратился к православию старого обряда и в 2004 году уехал с семьей из Москвы в Можайский район, где вел хозяйство на выделенных ему землях.

"Продам срочно"

Несколько дней назад на странице бизнесмена в социальной сети "ВКонтакте" появились фото деревянного дома, в котором Стерлигов с семьёй проживал в последние годы. Окна дома на фото были заколочены, а подпись к нему гласила: "Свежие фото Слободы на радость врагам России. Рано радуетесь - наступит день, и мы вернемся. Слава Исусу Христу! Герман Стерлигов и сыновья". [Орфография и пунктуация оригинала сохранены].

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption По словам члена БОРН Тихонова, националисты учились рукопашному бою на землях Стерлигова

Как заявила помощница Стерлигова Полина Сирота, бизнесмену пришлось покинуть страну в экстренном порядке. "Уехать его вынудили серьёзные обстоятельства. Это не бандиты, нет, это уровень выше", - заявила ассистент бизнесмена в интервью "Русской службе новостей". По её словам, Стерлигов уехал в Нагорный Карабах.

Перед отъездом предприниматель выставил на продажу свой скот и автопарк. "Продаем срочно Пежо Боксер с пробегом 60 тыс км двухлетнюю самую большую по габаритам не битую в идеальном состоянии за 800 тыс руб. Забрать машину можно в Слободе Германа Стерлигова под Москвой а деньги слать Юнистримом в Карабах" - говорится в объявлении на странице бизнесмена во "ВКонтакте".

Как заявила помощница Стерлигова Би-би-си, он уехал около трех недель назад: "Я не могу сказать, что послужило причиной его отъезда. Мне известно лишь, что это дело очень серьезное".

Дело БОРН

Адвокат Стерлигова Артур Айрапетов сообщил Би-би-си, что поддерживает с бизнесменом постоянный контакт, и подтвердил, что тот уехал в Нагорный Карабах.

"Как вы знаете, Дмитрия Львовича долго пытались "достать". Были, в том числе, конфликты с РПЦ, и вот сейчас его пытаются оклеветать через процесс БОРН. Чтобы вы понимали, Германа Стерлигова не привлекали к процессу БОРН в качестве свидетеля или в каком-то ином качестве. Его упомянула в своих показаниях Евгения Хасис, на этом всё".

Евгения Хасис и Никита Тихонов, осужденные за двойное убийство адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой, выступают в качестве свидетелей на процессе над предполагаемым лидером национал-радикалов Ильёй Горячевым, который

О том, что Стерлигов должен был выступить на процессе, заявил адвокат Горячева Николай Полозов.

"Стерлигов должен был рассказать когда и где он предоставил место для летнего лагеря "Русского образа" и о подаренной туше барана", -

Первый миллионер Советского Cоюза

Пионер биржевого движения в СССР, экс-миллионер, который баллотировался в президенты России, и просто русский мужик - он всю жизнь искал себя в бизнесе, а нашел в деревне. Разорившись в 2004 году, он уехал жить в лес. Кто бы мог подумать, что спустя четыре года Стерлигов вернется.

Идея Германа Стерлигова заменить бумажные рубли золотом и создать бизнес-цепочку, по которой одними и теми же деньгами проплачивается несколько товарных звеньев, еще в октябре прошлого года вызывала, по меньшей мере, смех за спиной. Сегодня такая модель работает, утверждает Стерлигов. Кому как не ему разбираться в тонкостях финансовой системы: он начинал бизнес еще при советской власти и с гордостью пережил лихие 90-е.

Герман Стерлигов родился 18 октября 1966 года в городе Сергиев-Посад. Стерлиговы - нетитулованный российский дворянский род, в Рязанской губернии насчитывал около десяти ветвей. Как говорит Герман, "мой отец - дворянин, профессор педиатрии, а мать - крестьянка". В возрасте 5 лет Стерлигов с семьей переехал в Москву. В 1984 году окончил специальную английскую школу, затем служил в армии (железнодорожные войска). После армии работал на АЗЛК токарем-расточником.

Высшего образования Стерлигов в юности не получил. Отучившись на юрфаке МГУ около года, ему пришлось покинуть вуз из-за своих антипартийных взглядов. Однажды на занятии он сказал, что "история КПСС - самая кровавая страница истории человечества". (Тем не менее, перед президентскими выборами 2004 года Стерлигов закончил юридический факультет.)

Сразу с порога МГУ Герман пошел организовывать кооператив «Пульсар». Его первая фирма занималась оказанием юридических услуг населению. Однако уже в декабре 1990 года, предвкушая вкус свободы, Стерлигов основал товарно-сырьевую биржу "Алиса" (названную в честь любимой собаки) с уставным капиталом порядка 25 тысяч рублей, которая потом была преобразована в холдинговую компанию с 84 дочерними компаниями в России и за рубежом.

После 1993 года он активно занимался политикой и общественной деятельностью. В начале 2000-х начал готовиться к выборам президента: сначала баллотировался на пост губернатора Красноярского края, затем - мэра Москвы. Наконец, в 2004 году получил, по его словам, "жесткий отказ" Центризбиркома на просьбу зарегистрировать его кандидатом в президенты России.

Президентская гонка измотала и разорила Стерлигова. Не долго думая, некогда успешный бизнесмен-москвич Стерлигов взял жену и детей и уехал в... лес: снял пиджак, отпустил бороду, построил дом и начал жить по-деревенски.

С этого момента жизнь "человека с Рублевки" неожиданно превратилась в древнерусскую сказку. Его самого и его семью перестала волновать большая жизнь: "бумажки" (деньги) и "каменные гробы" (высотки). Стерлиговы отказались от телевизора, интернета и даже на какое-то время от света. Землю, на которой вырос дом, Герман не приобретал, а "одолжил" у правительства Московской области, написав письмо его главе.

Хозяйство заладилось с первых дней: Стерлигов выращивал картошку и огурцы, разводил овец, гусей и индюков. С целью покупки баранов Стерлигова даже занесло в Афганистан, где он был взят в заложники. В телефонном интервью заявил, что его захватили сотрудники управления КГБ Афганистана «для выяснения намерений». В тот же день Стерлигов был отпущен на свободу. Кризис 2008 года внезапно изменил размеренный темп жизни. Герман Стерлигов возвращается в Москву и внедряет свою систему "золотых расчетов".

Антикризисный расчетно-товарный центр (АРТЦ) начал работу в декабре 2008-го года. Его задача: создать механизм, при котором количество средств, участвующих в сделках, минимизируется в несколько раз. "За счет высокотехнологичной информационной системы подбирается несколько альтернативных товаров, чтобы одни и те же деньги использовались единовременно в нескольких сделках", - объясняет он. Валюта Центра - золото. По словам Стерлигова - самая надежная.

"Это либо великолепная идея, либо просто сумасшествие", - приходит к выводу относительно начинаний Германа Стерлигова исполнительный директор Российско-британской торговой палаты (RBCC) Стивен Диэл. На что предприниматель отвечает: в мире бизнеса люди скептически относятся к новшествам и это нормально. Сам Стерлигов только и делал, что всю жизнь ходил непроторенными тропами.

Сейчас Герман Стерлигов не только предприниматель с далеко идущими планами, но и председатель правления благотворительного фонда "Общество любителей древней письменности", а также учредитель межрегионального благотворительного фонда помощи материнству "Не убий" (противоабортная программа).

Страстный любитель журналистов (репортажи и статьи о Стерлигове не видел только ленивый), он, тем не менее, глубоко убежден, что голубой экран и интернет противопоказаны его детям. На вопрос о вариантах выхода из кризиса Стерлигов отвечает с присущей ему прямолинейностью: "Либо ядерная зима, либо выход в новую экономику без банковской кредитной системы". Человеку с таким богатым жизненным опытом сложно не поверить.

Один из первых советских мультимиллионеров и создатель первой в России товарной биржи, составитель Реестра непьющих мужиков и родоначальник Общества любителей древней письменности – все это о Германе Стерлигове. Он хотел стать президентом России, но решил затвориться в деревне. Однако даже из подмосковных лесов не перестает интриговать и эпатировать. Кто же он – отшельник или коммерсант, который способен заработать на любом поприще? Об этом читайте в репортаже телеканала "Москва Доверие".

Когда-то этот человек был обитателем другой сказочной жизни – жизни сказочно больших денег. Но с тех пор все переменилось. Сейчас у него свое хозяйство, своя жизнь и свои законы.

Здравствуйте, Герман Львович!

Здравствуйте-здравствуйте! С приездом.

Спасибо. Вы как-то так с порога заставили меня забыть о всех плохих привычках, и телефон мобильный оставить, и не курить, за что отдельное спасибо вам, потому что я никак не могу с этим разобраться.

Да, на нашей территории все это запрещено, потому что это огромный вред для людей со всех точек зрения - и с физической, и с духовной.

А у вас нет мобильного телефона?

У нас нет мобильного телефона, у нас есть один контактный телефон на большое количество людей, поэтому он не может быть идентификационным телефоном, то есть он не идентифицируется с человеком. У нас как на деревенской почте: пришел, позвонил, тебе позвонили, передали, потом перезвонил и так далее. И поэтому телефон на 20-30 человек.

А вред в телефоне связан с тем, что он привязан именно к конкретному человеку, да?

Ну конечно. Вся фишка в мобильном телефоне-смартфоне, что смартфон – это прообраз той печати, того начертания, которое будет на руке человека – печать антихриста. Это не ИНН и не страховые номера, печать антихриста – это именно телефон.

- Извините, мы сразу упали в беседу. Я на самом деле с подарками к вам пришел.

Что за подарки? Сразу скажу: не всякие подарки принимаем.

Да?

Да. Поэтому рассказывайте.

Я надеюсь… Смотрите, это попона.

Не пойдет, это синтетика. У наших лошадей только натуральные попоны, и они едят только натуральную пищу. Наши лошади живут лучше, чем олигархи в Москве. И собаки наши кушают лучше, чем кушают богатейшие москвичи.

Потому что натуральный продукт.

Конечно. И мы никогда не положим на лошадь синтетическую попону, потому что это просто издевательство над скотиной. Это жестокое обращение с животными. Не обижайся, я благодарен тебе, что от чистого сердца принес подарок, но оставь его в машине. Я лучше тебе подарю всяких натуральных замечательных вещей и продуктов.

Хорошо, договорились. Хозяйство покажете?

У нас всего много, а у вас всего мало. Вы как обездоленные люди, у вас и в подарок-то взять нечего.

Покажете хозяйство?

Конечно, проходи.

Можно я пока это куда-нибудь положу.

Оставь на крылечке.

Сразу видно, что хозяйство большое у вас.

На самом деле оно не большое, но нормальное такое, среднее. Вот здесь быки у нас стоят, где огорожено, там сеновал, сейчас, соответственно, пустой, потому что травка уже есть. А это конюшня.

А сколько лошадей у вас?

Семь. Вместе с жеребятами.

Слушайте, а у вас тут сколько гектаров? 40? 30?

Чуть больше 40.

А расскажите историю, каким образом…

Нам, кстати, очень не хватает этого, потому что лошадь – 1,5 гектара каждая, четыре овцы – 1 гектар, четыре козы – 1 гектар, одна корова – 1 гектар, то есть не нами придумано. По-другому никак.

Вы тут в 2004 году появились?

В 2004 году мы сначала поселились в лесу Можайского района, там на полянке. У нас не было вообще ничего: мы поставили палатку и стали строить домик. Три года прожили там, потом перебрались сюда, нам Господь даровал здесь землю, слава ему вовеки! Здесь было чистое поле, а сейчас вот небольшое хозяйство, слава Богу.

А вот это строение?

Это столярная мастерская, здесь старший сын делает мебель под заказ – столы, лавки, ну, и для нас делает мебель.

Он делает под заказ мебель?

Да. У него хорошая мебель, натуральная, безо всяких лаков, безо всякого барахла, все настоящее.

А это что за строение?

Это пекарня. Этой мой сынок, он вон пашет сейчас, а вообще он печет хлеб. Это его основные деньги, основной заработок, он печет хлеб из настоящей муки из настоящего зерна. У него своя мельница на каменных жерновах.

А продает куда?

А сюда по утрам приезжают люди из Москвы и даже из Питера, закупают еще горячий, укутывают и увозят.

Я так понимаю, что у каждого из ваших сыновей (их четверо у вас) есть своя специализация, да? Один занимается мебелью, строительством, другой занимается хлебом.

А третий занимается лечением людей. Он лечит людей травами, минералами, настойками.

А это вы их как-то подвели к этому? Или они сами?

Как-то само так сложилось. Даже специально выбора не делали, как-то все само сложилось, потому что в коллективе все складывается.

По идее, младшие должны как-то пародировать старших – старший строит, и я рядом.

Они тоже все это умеют, они так и делали, но постепенно как-то разделилось это все.

А вы существуете исключительно на натуральном хозяйстве своем?

Мы вообще не заходим в магазин. За продуктами питания вообще не заходим, вообще ни за какими. Даже соль мы получаем из шахты в Белоруссии без осветления, без химической обработки.

Напрямую.

Да, нам прямо грузовик привозит мешками.

И мясо у вас свое?

Да, все свое, абсолютно все. Вот Сергий как раз, он занимается выпечкой хлеба.

Здравствуйте. Рано ли встаете? Во сколько у вас подъем?

В семь, - говорит Сергий.

Ну, это еще ничего, по-божески.

Мы же не в колхозе работаем и не в агрохолдинге. Это же наше крестьянское хозяйство, мы хотим – работаем, хотим – не работаем, хотим – спим, хотим – пашем, хотим – читаем, хотим – ездим на лошади, хотим – принимаем гостей, хотим – путешествуем. Крестьянское хозяйство отличается от колхозной жизни, к которой привыкли все бывшие советские люди, как небо от земли, как черное от белого. Это не рабский труд, это в радость.

То есть вы себе можете позволить пропустить день, вообще ничего не делать, отдыхать и так далее?

Легко. Просто никогда не хочется так делать, потому что очень интересно пахать, печь хлеб, заниматься скотиной, это всегда все разное, каждое время года, каждая ситуация разная. Ни один день не повторяется никогда, в отличие от офисной работы, где каждый день одно и то же. Мы жили этой жизнью московской, мы знаем, с чем сравнивать. А эту жизнь не хочется пропускать и часа одного, поэтому это все отдых. На самом деле это не труд, это отдых, просто это физический отдых, как говорят сейчас, фитнес-отдых.

А дадите попробовать? Научите?

Можно я? Позволите?

Да, пожалуйста.

Расскажите, какие секреты тут есть. Давить надо и удерживать в борозде?

Ты, главное, не напрягайся, плуг тащит лошадь, не ты. То есть ты только удерживай направление и все.

Вот так? Давайте попробуем. Доить я доил, но с плугом еще не ходил, не доводилось.

Вот красавец! Вот он пахарь-то! Вот какие люди на телевидении работают, скрываются!

Слушайте, ну прекрасно, бери!

Зачем нужно тратить деньги на трактор, на топливо, на пьяных механизаторов, нервы и деньги, не только деньги, на ремонты бесконечные, на покупки новых тракторов? Зачем это надо? Зачем так обманули всех людей, когда дети прекрасно пашут на лошади. Если ты родился в Москве, тебе и пахать надо в Москве и сеять надо в Москве.

Скажите, а человек, в принципе, должен заниматься только тем, что связано с землей?

Да нет, конечно, человек должен заниматься чем? Прежде всего, он должен угождать Богу, а вот угождать Ему можно по-разному в смысле практической деятельности: либо крестьянином быть, либо воином быть, либо князем быть, либо монахом быть. А все остальное – юристы, пианисты, ведущие, аферисты и так далее – это все от лукавого. Причем это сами несчастные люди.

Скажите, а давно пролег этот раздел между, как вы говорите, нами и вами?

Лет 15, наверное, назад я начал что-то соображать, а 10 лет назад милостью Божьей изменил образ жизни и стал православным христианином. Не изменив образ жизни, невозможно стать православным христианином, потому что если ты называешь себя православным христианином, но живешь в современном техногенном городе, подчеркиваю, не тот, который 300 лет назад был, а который сейчас, то ты убийца своих детей. И ты не должен дерзать даже называться христианином. Ты пес смердящий.

Скажите, если 300 лет назад…

Тогда в городах вода была чистая, был воздух.

Подождите, все-таки цивилизация начала развиваться не сто лет назад.

Научно-технический прогресс начал бурно развиваться 150 лет назад. До этого никакого научного прогресса не было, были зачатки его, в течение еще 200 лет, с XVI века.

Вот мы подошли к дому. А сколько будет дом строиться еще?

Еще, наверное, месяц. Месяц назад начали.

То есть два месяца на такой дом большой?

Да. Но это вместе с печами, с канализацией.

Не используете электрические инструменты совсем?

Используем электрические инструменты, потому что нигде не найти рабочих, которые их не используют. Скоро рабочий вообще разучится работать топорами и всем прочим. Как сейчас без бензопилы дом никто не рубит, вернее, его пилят. Это уже не сруб, а спил. И чем дальше, тем дальше люди уходят от естественных умений. Раньше даже князья умели рубить. Раньше по доброй русской традиции погорельцы на третий день справляли новоселье.

Рабочие, я так понимаю, соблюдают все ваши правила относительно курения, относительно потребления алкоголя.

У нас все рабочие психически нормальные люди: они не курят, не пьяницы, ведут себя очень прилично.

Где таких находите вообще?

Это подбирал их Арсений, подбирал в разных местах. Это лучшие люди страны, те, которые сохранились в психически нормальном состоянии.

Вы алкоголь вообще не употребляете, совсем?

Да ну что вы! У нас прекрасный винный погреб, у нас такие вина, о которых вы и мечтать не можете купить в Москве! Домашние абхазские, молдавские, грузинские, вина великолепных мастеров, которые делают для себя. Причем, сейчас у нас запас небольшой, потому что сезон закончился. Сейчас начнется новый виноград, и у нас будут опять прекрасные виноградные вина.

Вы напрямую с частных виноградников?

В дубовых бочках прямо везут нам сюда.

Красота!

А мы везем им обратно мясо, берестяные изделия.

Я правильно понимаю, что вы вообще стараетесь как-то деньги по возможности исключить?

Нет, не стараюсь. Господь благословил деньги, Он сам пользовался деньгами, когда воплотился и жил на земле 33,5 года. И золото, и серебро – это благословенные деньги. Сам Бог говорит в Священном Писании: "Мое злато и серебро, кому хочу, даю его". А вот бумажные деньги, тем более электронные, это удел обманщиков и сатанистов. Это всеобщая разводка постоянная в режиме онлайн. Это для дураков. То есть тот, кто получает зарплату бумажными деньгами (не обижайтесь только на меня), тот человек потерпевший.

Скажите, вот сын ваш, я так понимаю, старший достаточно состоятельный уже человек. Он давно зарабатывает сам, да, это так?

А вот это что такое, расскажите.

Да это постоялый двор, это неинтересно, здесь у нас гости живут. Пойдемте, я вам пекарню лучше покажу.

Пойдемте.

Это пекарня.

Да, это пекарня, хозяйство Сергия, он здесь печет хлеб, здесь же мелет муку. Вот две мельницы на каменных жерновах.

Новенькие они у вас какие-то, свеженькие.

Мы этим занимаемся всего три года. А вот эту мельницу он купил недавно. У нас была одна мельница, сейчас ему перестало хватать, потому что он продает и муку, не только хлеб, поэтому купили побольше мельницу. Он сам купил.

Она не нашенского производства?

Австрия. Он сам привез из Австрии, там заказывал, сам посылал человека. С растаможкой разобрался нормально.

А вы вообще выезжаете за границу? У вас есть загранпаспорта?

У нас есть загранпаспорта, но мы давно не выезжали. Просто скучно. Я детей несколько раз свозил за границу, причем в дорогом режиме (яхты, пятизвездочные отели), и они сейчас знают, насколько это тоска зеленая, скукотища. Со стороны все блестит, но скучно.

Нет, на яхтах – ладно, а вот именно в какие-то исторические места?

Какие? Приведи пример.

В Рим.

И чего там в Риме? Там еретики одни.

А это у вас, я так понимаю, колодец. Глубокий?

Да, 18 метров.

Ничего себе! И что, вода бесперебойно?

Это для хлеба. Для хлеба важна очень хорошая вода. Если хлеб делать на плохой воде, получается отрава, а не хлеб. Вообще что бы ты ни заменил в хлебе с натурального на химическое или на загаженное, то хлеб получается отвратительный.

Можно я попробую?

Да, вот свежий попробуй.

Слушайте, это вообще одна из самых моих любимых вещей в еде – черный хлеб.

Мы тебе подарим три буханки хлеба.

Не зря приехал. Скажите, а дети никогда не просят вас съездить в город, покататься на каруселях? Я понимаю, что они, может быть, об этом не знают, но…

Они об этом всем знают и все это пробовали, поэтому они никогда это не просят, потому что как можно просить покататься на деревянной лошадке, когда есть лошади настоящие? Как можно попросить какого-то суррогата, если у них есть такое раздолье? У них здесь супер-аттракционы. Тут одна войнушка в лесу чего стоит!

- "Институт медицины Галена".

Да, медицина Галена – это та медицина, которая была до проклятого колдуна Парацельса, до XVI века. Тогда отличия медицины Парацельса от медицины Галена два главных: в медицине Галена запрещено было копаться в трупах, вскрывать трупы человека и запрещено было лечить алхимией, то есть всей химией, противоестественными соединениями, тем, что сейчас называется химией, физикой, генетикой, биологией, вот это было запрещено под страхом смерти.

Я так понимаю, вы человек достаточно практичный. Мы сейчас когда заходили сюда, там при входе висит корзиночка с семенами цветов, и вы как-то скептически об этом отозвались.

Да это женщины, совершенно бесполезно бороться.

То есть вы то, что не приносит практической пользы, в вас не вызывает как-то…

Просто я глубоко убежден, что все эти цветы, искусственно выведенные, они менее красивые, чем то, что женщины имеют перед глазами у нас здесь на воле. Но все равно они сажают цветочки, потому что это женщины. Раз им нравится, мы им это позволяем. А здесь вот как раз уже начало института медицины Галена. Здесь травы от всяких болезней. Обратите внимание, допустим, трава от гриппа, от сахарного диабета, при астме. А здесь настойки у Пантелеймона. Допустим, заболевает человек гриппом. Можно травки попить, если некогда, на ночь смазался настойкой на еловой колючке, приготовленная на абхазской виноградной чаче. И все – ты утром здоров.

Смазался именно?

Именно растерся – и все. Или, допустим, настойка прополиса тоже на чаче. Это мгновенное заживление любых ран, вообще любых.

Вы вообще не пользуетесь традиционными?

Мы православные христиане, а поэтому мы не имеем права обращаться к колдунам. Это как отречение от Христа. А вся современная медицина – это ученики Парацельса, последователи колдуна Парацельса.

Скажите, а почему не востребован так в условиях рынка, все прелести этой медицины, о которой вы рассказываете, почему они не востребованы?

А потому что Господь, кого хочет наказать, лишает разума. Люди с ума сошли.

То есть просто не понимают?

Да. Они даже как бы и понимают, но они все равно идут к тем, к кому «надо» ходить: к медикам из медицины Парацельса. Это лишение разума, люди сошли с ума. Люди держат дома телевизор, отдают детей в школу, прививают им страшные болезни – это нельзя объяснить ничем, они просто сумасшедшие.

Хорошо. Мне кажется, нам пора посмотреть дом, если пригласите.

Да, и присесть к столу уже, наконец, поесть и выпить нормально.

Эпатажный миллионер Герман Стерлигов еще 10 лет назад и не думал о том, что станет крестьянином. Его жизнь перевернулась в одно мгновение. Бизнесмен потерял все богатство и вместе с женой и детьми уехал в деревню.

"Герман разорился на выборах, что оказалось ударом для самолюбия, поражение. На самом деле, это разорение выплюнуло нас как пробку с Рублевки, и мы оказались на земле. И вот тут-то и началась настоящая жизнь", - рассказывает жена Германа Стерлигова Алена.

В настоящую жизнь после сладкой рублевской жена Стерлигова Алена окунулась с головой и сейчас ничуть не жалеет о переезде в лесную глушь. У ее детей по утрам парное молоко, каша и супы из русской печи.

Муж Алены больше не владелец биржи, но семье Стерлиговых и крестьянское хозяйство – а это хлебопекарный, строительный и мыловаренный бизнес – приносит неплохие дивиденды.

"У меня Сергий зарабатывает на своем хозяйстве где-то в месяц со старшим сыном около 500 тысяч благодаря хлебу, мясу. Вот благодаря именно этому заработку они сами купили себе машины, которые развозят заказы, продукты, строят этот дом. И все это сделано практически уже руками детей", - говорит Стерлигова.

Даже жена бывшего миллионера научилась в деревне зарабатывать себе на булавки. Недавно Алена Стерлигова открыла собственный дом моделей прямо в крестьянской избе. Вместе с помощницей шьет платья по собственным эскизам.

"Например, на это платье только на материю ушло 16 тысяч. Платье, соответственно, будет дорогое, где-то за 20 тысяч; это дешевле. Ну, в районе от 15 до 30. Я еще хочу сделать так, чтобы к каждому платью еще было сделано платье для девочки, то есть чтобы мама могла купить платье для себя и для дочки. Также платочки мы шьем и для взрослых, и для девочек. Платок у меня 650 рублей стоит, это шелк, дорог сам материал", - рассказывает Алена Стерлигова.

Здесь, вдали от большой цивилизации, она перестала следить за модными трендами, но вкуса к хорошей одежде не утратила.

"Совершенно не разбираюсь. Но странно, все женщины, наверное, так созданы, когда я прихожу куда-то, мне нравятся очень дорогие вещи, и они оказываются брендами", - утверждает Алена.

Как и все в слободе, Алена не смотрит телевизор и не пользуется интернетом. Но у Стерлиговых есть стиральная машина, современная сантехника, несколько автомобилей. Они отказались от городской жизни, но кое-что из ее благ все же взяли с собой.

"Вода у меня есть, вот у меня раковина, холодная и горячая вода, электричество у меня тоже есть, печка, на которой можно приготовить", - говорит Стерлигова.

Почему Стерлиговы решили не давать детям школьного образования? И на что их сыновья тратят деньги, которые зарабатывают недетским трудом?

У нас тут в начале программы традиции есть некоторые. И одна из них такова, что мы начинаем с представления "своих людей". Это те самые свои люди, я так понимаю.

Это мои люди.

Ваши свои люди, да. Расскажите нам, кто это.

Скажите, а почему не видим мы ваших женщин здесь?

Дочка вышла замуж, а жена на кухне.

Я так понимаю, что вы с женой живете на разных половинах.

Мужчины и женщины у нас живут на разных половинах, по доброй традиции не только русской, но и всех других народов. Никогда мужики и женщины вместе целыми днями не копошились.

Дети тоже не заходят на женскую половину?

Заходят, почему приходят в гости к мамке иногда.

Часто ходите к маме в гости?

Регулярно, - говорит сын Арсений.

Видитесь регулярно, не успеваете соскучиться. Вы были создателем биржи "Алиса", я лично помню рекламные ролики по телевизору с овчаркой. Вы были очень успешным бизнесменом. Я не знаю точно, каково было ваше состояние, а вы сами знаете, каково?

Не подсчитывали никогда?

Это невозможно было, потому что тогда не было аудиторских контор, которые сейчас над этим работают годами, чтобы подсчитать чье-то состояние в активах, в деньгах, в долгах. Поэтому точное определение в начале 90-х было невозможно.

А потом, в 2004 году вы баллотировались на пост президента России.

Пытался баллотироваться, меня сняли в самом начале кампании.

И с тех пор, я так понимаю, ваша жизнь сильно изменилась. Это стало каким-то рубежом, или одно к другому не имеет отношения?

Нет-нет, это стало рубежом. Потому что в тот день, когда меня сняли с выборов президентских, я разорился в ноль, потому что я не только свои деньги пускал на выборы, но и чужие венчурные средства. И получилось, что я обманываю людей. То есть я деньги истратил, а на выборы не пошел. И объяснять, почему меня сняли, не сняли, это было не по-пацански. И поэтому мне пришлось продать все, что у меня было, чтобы раздать долги. Я в эту минуту стал нищим, когда прозвучало в Центризбиркоме слово "отказать".

Насколько знаю, дети ваши школу не посещают.

Нет, конечно, даже обидно слышать такой вопрос.

А кто преподает им?

Преподают в начальных классах две женщины, по русскому и арифметике, а после начальных классов дети учатся только по книгам. И я контролирую, насколько хорошо они учатся. И я их наказываю, если они плохо изучают книгу.

А по книгам какие предметы вы изучаете?

Историю, географию.

Историю, географию, математику, получается?

Математику нет, только арифметику. Математика нам не нужна.

Нет практической необходимости в математике?

Никакой. Это только для колдунов, чтобы строить промышленные предприятия, небоскребы или еще какие-то вещи. Нам это не надо.

Я так понимаю, сами вы владеете.

Нет, совершенно математикой, слава Богу, не владею, ни физикой, ни химией. На мне есть разные грехи, но этого на мне нет.

А иностранными языками вы владеете?

Английским.

В школе просто учили?

У вас хороший английский?

Средненький.

Я так понимаю, дети иностранные языки не изучают.

Сейчас начали изучать английский.

А зачем?

Для того чтобы знать его. Это наш родной язык, потому что мы по родословной из англичан. 500 лет назад наши предки приехали сюда и стали служить русским царям. И поэтому знать английский язык надо, поскольку это для нас родной язык.

А насколько вы откровенны со своими детьми? Я поясню, что я имею в виду. Насколько вы им рассказываете, насколько они в курсе того, какая жизнь у вас была?

Абсолютно откровенен. И я им рассказываю, каким я был идиотом, каким я был безбожником, какой я был мразью, прежде чем стал православным христианином, для того чтобы они не пошли моим путем и не наступили бы на те грабли, не истратили годы жизни на всякие порожняки.

Скажите, а вы умеете обращаться с компьютерами?

Нет, - говорит сын Германа Стерлигова Арсений.

То есть вам не доводилось никогда пользоваться им? Не было такого?

Не приходится. Нам здесь они ни к чему, - утверждает Арсений.

А мультфильмы вы смотрели в детстве?

Нет, - говорят сыновья хором.

Не смотрели. То есть вы читаете книги, я правильно понимаю?

Да, - говорит Арсений.

А что у вас вообще из развлечений? Что вы делаете?

Верховая езда, стрельба, рукопашный бой, строительство, мастерская есть своя.

То есть вы прямо вывозите куда-то?

В отличные тиры, в лучшие тиры страны, - говорит Герман Стерлигов.

Лучшие тиры страны под открытым небом в полях?

Под открытым небом в полях.

По двигающимся мишеням стреляете?

Крайне редко.

А какие книги вы читаете?

Разные, - говорит Арсений.

Не читали сказки детям в детстве?

Слушайте, вы задаете нам оскорбительные вопросы. Вы, другими словами, спрашиваете: вы даете детям читать ложь? Ну, конечно, нет, я же их отец. Сказки – это ложь.

Если я прав, был такой период в вашей жизни, когда у вас были какие-то проблемы с алкоголем. Это так?

Да, когда я был богатым очень человеком, пристрастился к спиртным напиткам, которые продаются в магазинах. А они имеют большую степень привыкаемости за счет всяких средств, которые используются.

А как вам удалось победить это пристрастие?

Да это несложно, в отличие от курения.

А вы курили тоже?

Я и курил, и пил, то есть я жил полноценной свинской и безбожной жизнью, поэтому знаю все не понаслышке, к сожалению. Чудом остался жив. Поэтому у меня сейчас есть время на покаяние.

То есть до такой степени. А все-таки как удалось победить пристрастие к алкоголю?

Пообещал Богу не пить больше, да и все.

А вы же не всегда были верующим человеком?

Конечно. Если бы я был верующим, как бы я бухал.

То есть вы как-то сначала стали верующим, а потом победили пристрастие к алкоголю?

Ну да, это практически одновременно.

И вы до сих пор не употребляете алкоголь совсем?

Я не употребляю алкоголь, но я хорошо отношусь к настоящему алкоголю.

Строгий папа у вас?

Они не понимают смысла вопроса. Когда они не отвечают, они не понимают смысла вопроса.

Бывает так, что папа наказывает вас?

Конечно, когда провинимся, - утверждает Арсений.

Видите, какой четкий сразу ответ, - говорит Герман Стерлигов.

А что значит "провинимся"? Это что, например?

Разные бывают ситуации, в чем-то накосячил сильно, - отвечает Арсений.

Например? Папа дал какое-то задание, не выполнил работу?

Ну да, ослушался, неправильно что-то сделал. А чтобы без повода, просто так…

Это я понимаю, что без повода не бывает. А наказания какие-то есть? Вас как-то наказывают? Лишают чего-то, ставят в угол?

В основном, ремешок.

А-а, вы используете, да? Оприходуете ремнем?

Конечно. Написано в Священном Писании: "Разве враг ты своему сыну, что жалеешь ему розг?" И еще написано: "Участи наказание сыну своему". Для православного христианина это обязанность – наказывать своих детей.

Я знаю, друзья, что Арсений, в частности, достаточно состоятельный человек. Мы с папой тоже об этом говорили, когда гуляли, смотрели хозяйство. Человек, зарабатывающий вполне серьезные такие деньги. На что тратятся деньги? Куда они идут?

На разные нужды, - отвечает Арсений.

Например.

На хозяйство, на развитие.

А есть что-то такое, что ты мечтаешь купить, для себя?

Нет, такого нет.

Да, на Gelandеwagen новый у него денег не хватило, поэтому чего врешь, Арсений? Хотел Gelandеwagen, купил Land Cruiser, - говорит Герман Стерлигов.

Пошел на компромисс, да?

Да просто тупо не хватило денег, а папка не добавил.

То есть ты разбираешься в автомобилях, интересуешься ими?

Да, - говорит Арсений.

То есть какие-то журналы смотришь?

В основном, на практике.

То есть едешь в автосалон и там смотришь автомобиль?

Не только. Часто приходится на разной технике передвигаться.

И так тебе Gelandеwagen попался.

Да приятель купил, - утверждает Герман.

Скажите, а этот материальный стимул для того, чтобы быть хорошим, правильным, насколько вы используете в воспитании детей?

Да никак не используем.

Вообще никак?

Просто у каждого из них свои дела как-то определились. Арсений вот занимается уже стройкой довольно активно, столярными делами, мебель делает, одновременно контролирует все, что делается в хозяйстве.

Деньгами, которые он заработал, он сам распоряжается?

Полностью сам. Так же и Сергий полностью распоряжается. Они вкладывают, себе покупают какое-то оборудование для мастерской, закупают себе, я не знаю, вот Сергию сейчас надо две лошади купить, он хочет расширить поголовье коз, то есть он сто коз набирает. Очень трудно набрать сто коз в нынешние времена.

Друзья мои, а есть ли у вас мечта? Кем вы хотите стать? Если можно, чтобы каждый из вас ответил на этот вопрос коротко. Арсений?

Мечта есть – попасть в рай, - отвечает Арсений.

А в земной жизни?

Развивать хозяйство, но это уже не мечта. Мы уже живем прекрасной жизнью.

Я так понимаю, что каждый из вас сейчас даст такой ответ, что вы хотите развивать свое хозяйство, иметь свое хозяйство, правильно я понимаю?

Да, - говорят сыновья хором.

Но при этом у каждого из вас есть какая-то специализация. Вы занимаетесь мебелью, вы занимаетесь хлебопекарней, а вы возглавляете целый медицинский корпус, папа показывал. Это так?

Да, - говорит сын Стерлигова Пантелеймон.

А ты за что отвечаешь?

Я помогаю, - отвечает другой сын Михей.

Всем троим помогаешь? И папе с мамой еще. У тебя больше всего работы получается. А почему так получилось, что медицина, хлебопекарня, мебель? Каждый сам до этого дошел? Что больше заинтересовало вас? Как вы к этому пришли?

Кто больше к чему способен. Сергий больше способен по сельскому хозяйству. Мне как-то больше нравится по строительству. Пантелеймон у нас по травкам, - утверждает Арсений.

Это, конечно, самая интересная история, как ты пришел к этой жизни: Какая книга, может быть, тебя на это натолкнула? Почему ты вдруг занялся травами и лечением?

Потому что меня поставили на травы, - отвечает Пантелеймон.

Поставили на травы! Сдал все-таки! Папа сказал: "Будешь заниматься травами"?

Нет, мне еще самому нравится заниматься травами.

Я не сомневаюсь в этом. Насколько вам важно именно пропагандировать свой образ жизни? Я объясню, почему я задаю этот вопрос. Я знаю, что у вас есть страница в "Живом журнале", "В Контакте", мы об этом говорили. Я вижу вас время от времени на каких-то даже телевизионных ток-шоу. Вот сегодня мы тут не просто с вами сидим вдвоем разговариваем, тут у нас стоят камеры, которые нас снимают. Вы же прекрасный здоровый человек, вы прекрасно понимаете, что это будет все показано. Зачем вам это нужно? Почему вы на это соглашаетесь?

Несколько мотиваций. Во-первых, это выполнение заповеди Божией, потому что написано: "Вопрошающему ответь", – если люди приезжают. Вторая мотивация более практическая, меркантильная – это реклама нашего хозяйства, то есть нашей продукции. Это наш хлеб насущный, это цена на наш хлеб, на наше мясо, овощи, берестяные стаканчики, мыло, которое мы производим, и так далее. То есть это повышает спрос нашей продукции, повышает цену нашей продукции. Это вполне материальная мотивация, - отвечает Герман Стерлигов.

А вы можете не согласиться, поспорить о чем-то с родителем?

Таких прецедентов у нас не бывает, - утверждает Арсений.

То есть это беспрекословное подчинение?

Неправда. Обличаю тебя, Арсений. Сплошь да рядом. И поднимаются вопросы, и мы их обсуждаем, у них другая точка зрения на те или иные вопросы. Зачем так говоришь? - говорит Герман.

Это как бы что как сделать, - отвечает Арсений.

Да, конечно, что как сделать. Именно это и имеет в виду спрашивающий, то есть, есть разные позиции, и часто дети оказываются более правы, чем я, и мы действуем так, как говорят они, а не как говорю я. Но решение принимаю я. Если решение принято (это то, о чем говорит Арсений), тогда уже прецедентов нет.

Скажите, а вам когда-нибудь доводилось просить прощения у детей?

Конечно. За то, что я им делал прививки, я коленопреклоненно просил у них прощения за то, что я портил им здоровье и приглашал медиков, которые вкалывали им всякие страшные болезни. Конечно, за многое просил прощение, но прежде всего за такие преступления, которые против них совершил. За то, что я дочку в школу отдавал, два года я просил у нее прощения на коленях. Это преступление перед детьми.

А вот что-нибудь такое, на котором вы настаивали, а потом поняли, что были неправы, в какой-то повседневной жизни? Вам легко, в принципе, сказать: "Ой, Арсений, извини, был неправ, да, давай сделаем так"?

Да, легко, конечно, это как исправление ошибки. Это всегда как бы праздник внутренний, потому что ты исправляешь косяк.

Я могу спросить у вас про ваши взаимоотношения со своими родителями?

Я понимаю, что они всего лишь бритые безбожники. Мне их жалко, я за них молюсь.

Ваш папа врач же?

Мой папа колдун, да, к сожалению, из медицины Парацельса. И пока он до конца и не осознал то, что он делал в жизни. Мы молимся и пытаемся его убедить, чтобы он быстрее покаялся в этом.

Он бывает здесь?

Но как-то у вас не очень близкие отношения?

Ну, конечно, мы как бы разного вероисповедания. Он колдун из медицины Парацельса, а мы православные христиане, поэтому ничего общего духовного практически нет. Но надеемся, что будет, потому что он еще жив, а каждый человек, пока он жив, может покаяться и прийти ко Христу.

Вы чувствуете какие-то гонения, идущие не от власти, а от людей? Какую-то озлобленность?

Ненависть чувствуем, а гонений нет.

Но ненависть чувствуете?

Да, конечно.

В чем она выражается?

Впрямую выражается: во всяких посланиях, иногда в угрозах.

Непосредственно вам?

Да. Это, в основном, от тех, кого мы вольно или невольно обличаем в ереси, теми книгами, которые мы распространяем. Там же написана правда обо всех ересях, обо всех лжецерквах, которые сейчас существуют в мире. Как они появились, как люди впадали в эти ереси, как это происходило, все подробно-подробно, то есть безо всяких экивоков, совершенно по-честному. Это летописи, там не было понятия толерантности, там написана правда. И поэтому, конечно, это вызывает ненависть у тех, кто обличается этими книгами. Но это естественно. Было бы странно, если бы было иначе. Мы с пониманием к этому относимся. Так и должно быть. Написано в Священном Писании: "Горе вам, когда добре о вас рекут все человецы".

Могу ли я задать вам вопрос о Русской православной церкви? Как вы относитесь к действиям патриарха?

Это не церковь.

Это не церковь вообще?

Вообще. Это дело НКВД по работе с верующими. Как и латыни не церковь, как и протестанты не церковь, как и муслимы не церковь и так далее. Это не церкви, это обман.

Еще одна традиция, которая у нас есть в программе: совсем коротенький, буквально четыре вопроса, блиц-опрос. Просто выберете из предложенных вариантов или дайте свой, не более того. Итак, отдых или работа?

Все сейчас будут молчать, я тоже. Ответ невозможен, поскольку вопрос не имеет смысла, мне кажется.

Вы предпочитаете отдыхать или работать?

Невозможно ответить.

Достаток или свобода?

Тоже не противопоставляемые вещи. Достаток никак не противоречит свободе.

Уж вы-то должны это знать, вы не считаете, что деньги каким-то образом порабощают человека, привязывают его к себе?

Большие деньги. Это не достаток, это очень большие деньги. А так хорошо, когда есть деньги, плохо, когда их нет.

То есть если бы я спросил: богатство или свобода, у вас бы был ответ?

Да, вот это точно.

Любовь или понимание?

Тоже не взаимоисключающие вещи, нельзя противопоставлять.

Бывает, что родители просто любят своих детей, хотя не понимают их?

Конечно, бывает. А бывает так, что и любят, и понимают. Поэтому лучше не противопоставлять.

Милосердие или справедливость?

Услышьте, что я вам отвечу. Милосердие – до смерти, после смерти наступает справедливость. Милосердие Божие только до смерти человека проявляется. После смерти Господь уже не милосерден, а справедлив, наступает Суд.

То есть место справедливости там?

Есть водораздел, да. Здесь милосердие, здесь дано время на покаяние. Не использовал время, извини, братан, наступает справедливость.

04.12.2018 |

Несмотря на успех, крупные гонорары и популярность, многие российские знаменитости отказываются от жизни в мегаполисе и уезжают в провинцию. У каждого артиста есть свои причины для этого, но всех их объединяет одна цель − начать жить с чистого листа.

Актриса Ирина Печерникова: хутор в Ярославской области

Ирина Печерникова уехала в Ярославскую область

Актриса Ирина Печерникова, знакомая зрителю по картинам «Два капитана» и «Доживем до понедельника», поселилась в заброшенном хуторе в Ярославской области. После череды неудач в работе и личной жизни, смерти любимого супруга, артистка живет в одиночестве в 200 км от столицы. Женщина занимается огородом, редко общается с журналистами.

Актер Александр Михайлов: село Гребнево

Александр Михайлов переехал в село Гребнево

Актер Александр Михайлов, сыгравший роль Алексея Федяшева в «Формуле любви», исчез с экранов практически сразу после выхода фильма. Многие говорили, что он уехал за границу.

Александр Михайлов с женой в деревне

На самом деле Михайлов в 1987 году переехал в село Гребнево Московской области вместе с женой. Сейчас он полностью посвящает себя церковному делу и поет в хоре.

Певица Ольга Кормухина: деревенский дом на острове

Ольга Кормухина живет на острове Залит

Звезда 80-х годов Ольга Кормухина ведет уединенный образ жизни вдалеке от столичной суеты. Рок-певица поселилась на острове Залит, расположенном на Псковском озере.

Кормухина с мужем и дочерью во дворе у дома

В последние несколько лет артистка все чаще появляется в столице, но на лето всегда уезжает отдохнуть в свой деревенский дом. Женщина посещает местную церковь, наслаждается красивыми пейзажами озер.

Бизнесмен Герман Стерлигов: слобода Стерлиговых

Герман Стерлигов живет в своем поселении

Советский миллионер, владелец бирж «Алиса» Герман Стерлигов живет со своей семьей в Можайском районе.

Жизнь Германа Стерлигова в слободе

Свое поселение олигарх называет слободой Стерлиговых. Вокруг большого дома расположен глухой лес, а к поселению ведет только грунтовая дорога.

Герман Стерлигов верхом на лошади

Герман занимается скотоводством, охотой, ездит в ближайший город на тракторе или верхом на лошади.

Актер Петр Мамонов: деревня в Московской области

Петр Мамонов уехал в деревню

Актер театра и кино, музыкант Петр Мамонов, известный по кинокартинам «Остров» и «Царь», редко посещает столицу. Он живет в Московской области в небольшой деревне рядом с городом Вереей.

Мамонов ведет уединенный образ жизни

Артист ведет уединенный образ жизни, увлекается философией. В Москву приезжает раз в месяц для репетиций в театре.

Актриса Татьяна Агафонова: село Залазино

Татьяна Агафонова переехала в село Залазино

Актриса Татьяна Агафонова, известная по ролям в таких картинах, как «Петербургские тайны», «Интердевочка», в конце 90-х годов переехала в село Залазино Тверской области.

Бывшая актриса руководит сельским хозяйством

Несмотря на востребованность и популярность, артистку постоянно тянуло в родные края, где она стала председателем колхоза.

Певица Анастасия: деревня в Тверской области

Анастасия живет в Тверской области

Певица Анастасия с яркой прической и сильным голосом была настоящей звездой 90-х годов. В 1997 она внезапно исчезла со сцены. Журналисты писали, что девушка потеряла голос и уехала жить в Африку. Однако Анастасия нашла свое счастье в небольшой деревне в Тверской области. Именно в такой обстановке ей удалось отдохнуть от ссор с родственниками и многочисленных разводов.

Участник «Дом-2» Май Абрикосов: деревня Коротояк

Май Абрикосов переехал в деревню Коротояк

Роман Тертишный, известный поклонникам проекта «Дом-2» как Май Абрикосов, был одним из самых ярких участников реалити-шоу. Однако карьера молодого человека не сложилась.

Сельская жизнь бывшей звезды

Он Воронежской области. Сейчас он занимается огородом и делится в социальных сетях снимками своего домашнего хозяйства.

Диджей Павел Корчагин: деревня Хмелевка

Павел Корчагин стал священником

Павел Корчагин – бывший диджей, который одним из первых более 10 лет назад открыл в Алтайском крае ночной клуб. Постепенно бизнес перестал приносить доход из-за растущей конкуренции, молодой человек переехал в небольшую деревню Хмелевку и стал священником.

Жизнь Корчагина в деревне

Сейчас Павел восстанавливает храм Сергия Радонежского, занимается травничеством, ведет свой канал на YouTube.

Певица Светлана Владимирская: таежная деревня

Светлана Владимирская живет в таежной деревне

Исполнительница хита «Мальчик мой» Светлана Владимирская исчезла со сцены в 1995 году. Певица решила жить в религиозной общине Виссариона. Решение не было спонтанным, девушка готовилась к этому шагу.

Жизнь Владимирской в провинции

В таежной деревне, расположенной в Красноярском крае, певица родила троих детей от своего мужа, но позже познакомилась в общине с художником Евгением Корнильцевым и решила развестись с супругом. В новом браке у Светланы родился еще один ребенок.

Актер Алексей Фомкин: деревня под Владимиром

Алексей Фомкин погиб в провинции

После главной роли в киноленте «Гостья из будущего» Алексею Фомкину пророчили большой успех. Однако артист не получал предложений от режиссеров и решил пойти в армию. Закончив службу, Фомкин пробовал себя в театре снова, но попытки оказались неудачными. Он уехал в деревню недалеко от города Владимира, где познакомился с будущей супругой. Молодые люди жили в провинции до страшного пожара в 1996 году, в котором погиб Фомкин.

Актриса Ольга Гобзева: женский монастырь

Ольга Гобзева стала игуменьей

Актриса театра и кино Ольга Гобзева за неделю до 50-летия приняла иноческий постриг. Решение пришло неожиданно: на репетиции спектакля актриса почувствовала, что впустила в себя другого человека – испанку, которую Гобзева играла на сцене.

Жизнь Ольги Гобзевой в монастыре

Сейчас игуменья живет в женском монастыре в городе Алапаевске, она полностью ушла от мирской жизни ради духовного спокойствия.

Певица Маша Макарова: деревня возле Пскова

Маша Макарова проводит время в деревне

Солистка группы «Маша и Медведи» на пике своей славы в 1999 году перебралась в деревню недалеко от города Пскова. Маша Макарова, увлекающаяся в то время запрещенными препаратами, решила вести уединенный образ жизни. Она долго не общалась с журналистами, вела домашнее хозяйство, ухаживала за коровой. В 2006 году певица вновь появилась в столице, выпустив новый альбом.

Певица Юлия Матвеева: матушка Евфросиния

Юлия Матвеева ушла в монастырь

Бывшая певица Юлия Матвеева начала свою карьеру в столице в возрасте 15 лет. Уже через 2 года она готовилась к гастролям по европейским странам, но неожиданно приняла решение уйти в монастырь.

Матушка Евфросиния

На протяжении многих лет Юлия прожила в русской глубинке, а позже переехала в Израиль.

Певица Лолита: болгарская деревня

Лолита переехала в болгарскую деревушку

В свой 55-ый день рождения Лолита Милявская объявила, что переезжает из столичной квартиры в небольшую болгарскую деревню. По словам женщины, ей уже давно хочется тишины и спокойствия.

Дом Лолиты в болгарской деревне

Вместе с мужем она живет в красивом, но небольшом доме, который называет «новым ковчегом». Дизайн жилья Лолита разработала с супругом Дмитрием уже давно, а переезд состоялся в ноябре 2018.

Для многих известных личностей жизнь в провинции – это способ отдохнуть от шума и спешки большого города. Некоторые артисты приезжают в деревню, чтобы расслабиться и насладиться природой, другие выбирают отдаленное от столицы место для постоянного проживания.

Фото: kino-teatr.ru, 24smi.org, kulturologia.ru, youtube.com, starhit.ru