Уединенный храм (церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи) в Коломенском-Дьяково. Московский иоанно-предтеченский храм под бором Церковь усекновения главы иоанна предтечи в дьякове

19.02.2024
Строительство каменного храма Усекновения главы Иоанна Предтечи государем Иоанном VI Грозным в настоящее время относят к 1560-м – 1570-м годам, хотя существуют и иные версии (1529, 1547 и 1550-е годы) . Точность датировки осложняется тем, что между некоторыми этапами строительства были значительные перерывы. Принятая в настоящее время датировка во многом основана на анализе архитектуры.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи представляет собой композицию из пяти восьмигранных столпов (центрального и четырех приделов), соединенных между собой притворами. Такие многопридельные столпообразные храмы строили на Руси на протяжении 1550-х – 1560-х годов. Первым из них считается собор Покрова Пресвятой Богородицы на Красной площади в Москве (1555-1561 годы), немного позже были возведены Борисоглебский собор в Старице (1558-1561 годы) и Спасо-Преображенский собор в Соловецком монастыре (1558-1568 годы), к этой же группе относят и церковь Воскресения Христова в селе Городня близ Коломны (середина XVI века). Каждый из них имеет определенные особенности в своем облике, но в основу плана всех четырех храмов положен четырехконечный греческий крест.

Реставрация с перерывами продолжалась с 1923 по 1929 годы, но завершить ее так и не удалось из-за недостатка средств. Следующие научно-реставрационные работы проводились уже в 1958-1960 годы. Наконец, последняя реставрация храма прошла уже в 2008-2010 годах. К сожалению, во время ее проведения, не было проявлено должной квалификации. Толстый слой побелки скрыл интересные особенности наружной кладки, а в центральной главе был грубо замазан редкий рисунок в виде развернутой спирали.

Богослужения в храме возобновились в году, он находится в совместном ведении музея и церковной общины.

Архитектура

Второй, помимо собора Покрова на Рву, сохранившийся многостолпный храм XVI века. Выдающийся памятник русского зодчества. Храм представляет собой симметричную группу из пяти восьмигранных, изолированных друг от друга столпов, обладающих самостоятельными входами и алтарями. Центральный столп, посвященный Усекновению главы Иоанна Предтечи, по габаритам вдвое больше остальных и выделен с востока алтарной апсидой. Четыре придельных столпа соединены между собой галереями, а одной гранью примыкают к центральной башне. В них были размещены престолы Зачатия праведной Анны, Зачатия Иоанна Предтечи, Двенадцати апостолов и Московских святителей - Петра, Алексия и Ионы.

По центру галереи, между двумя маленькими главками, обращёнными на север, расположена двухпролётная звонница, завершённая щипцом. Ярусы столпов украшены филенками, а к шлемовидным куполам ведут ряды полукруглых и треугольных кокошников. Верхняя часть центрального столпа имеет ряд особенностей. Над двумя рядами треугольных кокошников возвышается восьмерик, на котором расположен объём из крупных полуцилиндров, увенчанных подобием антаблемента. Над каждым полуцилиндром расположены цилиндры меньшего размера, далее следует невысокий барабан с филенками, завершающийся шлемовидным куполом. Возможно, его форма ранее была несколько иной.

Большие круглые окна центрального восьмерика ориентированы по сторонам света и прорезают полукруги нижнего ряда кокошников. На той же вертикальной оси помещены порталы галерей, окна и порталы восьмерика и щелевые окна завершения, с трудом различимые между полуцилиндрами. В обрамлении оконных проёмов храма и абрисе верхнего ряда кокошников центрального восьмерика различим мотив вимперга, использованного для наружного декора церкви Вознесения в Коломенском.

Благодаря связующей роли галерей и единству декора, многоярусный храм, состоящий из близко поставленных уменьшающихся кверху восьмериков, воспринимается как мощный монолит с центрическим решением композиции.

Настоятели

  • Сергий Воскресенский, старший (+ 1920)
  • сщмч. Сергий Воскресенский, младший (1920 - декабрь 1923)

Использованные материалы

  • Москва. Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове // Сайт "Народный каталог православной архитектуры"


Сыну и наследнику великого князя московского Василия III, будущему первому русскому царю Ивану Грозному суждено было рано потерять отца и вступить на московский престол в трехлетнем возрасте. Около мальчика-правителя сразу начались безобразные интриги и борьба за власть и доступ к казне между его родными и приближенными. Воспитанию ребенка и даже простому уходу за ним никто внимания не уделял. После смерти матери (отравленной придворными заговорщиками) семилетнему Ивану пришлось совсем туго; позже он вспоминал, что часто сидел голодным, потому что никто не заботился, чтобы его с братом вовремя кормили.

Нас с братом Георгием начали воспитывать как иностранцев или как нищих. Какой нужды не натерпелись мы в одежде и в пище. Ни в чем нам воли не было, ни в чем не поступали с нами, как следует поступать с детьми. <.. . > Что сказать о казне родительской? Все расхитили лукавым умыслом, будто детям боярским на жалование, а между тем все себе взяли; из казны отца нашего и деда наковали себе сосудов золотых и серебряных, написали на них имена своих родителей, как будто бы это было наследованное добро... Потом на города и села наскочили и без милости пограбили жителей, а какие пакости от них были соседям, и исчислить нельзя; подчиненных всех сделали себе рабами, а рабов своих сделали вельможами; думали, что правят и строят, а вместо этого везде были только неправды и нестроения, мзду безмерную отовсюду брали, все говорили и делали по мзде.
Из письма Ивана Грозного к князю Андрею Курбскому


Иван Грозный в молодости

Но чем старше становился Иван, тем активнее он забирал власть в свои руки. В шестнадцать лет он втайне от бояр задумал венчаться на царство, чтобы «утвердиться в самодержавстве» и стать не просто великим князем Московским, а царем вся Руси, подчеркивая свою богоподобность («царь - аки Бог» ). В этом юный Иван видел следование традициям Византии с ее боговенчанными императорами, укрепление государства, веры и собственных властных позиций. Венчание Иоанна Васильевича на царство состоялось в январе 1547 года.
Поскольку подмосковное Коломенское считалось любимой резиденцией государя, именно здесь решено было поставить своеобразный монумент в память о столь знаменательном событии. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьякове (которое уже тогда считалось частью Коломенского), был возведен в честь венчания на царство первого русского царя.
Этот уникальный храм сохранился. Кроме московского храма Покрова на Рву, более известного под названием собор Василия Блаженного, Предтеченский оказался единственным многостолпным русским храмом шестнадцатого столетия, уцелевшим до наших дней. Существует предание, что его возведением занимались те же русские зодчие Барма и Посник (в современном написании - Постник) Яковлев, которые построили и храм Покрова на Рву. Церковь в Коломенском стала своеобразной «пробой пера» для мастеров и послужила прообразом их самой знаменитой постройки.


Вид на Коломенское с левого берега Москвы-реки

В шестнадцатом столетии сходство двух храмов было еще более заметным. Величественный храм на Красной площади изначально не отличался тем многоцветьем в оформлении, к которому мы привыкли - разнообразные цвета появились лишь в Х VII - Х I Х веках. А по замыслу зодчих он был красно-белым. Так же оформлена была и церковь в Дьякове. Это можно увидеть на картине Н.Е. Маковского «Вид церкви села Дьяково в Коломенском близ Москвы» , написанной в 1872 году. В наше время церковь стала полностью белоснежной. Ее белые стены гармонируют с великолепной церковью Вознесения, составляя единый архитектурный ансамбль.

Николай Маковский

Но, в отличие от церкви Вознесения, которая издали заметна каждому, кто приближается к Коломенскому, Предтеченская церковь «прячется» в стороне, в лесу. Гуляя по лесу, можно обнаружить деревянную лестницу; она ведет на холм, на вершине которого стоит храм, а подножие огибает ручей, не замерзающий даже в сильные морозы. Открывается Предтеченская церковь только тем, кто поднялся до верхних ступеней лестницы.
Уединенный храм стал одной из главных точек поиска знаменитой библиотеки Ивана Грозного, «Либерии», над загадкой местонахождения которой ученые бьются много десятилетий. Сохранились свидетельства, что в 1564 году Грозный вывез библиотеку в Коломенское. Археолог Игнатий Стеллецкий, энтузиаст поисков библиотеки, в конце 1930-х годов проводил здесь масштабные раскопки, на 7 метров углубившись в холм, на котором была возведена церковь. Это угрожало обрушением здания, и уничтожало старинное кладбище при церкви, на котором продолжали хоронить умерших местных жителей. Из-за многочисленных протестов раскопки остановили, хотя Стеллецкому удалось обнаружить в глубине холма древнюю известковую кладку. Начавшаяся вскоре война окончательно положила конец археологическим изысканиям под Предтеченской церковью.
В храме частично сохранились старые росписи, открытые при реставрации в 1960-е годы. Правда, их символика и колорит оказались настолько загадочными, что исследователи до сих пор не определились с толкованием. Например, много вопросов вызывает обнаруженное в центральной части храма изображение круга со спиралями из кирпичиков, выполненное в красном цвете - подобных символов не находили в других церквях, и разгадать значение этого образа до сих пор не удается.
Еще одним сюрпризом стало то, что полы в храме, еще во времена Ивана Грозного, были выложены из… надгробных плит. Для шестнадцатого столетия это кажется удивительным неуважением к памяти умерших, кощунством и святотатством; подобные вещи стали привычными лишь в ХХ веке, в послереволюционной Москве.

К 1980-м годам Предтеченская церковь была заброшена и всеми забыта; кладбище при ней закрыли. Она разрушалась под воздействием непогоды и вандалов, забредавших в это уединенное место. В 1988 году известный певец Игорь Тальков, гуляя в Коломенском, оказался возле полуразрушенной Предтеченской церкви и подобрал с земли сброшенный с нее крест. Крест был покорежен и изуродован; как человек верующий, Тальков решил спасти святыню от уничтожения и принес тяжелый крест к себе домой, полагая вернуть его, если в церкви начнется реставрация. Но сделать этого не успел из-за своей ранней, трагической гибели. После смерти Талькова его поклонники обратили внимание на случай с крестом, описанный певцом в автобиографической книге «Монолог», и стали искать мистические связи с судьбой певца, говоря о его «крестном пути» и «крестной муке»…

В 1988 году рано утром… я гулял в районе Коломенского и… увидел лежащий на земле крест, недалеко от полуразрушенного Храма Усекновения главы Иоанна Предтечи . Он, видимо, был сброшен с купола церкви.., изувечен и погнут у основания, наверное, от удара о землю. На несчастном изуродованном кресте уже оставили свои «автографы» «Петя и Ваня» в виде «иксов» и «игреков», но от этого он не переставал быть символом Бога Живого. У меня сжалось сердце при виде подобного кощунства, и я решил отнести крест к себе домой. Возможности сделать это немедленно не было, поскольку крест был огромен, и человека, обладающего подобной ношей, ротозеи могли принять за вора. В поисках потайного места я вошел внутрь Храма Иоанна Предтечи , двери которого были распахнуты настежь. Хаос в Храме потряс меня: пол был загажен, у заплесневелых стен явно вырисовывались следы его «прихожан» в виде консервных банок, пустых бутылок и остатков кильки в томатном соусе. Божья обитель служила притоном для местных алкоголиков. Оставить там крест было бы святотатством, и мне пришлось искать другое место. Я набрел на заброшенную монашескую келью и положил в нее крест, решив вернуться за ним ночью. Вернулся вместе с другом. <…>
Забрав крест, мы вернулись домой. С тех пор он является не только священным символом, но и «термометром» отношения ко мне людей. Иногда общаясь с людьми, которые называют себя моими друзьями и с которыми я делю порою и стол и кров, в моей душе вдруг появляется отчуждение. <…>
Теперь ясно, что это была не просто находка. Это был мой крест! Недаром я нес его на себе два километра по темному ночному пути от места его поругания под крышу своего дома, вернув ему прежнюю святость омовением святой водой. Тогда я подумал: возможно, крест был послан мне в защиту от лжедрузей и предателей. Одни перестали бывать у меня дома, узнав об этой истории, другие чувствовали себя плохо, побывав у меня в гостях… А верну я этот сброшенный крест в церковь Иоанна Предтечи только тогда, когда та епархия… вспомнит о своих обязанностях и приступит наконец к восстановлению Храма Усекновения главы Иоанна Предтечи, как приступила Россия к реставрации душ человеческих, у последней черты вспомнив о Боге.
Игорь Тальков. «Монолог».

Храм возвратили верующим и заново освятили в 1992 году. В настоящее время церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи является действующей. В ходе реставрации 2009 года она была полностью восстановлена.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове - уникальный по своей архитектуре, не имеющий прямых аналогов в русском каменном зодчестве православный многостолпный храм, выстроенный в годы правления Иоанна IV Грозного в царском сельце Дьяково. Памятник архитектуры XVI столетия, в настоящее время является действующим храмом и находится в совместном пользовании Московской епархии и музея-заповедника «Коломенское».

Немного об истории и архитектуре храма

Над яблоневым садом, летом одетым в живописную зелень, а зимой окутанным серебристым инеем, над крутым правым берегом Москва-реки возвышаются купола церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи - старинного белокаменного храма, ведущего историю своего существования с середины XVI столетия - времени правления Иоанна Грозного .

И хотя точный год строительства храма не определён до сих пор, а разные исследователи указывают даты от 1540-х до 1570-х годов, вполне вероятно, что церковь в сельце Дьяково, находившемся в те времена рядом с царской загородной резиденции в Коломенском , была выстроена по указу Иоанна IV Васильевича в 1547 году, когда он первым из московских князей короновался на Русское царство.

Стоит отметить, что освящение храма в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (а первый русский царь был крещён с именем Иоанн) также может служить косвенным подтверждением строительства храма именно в тот период. В любом случае Иоанну Грозному настолько нравилась новая церковь, которой сразу после освящения был присвоен статус приходской, что он обязательно присутствовал на богослужениях в день своих именин. Вполне понятно, что в дни посещения храма царём простые смертные туда не допускались.

Уникальный по своему внешнему облику храм Усекновения главы Иоанна Предтечи не имеет точных аналогов в русской церковной архитектуре, но в общих чертах он повторяет известный в Москве , отчего многие историки и исследователи даже отводят Иоанно-Предтеченскому храму роль архитектурного предшественника Покровского собора, хотя некоторые исследователи считает, что церковь в Дьякове была выстроена по подобию храма Василия Блаженного. Споры об этом, как и о дате возведения храма, не утихают до сих пор, но, по большому счёту, это не так уж и важно. Главное, что этот уникальный образец русского каменного зодчества XVI века сохранился до наших дней и является единственным в своём роде памятником архитектуры периода опричнины Иоанна Грозного.

Интересно, что кажущийся монолитным строением храм на самом деле состоит из самостоятельных отдельно стоящих построек - пяти каменных восьмигранных, увенчанных шлемовидными главами объёмов, лишь одной гранью соприкасающихся с центральным восьмериком и имеющих свои входы и алтари.

Центральный 34,5-метровый в высоту столп с примкнувшей к нему с востока апсидой вдвое массивнее и выше остальных, окружающие его боковые восьмерики 17-метровой высоты соединены между собой крытыми галереями, что наряду с единством декоративного оформления фасадов придаёт всему строению композиционную завершённость и целостность. На уровне глав боковых, обращённых к северу столпов в центре галереи устроена состоящая из двух пролётов и завершённая остроугольным щипцом звонница, основания всех барабанов декорированы рядами треугольных и полукруглых кокошников, ярусы столпов украшены филёнками.

Главной особенностью центрального восьмигранного объёма являются его круглые, ориентированные по сторонам света окна, оформленная крупными полуцилиндрами средняя часть и массивный шлемовидный купол с крестом на яблочке. Оконные проёмы и верхний ряд треугольных кокошников основного объёма акцентированы остроконечными щипцами (вимпергами), присутствующими и во внешнем оформлении церкви Вознесения Христова в Коломенском. Стоит отметить, что расположение входных порталов храма ориентировано не строго по сторонам света, а немного смещено по оси, что обусловлено его плановым решением в форме непрямого четырёхконечного креста.

В каждом из столпообразных храмов после возведения был освящён свой престол - главный в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, юго-западный - первоначально в честь перенесения мощей святителя Петра, митрополита Московского (с конца XVI века - во имя Петра, Алексия и Ионы, святителей Московских). Северо-западный престол был посвящён апостолу Фоме (сейчас - Двенадцати апостолам), северо-восточный - Зачатию святой Анны, юго-восточный - Зачатию пророка Иоанна Предтечи, а престол над западным притвором - святым равноапостольным Константину и Елене.

До начала XVIII столетия традицию присутствовать в дьяковской церкви на праздничных богослужениях в день Усекновения главы Иоанна Предтечи сохраняли и первые представители новой царской династии - Романовы. С основанием новой столицы Санкт-Петербурга и переноса на берега Невы административного и культурного центра империи Иоанно-Предтеченская церковь в Дьяково была забыта царственными владельцами, но на богослужения в ней так же собирались жители Дьяково, Коломенского и прихожане из отдалённых деревень.

Рядом с церковью издавна существовал Дьяковский погост и стоит отметить, что некоторые каменные надгробья сохранились до наших дней, хотя само кладбище было ликвидировано во время подготовки к Олимпиаде 1980 года.

В начале минувшего столетия настоятелем Иоанно-Предтеченского храма служил потомственный священник Сергий (Воскресенский). При нём храм и погост были опоясаны красно-кирпичной оградой с металлической решёткой и красивыми трёхарочными воротами с мозаичной иконой «Усекновение главы Иоанна Предтечи» над средней аркой, а также вымощена камнем дорожка от храма до моста через реку и выстроено здание церковно-приходской школы. К сожалению, грянувшая в 1917 году революция и последовавшие за ней преобразования помешали открытию школы, а в 1924 году и сам храм был закрыт и передан в ведение музея-заповедника «Коломенское». Тогда же первым директором музея П. Д. Барановским была начата реставрация храма, но к 1929 году работы так и не были завершены, а средств на дальнейшие научные изыскания и реставрационные работы уже не хватило.

До 1949 года церковь стояла закрытая, потом в ней разрешили совершать богослужения, но в 1957 году храм вновь закрыли и долгое время здание использовалось под склад, а после и вовсе было заброшено.

Село Дьяково вошло в черту Москвы в 1960 году, в 1971 году было отнесено к музею-заповеднику «Коломенское», а в 1970-1980-х годах была проведена частичная реставрация Иоанно-Предтеченской церкви. В 1992 году храм передан верующим и с тех пор он находится в совместном пользовании Московской епархии и музея-заповедника «Коломенское». В субботние, воскресные и праздничные дни в храме совершаются богослужения.

Масштабный комплекс ремонтно-реставрационных работ, включивших в себя усиление фундамента, ремонт кирпичной кладки стен, сводов и системы стропил был проведён в 2008-2009 годах и сегодня, как и столетия назад, храм возвышается над окрестностями, а на его звонницу установлены новые колокола.

В конце XIX столетия фасады храма были украшены фресковой живописью, сбитой и забеленной в ходе ремонтно-реставрационных работ в советское время, а об убранстве интерьеров сведений не сохранилось. Единственное, что удалось открыть реставраторам при проведении восстановительных работ в 1970-х годах - это необычный для православного храма мозаичный символ солнца в виде вертящегося диска с волнистыми лучами, расположенный в центре главного купола. О его значении учёные спорят до сих пор, выдвигая две основные версии. Согласно первой, этот знак обозначает самого Спасителя, как Солнце Правды, согласно второй, этот знак - символ вечной жизни. Интересно, что такой же знак украшает купол придела во имя Александра Свирского в московском храме Василия Блаженного, являясь ещё одним подтверждением схожести обоих храмов не только во внешнем декоре, но и во внутреннем убранстве. К сожалению, во время последней реставрации этот уникальный символический знак был замазан и забелен.

В настоящее время при храме действует воскресная школа, к нему приписана церковь Цесаревича Алексея при психиатрической больнице №15.

Интересно, что именно с дьяковским храмом связана легенда об утраченной библиотеке Иоанна IV Грозного. Многие археологи и историки не сомневаются в её существовании, правда, одни указывают на её нахождение в подвальных помещениях храма, другие - на территории бывшего погоста.

Информация для посетителей

  • Храм находится на территории музея-заповедника «Коломенское» по адресу: проспект Андропова, 39, строение 7. Добраться до него можно от станций метро «Каширская» и «Коломенская».
  • Богослужения в храме совершаются в выходные и праздничные дни.
  • Посетить храм как музейный объект можно также во время комплексных экскурсий в составе экскурсионных групп, формирующихся на месте или по предварительной заявке по телефонам, указанным на официальном сайте музея-заповедника «Коломенское».


Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи – один из древнейших московских храмов, последний сохранившийся памятник архитектуры XVI в., построенный на территории великокняжеской усадьбы.

Архитектура церкви очень интересна и необычна – здание с центральным барабаном, украшенным полуколоннами, со звонницей, установленной прямо над входом, на стене. По одним предположениям, храм был построен в связи с венчанием Ивана IV на царство, по другим – как молитвенный храм Ивана Грозного о даровании ему сына.

Этот храм, возможно, явился предтечей Собора Василия Блаженного (существует предположение, что обе церкви строили одни мастера) – и по архитектурной форме, и по внутреннему убранству: на внутренней поверхности главы собора изображена пламеневидная свастика, как и внутри главы Покровского шатра. В древнерусских храмах XVI в. знак пламеневидной спиральной свастики иногда заменял образ Христа на своде главы и символизировал духовное открытие человеческой души небу и вечное движение к Богу.

В 1924 г. храм был закрыт, долгое время находился в запустении, роспись и внутреннее убранство погибли. В 1960-х гг. была проведена реставрация. В 1980-е гг. церковь находилась в введении Госкомитета по охране памятников, с 1992 г. в ней были возобновлены богослужения и храм перешел к Русской Православной Церкви. В 2007 г. проведена полная реставрация церкви.

На крутом склоне Дьяковского холма расположен замечательный памятник эпохи — церковь Усекновения Честныя Главы Иоанна Предтечи.

Столпообразная по своему объёмному плановому решению, она состоит из центрального столпа — восьмерика высотой 34,5 метра и четырёх маленьких восьмигранных столбиков-башен, высотой по 17 метров каждая, соединённых стенами и имеющих общий фундамент.К восточной стороне столпа примыкает полукруглая апсида. Контрастное сочетание величественной центральной башни и четырёх маленьких башенок придает церкви вид монументального крепостного сооружения, которое украшает и оживляет массивный центральный барабан с приплюснутым верхом, окружённый восемью полуцилиндрами. Возможно, полуцилиндры первоначально завершались самостоятельными главками. Формы существующего верха церкви сходны с формами храмов в Сербии и Болгарии. Как отмечают исследователи русской архитектуры, могло быть и шатровое завершение.

Особенно много мотивов крепостной архитектуры в интерьере храма. Миниатюрные, очень уютные помещения приделов; мощные навесные «бойницы-машикули» в центральном восьмерике, воспроизведённые переходом от верхнего барабана к стене; небольшие фронтончики — кокошники, как бы образующие подобие крепостных зубцов. Всё это завершается узорно выложенным в куполе орнаментом — солнце в виде зрительно вертящегося диска с саблевидными лучами.

Группировка пяти отдельных башен по диагоналям плана церкви в Дьяково предвосхищает архитектурную композицию и строительные приёмы при возведении Покровского собора (собора Василия Блаженного) на Красной площади. Ряд исследователей полагает, что авторами сооружения в Дьяково были строители Покровского собора Барма и Постник Яковлев.

Чрезвычайно сложным и нерешённым остаётся вопрос о времени создания храма. В литературе о Коломенском указаны четыре даты, одна из которых — 1529 год — предложена исследователем XIX века Ф.Ф. Рихтером. В своих публикациях эту дату он связывает с обетом великого князя Василия III о даровании наследника, а также упоминает о том, что царь Иван Грозный из всех церквей Коломенских особенно любил храм Иоанна Предтечи, построенный, по преданию, в честь его рождения.Позднее исследователь А.И. Некрасов, анализируя названия древних приделов церкви по писцовым книгам Офросимова (1670-е годы), приходит к выводу, что церковь Иоанна Предтечи построена в 1547 году как храм — памятник венчанию царя Иоанна Грозного на царство. Это предположение он обосновывает толкованием названия приделов храма.В исследованиях последних лет строительство храма связывается с обетным молением о ниспослании наследника, но уже не Василию III, а Ивану Грозному, и сооружение датируется между 1552 и 1554 годами поскольку храм является патрональным, т.е. построен во имя святого Иоанна— небесного патрона царя Ивана IV. Исследователь А.Л.Баталов на основе архитектурного анализа относит строительство храма к 1560 — 1570 годам. Первое упоминание и подробное описание церкви относится лишь к 1631—1633 гг.

Церковь Иоанна Предтечи в селе Дьяково была сразу же задумана как приходская, в отличие от царской домовой церкви Вознесения в соседнем Коломенском, рассчитанной на узкий круг приблеженных. Ее общая площадь составляет 400 кв. метров против 78,5 церкви Вознесения.. Вскоре после строительства храма созданы крытые галереи, а над западной папертью — звонница псковского типа в два звона. Высота центрального столпа составлявляет без креста 34,5 метра. Храм в привычном смысле расписан не был. Однако при ресставрационных работах 1960 г. на куполе была обнаружена роспись белилами по красному Фону под кирпич — круг диаметром 1,2 метра с отходящими от него спиралями. Такая композиция представляет собой солярный символ.
По гипотезе исследователя В.В. Кавельмахера, в каменный Дьяковский храм были перенесены престолы обетной церкви «Усекновения Главы Иоанна Предтечи» из московского Ваганькова, сгоревшей в пожар 1547 года, и деревянной церкви «Зачатия Иоанна Предтечи» с престолами зачатия Святых Анны, Константина и Елены, что стояла в Дьякове до постройки здесь каменного храма. Существование храма отчасти подтверждается и тем, что во время реставрационных работ 1959—1962 годов в кладке стен церкви были обнаружены белокаменные надгробия 1532—1534 годов, которые являются древнейшими из найденных на территории кладбища. Церковь Иоанна Предтечи в Дьякове — последний сохранившийся памятник архитектуры XVI столетия, построенный на территории великокняжеской усадьбы.

В первой половине XIX столетия была сломана стена северной паперти, и на этом месте выстроен тёплый придел. В алтарной части расширена арка и оконные проёмы. В конце XIX века храм был расписан аналогично собору Василия Блаженного на Красной площади. В 1910 году западную открытую паперть сооружённую в XIX веке, переделали в закрытую с окнами.

Из книги «Выходы Великихъ Государей» за 1844 год: «Выходы царя Алексъя Михайловича въ село Дьяково, въ день праздника 1661 г., августа въ 29 день слушалъ государь всеношнаго въ селъ Коломенскомъ, въ церкви Iоанна Предтечи. Объдни Государь слушалъ у праздника жъ, въ той же церкви.—1664 г. августа въ 29 день, слушалъ великiй государь всеношнаго въ сель Коломенскомъ, въ хоромахъ, въ комнатномъ платьъ. Того жъ дни слушалъ великiй государь объдни у праздника Iоанна Предтечи въ селъ Дьяковъ.—1665 и 1667 гг., августа въ 29 день великiй государь слушалъ всеношнаго и объдни у праздника въ селъ Дьяковъ.— 1671 г., августа въ 29 день слушалъ объдни въ той же церкви.— 1679 г., августа въ 29 день слушалъ великiй государь Федоръ Алексъевичъ всеношнаго бдъния и божественной литургiи въ церкви Iоанна Предтечи, въ селъ Дьяковъ».

В последнее десятилетие XVII в. дьяковской церковью пользовались как жители сел Дьякова и Коломенского, так и обитатели таких отдаленных деревень, как Черная Грязь (ныне Царицыно). При храме находилось кладбище, варварски снесенное во времена олимпиады. Многие из могильных надгробий являлись настоящими произведениями русского камнерезного искусства XVII-XIX вв.

С 1930 по 1962 год П.Д. Барановский и И.И. Новиков выполняли работы по возвращению памятнику первоначального облика. Позднейшие пристройки были разобраны и восстановлены первоначальная побелка и фрески в сводах куполов, впоследствии забеленные. Добиваясь выселения общины из Дьяковской церкви в целях проведения неотложных ремонтно-реставрационных работ по аварийному зданию, Барановский едва не был убит прихожанами церкви. События вокруг Дьяковской церкви обострились летом 1924 г., когда музейный отдел Главнауки распорядился изъять имущество, «не имеющее историко-художественного значения», из «церквей-памятников» Коломенского, поместив его в склады музея. Посланный в Дьяково сотрудник музея был избит местными крестьянами, а отобранные им в церкви предметы унесены и спрятаны. Присутствующий при этом помощник заведующего совхозом, пытавшийся урезонить крестьян, едва не поплатился жизнью. Разъяренная толпа направилась к зданиям музея и совхоза в с.Коломенском, заставив убежать охранявших сад студентов Университета имени Я.М.Свердлова. Толпа разошлась поздно ночью. Крестьяне угрожали расправой и рабочим, занятым реставрацией Дьяковской церкви и, видя, что те не бросают работы, заперли их снаружи. Верующие села Дьякова, слободы Садовой и деревень Чертаново и Беляево (Ленинской волости Московского уезда) обращались с заявлениями в Президиум Моссовета, указывая на неправые с их точки зрения действия Барановского. В этом наметившемся противостоянии Барановского и прихожан Дьяковской церкви Отдел музеев Главнауки всякий раз принимал сторону реставратора.

Можно предположить, что до храма Усекновения Честныя Главы Иоанна Предтечи здесь стояла другая церковь, построенная на древнем легендарном Велесовом Капище близ «Волосового», или «Голосового» оврага.




[© Sirius_MSK, 2007-04-14 | 600×900 | 234 Кб] UPD (HDR)

Реставрация церкви. Вид от набережной.

Реставрация церкви. Вид от набережной.
[© Sirius_MSK, 2008-02-02 | 600×900 | 168 Кб] HDR

Реставрация церкви. Вид от набережной.

Реставрация церкви. Вид от набережной.
[© Sirius_MSK, 2008-02-02 | 600×900 | 165 Кб] UPD (HDR)

Реставрация церкви. Вид от набережной.

Реставрация церкви. Вид от набережной.
[© Sirius_MSK, 2008-02-02 | 900×600 | 177 Кб] UPD (HDR)

Реставрация церкви. Вид от набережной.


Завершение реставрации церкви.
Вид на купол и барабан от набережной.
[© Sirius_MSK, 2008-09-20 | 600×900 | 147 Кб] UPD (HDR)

Завершение реставрации церкви. Вид на купол и барабан от набережной.

Наиболее древней постройкой в урочище Коломенское является Дьяковская церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Вместе с церковью Вознесения она представляет интереснейшую эпоху в истории русского искусства, время наибольших исканий, первую половину XVI-го века. Пестрая, затейливая, богато украшенная, совершенно необычная среди древних московских церквей, она кажется таким же капризом, случайностью, какой долго казался собор Василия Блаженного. Не даром людям начала XIX-го века казалось, что Дьяковская церковь - образец индийско-мавританского зодчества, подобно тому как Василий Блаженный произведение индийско-готическое.

Дьяковская церковь, как считает И.А. Благовещенский, поставлена в 1529 году по обету великим князем Василием III, молившим у Бога себе наследника. Храм является молебным и имеет несколько престолов. Главный из них - Усекновения главы Иоанна Крестителя, другие - зачатия Иоанна Предтечи, зачатия св. Анны, апостола Фомы неверного, митрополита Петра, наконец - Константина и Елены. Все наименования имеют какое-либо отношение к княжеской семье или к предмету моления.

Вообще относительно даты и причины постройки у исследователей, как всегда, нет единого мнения. Одни ученые связывают закладку храма с венчанием Ивана Грозного на царство в 1547 году, другие предполагают, что он был заложен как молельный храм Ивана Грозного за сына, царевича Ивана, родившегося в 1554 году. Это мнение отчасти подкрепляется датой в надписи на надгробной плите, обнаруженной при разборке пола юго-западного придела, которая в переводе на наше летоисчисление соответствует 1551 году.

В начале XVI-ro века в Москве совершается громадная художественная работа: итальянскими мастерами только что выстроены в Кремле Успенский и Архангельский соборы; упрочен новый тип собора, с положенными в основу формами владимирских храмов; нахлынула масса новых форм и приемов, вместе с тем приобретено необходимое мастерство и некоторая сознательность творчества в смысле свободы от традиций. Кроме новых кремлевских соборов, в Москве почти нет каменных храмов, и самыми привычными, самыми благолепными и понятными эстетическому чувству москвича являются развитые формы деревянных церквей: их острые шатры, их многочисленные приделы и паперти, связанные в одно целое, их закомары и многочисленные главы - все это любит мастер Дьяковской церкви и делает смелую попытку перенести формы деревянного зодчества на камень.

Для нас церковь Дьякова одинока, и ее строитель кажется гением, благодаря своему отважному новаторству, определившему дальнейшее направление церковного строительства. Возможно, что многие звенья переноса деревянных форм к каменному зодчеству утрачены временем: тогда новаторство мастера Дьяковской церкви уже не так дерзко!

Свойства строительного материала клали предел размерам деревянного храма. Каждый придел, а число их нередко превышало пять, требовал отдельного сруба; таким образом деревянный храм представлялся соединением целого ряда небольших церквей, каждая при этом с отдельным входом. Строитель Дьяковского храма вокруг главной столпообразной церкви расположил четыре придела по углам, соединил их открытыми ходовыми галереями; получился сложный, довольно компактный храм, причем каждая часть, внося свою лепту в красоту целого, живет и самостоятельной жизнью.

Церковь осталась пятиглавой, как того требовала традиция, но кажется искусно слепленной из пяти отдельных столпов. Уступчатые кокошники, несущие главу и необходимые в деревянном зодчестве, мастер превратил в декоративные элементы, и при помощи их достиг сказочного богатства верхов церкви.

На западной стене он поместил островерхую звонницу, форму, выработанную псковичами, но придал ей по-московски нарядную обработку. Хотя свою затейливую пеструю раскраску Дьяковская церковь получила поздней, по-видимому, во второй половине XVII-го века, в ней нашел себе первое по времени выражение чисто московский идеал пышной нарядности и затейливости, расцветший в XVII-м. В массе дьяковскому мастеру удалось сохранить суровый, немного грузный покой ранней Москвы, но в декорациях храма он ищет бесконечного разнообразия, богатства, щедрого обилия линий и красок. Может быть, в этом стремлении его поддерживал характер ранне-московских деревянных церквей, но, однако, сохранившиеся на севере деревянные храмы XVII-ro и XVIII-ro веков овеяны сдержанной, суровой красотой. По--видимому, уже в начале XVI-го века, несмотря на усиленное творчество итальянских мастеров в Москве, в душе москвича звучали какие-то восточные струны, густо насыщенные пестрыми узорами!.. Современный наблюдатель, увы, лишен возможности увидеть всю расписную красоту Дьяковского храма.

В начале 1960-х годов начались реставрационные работы, в процессе которых «реставраторы» освобождали храм от более поздних пристроек и искажений. Варварски сбивая с внутренних и внешних стен храма росписи, они, вероятно, искренне полагали, что придают ему первоначальный вид.

В 1962 году на купольном своде центрального столпа при расчистке было обнаружено изображение круга со спиралями из кирпичиков красного цвета. Очевидно, что это языческий символ Солнца, однако как он попал на купол православного храма, до сих пор является загадкой.

Интересно отметить, что в соборе Василия Блаженного много заимствований от Дьяковской церкви, но так же много и отличий. Все это характеризует первую половину XVI-ro века как эпоху, еще не выработавшую прочных традиций в церковном зодчестве, и открывавшую широкий простор индивидуальности мастеров.

XVI-й век в художественной жизни Москвы поражает многосторонностью своих исканий, их свободой и новизной. Все, что оставила эта богатая эпоха не только в архитектуре, но и в иконописи, и особенно в области прикладного искусства, - яркий образ. Тот синтез Запада и Востока, который часто представляется стихией русского творчества, вылился в XVI-м веке в такие гармоничные и зрелые формы, каких не было ни раньше, ни поздней!

В XVII-м веке каждое художественное произведение является повторением общего типа, редко - разновидностью. В XVI-м же веке каждая церковь, каждая писаная или шитая икона - самостоятельное создание, не скованное традициями.


Е.В. Иванов. «Коломенское» (краткий исторический очерк).
М., 1997, Издание Общества Ревнителей Отечественной Старины.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи построена на высоком правом берегу Москвы-реки в Коломенском . Уникальное строение является памятником архитектуры XVI века. История этого удивительного и малоизученного строения началась во время правления Ивана Грозного, но точная дата его создания неизвестна - споры о ней не утихают до сих пор. Однако, принято считать, что храм, главный престол которого был освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, был возведен в 1547 году в селе Дьяково, в год коронации Ивана IV на царство.

Более четырех веков храм восхищает своей гармоничностью и красотой. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове пережила период революции, воин и к счастью, не была взорвана во времена гонения на религию. И сейчас у нас есть возможность восхищаться этим памятником истории и архитектуры времен Ивана Грозного.

Облик церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи напоминает Покровский собор на Красной площади в Москве, всем известный как собор Василия Блаженного . Вполне вероятно, что храм в селе Дьяково был сооружен по аналогии с Покровским храмом. Другие ученые считают, что первым был возведен именно храм в селе Дьяково.

На первый взгляд храм выглядит монолитным сооружением. Вместе с тем, он состоит из пяти восьмигранных строений. Центральный столп имеет высоту в 34,5 метра, а четыре другие, примыкающие к нему одной гранью, в два раза ниже, их высота - 17 метров. Эти маленькие церковки соединены галереями-папертями, что придает всему сооружению целостный и завершенный вид. Таким образом, вокруг центрального объема, увенчанного шлемовидной главкой, можно обойти по закрытой галерее с четырьмя маленькими башенками.

Обратите внимание на два столпа, обращенных к северу. Здесь на уровне боковых глав устроена звонница. Главным украшением фасадов являются треугольные и полукруглые кокошники, а также филенки (квадратные углубления в стенах).

В главном куполе церкви Иоанна Предтечи реставраторы открыли очень интересное спиралеобразное украшение, выложенное из кирпичей - мозаичный символ солнца в виде вертящегося диска с волнистыми лучами, аналогичный украшению на своде Покровского собора . Это также является подтверждением схожести этих храмов. Такой рисунок часто заменял изображение Христа и символизировал духовное открытие человеческой души небу и Богу. К сожалению, во время последней реставрации этот символ был закрашен.

Храм находится рядом с Голосовым оврагом , считающимся местом загадочным, овеянным легендами. Дело в том, что здесь проходит геологический разлом и существует мощное электромагнитное поле. Возможно, по этой причине описываются случаи исчезновения людей и переход их в другое время.

Кроме того, Коломенское - одно из мест, где может быть спрятана библиотека Ивана Грозного. Напомним, что существует более 60 версий ее нахождения. Есть предположение, что она закопана в Голосовом овраге или в церкви Иоанна Предтечи.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи - это действующий храм, по выходным дням и в праздники в нем проводятся богослужения.