Зеленой сетью трав подернут спящий пруд. Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен» (Восприятие, истолкование, оценка.). Анализ стихотворения Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен…»

09.04.2024

31 декабря 1839 года в белоколонном зале Дворянского собрания на Михайловской площади в Петербурге был устроен новогодний бал-маскарад, на котором присутствовал высший свет и Николай 1 с членами своей семьи. На этом балу был и Михаил Лермонтов.

Впоследствии И. С. Тургенев вспоминал: «На бале Дворянского собрания ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочерёдно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества» Лермонтов намеренно подчеркнул, что стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружён … » написано в связи с этим балом: вместо эпиграфа поставлена дата — «1 января».

Поэт изобразил в своём произведении высшее общество, которое он презирал, и открыто высказал своё к нему отношение. Главная тема стихотворения — обличение жизненного «маскарада» и холодной
бездушности светского общества. у произведения кольцевая композиция. Оно начинается и заканчивается описанием высшего света. В середине же лирический герой переносится в детство — он окунается в естественный мир гармонии. Для произведения характерно сочетание двух контрастных жанров — элегии и сатиры.

В стихотворении три смысловые части. В первой части дана картина великосветского бала. Во второй — поэт уводит читателя в светлый мир своих воспоминаний. В третьей части лирический герой возвращается в чуждый ему мир, что вызывает в нём бурю негодования и душевной боли.
Два первых шестистишия представляют собой одно сложноподчинённое предложение с двумя
придаточными:
Как часто, пёстрою толпою окружён …
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки.
Перечитывая два распространённых придаточных, читатель явно ощущает нагромождение образов, мелькание пёстрых фигур и масок. Такие эмоциональные ощущения, созданные сложной синтаксической конструкцией, сближают читателя с лирическим героем. Герою скучно среди «пёстрой толпы », «дикого шёпота затверженных речей», среди «бездушных людей» и «приличьем стянутых масок». Женщины на этом балу, хоть и красивы, но очень похожи на кукол-марионеток. Лирическому герою неприятны их кокетливость, жесты, отрепетированные перед зеркалом, «давно бестрепетные» руки, не знающие ни волнения, ни смущения. Эти городские красавицы знают себе цену и уверены, что никто не устоит перед их чарами. Но герою скучно среди них.

Все присутствующие на балу надели маскарадные маски будто для того, чтобы скрыть своё бездушие и прочие пороки, В этой толпе лирический герой чувствует себя чужим и одиноким. Чтобы отвлечься от неприятного шума и блеска, он мысленно уносится в заветный мир грёз — в своё детство. Вторая часть стихотворения погружает читателя в особую атмосферу:
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей …
Родные места — это Тарханы, где прошло детство Лермонтова. Идёт явное противопоставление бездушного мира высшего общества живой природе:
В аллею тёмную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и жёлтые листы
Шумят под робкими шагами.
Душа лирического героя тянется к естественности и искренности — к тому, что давно забыто в «высшем свете». Родной дом и детство для Лермонтова — символы «идеального мира » (он показан в произведениях «Родина», «Мцыри», «Воля»). Но «идеальный мир » существует только в воспоминаниях, и герой «памятью к недавней старине » летит «вольной птицей ».
Поэт нарисовал романтический пейзаж. Здесь есть все романтические атрибуты: спящий пруд, дымка, туманы, тёмная аллея. Создана поэтическая атмосфера таинственности и Божественного присутствия.

Именно в такой момент лирический герой обращается к теме любви. Он рассказывает то ли о своём сне, то ли о своей мечте. Образ прекрасной девушки для него — воплощение чистоты и нежности:
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.
Эти глаза и розовая улыбка — полный контраст с масками бездушных людей на балу. Только в этом мире лирический герой счастлив — здесь он ощущает гармонию. Получается, что душа лирического героя принадлежит миру идеальному, а жить он вынужден в мире реальном — среди «пёстрой толпы ». Его трагедия — трагедия всех романтических героев. Она заключается в том, что герой обречён на вечные скитания между этими двумя мирами. Картины детства в сравнении с картинами бала так прекрасны, что когда лирический герой вновь оказывается среди ненавистной ему толпы, он уже не может выносить эту удушающую атмосферу, и
у него возникает желание бросить гневный вызов царству масок:
О, как мне хочется смутить весёлость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью! ..
Выразительные средства языка помогают поэту раскрыть идейное содержание стихотворения. Оно целиком построено на антитезе (противопоставлении). Поэт изображает два мира, используя резкие контрасты. В стихотворении контрастно всё — звуки, цвета. Мир суеты нарисован словами пёстрая, мелькают, маски — здесь яркость и блеск смешиваются в одну безликую массу. Рисуя идеальный мир, поэт использует совершенно другую палитру — это лазурь, зелень трав, сиянье, розовая улыбка, жёлтые листья. Звуковой тон в этих мирах тоже различается. Праздник масок сопровождается шумом музыки, пляски, «диким шепотом: — всё это очень дисгармонично. Звуки идеального мира складываются в тихую мелодию — это тишина, шуршание листьев,
плач человека.

Читать стих “Как часто, пёстрою толпою окружён” Лермонтова Михаила Юрьевича нужно как произведение, раскрывающее противоречивый внутренни мир поэта. Молодой человек рано понял, что не создан для светской жизни, однако же, приехав в январе 1840-го году в отпуск в Москву, он окунулся в нее и сразу почувствовал отвращение. Эту эмоцию он и передает в стихотворении, написанном тогда же.

Прочитанные онлайн или на уроке литературы в классе строки, с одной стороны погружают в мир грез автора, который вспоминает свое беззаботное детство, уединившись ото всех, с другой стороны – легко ощутить и его раздражение, когда в мир мечтаний врывается светская реальность. В такие минуты поэт хочет передать окружающим горечь и злобу, обуревающие его, о чем напрямую и говориться в тексте стихотворения Лермонтова “Как часто, пёстрою толпою окружён”.

Если учить его полностью, также несложно заметить, какой противоречивой личностью является автор: это мечтательный юноша с одной стороны и разочаровавшийся в жизни циник – с другой. Он хочет, чтобы жизнь была полна смысла, но не может его найти, и потому выплескивает свое раздражение и досаду на людей и себя, в том числе, в желчных поэтических строчках.

Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шопоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки, -
Наружно погружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки.

И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, - памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком; и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится - и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.

И странная тоска теснит уж грудь мою:
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей созданье
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.

Так царства дивного всесильный господин -
Я долгие часы просиживал один,
И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей
Цветет на влажной их пустыне.

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
На праздник незванную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их,
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..

Одно из самых значительных стихотворений Лермонтова, написано в 1840 году, по своему обличительному пафосу близкое к «Смерти поэта» .


Творческая история стихотворения доныне является предметом не утихающих споров между исследователями. Стихотворение имеет эпиграф «1-е января», указывающий на его связь с новогодним балом. По традиционной версии П. Висковатого, это был маскарад в Дворянском собрании, где Лермонтов якобы нарушил этикет: он дерзко ответил «двум сестрам» (дочерям императора Николая I - Ольге и Марии) в голубом и розовом домино, задевшим его «словом»; положение этих «сестер» в обществе было известно (намек на принадлежность их к царской фамилии). Обратить внимание на поведение Лермонтова в этот момент оказалось неудобным: «это значило бы предавать гласности то, что прошло незамеченным для большинства публики. Но когда в «Отечественных записках» появилось стихотворение «Первое января», многие выражения в нем показались непозволительными» (Висковатый).


(дочери императора Николая I)

И. С. Тургенев в «Литературных и житейских воспоминаниях» утверждал, что сам видел Лермонтова в маскараде Дворянского собрания «под новый 1840 год», и привел в этой связи пренебрежительные строки о бальных красавицах из стих. «Как часто...».


В настоящее время установлено, что в Дворянском собрании не было новогоднего маскарада. Это как будто бы превращает сообщение Висковатого в легенду. Высказывалось предположение, что выходка Лермонтова все же имела место, но задолго до его новогоднего стихотворения и относилась она не к царским дочерям, как это считалось раньше, а к императрице Александре Фёдоровне; именно к янвярю и февралю 1839 года относятся ее посещения маскарадов в Дворянском собрании. В эти же дни она интересовалась ненапечатанными стихами Лермонтова.



Возможно, что глухие рассказы о маскарадных происшествиях в 1839 года и впечатления от новогоднего стихотворения 1840 года слились в памяти современников в один эпизод. По другому предположению, стихотворение относилось к маскараду в ночь с 1-го на 2-е января 1840 года в Большом Каменном театре, где присутствовали император и наследник. Реальные основы версии о биографическом источнике стихотворения подлежат дальнейшей проверке. Не вызывает, однако, сомнений, что опубликование стихотворения в «Отечественных Записках» повлекло за собой новые гонения на Лермонтова.

Стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружен» в основе своей имеет реальные события, имевшие место в жизни поэта. Поставленная Лермонтовым перед текстом стихотворения дата 1-е января была весьма загадочной. Появление в печати этого стихотворения вызвало ярость Николая I, а также Бенкендорфа. Это известно давно. Но почему ярость – это понятно не было. Оказывается, стихотворение направлено против самого Николая I – с ненавистью и презрением.
Николай I очень любил маскарады вообще, и в частности маскарады, которые устраивались в петербургском Большом театре. Лишний раз ему хотелось покрасоваться перед раболепной толпой, еще раз продемонстрировать все свое величие. Но дело было не только в этом. В одной из своих статей Н.А. Добролюбов писал: «Великий царь могущественной и обширной державы нередко также являлся в маскарадах и без зазрения совести волочился за масками».
На новогоднем маскараде в Большом театре, который состоялся первого января 1840 года, присутствовал сам Николай I. Самодержец предстал здесь в своей обычной роли искателя легких знакомств. Когда Лермонтов говорит в своем стихотворении о желании «смутить веселость их», «дерзко бросить им в глаза железный стих, облитый горечью и злостью», он имеет в виду прежде всего самого Николая I. Царь прекрасно понял, в кого метил Лермонтов. Это и явилось причиной его ярости.
Как и во многих других стихах поэта, здесь сатирические мотивы находятся в соседстве с элегическими. Вначале несколькими точными штрихами поэт рисует надменных, духовно нищих людей «большого света». В «пестрой толпе» звучат «затверженные речи», «мелькают образы бездушных людей». Поэту духовно чужды эти «приличьем стянутые маски». Отвратительные Лермонтову и лживые и неискренние отношения между мужчиной и женщиной в свете. Здесь нет настоящей любви, все решают деньги и чины:
Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки …
Чтобы забыться, отдохнуть от «блеска и суеты», поэт погружается в воспоминания о близкой сердцу поре детства и юности:
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей …
Здесь сатира уступает место элегии. Лермонтову дороги родные тарханские места. Когда-то здесь поэт мечтал о встрече с прекрасной девушкой, о сильной и чистой любви, которую он сможет пронести через всю жизнь. Поэт думал «о ней», плакал и любил юное «созданье с глазами, полными лазурного огня …»
Прием «погружения» в воспоминания о далеком прошлом, о прекрасных былых днях – тема в поэзии не новая. К ней обращались поэты-романтики 20-х годов XIX столетия. В отличие от тех поэтов, которые идеализировали прошлое, Лермонтов убежден в том, что невозможно жить одной привязанностью «к недавней старине». Приятные мечты о прошлом являются обманом, вернее самообманом. Вот почему Лермонтов восклицает: «… опомнившись, обман я узнаю …»
Заканчивается стихотворение гневным вызовом миру ханжества и зла, протестом против бездушного «света»:
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..
Композиция стихотворения делится на 2 части. В первой – острые и точные характеристики высшего общества, во второй – безмятежный мир юности. Произведение состоит из семи строф, представляющих собой шестистишие, которое четко делится на двустишие с последовательной (смежной) рифмой, и на четверостишие, где поэт использует опоясывающую рифму. Тем самым автор как бы «затворяет», замыкает четверостишие в себе, делая его более законченным, мысль – завершенной. Строфа – одно предложение.
Используются яркие художественные изобразительные средства: эпитеты («пестрая толпа», «затверженные речи», «бездушные образы», «лазурный огонь»), метафоры («железный стих», «облитый горечью и злостью»); сравнения («лечу я вольной птицей»); олицетворения («листы шумят», «луч глядит», «встают вдали туманы»).
Чтобы передать свое волнение, возмущение и злость поэт использует восклицательные предложения, междометия:
О, как мне хочется смутить веселость их …
Стихотворение написано шестистопным и четырехстопным ямбом. Более короткие третья и шестая строка содержит как бы вывод, быструю оценку:
Наружно погружаясь в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки …
Стихотворение волнует не только потому, что в нем обличен высший свет. Нас пленяет богатый духовный мир самого поэта, его глубокие мысли и чувства: «неприязнь» к «бездушным людям», мечта о безмятежной и, увы, скоротечной жизни в юности и осознание бесплодности этой мечты, трезвое понимание невозможности вырваться из «завистливого и душного» светского общества.
Осознание своей обреченности подчеркивает поэт кольцевой композицией произведения. Тон произведения эмоционально-взволнованный, он вызывает у читателя ответное душевное движение.
Известный критик Висковатов в своей книге «М.Ю. Лермонтов» пишет: «Когда в Отечественных Записках появилось стихотворение «Первое января», многие выражения в нем показались не позволительными. Нашли, что поэт в поведении своем заходить за границу дозволенного …Гр. Бенкендорф, расположенный к бабушке поэта и не раз ходатайствовавший за него перед военным министром и государем, теперь крепко невзлюбил Михаила Юрьевича, особенно после случая на маскараде».

Стихотворение “Как часто пестрою толпою окружен” считается одним из самых сокровенных лирических признаний в истории русской поэзии. Пессимизм и трагическое мироощущение читаются буквально в каждой строчке. Краткий анализ “Как часто пестрою толпою окружен” по плану поможет школьникам на уроке литературы в 10 классе лучше понять, каким Лермонтов видел мир.

Краткий анализ

История создания – это стихотворение написано под впечатление от костюмированного бала, который давала в честь новогодних праздников и на котором присутствовал сам император. Именно поэтому Николай Первый воспринял данное произведение как оскорбление лично для себя.

Тема стихотворения – обличение светского общества: бездушного, холодного и постоянно скрывающегося под масками.

Композиция – условно его можно разделить на три части. Первая состоит из двух строф и описывает чуждый поэту мир, шумный и блестящий, но пустой внутри. Вторая часть – это рассказ о его светлых мечтах, когда прошлое и воображаемое для него дороже настоящего и реального. И в третьей части лирический герой бросает вызов веселящимся людям.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – сочетание четырех- и шестистопного ямба.

Эпитеты “пестрая толпа”, “бездушные люди”, “холодные руки”, “старинная мечта”, “вольная птица” .

Метафоры “ласкаю мечту”, “село дымится”, “желтые листы шумят”, “шум толпы спугнет” .

Сравнение “как молодого дня за рощей первое сиянье”, “как свежий островок безвредно средь морей” .

История создания

Тургенев в своих воспоминаниях рассказывал о новогоднем празднике – бале-маскараде, на котором присутствовал и Лермонтов. По словам писателя, молодому человеку было явно неюутно в толпе людей, которые не давали ему покоя. Где-то в этой толпе затерялся и российским император. Лермонтов же выглядел отрешенным и печальным.

Именно после этого бала поэт и написал стихотворение “Как часто пестрою толпою окружен”, добавив авторский эпиграф, в котором четко указывал дату события – первое января 1840 года. Этим он вызвал немалый гнев Николая Первого, сразу осознавшего, что за люди стали объектами этого поэтического обвинения. Определенным образом оно затрагивало и царскую семью, так что враждебное отношение к Лермонтову со стороны императора еще более обострилось.

Опубликован стих в “Отечественных записках” в год своего написания. Критики высоко его оценили – стало ясно, что на небосклоне российской поэзии всходит новое светило, причем это поэт гражданский, стремящийся обратить поэтическое слово на борьбу с пороками общества.

Тема

Стихотворение рассказывает о холоде и бездушии светского общества с одной стороны и светлых местах поэта – с другой. Очевидно, что, будучи окруженным такими людьми, лирический герой никогда не сможет жить так, как ему хочется. Основная идея произведения – постоянное противостояние человека и толпы, что является центральной темой всей поэзии Лермонтова.

Композиция

Тема раскрывается Лермонтовым с помощью контраста между частями стихотворения, которое ярко демонстрирует пессимистические взгляды поэта и его мрачное настроение. Благодаря перекличке между первой и третьей частью он создает рамочную композицию.

Так, в первой части он воссоздает ретроспективу бала, где все шумит и блестит, но люди скрываются за масками. Они веселятся и никак не хотят оставить в покое самого поэта, которому все вокруг видится мертвенным и пугающим.

В противовес этому во второй части стихотворения выступают его детские воспоминания о родных местах, о долгих прогулках на природе и сладостном одиночестве, когда можно было просто оставаться наедине с жизнью.

И тем сложнее погрузившемуся в мечтания поэту возвращаться в бальную залу – поэтому третья часть не просто перекликается с первой, она наполнена гневом: поэт хочет бросить в лицо этим людям свои обличительные стихи.

Жанр

Это лирическое стихотворение, написанное в обычной для Лермонтова обличительной манере. Лирический герой противопоставляется обществу, деятельный протест – праздной веселости. Стихотворение написано четырех- и шестистопным ямбом.

Средства выразительности

Поэт использует достаточно много выразительных средств, что делает его произведение не только ярким и эмоциональным, но и насыщенным художественными образами. Так, Лермонтов употребляет следующие тропы:

  • Эпитеты – “пестрая толпа”, “бездушные люди”, “холодные руки”, “старинная мечта”, “вольная птица” .
  • Метафоры – “ласкаю мечту”, “село дымится”, “желтые листы шумят”, “шум толпы спугнет” .
  • Сравнение – “как молодого дня за рощей первое сиянье”, “как свежий островок безвредно средь морей” .

Также в нем используется композиционная антитеза , которая помогает понять мироощущение Лермонтова и его отношение к поэтическому творчеству.