Мариинская водная система. Волго-балтийский водный путь Мариинская водная система шлюз ковжа

03.05.2024

После продолжительного плавания по Онежскому озеру вдали от берегов нам предстоит познакомиться с интереснейшим и новейшим на нашем пути гидротехническим сооружением.

Еще совсем недавно для сообщения между Волгой и Балтикой служила Мариинская водная система. Название это ей досталось по произволу царя Павла I. Когда на рубеже XVIII и XIX вв. строился водораздельный канал, соединяющий реки Вытегру и Ковжу, средства на его постройку были позаимствованы из пожертвований на содержание сиротских домов. А поскольку попечительницей этих домов считалась императрица Мария, этого оказалось достаточно, чтобы назвать ее именем весь водный путь, созданный потом и кровью десятков тысяч безымянных тружеников.

Мариинская система строилась очень долго. Изыскательские работы были начаты еще при Петре I в 1710 г., а сквозное движение судов было открыто лишь в 1810 г., и только в 1852 г. вступил в строй относящийся к этой системе обводный канал вокруг Онежского озера. В конце XIX в. были расширены и углублены каналы, реконструированы шлюзы в расчете на пропуск судов с осадкой до 1,8 м, шириной 9,6 м и длиной до 75 м. Шлюзы были деревянными, ворота открывались при помощи ручных воротов. На протяжении почти всего XIX в. проводка судов по каналам осуществлялась бечевой с помощью людской или конской тяги. Лишь с 60-х годов наряду с живой тягой стали применяться механические цепные буксиры - туэры, и только с реконструкцией в 90-х годах перестал существовать бурлацкий промысел. Тем не менее Мариинская система сыграла большую роль для экономического развития России, и в особенности Верхнего Поволжья.

Мариинская водная система начиналась от знакомого уже нам Вознесенья, при выходе Свири из Онежского озера. Здесь проходил обводный Онежский канал, который соединялся с рекой Вытегрой чуть выше ее впадения в Онежское озеро. Далее путь пролегал вверх по Вытегре, затем по Мариинскому каналу через водораздел и далее вниз по Ковже. Немного не доходя устья Ковжи, к югу ответвлялся обводный канал вокруг Белого озера, которое хотя и намного меньше Ладожского и Онежского озер, но также бурно. Этот канал присоединялся к Шексне в нескольких километрах ниже ее выхода из Белого озера, и дальше по Шексне путь шел до впадения ее в Волгу у Рыбинска.

На реках и каналах Мариинской системы, действовавшей до начала 60-х годов, было 38 шлюзов. От Онежского озера до Волго-Балтийского водораздела шел длительный, нудный подъем: на протяжении 60 км суда поднимались на 85 м с помощью 29 шлюзов! Затем с помощью четырех шлюзов осуществлялся спуск на 7 м до уровня Белого озера и потом с помощью еще пяти шлюзов - еще на 7,5 м до уровня Рыбинского водохранилища. А до создания этого водохранилища шлюзов было 43.


МАНТРА ВСЕ КЛИКАБЕЛЬНО
При первоначальном сооружении Мариинской водной системы (1799 - 1808 гг.) «в ущелье», где река Вытегра «... окружена высокими каменистыми горами и делает несколько извилин», были поставлены одно- и двухкамерные деревянные шлюзы Св. Андрея (на 32-й версте от Вытегры при деревне Великий Двор), Св. Самсония и Св. Михаила, а ниже - трехкамерный шлюз Св. Павла (на 30-й версте при селе Парфеевское). Каждая шлюзовая камера имела в длину 15 сажен и в ширину 30 футов. При шлюзах стояли плотины. За редким на реке Вытегре исключением (шлюз Св. Андрея) все шлюзы были устроены в деривационных (подводящих воду) каналах, прорытых в извилинах реки. В 1890 - 1896 годах извилистый участок русла длиной 1,5 версты был выведен из водной системы перекопом.


По всему Мариинскому водному пути было два наиболее значительных перекопа: Перекоп № 1 около села Девятины (437,75 сажени в каменистом грунте с заложением дна на глубине 11,01 сажени от поверхности) и Луковецкий перекоп на реке Шексне. Девятинский перекоп был самым грандиозным сооружением переустройства Мариинской водной системы 1890 - 1896 годов. Работы производились устройством тоннеля по так называемому английскому способу, который применялся в Англии, Америке, Италии, Швейцарии и Австрии. В России этот способ был применен впервые.

Сущность тоннельного способа состояла в том, что на уровне дна будущего канала проводился тоннель-штольня, который сообщался с поверхностью рядом шахт. Выламываемый на поверхности грунт скидывался по каналам шахт в штольню, где под отверстиями шахт стояли вагоны подвижного состава. Грунт вывозился из штольни и сбрасывался под эстакаду, по которой двигался состав. Путь для отвозки грунта из перекопа шел по косогору левого берега и, обойдя деревню Каменную, выходил по деревянной эстакаде (в 340 сажен длиной и 6 сажен высотой) на низкий луг, впоследствии исчезнувший под насыпанным грунтом.

По рельсам двигались два локомотива с подвижными составами, каждый состоял из 45 вагонов (по 3 вагона под каждую из 15 шахт). Наверху у каждой шахты работало по 16 человек, внизу в штольне - по двое. Ломку вели вручную с незначительной поддержкой взрывными работами. Во время этих трудных работ появлялись неожиданные препятствия, например, в одной части перекопа под плитами залегал пласт, состоящий из чередующихся слоев камня и глины всех цветов и составов, вся эта масса с наступлением оттепелей приходила в движение.

На постоянной работе были задействованы в среднем 1200 человек и 500 лошадей. Рабочих рук не хватало. Продовольственное и техническое обеспечение шло с перерывами осенью и весной, а зимой было очень дорого, так как можно было использовать только гужевой транспорт (лошадей). В одну из зим ударили тридцатиградусные морозы. Один год строительства совпал с неурожаем. Дважды возникала угроза холерной эпидемии.

Девятинский перекоп. Паровоз ведет груженый состав. 1893

Строительство Перекопа № 1 осуществлялось пять с половиной лет. Объем выемки составил более 80 тысяч кубических сажен, в том числе 5 - глинистого грунта и 76 - плитного и каменистого (доломитизированного) известняка (соответственно 786, 48,5 и 737,5 тысячи кубических метров. Первый российский опыт тоннельного способа строительства канала превысил по объему работ все известные ранее в шесть раз.

Перекоп обошел излучину реки, где стояли шлюзы Св. Самсония и Св. Михаила. В самом перекопе оборудовали три шлюза длиной по 50 сажен каждый. В техническом отношении три шлюза при одной плотине с расстояниями между камерами по 125 сажен фактически были одним трехкамерным шлюзом.

Сегодня в долине реки можно видеть остатки целого комплекса деревянных гидросооружений старой Мариинки разных лет постройки. Немного ниже устья Белого Ручья в русле Вытегры-Мариинки находятся руины плотины и шлюза Св. Андрея. Остались бревенчатые укрепления стенок бывшей шлюзовой камеры и упавшие ворота. Действующее русло при повороте в перекоп перегораживают остатки плотины Св. Самсония и деревянные конструкции шлюза Св. Самсония первой постройки. Искусственное происхождение перекопа легко определяется по прямолинейному направлению и ровным склонам.

В нижней части бортов перекопа местами видны остатки креплений береговых откосов. Шлюзы Св. Самсония, Св. Михаила и Св. Владимира (вниз по течению соответственно № 25, 24, 23), некогда стоявшие в перекопе, ныне представляют собой остатки бревенчатых конструкций боковых стенок и дна камер да железных тяг, крепивших деревянные конструкции к «каменным» склонам перекопа. Можно даже «угадать» технические особенности устройства камер.

Несохранившийся ныне «пол» дна камер двух верхних шлюзов был настлан на лежни, прикрепленные к плитам известняка, а камера шлюза Св. Владимира имела свайное основание. Полусгнившие лежни в одном и остатки свайного основания в другом месте можно еще различить. Вид первых шлюзов Св. Михаила восстановить хотя бы в общих чертах по фрагментам деревянных конструкций и свайных укреплений в русле реки уже фактически невозможно.

В 1887 году в обход Маткозера был построен Ново-Мариинский соединительный канал общей длиной около 9 верст, включая 2 версты 7 сажен старого канала (от устья первого канала до шлюза Св. Петра). Шлюзов на новом канале было всего два. Подъем судов на водораздельный плес канала производился через шлюз Св. Александра, а пропуск в Балтийскую ветвь осуществлялся шлюзом Св. Петра.

Местность в окрестностях канала и шлюзов была совершенно открытая. В версте от шлюза Св. Петра находился обелиск, установленный в честь Петра I генералом Деволантом. От памятника была видна котловина спущенного в 1886 году Маткозера. На пятой версте нового канала в стороне от Александровского шлюза долго сохранялись остатки бывшего Константиновского водопровода. В конструкции этого сооружения можно было разобраться еще в довоенные годы XX века.

Плотина Св. Ксении на реке Вытегре. 1909 год

Почти одновременно с Тихвинской и даже несколько ранее начались работы по сооружению третьего водного пути – Мариинской системы – соединявшего Волгу с Балтийским морем. Изыскания по направлению, намеченному еще при Петре I, с использованием рек Вытегры, Ковжи, Шексны проводились несколько раз: в 1774, 1785 и 1798 годах. Водный путь с Волги на Петербург по этому направлению имел существенные преимущества: как пояснили тогдашние изыскатели – суда, следуя с Волги на Петербург по трассе через Ковжу – Вытегру, должны подняться на 34 м и затем спуститься на 138 м, тогда как по Тихвинскому направлению требовалось преодолеть подъем на 175 м и спуск на 276 м.

Эти данные несколько отличаются от более точных современных отметок, но правильно отражают преимущества пути, на котором можно меньше строить шлюзов. Кроме того, водораздел между Ковжей и Вытег-рой располагал практически неограниченными запасами воды для питания системы, а входившие в него реки Свирь, Шексна, Ковжа и частично Вытегра были пригодны для плавания судов в своем естественном состоянии. Но этот проект не был рассмотрен Петром I, внимание которого в тот момент было отвлечено войной с Турцией.

В 1785 году Екатерина II дала указание обер-прокурору Вяземскому «… организовать работы по созданию нового водного пути … ввиду ожидаемой великой пользы». Указом от 31 декабря 1787 года на строительство Вытегорского канала даже было ассигновано 0,5 млн. руб. Но вскоре эти деньги передали на строительство дорог между Петербургом и Москвой, а работы на канале не были начаты.

После смерти Екатерины II в России царствовал император Павел I, который действительно придавал развитию внутренних водных путей в России большое значение. 28 февраля 1798 года по Указу Павла I создается Департамент водяных коммуникаций, в задачу которого входило составление проектов сооружений и руководство производством работ. Этот департамент был первым государственным органом управления в системе внутреннего водного транспорта и соединял в себе функции министерства, проектного института и картографического бюро, учебного и исследовательского институтов и т. д. В указе предписывалось «… иметь всегда при том департаменте несколько инспекторов или смотрителей, знающих снятие на план, нивелирование и часть построек в запас для могущих быть работ, числом до восьми человек, которые составили бы род высшей школы сих частей, снабдив их потребными книгами и инструментами и, прибавляя к ним механика, шлюзного мастера и к сему последнему двух помощников, с жалованием в штате положенным…»

Главой департамента (директором) был назначен губернатор Новгородской области граф Яков Ефимович Сиверс.


Потребность в развитии транспортных путей на Петербург к тому времени была настолько острой, что император Павел I потребовал, чтобы департамент водяных коммуникаций «срочно сочинил план и смету сего построения». Граф Сиверс, возглавлявший департамент водных коммуникаций, лично произвел рекогносцировку трассы и представил царю доклад о создании водного пути по Вытегорскому направлению. 27 мая 1799 года Я. Е. Сиверс доложил в Сенат, что был молебен в деревне Конецкая по случаю начала прокопки канала.

Непосредственным толчком к началу строительства послужила небывалая засуха 1798 года, едва не приведшая к полному срыву судоходства по Вышневолоцкой системе.

Строительство системы было тяжелым бременем для казны и могло бы затянуться на долгие годы, если бы не был найден довольно необычный выход. На финансирование работ были направлены средства, имевшиеся в фонде воспитательных домов, на заимствование которых по 400 тысяч руб. в год дала согласие «главноначальствующая над воспитательными домами обеих столиц» императрица Мария. Деньги, собранные на содержание «незаконнорожденных детей и подкидышей» за счет различных пожертвований и доходов от монополии на издание игральных карт, а также сэкономленные на скудном питании и одежде этих детей, оказались источником финансирования затрат на постройку системы. В своем указе от 20 января 1799 года Павел I писал: «…приняв с особым благоволением Нашим представление Ея Императорского Величества яко Главноначальствующей над воспитательными домами обеих столиц о заимствовании из сохранной казны здешнего воспитательного дома по 400 000 руб. в год на скорейшее построение Вытегорского канала, нашему государственному казначею барону Васильеву повелели Мы, принимая сумму сию заимообразно из оного места на подлежащих условиях, приобщить ее к прочим суммам, по водяной коммуникации ассигнованным. Усилив таким образом средства к успешному проведению работ …повелеваем Вам, сочинив план и сметы его построения представить к Нашему утверждению, несомненно надеясь от ревности вашей скорого окончания сего канала, который отныне во изъявление признательности Нашей к таковому споспешествованию Ея Императорского Величества и на память потомству, соизволяем Мы именовать Мариинским». Вот так появилось это название системы, сохранявшееся 150 лет.

Руководство строительством Мариинской системы было возложено на инженер-генерала де Волана, при котором создавалось специальное управление.

Строительство Мариинской системы, как уже сказано, было начато в 1799 году.

Канал строился, как писал де Волан, «соразмерно с глубиной Шексны», равной 1,4 м, и шириной по дну 15 м. Все шлюзы и плотины возводились из дерева. За первые три года были построены 8 шлюзов и соединительный канал между Ковжей и Вытегрой. Такими же темпами, по 2–3 шлюза и в среднем по 2 плотины за год, строительство велось и в последующий период. Уже весной 1808 года из Ковжи в Вытегру прошло первое груженое судно с осадкой 1 м.

Официальное открытие судоходства по системе было объявлено 21 июля 1810 года. Для ее обслуживания назначался штат из 299 рабочих и специалистов.

В 1810 году, после официального открытия системы для судоходства были сооружены в Шестовской и Белоусовской быстринах Вытегры два шлюза, не предусмотренные первоначальным проектом. Все шлюзы имели длину камеры 32 м, ширину 9,15 м и могли пропускать суда с осадкой 1,25 м грузоподъемностью около 170 тонн. Наполнение камер водой производилось через отверстия в воротах. Пропускная способность системы составляла около 500 тысяч тонн за навигацию.

К завершению строительства система имела следующий вид:

· на Ковже были построены 2 шлюза (св. Константина и св. Анны) и 1 полушлюз;

· в 9 км от шлюза св. Анны начинался соединительный канал от Ковжи, который примыкал к Вытегре у деревни Верхний Рубеж. На канале имелось 6 шлюзов, из них 1 трехкамерный и 3 двухкамерных. Водораздельным пунктом было Маткозеро;

· на Вытегре было построено 20 шлюзов (в том числе 6 двухкамерных, 1 трехкамерный и 1 четырехкамерный) и 2 полушлюза.

Всего на системе было 28 шлюзов, имевших 44 камеры, и 3 полушлюза. Ее питание обеспечивалось из Ковжского озера. Ковжа и Пурас-ручей в истоке из озера были преграждены плотиной и водоспуском, а горизонт озера поднят почти на 2 м. Объем воды созданного таким образом Ковжского водохранилища достигал 11,6 млн. м 3 , что обеспечивало питание системы с двойным запасом.

Кроме шлюзов и каналов были построены 20 плотин, 12 водоспусков, 5 подъемных мостов.

Начало движения по Мариинской системе обнаружило ее недостатки, прежде всего то, что Белое и Онежское озера не имели обходных каналов и суда были вынуждены следовать по ним с большим риском даже при сравнительно тихой погоде. Кроме того, трасса водного пути на значительном протяжении проходила по безлюдным и малообжитым заболоченным районам. Поэтому трудно было в достаточном количестве найти на месте людей и лошадей для тяги судов и обслуживания судоходства.

Строительство Онежского канала на участке от Черных Песков до Вознесенья (исток Свири) было закончено лишь в 1845 – 1852 годы. Открытие для судоходства Белозерского канала состоялось в августе 1846 года.

И тем не менее, в целом создание Мариинского канала ознаменовало собой важнейший этап в истории развития гидротехнического строительства в России.

Мариинская система. Вознесенский рейд. 1909 год

Мариинская система. Затон Карешка. 1909 год

Мариинская система. Подъемный мост на реке Вытегре. 1909 год

Мариинская система. Плотина Св. Павла в Девятинах. 1909 год

Мариинская система. Ковжская плотина. 1909 год

Мариинская система. Общий вид завода. 1909 год

Мариинская система. Памятник Императору Александру II в память окончания Мариинской системы. 1909 год

Одновременно с Мариинской системой в 1802 – 1810 годы достраивается Приладожский обходной канал на участке Волхов – Свирь.

Значение Вышневолоцкой системы не уменьшилось с вводом в действие двух новых водных систем. Она все еще оставалась основным водным путем на Петербург. Всю первую половину XIX века продолжались работы по ее совершенствованию: улучшались старые и строились новые плотины. В 1843 году дополнительно к комплексу сооружений Вышневолоцкой системы был построен Верхневолжский бейшлот. Устроенная неподалеку от истока Волги деревянная на каменном фундаменте плотина подняла ее уровень и соединила в один бассейн площадью более 160 км 2 озера Волго, Пено и Овселуг. Накапливаемый за плотиной запас воды давал возможность в течение двух месяцев межени поддерживать на верхнем участке Волги (выше Твери) за счет попусков глубину 0,55 – 0,60 м. Это было первое гидротехническое сооружение для регулирования стока волжской воды. Бейшлот долгие годы выполнял свою задачу улучшения судоходства на верхней Волге и продолжает служить до сих пор.

Таким образом, к 1811 году Волга с Балтийским морем имела связи водным путем по трем направлениям: Вышневолоцкому, Тихвинскому и Мариинскому.

|
мариинская водная система город, мариинская водная система универ
Марии́нская во́дная систе́ма - водный путь в России, соединяющий бассейн Волги с Балтийским морем. От Рыбинска до Петербургского морского порта через приладожские каналы (1054 версты). Состоит как из природных, так и из искусственных водных путей:р. Шексна - Белое озеро - р. Ковжа - Мариинский канал - р. Вытегра - Онежское озеро - р. Свирь - приладожские каналы - р. Нева. Находилась в ведении Вытегорского и С.-Петербургского округов путей сообщения.

Строительство водного пути было необходимо Российской империи для снабжения Санкт-Петербурга (как столицы и крупнейшего по населению города) хлебом, древесиной, дровами и другими продуктами, товаров для внешней торговли, доставлявшимися через Рыбинск с низовьев Волги. Для торговли зерном в Рыбинске была устроена Хлебная биржа. Впоследствии по Мариинской системе осуществлялся экспорт пшеницы в Европу.

Строительство системы протяженностью свыше 1125 км проходило в царствование Павла I и его сына Александра I (всего заняло 11 лет). Постоянно переустраивалась и усовершенствовалась, перекопы в излучинах рек сокращали протяженность пути. Реконструированная в 1959-1964 годах система получила название Волго-Балтийский водный путь им. В. И. Ленина.

  • 1 Проектирование и строительство
    • 1.1 Изыскания
    • 1.2 Строительство
  • 2 Описание системы на 1810-1820-е гг
    • 2.1 река Ковжа
    • 2.2 Мариинский канал
    • 2.3 река Вытегра
    • 2.4 Приозерные каналы
    • 2.5 Недостатки
  • 3 Усовершенствования 1820-1880-х годов
    • 3.1 Приозерные каналы
    • 3.2
  • 4 Переустройство системы. 1890-1896 гг
    • 4.1 Шлюзы Мариинской системы (на 1910 год)
      • 4.1.1 река Вытегра
      • 4.1.2 Девятинский перекоп
      • 4.1.3 Ново-Мариинский (Каменный) канал
      • 4.1.4 река Ковжа
      • 4.1.5 Белозерский канал
      • 4.1.6 река Шексна
  • 5 Мариинская система в 1917-1963 гг
  • 6 Виды Мариинской системы. 1909 г
  • 7 Тяга на Мариинской системе
    • 7.1 Суда
    • 7.2 Пароходства
    • 7.3 Служебные суда
    • 7.4 Страхование
  • 8 Обстановка
    • 8.1 Памятники
  • 9 Литература
  • 10 Источники архивные
  • 11 Примечания

Проектирование и строительство

Изыскания

Портрет имп. Марии Феодоровны. Худ. А. Рослин

Исследования по направлению водного пути - р. Вытегра - р. Ковжа - Белое озеро - р. Шексна проводились несколько раз:по указу Петра I в 1710 г., и в 1774, 1785 и 1798 годах.

  • 1710 г. - изыскания английского инженера Джона Перри (приглашенного Петром I в 1698 г.) всех трёх водоразделов Волги и Балтики.
  • В 1711 г. Петр I лично осматривал места водораздела Вытегры и Ковжи от Вянгинской пристани до Бадоги.
  • 1712 г. - Джон Перри в Сенате в присутствии Петра I огласил итоги исследований, представил план работ и расчеты. Сенат постановил выделить в распоряжение инженера десять тысяч работников.
  • 1774 г. - секунд-майор Лихачев представил свой проект соединения рек.
  • В 1785 году Екатерина II повелела генерал-прокурору Сената кн. А. А. Вяземскому отправить двух человек для исследования местности будущего канала. Их выполнил посланный А. А. Вяземским инженер Яков-Эдуард де Витте, составив предварительный, а затем законченный проект и смету в сумме 1 944 436 руб. 20 коп. 31 декабря 1787 года Екатерина II выделила на строительство Вытегорского канала 500 000 руб, но тут же переадресовала эти деньги на строительство дорог Петербург - Москва и Петербург - Нарва.
  • в том же 1785 году свои предложения внёс и Олонецкий и Архангельский генерал-губернатор Т. И. Тутолмин.

Но потребность в поставках товаров в Петербург была столь высока, что вопросом проектирования пришлось заняться начальнику Департамента - графу Якову Ефимовичу Сиверсу. Он лично произвел рекогносцировку трассы и представил Павлу I доклад о строительстве по Вытегорскому направлению. Направление канала взяли у шотландца Джона Перри.

Деньги в сумме 400 тыс. рублей в год на «скорейшее построение» Вытегорского канала были взяты заимообразно из сохранной казны Воспитательных домов обеих столиц. Поскольку Главноначальствующей заведениями была императрица Мария Фёдоровна, то указом от 20 января 1799 г. строящийся канал получил имя «Марьинский».

Строительство

Памятник соединению Вытегры и Ковжи у шлюза Св. Петра. Фото 1909 г.
  • 1797 г. - шлюзный мастер Свендсон расчистил заросшие просеки, прорубленные под руководством Я.-Э. де Витте.
  • 1799 г. учреждена «Дирекция строительства Мариинского канала». Строительство начато в том же году. Инженер-майор Б. Б. Барклай-де-Толли провёл нивелировку по проекту Я.-Э. де Витте:от места впадения Тагажмы в Вытегру к реке Серьге и Матко-озеру и далее, через канал к рекам Ваткома и Ковжа.
  • Система строилась силами Департамента водных коммуникаций, который возглавлял Н. П. Румянцев. Непосредственное руководство строительством системы было возложено на инженер-генерала Ф. П. Деволанта, для чего при нем было создано специальное управление. Надзор осуществлял начальник Дирекции Мариинского канала полковник Липгарт. Основные подрядчики купцы:Попов, Сизов, Шалопанов и Шадрин.
  • В 1808 г. по каналу, прорезавшему водораздел прошло первое судно.
  • 14 февраля 1809 г. - имп. Александр I подписал указ «О правилах для судоходства по Мариинскому каналу и Вышневолоцкому пути».
  • 21 июля 1810 г. - официальное открытие движения по Мариинской системе. Расходы на строительство (вместе с содержанием чинов при нём) - 2 млн. 701 тыс. руб.

Описание системы на 1810-1820-е гг

Участок Мариинского пути между Вытегрой и Шексной. Схема из словаря Брокгауза и Эфрона.Петровская часовня у деревни Петровское. Фото 1909 г.Старый шлюз Св. Петра на Мариинском канале. Фото 1909 г.

От Рыбинска (устье Шексны) до Санкт-Петербурга (устье Невы) в среднем можно было добраться за 110 суток.

Вся система имела следующий вид:

  • 28 деревянных шлюзов и полушлюзов (45 камер) на р. Ковже, раздельном канале и р. Вытегре. Все шлюзы имели длину камеры 32 м, ширину - 9 м и глубину на короле (пороге) - 1,3 м.
  • Питание системы водою из Ковжского озера, для чего его уровень путем преграждением плотинами на Ковже и Пурас-ручье был поднят на два метра.
  • 20 плотин
  • 12 водоспусков (однопролетных плотин)
  • 5 разводных (подъемных) мостов:городской Сиверсов в Вытегре, Волоков, Анненский, Филиппов и Павлов мосты (1803 г.)

река Ковжа

  • Св. Константина (шлюз и полушлюз). 1833 г. полушлюз заменён шлюзом; в 1870-х годах с углублением бьефа, нижний шлюз был упразднён. Новый шлюз построен в 1893 году.
  • Св. Анны. Анненский мост.

Мариинский канал

  • Св. Екатерины (двухкамерный; общее падение (напор) - 10,09 фут.). Устье Мариинского канала.
  • Св. Александра (трёхкамерный, 17,73 фут.), построен в 1802 г., перестроен в 1859-1862 гг.
  • Св. Екатерины (двухкамерный, 12,62 фут.)
  • Наивысшая точка водораздела. Раздельная часть, протяженностью 3 версты 429 саж. состояла из Екатерининского бассейна, прокопанного канала и Матко-озера. Высота над уровнем Балтийского моря (по Кронштадтской рейке) - 60,17 саж. Суда поднимались в канал из Ковжи на 40,44 фута, опускались к Вытегре на 36,36 футов.
  • Начинался в 9-ти верстах от шлюза Св. Анны у деревни Грязный Омут на Ковже. Прорезал два озерца, Матко-озеро, Екатерининский бассейн.
  • На канале устроили 6 шлюзов. Питался водами Ковжского озера посредством Константиновского водопровода (длиною 10 вёрст 266 саж.; падение - около 105 футов; ширина по дну от 10 до 14 футов; с висячими интервалами - своеобразными деревянными акведуками).
  • В деревне Петровское (ныне Старое Петровское) у шлюза Св. Петра поставлены каменный четырёхгранный обелиск с надписью «Петрову мысль Мария свершила» (1810) и деревянная часовня в память Петра I (не сохранилась).
  • Св. Петра (двухкамерный, 15,6 фут.)
  • Св. Елены (однокамерный, 8,33 фут.)
  • Св. Марии (двухкамерный, 12,43 фут.)

Ниже шлюза Св. Марии, пройдя Лудожское озеро канал выводил к р. Вытегре у деревни Верхний Рубеж.

река Вытегра

  • Св. Дарии (однокамерный) у деревни Скачково
  • Св. Андрея (однокамерный, напор 1,74 саж.) при деревне Великий Двор
  • Св. Самсония (однокамерный, напор 1,56 саж.)
  • Верхний Св. Михаила (однокамерный, 1,44 саж.)
  • Нижний Св. Михаила (однокамерный, 1,28 саж.)
  • Верхний Св. Павла (2-х камерный, 2,45 саж.)
  • Нижний Св. Павла (2-х камерный, 2,26 саж.)
  • Св. Фомы (однокамерный, 0,92 саж.)
  • Св. Георгия (двухкамерный, 2,09 саж.)
  • Св. Иакова (однокамерный, 1,18 саж.)
  • Св. Алексия (двухкамерный, 2,51 саж.). Плотина Св. Алексия (построена в 1806 г., упразднена в 1893 г.)
  • Св. Феодора (однокамерный, 1,53 саж.)
  • Св. Иоанна (двухкамерный, 1,96 саж.). Плотина Св. Иоанна (построена в 1806 г., упразднена в 1888 г.)
  • Св. Василия (однокамерный, 1,46 саж.)
  • Верхний Св. Наталии (двухкамерный, 2,40 саж.) близ села Марково
  • Нижний Св. Наталии (двухкамерный, 2,60 саж.)
  • Св. Ольги (однокамерный, 1,41 саж.) у деревни Рябово
  • Св. Надежды (двухкамерный, 2,26) при деревне Материки
  • «Слава» (однокамерный, 1,31 саж.) при деревне Белоусово
  • Верхний «Россия» (однокамерный, 1,17 саж.) при деревне Крюкова
  • Нижний «Россия» (однокамерный, 1,20 саж.)
  • Св. Димитрия (однокамерный, 1,09 саж.) при деревне Денисово
  • полушлюз «Деволант» (однокамерный, падение 0,76 саж.; 1789-1810 гг.) в Вытегре. 1822 г. заменен шлюзом Св. Сергия

Приозерные каналы

Для безопасного сообщения вокруг озёр Белого, Онежского и Ладожского - которые часто штормит - были прорыты обходные каналы:

  • Ладожский - Императора Петра Великого канал (1719-1730 гг.; длина - 104,3 версты).
  • Сясьский - Императрицы Екатерины II канал (1765-1802 гг.; длина - 9,4 версты). При Александре II расширен и модернизирован.
  • Свирский - Императора Александра I канал (длина - 48,1 верст; строился в 1802-1810 гг.)
  • Онежский канал. Построен в 1818-1820 гг. на участке от р. Вытегры до урочища Чёрные Пески. Длина канала - 19 верст 15 саж. (40,8 км).

Недостатки

Малые размеры не только ограничивали возможности увеличения грузооборота, но и не могли пропускать к Рыбинску суда идущие по Вышневолоцкой системе. Белое и Онежские озера долгое время не имели обходных каналов, вследствие чего даже при небольшом волнении суда при их прохождении гибли. Сама трасса проходила по безлюдным и малообжитым, заболоченным районам. Возникали сложности с тем, чтобы в достаточном количестве найти людей и лошадей для тяги судов и обслуживания судоходства.

Усовершенствования 1820-1880-х годов

В связи с развитием капитализма после отмены крепостного права мощность Мариинского канала была признана недостаточной.

  • В 1829 году Шексна соединена с Сухоной Северо-Двинским - герцога Александра Виртембергского каналом (1825-1829 гг.)

Приозерные каналы

  • Белозерский канал (1843 - август 1846 гг.) Проходит южным берегом озера на протяжении 53 км; габариты:ширина по дну - 17 м, глубина - 2,1 м, длина - 67 км. Имел два шлюза со стороны Шексны - «Удобство» и «Безопасность», и один со стороны Ковжи - «Польза». Питание шлюзов водами Лозского и Азарского озёр, превращенных в водохранилища постройкой плотины на р. Куность.
  • Онежский канал продолжен от урочища Чёрные Пески до Вознесенья в 1845-1851 гг.; протяжение 63,5 версты; 50 из них выкопаны, остальные проведены по рекам Водлице и Оште. Работы обошлись в 734862 руб.
  • Ново-Ладожский - Императора Александра II канал (1861-1866 гг.; протяжением 103,8 верст).
  • Ново-Сясьский - Императрицы Марии Феодоровны канал (1878-1880 гг.; протяжением 9,6 верст).
  • Ново-Свирский - Императора Александра III канал (1878-1882 гг.; протяжением 43,8 верст).

Ново-Мариинский (Каменный) канал

Памятник на Ново-Мариинском канале. Фото 1909 г.
  • Канал построен в обход Матко-озера северо-восточнее старого в августе 1882 г. - апреле 1886 г. Южное устье нового канала находилось у шл. № 30, на одну версту выше старого шлюза Св. Екатерины. От нового шлюза № 29 до устья старого канала - 2,7 версты. Общая часть со старым Мариинским каналом до соединения с Шимой (название р. Вытегра в верхнем течении) - 1 верста 213 саж.
  • Протяженность 8,2 верст, из них 6 верст составлял раздельный плёс (бьеф) всей системы. Раздельный бьеф понижен на 4,32 саж., отпала необходимость в шлюзах Св. Марии, Св. Елены, Св. Екатерины и Св. Елизаветы (8 камер) и Константиновском водопроводе. Ширина по дну 10 саж., глубина - 1 саж., радиус закруглений - 120 саж.
  • Новый канал питался водой верхней части р. Ковжи, подпёртой плотиной у истока реки из Ковжского озера, посредством Александровского водоспуска (водопровода).
  • Работы были завершены к 1-му мая 1886 года. Сооружения обошлись в два миллиона руб. Наивысшая точка водораздела. Высота над уровнем Балтийского моря (по Кронштадтской рейке) - 55,85 саж.
Медаль в память открытия Ново-Мариинского канала
  • 4 мая состоялось временное открытие канала, 7 июня - торжественное открытие, у шлюза Св. Александра в присутствии директора Департамента шоссейных и водяных сообщений Фадеева и министра путей сообщений К. Н. Посьета.
  • В память окончания строительства у шлюза № 30 (Св. Александра) установили четырёхгранный обелиск с надписями:«Новый соединительный канал между рекам Вытегрою и Ковжею. Начат в 1882 г. Окончен в 1886 г. в царствование ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III-го» - «Канал сооружен в управление Министерством П. С. генерал-адъютанта адмирала Посьета при директоре департамента шоссе и вод. сообщений тайн. сов. инженере Фадееве» - «Работы начал инж. Мицевич. Окончил инж. Звягинцев. Техническое присутствие составляли:начальник Вытегорского округа инж. Эйдригевич, инж. Бернадский и начальник работ» - «Раздельный плес нового канала ниже раздельного плеса старого на 4,32 саж. Работа предпринята по мысли инж. Мысловского, по направлению избранному инж. Бучацким и исполнена подрядчиками отставными инженерами Михайловским и Яфимовичем, и их уполномоченным инж Доманевским». Обелиск сохранился с небольшими утратами; в 1960-е гг. перенесён в город Вытегру.
  • Была выбита из меди настольная медаль (диаметром 8,5 см) с надписью «В память открытия нового соединительного канала рек Вытегры и Ковжи Мариинского водного пути 1886» и портретами Петра I, Павла I, Марии Федоровны, Александра II и Александра III..

Переустройство системы. 1890-1896 гг

Подъемный мост в Вытегре. Фото 1909 г.Волоков МостБаржа Евгения у Вытегорского погоста. Фото 1909 г.Плотина Св. Павла. Фото 1909 г.Девятины. Церкви и водоспуск. Фото 1909 г.Ковжская плотинаПлотина и шлюз Имп. Николая II
  • Министерство финансов выделило 12,5 миллионов рублей.
  • Работы начались 28 октября 1890 г. Руководили ими инженеры Вытегорского и Новоладожского округов путей сообщения:А. Звягинцев, К. Балинский, А. Валуев, А. Могучий, В. Мартынов. Всего:38 шлюзов (на Вытегре - 28, на Ново-Мариинском канале - 2, на Ковже - 2, на Белозерском - 2, на Шексне - 4) и 26 плотин (на Вытегре - 14, на Ковже - 4, Белозерском канале - 4, на Шексне - 4).
  • Построены четыре каменных шлюза (без №, № 35, № 36 и № 37) каждый длиною 150 саж., шириною 6 саж.; с металлическими воротами, разборными плотинами системы Пуаре (Поаре).
  • Перекопы (общей длиною 20 вёрст):№ 1 Девятинский на Вытегре; Копановский (на 21-й версте от истока), Крестовый, Алексеевский, Марьинский, Пробудовский (на 45-й версте), Луковецкий (791 саж.; сократил путь на 7 вёрст) на Шексне.
  • Расчищены от наплывов и наносов, углублены и расширены приозерные обводные каналы. Местами возобновлены бечевники, местами устроены новые.
  • На Свири частично расчищены пороги, построены выправительные и водостеснительные сооружения, уширен и углублен судовой ход.
  • 15/27 июня 1896 г. в Черной Гряде состоялось торжество открытия переустроенной системы в присутствии вел. кн. Владимира Александровича, министра путей сообщения М. И. Хилкова.
  • На Всемирной Парижской выставке 1913 года Мариинской системе присуждена Большая золотая медаль.

Шлюзы Мариинской системы (на 1910 год)

река Вытегра

  • № 1. Св. Сергия с трёхпролетною плотиною Св. Сергия (напор - 0,76 саж.), в Вытегре; в 8,42 верстах от устья Онежского канала. На шлюзе Метеорологическая станция (с 1901 г.) и водомерный пост 1-го разряда; выше - разводной мост (1894 г.).
  • № 2. Св. Димитрия с пятипролетною плотиною Св. Дмитрия (1,20 саж.), при деревне Денисово; в 1,33 верстах от шл. № 1.
  • № 3. Св. Мефодия (1,20 саж.), в 3,12 верстах от шл. № 2.
  • № 4. Св. Ксении с трёхпролетною плотиною Св. Ксении (1,20 саж.), в 177 саженях от шл. № 3.
  • № 5. Св. Елизаветы (бывш. «Слава») с двухпролетной плотиною (напор - 1,20 саж.), у деревни Белоусово, в 5,85 верстах выше шл. № 4.
  • № 6. Св. Елены (1,40 саж.), у Материков, в 4,12 верстах от шл. № 5.
  • № 7. Св. Надежды с двухпролетною плотиною Св. Надежды в староречьи (1,40 саж.), при деревне Материки, в 222 саженях от шл. № 6.
  • № 8. Св. Ольги с двухпролетной плотиною Св. Ольги в староречьи (1,40 саж.), при деревне Рябово, в 1,78 версте от шл. № 7.
  • № 9. Св. Марии (1,50 саж.), в 1,97 версте от шл. № 8.
  • № 10. Св. Екатерины (1,50 саж.), в 200 саженях от шл. № 9.
  • № 11. Св. Наталии с двухпролетной плотиною Св. Наталии (1,50 саж.), у деревни Марково, в 123 саженях от шл. № 10.
  • № 12. Св. Василия (1,50 саж.), в 120 саженях от шл. № 11.
  • № 13. Св. Иоанна (1,50 саж.), в 121 сажени от шл. № 12.
  • № 14. Св. Феодора (1,50 саж.), в 129 саженях от шл. № 13.
  • № 15. Св. Глеба (1,50 саж.), в 110 саженях от шл. № 14.
  • № 16. Св. Алексея (1,50 саж.), в 126 саженях от шл. № 15.
  • № 17. Св. Иакова с двухпролетною плотиною Св. Иакова (1,50 саж.), у деревни Валги, в 280 саженях от шл. № 16.
  • № 18. Св. Георгия с двухпролетною плотиною Св. Георгия (1,50 саж.), у деревни Кандусы, в 1,14 версте от шл. № 17.
  • № 19. Св. Фомы (1,46 саж.), у деревень Юсово и Даниловская, в 1,16 версте от шл. № 18.
  • № 20. Св. Бориса (1,46 саж.), в 147 саженях от шл. № 19.
  • № 21. Св. Кирилла (1,46 саж), в 130 саженях от шл. № 20.
  • № 22. Св. Павла с трёхпролетною плотиною Св. Павла (1, 46 саж.), у сел Девятины, Каменное, Лонское и Парфеевское, в 115 саженях от шл. № 21.

Девятинский перекоп

  • На р. Вытегре у села Девятины и деревень Андреевская, Бродовская, Депо и Белый Ручей. На 523 версте от С.-Петербурга, на 545 от Рыбинска. Перекоп длиною 438 саж. (935 м), прорезает по прямой возвышенность в 12 саж., с заложением дна на глубине 11 саженей. Перекоп спрямил путь, позволив отказаться от трёх шлюзов на реке:Св. Сампсония и верхнего и нижнего Св. Михаила. Новые одноименные три шлюза были устроены в новом канале. 1983 г. Девятинский перекоп (площадь 300 га) внесён в Список особо охраняемых природных территорий Вологодской области, как Государственный региональный геологический памятник природы.
  • № 23. Св. Владимира (1,50 саж.), в 234 саженях от шл. № 22.
  • № 24. Св. Михаила (1,50 саж.), в 125 саженях (бассейн шириною 14 саж.) от шл. № 23.
  • № 25. Св. Сампсония с плотиною в обойденном староречьи Вытегры (1,50 саж.), в 125 саженях (бассейн шириною 14 саж.) от шл. № 24.
  • № 26. Св. Андрея с двухпролетною плотиною Св. Андрея (напор - 1,48 саж.), у села Андреевское, в 193 саженях от шл. № 27.
  • № 27. Св. Дарии с двухпролетной плотиною Св. Дарии (1892 г.), у деревни Волоков Мост, в 6,37 верстах от шл. № 26.
  • № 28. Св. Николая с трёхпролетной плотиною Св. Николая (напор −1,50 саж.; 1892 г.), в 4,27 верстах от шл. № 27.

Ново-Мариинский (Каменный) канал

  • № 29. Св. Петра (напор 0,95 саж.), у села Верхний Рубеж. Водораздел системы на высоте 56,62 саж. над уровнем Балтийского моря. Раздельный плёс до шл. № 30 протяженностью 5 верст 481 саж.
  • № 30. Св. Александра (падение 1,50 саж.) с трёхпролетной плотиною, Александровским водоспуском из р. Ковжи в канал, у села Александровского.

река Ковжа

  • № 31. Св. Анны (падение 1,18 саж.) с двухпролетной плотиною Св. Анны, в 6,29 верстах от шл. № 30, у села Анненский Мост. селе был построен разводной (взамен старого поворотного) мост в месте пересечения Архангельского почтового тракта с Мариинской системой.
  • № 32. Св. Константина (падение 1,46 саж.) с шестипролетной плотиною Св. Константина, в 21,40 версте от шл. № 31. Граница Олонецкой и Новгородской губерний.

Белозерский канал

  • № 33. «Польза» (напор 1,10 саж.) со стороны Ковжи. Уровень воды в канале поддерживался на отметке 53,12 саж. над уровнем моря.
  • № 34. «Безопасность» («Чайка») со стороны Шексны (падение 1,40 саж.)

река Шексна

  • без №. Шлюз императрицы Марии Феодоровны с плотиною (напор переменный), неподалёку от истока реки у Белого озера, в 8,5 верстах выше устья Белозерского канала, ниже села Крохино.
  • № 35. Шлюз императора Александра III («Деревенька») с плотиною (напор 1,11 саж.) у порога Топорня, в двух верстах ниже входа в Северо-Двинский канал, в 48,25 верстах ниже устья Белозерского канала.
  • № 36. Шлюз императрицы Александры Феодоровны («Ниловицы») с плотиною (напор 1,11 саж.), у Ниловицкого порога, в 9 верстах ниже шл. № 35.
  • № 37. Шлюз императора Николая II («Чёрная Гряда») с плотиною (напор 1,11 саж.), у порога Черная Гряда, в 36 верстах ниже шл. № 36.

Мариинская система в 1917-1963 гг

  • 1922 г. - открытие Череповецкого гидроузла (шлюз № 40)
  • 1926 г. - открытие Черепановского гидроузла (шлюз № 41)
  • 1930 г. - открытие Ягорбского гидроузла (шлюз № 42)
  • 1933 г. - открытие Нижне-Свирского гидроузла
  • 24 сентября 1940 г. ЦК ВКП (б) и Совнарком СССР приняли постановление № 1780-741с «О строительстве Волго-Балтийской и Северо-Двинской водной системы и о консервации строительства Куйбышевского гидроузла».
  • Весной 1941 г. началось заполнение Рыбинского водохранилища (напор 18 м), затопление шлюзов № 39-42.
  • 1947 г. - возобновление работ. При МВД СССР создано управление «Главгидроволгобалтстрой».
  • 1948-1953 гг. - прорыт канал от Онежского озера до города Вытегры, спрямившй реку в нижнем течении
  • 27 апреля 1952 г. - ввод в эксплуатацию Верхне-Свирского гидроузла и шлюза.
  • С окончанием постройки Волго-Балтийского водного пути бо́льшая часть Мариинской водной системы вошла в её состав. Уровень водораздельного канала понизили на шесть метров (до 112,8 м над уровнем моря), Маткоозеро озеро было спущено; его котловина использована для отвала грунта. Водораздел протянулся на 260 км от Пахомовского до Шекснинского гидроузла.
  • Май 1961 г. - открытие Вытегорского (№ 1; шлюз № 1, ГЭС № 31) и Белоусовского (№ 2, шлюз № 2, ГЭС) гидроузлов
  • Весна 1963 г. - ввод в эксплуатацию Шекснинского гидроузла (шлюз № 7 (шлюз № 8 открыт в 1990 г.), ГЭС), водами заполненного водохранилища затоплено пять старых шлюзов.
  • 2 ноября 1963 г. - официальное закрытие навигации по Мариинской системе. Последним судном, прошедшим через старые шлюзы стала самоходная баржа «Иловля».
  • К лету 1964 г. приняли напор сооружения Новинковского (шлюзы № 3, № 4 и № 5) и Пахомовского (№ 6) гидроузлов. 26 мая, прорыв перемычки, в новый водораздельный канал (длиною 53 км) пустили воду из р. Вытегры, 27 мая - из р. Ковжи.
  • 4 июня через шлюзы прошли суда гидростроителей, 5 июня - первые грузовые суда - день открытия сквозного судоходства по новому водному пути. 28 июня - проход первого пассажирского теплохода «Красногвардеец» сообщением Ленинград - Ярославль.
  • 27 октября 1964 г. - подписание правительственной комиссией акта о приёмке его в эксплуатацию. 11 декабря указом Президиума Верховного Совета СССР Волго-Балтийскому водному пути присвоено имя В. И. Ленина.

Виды Мариинской системы. 1909 г

    Село Ковжа на Шексне береговые укрепления

    Городецкий и Никитский погосты на Шексне

    Шексна у Горицкого монастыря

    Вид с плотины Имп. Марии Феодоровны на Каргулино и Крохино

    Белозерск

    Ковжская плотина

    Лодейное Поле. Памятник Петру I

    Вытегорский погост. Село Анхимово

    Вознесенье. Памятник строителям Онежского канала

    Сясьские Рядки

    Черниговский шлюз за Дубно на Новоладожском канале

    Канал Петра Великого у Назии

Тяга на Мариинской системе

Туер с баржами. 1909 г., фото С. М. Прокудина-ГорскогоТрешкот. 1909 г.Землечерпательная машина Мариинская 5-я. 1909 г.
  • Пароходы. Буксиры. Самоходные баржи и теплоходы "Общества «Мазут» и «Товарищества братьев Нобель» (первые в мире дизель-электроходы «Вандал», «Скиф», «Сармат»; самоходная баржа «Евгения»).
  • Туерная
  • Лошадьми - Конная.

Конные конторы:м. Чайка (шлюз «Безопасность»), Белозерск, м. Круглое (шлюз «Польза»), с. Константиновские Пороги (шлюз Св. Константина), д. Тяпуги (шлюз Св. Андрея), Вытегра (шлюз Св. Сергия), м. Мегра на Онежском кан., с. Вознесенье.

  • Людская - Бурлацкая (использовалась до переустройства 1890-1896 гг.)

Суда

  • Расшива
  • Тихвинка
  • Баржа Малютина «Американка»
  • Полулодок
  • Унжак Рыбинский
  • Унжак крытый
  • Мариинка
  • Полуберлина
  • Полубарка
  • Трешкоут (Трешкот)
  • Сойма

Пароходства

  • Товарищество Шлиссельбургского пароходства.

Суда:«Вера», «Ладога», «Опочинин», «Первенец», «Сберд», «Скобелев» (пожарная донка). Сообщение:Новая Ладога - Лодейное Поле.

  • Онежское пароходное общество.

Суда:«Ап. Павел», «Ап. Петр», «Вознесенье», «Геркулес», «Кивач», «Петербург», «Петрозаводск», «Св. Николай», «Свирь». Сообщение:р. Вытегра - Онежский кан., село Сермаксы - Петрозаводск - Повенец, Петрозаводск - Кондопога.

  • Товаро-пассажирское пароходство С. И. Балдина.

Суда:«Белозерск», «Мария». Сообщение:Белозерск - шлюз Св. Андрея.

  • Пассажирское пароходство Наследников П. П. Капорулина.

Суда:«Петр». Сообщение:Белозерск - шлюз Св. Андрея.

  • Пассажирское пароходство (Товарищество) Милютиных и Ко.

Суда:«В. К. Владимир», «Восток», «Северянин», «Легкий» (администр. по делам А. И. Милютина). Сообщение:Рыбинск - Череповец - Чайка (шл. «Безопасность») - Белозерск.

  • Коммерческо-Крестьянское пароходство.

Суда:«Владимир», «Гражданин», «Григорий», «Мария», «Михаил», «Николай», «Общество Крестьян 1-й». Сообщение:Рыбинск - Череповец.

  • Кирилловское товаро-пассажирское и буксирное пароходство. Сообщение:Череповец - Топорня.
  • Товарищество легкого пассажирского пароходства по р. Шексне. Суда:«Вячеслав».
  • Пароходство А. А. Ишанина. Суда:«Вытегра».
  • Пароходство А. Н. Чернышева.

Суда:«Птичка». Сообщение:Рыбинск - село Вольское.

Служебные суда

  • Землечерпательница «Мариинская I» (построена в 1867 г. на заводе Кокериль, собрана в С.-Петербурге; корпус железный, длина - 12 саж., ширина - 2,5 саж.)
  • «Мариинская II»
  • «Мариинская III» для работ на Белозерском канале, колуарная, с жилым судном для команды и понтоном для противовеса колуару (собрана в С.-Петербурге в 1878 г. из заграничных котлов и механизмов; 85 л. с.; длина - 13,15 саж., ширина - 3,30 саж.)
  • «Мариинская IV» (куплена в 1887 г., машина построена на заводе бр. Габер в Лионе, корпус деревянный, длина - 14 саж., ширина - 4 саж.)
  • «Мариинская V» (построена в 1908 г. на Сормовском заводе, корпус железный, длина - 12 саж., ширина - 4,15 саж.)
  • «Шекснинская I»
  • «Шекснинская II»
  • «Сиговец»
  • Пожарный пароход «Пожарный» (построен в 1904 г. на заводе «Ильс и сын» в С.-Петербурге; винтовой, 90 л. с., 14 верст/час, длина - 9 саж., ширина - 1,9 саж.; производительность насосов:пожарных - 20 000 ведер/ч, водоотливных - 16 000 ведер/ч).
  • «Кама» - паровой барказ для инспекторского надзора (передан из Казанского округа ПС в 1891 г., двухвинтовой, 18 л. с., скорость 10,5 верст/час в стоячей воде).
  • «Порозовица» - паровой барказ для инспекторского надзора (построен на заводе Берда в С.-Петербурге в 1876 г.; 40 л. с., скорость 15,5 верст/час, корпус медный, длина - 7,55 саж., ширина - 1,38 саж.)
  • «Андрей Бирилев» - пароход для разъезда начальствующих лиц Правления Вытегорского округа МПС (колёсный, корпус железный, 140 л. с., скорость 12 верст/час, построен в Бьерненборге на заводе Хольстрем).
  • «Чайка» - барказ тюрбинный для разъездов и инспекций заведующего Белозерским каналом (построен в 1892 г. на заводе Крейтона в Або; корпус железный; 48 л. с., 17 верст/час; длина - 8,5 саж., ширина - 1,3 саж.)

Страхование

  • Страховые агенты и конторы страховых обществ:«Россия», «Северное», «Саламандра», «Якорь», «Русское», «Русский Ллойд», 1-е Российское, 2-е Российское, Петроградское Общество страхования.

Обстановка

Онежское озеро. Спасательная станция. 1909 г.
  • Маяки:на Ладоге:Стороженский, Свирский; на Онего:Куликов в 6-ти верстах от истока Свири (деревянный на каменном основании; выс. - 55 фут.); на Белом озере:в устье Ковжи (деревянный), Черные Пески (деревянный, 1845 г.)
  • Створные знаки:у входа в р. Вытегру (1878 г.)
  • Бакены:на Белом озере у истока Шексны и устья Ковжи
  • Водомерные посты:Сермаксы (1-го разряда), у Подъяндебского порога (2-го), Важины (2-го), Мятусово (2-го), Вознесенье (1-го), Петрозаводск (1-го), Повенец (1-го), Бесов Нос (1-го), Черные Пески (1-го, 1875 г.), устье р. Вытегры (1-го разряда; 1885 г.), шлюз Св. Сергия (1-го), при Ковжской плотине (1-го), шлюз Св. Константина (1-го), шлюз «Польза» у м. Круглое (1-го), у Белозерского водоспуска (1-го), шлюз «Безопасность» у м. Чайка (1-го), шлюз у Крохино (1-го), шлюз у Ниловиц (1-го), шлюз Николая II у Чёрной Гряды (1-го), Череповец (1-го), Вахново (1-го), Козьмодемьянское (1-го), у села Княжич-Городок (2-го разряда).
  • Спасательная станция у устья Вытегры (1892 г.)
  • Метеорологические станции в Вытегре и Белозерске.
  • Гидрометрическая станция в посаде Крохино.
  • Телефонные станции
  • Караульные будки типовые:деревянные и кирпичные.
  • Бечевники
  • Верстовые столбы. Пограничные знаки

Памятники

  • Обелиск строительству Онежского канала в Вознесенье
  • Обелиски на месте старого и нового соединения рек Вытегры и Ковжи
  • Обелиски строительству Белозерского канала:у устья Ковжи, в Белозерске, у соединения с Шексной.
  • Обелиски строительству Ново-Ладожского канала в Новой Ладоге и Шлиссельбурге (не сохранился).
  • Обелиски на новом и старом Сясьских каналах
  • Петру I в Лодейном Поле

Литература

  • Перри Дж. Российское государство при нынешнем царе. // Чтения Общества истории Древней России. 1871 г. Кн. 1,2. На английском языке книга издана в 1716 г. в Лондоне.
  • Обозрение Мариинской системы министром путей сообщения А. Я. Гюббенетом:(В июне 1889 г.). Петрозаводск:Губерн. тип. 1889 г.
  • Новые меры относительно Мариинской водной системы. Петрозаводск:Губерн. тип-я. 1890 г.
  • Житков С. М. Исторический обзор устройства и содержания водных путей и портов в России за столетний период 1798-1898. СПб. 1900 г.
  • Петрашень И. В. Мариинская система. 1810-1910. СПб. 1910 г.
  • Справочная книжка Вытегорского округа путей сообщений. 1910 г. Вытегра. 1910 г.
  • О порядке заведывания казенным имуществом и ведения надлежащей отчетности:Инструкция чинам Вытегор. округа путей сообщ. 3-е изд., доп. Вытегра:Тип. Самойлова. 1915 г.
  • Известия Вытегорского округа путей сообщения. Вып. 1-8. Вытегра. 1911-1918 гг.
  • Справочная книжка Вытегорского Округа путей сообщения. Мариинский и Тихвинский водные пути. 1916 г. Вытегра. 1916 г.
  • Бюллетень по Мариинскому водному пути.
  • По водным путям Северо-Запада. Путеводитель. Г. Е. Евгеньев (Пащенко). Л.:«Речной транспорт». 1958 г.
  • «Строитель Волго-Балта». Газета.
  • Кублицкий Г. Волга - Балтика. Волго-Балтийский водный путь в прошлом и настоящем. М.:«Водный транспорт». 1961 г.
  • Гинзбург Н. С., Реконструкция Волго-Балтийского водного пути, «Изв. Всесоюзного географического общества», 1962 г., в. 3;
  • Речной транспорт. Журнал. 1964 г. № 7.
  • Малков В. М. По Волго-Балту. Вологда. 1966 г.
  • Ленинград - Астрахань - Ростов-на-Дону. Стражевкий А. Б., Шмелев А. А. М.:«Мысль». 1968 г.
  • Рыбаков А. А. Устюжна. Череповец. Вытегра. - Л.:«Искусство». 1981 г.
  • Стромилова Е. Н., Славина И. И., Манкуни Г. Г. Волго-Балт с борта теплохода. Л.:«Лениздат». 1984 г.
  • Волго-Балт. От Волги до Балтики. Альбом. Авт.-сост.:В. В. Лапин, А. Н. Чистиков. СПб.:«Лики России». 2004 г.
  • Е. Н. Соколова ВОЛГО-БАЛТ:ПРИРОДНОЕ И КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ // Вытегра:Краеведческий альманах./ Е. А. Скупинова. - Вологда:ВГПУ:Русь, 2005. - Вып. 3. - С. 336.
  • Сокол К. Г. Монументальные памятники Российской империи. Каталог. М.:«Вагриус Плюс». 2006 г.
  • Мариинская водная система. Выдающиеся гидротехнические сооружения мира. Автор-сост. Чистиков А. Н. СПб.:«Лики России». 2011 г.
  • Кашина Л. И., Кузнецов И. Н., Першина А. Б., Кучумова Н. Л. История Мариинской водной системы:аннотированный указатель документов ГУ «Государственный архив Вологодской области» (досоветский период). Вологда:ВГПУ. 2011 г..

Источники архивные

  • О подробностях торжественного открытия переустроенной Мариинской системы:доклад № 128 от 28 июня 1896 г. // РГИА. Ф. 446. Оп. 30. Д. 2.

Примечания

  1. Э. Г. Истомина. Водные пути России во второй половине XVIII-начале XIX века. Наука, 1982. Стр. 229.
  2. Марговенко, Алексей «Дороги царей» (рус.).журнал «Урал» 2004 год, № 10. Проверено 29 января 2008. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  3. Музей им. П. В. Алабина / Музей Алабина / Экспозиция и выставки / Коллекции музея
  4. http://www.booksite.ru/fulltext/natural/istmariinsist/text.pdf

мариинская водная система город, мариинская водная система интернет, мариинская водная система минус, мариинская водная система универ

Мариинская водная система Информацию О

При первоначальном сооружении Мариинской водной системы (1799 - 1808 гг.) «в ущелье», где река Вытегра «… окружена высокими каменистыми горами и делает несколько извилин», были поставлены одно- и двухкамерные деревянные шлюзы Св. Андрея (на 32-й версте от Вытегры при деревне Великий Двор), Св. Самсония и Св. Михаила, а ниже — трехкамерный шлюз Св. Павла (на 30-й версте при селе Парфеевское). Каждая шлюзовая камера имела в длину 15 сажен и в ширину 30 футов. При шлюзах стояли плотины. За редким на реке Вытегре исключением (шлюз Св. Андрея) все шлюзы были устроены в деривационных (подводящих воду) каналах, прорытых в извилинах реки. В 1890 - 1896 годах извилистый участок русла длиной 1,5 версты был выведен из водной системы перекопом.


По всему Мариинскому водному пути было два наиболее значительных перекопа: Перекоп № 1 около села Девятины (437,75 сажени в каменистом грунте с заложением дна на глубине 11,01 сажени от поверхности) и Луковецкий перекоп на реке Шексне. Девятинский перекоп был самым грандиозным сооружением переустройства Мариинской водной системы 1890 - 1896 годов. Работы производились устройством тоннеля по так называемому английскому способу, который применялся в Англии, Америке, Италии, Швейцарии и Австрии. В России этот способ был применен впервые.



Сущность тоннельного способа состояла в том, что на уровне дна будущего канала проводился тоннель-штольня, который сообщался с поверхностью рядом шахт. Выламываемый на поверхности грунт скидывался по каналам шахт в штольню, где под отверстиями шахт стояли вагоны подвижного состава. Грунт вывозился из штольни и сбрасывался под эстакаду, по которой двигался состав. Путь для отвозки грунта из перекопа шел по косогору левого берега и, обойдя деревню Каменную, выходил по деревянной эстакаде (в 340 сажен длиной и 6 сажен высотой) на низкий луг, впоследствии исчезнувший под насыпанным грунтом.



По рельсам двигались два локомотива с подвижными составами, каждый состоял из 45 вагонов (по 3 вагона под каждую из 15 шахт). Наверху у каждой шахты работало по 16 человек, внизу в штольне - по двое. Ломку вели вручную с незначительной поддержкой взрывными работами. Во время этих трудных работ появлялись неожиданные препятствия, например, в одной части перекопа под плитами залегал пласт, состоящий из чередующихся слоев камня и глины всех цветов и составов, вся эта масса с наступлением оттепелей приходила в движение.



На постоянной работе были задействованы в среднем 1200 человек и 500 лошадей. Рабочих рук не хватало. Продовольственное и техническое обеспечение шло с перерывами осенью и весной, а зимой было очень дорого, так как можно было использовать только гужевой транспорт (лошадей). В одну из зим ударили тридцатиградусные морозы. Один год строительства совпал с неурожаем. Дважды возникала угроза холерной эпидемии.

Девятинский перекоп. Паровоз ведет груженый состав. 1893

Строительство Перекопа № 1 осуществлялось пять с половиной лет. Объем выемки составил более 80 тысяч кубических сажен, в том числе 5 - глинистого грунта и 76 - плитного и каменистого (доломитизированного) известняка (соответственно 786, 48,5 и 737,5 тысячи кубических метров. Первый российский опыт тоннельного способа строительства канала превысил по объему работ все известные ранее в шесть раз.



Перекоп обошел излучину реки, где стояли шлюзы Св. Самсония и Св. Михаила. В самом перекопе оборудовали три шлюза длиной по 50 сажен каждый. В техническом отношении три шлюза при одной плотине с расстояниями между камерами по 125 сажен фактически были одним трехкамерным шлюзом.



Сегодня в долине реки можно видеть остатки целого комплекса деревянных гидросооружений старой Мариинки разных лет постройки. Немного ниже устья Белого Ручья в русле Вытегры-Мариинки находятся руины плотины и шлюза Св. Андрея. Остались бревенчатые укрепления стенок бывшей шлюзовой камеры и упавшие ворота. Действующее русло при повороте в перекоп перегораживают остатки плотины Св. Самсония и деревянные конструкции шлюза Св. Самсония первой постройки. Искусственное происхождение перекопа легко определяется по прямолинейному направлению и ровным склонам.



В нижней части бортов перекопа местами видны остатки креплений береговых откосов. Шлюзы Св. Самсония, Св. Михаила и Св. Владимира (вниз по течению соответственно № 25, 24, 23), некогда стоявшие в перекопе, ныне представляют собой остатки бревенчатых конструкций боковых стенок и дна камер да железных тяг, крепивших деревянные конструкции к «каменным» склонам перекопа. Можно даже «угадать» технические особенности устройства камер.



Несохранившийся ныне «пол» дна камер двух верхних шлюзов был настлан на лежни, прикрепленные к плитам известняка, а камера шлюза Св. Владимира имела свайное основание. Полусгнившие лежни в одном и остатки свайного основания в другом месте можно еще различить. Вид первых шлюзов Св. Михаила восстановить хотя бы в общих чертах по фрагментам деревянных конструкций и свайных укреплений в русле реки уже фактически невозможно.



В 1887 году в обход Маткозера был построен Ново-Мариинский соединительный канал общей длиной около 9 верст, включая 2 версты 7 сажен старого канала (от устья первого канала до шлюза Св. Петра). Шлюзов на новом канале было всего два. Подъем судов на водораздельный плес канала производился через шлюз Св. Александра, а пропуск в Балтийскую ветвь осуществлялся шлюзом Св. Петра.



Местность в окрестностях канала и шлюзов была совершенно открытая. В версте от шлюза Св. Петра находился обелиск, установленный в честь Петра I генералом Деволантом. От памятника была видна котловина спущенного в 1886 году Маткозера. На пятой версте нового канала в стороне от Александровского шлюза долго сохранялись остатки бывшего Константиновского водопровода. В конструкции этого сооружения можно было разобраться еще в довоенные годы XX века.