Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса. Методические рекомендации по умк Методические рекомендации по применению умк сферы

12.01.2024

Дамзина Татьяна Владимировна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска "Средняя общеобразовательная школа № 160"

Новосибирская область, город Новосибирск

УМК «Сферы» по физике /В.В. Белага, И.А. Ломаченков, Ю.А. Панебратцев. Физика. 7-9 классы, 2014.

Из опыта работы учителя физики по реализации УМК «Сферы»

Статья

Наша школа является городской инновационной площадкой «УМК нового поколения школе 21 века» с 2010 года. В настоящее время, используя УМК, изучаются предметы география, физика, биология, история, математика.

Свою работу по внедрению УМК «Сферы» в учебный процесс я проводила по следующему плану:

    Знакомство с учебной линией УМК, содержание, структура, приложения.

    Изучение инновационного опыта по данной теме.

    Работа, адаптирование программы и учебно – тематического планирования.

    Отбор и систематизация материала, который будет использоваться в учебно – воспитательной деятельности.

    Создание интерактивных и мультимедийных учебных пособий.

В настоящее время завершенная предметная линия УМК «Сферы» по физике (Белага В.В., Ломаченков И.А., Панебратцев Ю.А. Физика. 7-9классы) соответствует требованиям ФГОС основного общего образования и предназначена для 7-9 классов общеобразовательных учреждений.

Для меня, как учителя основным инструментом по формированию необходимых предметных знаний, умений и навыков был и остаётся УМК. УМК должен удовлетворять требованиям учеников с разными способностями, соответствовать современному уровню подачи и содержания информации, побуждать учеников к самостоятельной деятельности по освоению материала. Используя данную предметную линию, работать гораздо легче, так как в состав УМК «Сферы» входят:

Рабочие программы,

Учебник,

Электронное приложение к учебнику (CD),

Тетрадь-тренажер,

Тетрадь-практикум,

Тетрадь-экзаменатор,

Задачник,

Поурочное тематическое планирование,

Подача материала и система заданий в УМК обеспечивают учёт возрастных интересов, индивидуальных особенностей и реальных возможностей учащихся. Это даёт возможность оптимально реализовать системно-деятельностный подход в обучении, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.

Наибольшую проблему для учителя составляет перестройка не только методики проведения урока, но и своего отношения к образовательному процессу.

Каким образом можно индивидуализировать процесс обучения, сформировать определённые УУД и дать предметные знания за ограниченное время урока для 30 учеников? Это достигается через различные способы деятельности учащихся по получению предметных знаний.

Содержание УМК «Сферы» является принципиально избыточным для достижения этих результатов обучения и отработки УУД. Информационное наполнение учебников, содержание дидактических единиц комплекта (тетради-практикума, тетради-тренажёра, задачника, тетради-экзаменатора) позволяют закрепить, развить и проконтролировать осваиваемые в процессе обучения виды деятельности. Электронные приложения к учебникам направлены на приобретение новых знаний и отработку учебных действий с применением новых образовательных технологий.

Рассмотрю некоторые дидактические единицы УМК по физике «Сферы».

1. Учебник.


    Изучая материал учебников, учащийся знакомится с интересными историческими фактами из биографии учёных. В каждом из учебников содержится раздел «Имена в истории физики», в котором показан вклад учёных в развитие научной мысли.

    В учебниках представлено большое количество материалов, позволяющих продемонстрировать место и роль изобретений в истории человеческого общества, что позволяет установить взаимосвязи между процессом и результатом обучения.

    В УМК «Сферы» по физике заложен достаточный потенциал и для профессиональной ориентации школьников . В учебниках демонстрируются современные технические устройства и принципы их работы . Описания подкреплены интерактивными моделями в электронных приложениях.


Таким образом, учителю предоставляется возможность организации активного поиска знаний самими учащимися.


2. Тетрадь-тренажер.

В тетрадях-тренажёрах выделены следующие типы работ по видам деятельности:

    «Работаем с текстом» - обучает анализировать текстовую учебную информацию, делать выводы, получать физические знания не только из учебников, но и из научных статей, справочной литературы и научных произведений;

    «Смотрим и думаем» - заставляет задуматься над тем, что нас окружает, анализируя визуальную информацию;

    «Считаем и сравниваем» - помогает учиться анализировать статистическую и цифровую информацию.

Около каждого задания расположены от одного до трёх шариков, соответствующих уровню сложности задания. После выполнения работы необходимо самостоятельно подсчитать количество шариков (баллов) по каждому виду заданий и сравнить результат с максимально возможным, записав его в специальных ячейках рубрики «Подведём итоги».

Таким образом, учащийся производит оценку своей учебной деятельности и осознаёт уровень усвоения знаний.

3. Тетрадь-практикум.

    В тетрадях-практикумах кроме стандартных лабораторных работ, которые почти всегда сопровождаются дополнительными заданиями, также представлены работы, целью которых является формирование навыков подбора информации на заданную тему , её интерпретации и представления, составление презентации на заданную тему и демонстрация результатов работы.


4. Задачник.

В задачнике представлены задачи разного типа и уровня сложности. Это расчетные задачи, без умения решать которых невозможно полноценное знание физики, и задачи, направленные на развитие теоретического мышления. Ведь умение анализировать и делать теоретические выводы на основе знаний – один из важных навыков юного исследователя, который пригодится ребенку в повседневной жизни.

По уровню сложности задачи традиционно разделены на три типа, так что каждый ученик в классе может выбирать свою «любимую» задачу.

Используя задачник, учитель может сформировать и отработать у обучающихся навыки решения задач по всем темам, изучаемым в курсе физики.

5. Электронное приложение к учебнику.

Электронные приложения к учебникам содержат обширную медиатеку. Обучающийся имеет возможность самостоятельно планировать порядок изучения медиаобъектов, выбирать из общего числа объектов необходимые именно ему для получения новых знаний.




Электронные приложения к учебникам представляют собой многофункциональное программное обеспечение, содержащее медиаресурсы различного типа и назначения.

Работа с электронным приложением позволяет научиться методам информационного поиска для решения познавательных задач.

Такие наглядные учебные пособия обеспечивают наглядно-образное восприятие учебного материла с помощью ЭП и способствуют максимальному усвоению объема учебной информации, приобретению умений реализации их в практической деятельности.

Обучающиеся, отвечая на вопросы, содержащиеся в рубрике учебников «Вопросы для обсуждения», могут быть вовлечены в организацию научной дискуссии на определённую тему, что способствует формированию умений вести научный спор, аргументировать свою точку зрения.

Комбинируя деятельность учащихся с дидактическими единицами УМК «Сферы» по физике, опытный учитель формирует навыки выполнения УУД и работы в информационно-образовательной среде. Овладение УУД позволяет обучающемуся самостоятельно получать новые знания, умения и компетенции.

Используя в своей работе данный комплекс, можно выделить следующие отличительные особенности линии УМК:

      линия рассчитана на любой уровень технического оснащения общеобразовательного процесса – от наличия классной доски до компьютера на каждом рабочем месте ученика;

      не требует дополнительных учебных пособий, при этом дает огромные возможности для дифференциации и индивидуализации обучения;

      присутствие навигационной системы, которая позволяет осуществить единую технологию обучения в соответствии с психологическими способностями современных школьников;

      дает возможность учителю выйти на качественно другой уровень обучения и образования детей;

      практическая направленность, способствующая использованию научных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

      наличие системы заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий.

Могу выделить следующие преимущества данного УМК:

      открытость, нет содержательных и технических ограничений;

      использование данного УМК, оснащенного ЭОР, облегчает подготовку к уроку и позволяет оперативно создавать авторские дидактические материалы к уроку, позволяет применять различные формы работы на уроке, стили обучения;

      использование электронного приложения позволяет значительно расширить информацию тестовую и визуальную и научиться применять ее при подготовке творческих работ;

      использование тренажера способствует активизации процесса обучения и результативности работы обучающихся;

      четкая функциональная направленность, возможность комплексного применения дидактических образовательных ресурсов с последующими изменениями и дополнениями;

      предполагает простор в использовании разнообразных методик и новых педагогических технологий; позволяет дифференцировать процесс обучения;

      усиливает подачу материала и практическую направленность, содержит опорные схемы, таблицы, типовые задания ЕГЭ, зачетные тесты;

      позволяет работать с различными современными образовательными ресурсами широкого спектра: текстами и объектами, аудио и видеозаписями, анимацией, веб-камерой и т.д;

      предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе;

      делает занятия интересными и увлекательными благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов;

      дают стабильно позитивный настрой учащихся на уроках физики и, увеличивают мотивацию обучающихся.

При работе с УМК «Сферы» мною также выявлены некоторые сложности в процессе организации учебной деятельности по предмету.

      В тетради - тренажере задания к материалу одного параграфа разбросаны по разным страницам. Для организации работы обучащихся целесообразней было бы подобрать задания в соответствии с последовательностью изучения материала на уроках.

      На тетрадях не предусмотрено место для записи фамилии на обложке. Она имеет темный фон и ламинированную поверхность. Поэтому тетради подписываются изнутри. Тетради практикум и экзаменатор хранятся в классе и выдаются учащимся во время урока. Это создает дополнительную потерю времени.

      В силу избыточности содержания УМК тетради-тренажеры и практикумы используются не полностью (хотя это больше преимущество, чем недостаток).

Также хорошей отличительной особенностью УМК, является наличие конструктора уроков. Качественная разработка, призванная помочь учителю в организации работы по подготовке к урокам и систематизации накопленных методических материалов. При использовании конструктора уроков, учитель имеет возможность творчески подходить к организации учебного процесса.

УМК Сферы предоставляет возможность изучать физику на основе работы в едином информационном поле, реализованном через взаимосвязь всех компонентов комплекта (учебник, тетрадь-экзаменатор, тетрадь-тренажёр, тетрадь-практикум, задачник, электронное приложение), облегчают поиск, освоение информации. При работе по этому комплекту полностью меняется роль учителя. Если раньше учитель позиционировался как носитель и транслятор информации, то сейчас он организатор учебной деятельности.

Начинающим учителям и ученикам, осваивающим УМК «Сферы», хочу предложить свои рекомендации по использованию УМК (см. Приложение 1).

В заключении хочу сказать, что использование УМК «Сферы» является перспективным, так как формирует у учащихся информационную культуру, вызывает интерес и улучшает мотивацию к изучению физики, творческим открытиям обучающихся, а в конечном итоге – к повышению качества образования.

В состав УМК "Сферы" входят: учебник, электронное приложение к учебнику, тетрадь-тренажер, тетрадь-практикум, тетрадь-экзаменатор, задачник.

Учебник подготовлен в соответствии с ФГОС и освещает вопросы курса физики для основной школы. Книгу отличает фиксированный в разворотах формат, лаконичность изложения, четкая структурированность текста, обширный и разнообразный иллюстративный ряд.

Используя электронное приложение к учебнику, обучающиеся значительно расширят информацию и научатся применять ее при решении физических задач, подготовке творческих работ. Электронное приложение содержит большой объём информации к каждому уроку, к практическим работам, тесты к параграфу. Всё это можно использовать как для закрепления пройденного материала, так и для контроля знаний. Контроль знаний может проводиться как самим учеником, так и его родителями.

Тетрадь-тренажер чаще предназначена для самостоятельной работы учащихся. Содержит задания, сгруппированные по видам работ. Позволяет на примере содержания разных тем отрабатывать предметные и метапредметные умения и навыки работы с информацией разного типа.

В тетради-практикуме представлены лабораторные работы, необходимые для успешного усвоения курса физики в соответствии с программой. Ученики могут ознакомиться с научными методами исследования в лабораторных и домашних условиях. Порядок лабораторных работ отвечает структуре учебника. Выполнение лабораторных работ, предложенных в тетради-практикуме, позволит связать теоретический материал, изучаемый на уроках физики, с практическим использованием этих знаний. В пособии представлено 30 лабораторных работ, из них 20 можно выполнять дома, так как для этого не требуется специального физического оборудования.

Тетрадь-экзаменатор предназначена для проведения тематического и итогового контроля знаний. В ней приведены варианты контрольных работ в тестовой и традиционной форме по каждой теме. Таким образом, изучая новую тему, учащийся знает примеры контрольных заданий.

по организации обучения детей татарскому и русскому языкам в дошкольных образовательных организациях

В соответствии с Законом Республики Татарстан от 03.03.2012г.

«О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» и приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан 463 от 29.06.2001 г. «О мерах по улучшению изучения родного, татарского, русского языков в ДОУ», разъясняем следующее.

Обучение родному (татарском}) языку начинается с первой младшей группы (с 2-х лет) и проводится воспитателем но обучению детей татарскому языку 3 раза в неделю в форме игры в рамках режима дня.

Начиная со средней группы, вводится обучение детей татарскому, русскому языкам 3 раза в неделю в первую половину дня. Из них 2 раза в неделю непосредственно образовательная деятельность (далее ИОД) проводится по подгруппам 10-15 детей Третья НОД по обучению детей татарскому и русскому языкам проводится па закрепление пройденного материала со всей группой.

Вместе с тем в больших дошкольных образовательных организациях, где работают два воспитателя по обучению татарскому л русскому языкам возможно проведение третьей НОД во второй половине дня. При этом дополнительные образовательные услуги должны проводиться без ущерба НОД по обучению детей татарскому и русскому языкам.

Для организации обучения детей татарскому и русскому языкам 3 раза в неделю в режимные моменты переносятся следующие НОД: всредней lpynne

НОД «Ленка/Аппликация» («Художественное творчество»)

НОД «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора»

НОД «Рисование» («Художественное творчество»); в старшей и подготовительной группах:

НОД «Познавательно-исследовательская и продуктивная

НОД «Рисование» («Художественное творчесгво»

НОД «Формирование целостной картины мира» («Познание»).

Для организации под! группового обучения детей рекомендуется чередовать НОД но обучению детей татарскому и русскому языкам со следующими НОД:

ft средней группе:

Коммуникация.

к старшей группе:

НОД «Формирование элементарных математических представлений» (образовательная область «Познание»);

НОД «Лепка/Аппликация» («Художественное творчество»),

в подготовительной группе:

НОД «Формирование элементарных математических представлений» (образовательная область «Познание»);

НОД «Рисование» («Художественное творчество»).

Расписание НОД необходимо составлять в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049 - 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» от 15 мая 2013 года

Кроме НОД по обучению детей татарскому и русскому языкам воспитатель по обучению языкам ведет индивидуальную работу с детьми п свободное от непосредственной образовательной деятельности время, а также работу с педагогами и родителями.

Воспитатели групп создают языковую среду в общении с детьми в течение дня с целью закрепления изученного материала НОД по обучению детей татарскому и русскому языкам.

При проведении НОД по обучению детей татарскому и русскому языкам воспитателю рекомендуется использовать литературу:

Региональная программа дошкольного образования. Тебэкиси мэктэпкэчэ белем биру программасы / Р.К. Шаехова - Казань. РКЦ. 2012;

. «Балалар бакчасында рус Ьэм башка мил лот балаларына татар теле вйрэту программасы»/ З.М. Зарипова, Р.Г. Кидрэчева. Р.С. Исаева Ь.б. -

Школа РИЦ, 2013;

Программа «Изучаем русский язык» / С.М. Гафароза. Г.З. Гарафиева. Казань, Школа РИЦ, 2013;

. «Туган телдэ сойлэшэбез». М его дик кулланма. 2-3 яшь / Хэзрзгоза Ф.В., Шзрзфетдинова З.Г.. Хэбибуллина И.Ж. - Казан. ТКН, 2012;

. «Туган телдэ сейлошэбез». Методик кулланма 5-7 яшь / З.М. Зарипова, Л.Н. Вэжиева Ь.б. . Казан, Фолиант, 2012;

Татарча сейлэтэбез». Методик кулланмалар: 4-5, 5-6 яшь / З.М. Зарипова, Р.Г. Кидрэчсва, Р.С. Исаева Ь.б. - Казан. Хэтср, 2011, 2012; 6-7 яшь. Казан, ТКИ. 2012;

. «Изучаем русский язык». Методическое пособие / С.М. Гаффарова, Г.З. Гарафиева - Казань, ХЭТЕР. 2011;

. «На поляне детства». Хрестоматия для воспитателей дошкольных образовательных учреждений н родителей. /Сост. К В. Закирова - Казань. Школа РИД, 2011;

. «Балачак аланы». Балалар бакчасы тзрбиячелэре Ьэм эти-энилэр очен хрестоматия. "Тез. К.В. Закирова - Казань, Школа РИЦ. 2011.

Первый заместитель министра Д.М.Мустафин




УМК: общие положения Данные рекомендации разработаны на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации», ГОСТ Издания. Основные виды. Термины и определения (далее ГОСТ), федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации, срокам обучения дополнительных пред профессиональных программ в области искусств, «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от /06-ГИ.


УМК: общие положения Рекомендации разработаны с целью создания условий для эффективного учебно-методического обеспечения реализации дополнительных пред профессиональных и общеразвивающих программ в области искусств. Задачи: определение места и роли УМК в эффективном обеспечении реализации дополнительных общеобразовательных программ в области искусств; формирование понятийного словаря; систематизация основных требований к УМК, его структуре и содержанию; информационная и научно-методическая поддержка процессов сохранения, обобщения и передачи лучшего педагогического опыта.


УМК: общие положения Согласно пункту 3 Положения о лицензировании (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. 966): П.3 «Образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению».


УМК: общие положения К лицензионным требованиям, в том числе, относится: - наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". - наличие печатных и электронных образовательных и информационных ресурсов по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих федеральным государственным требованиям и в соответствии со статьей 18 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"


УМК: общие положения Основной характеристикой образования в образовательной организации является образовательная программа - комплекс, который представлен, в том числе учебным планом, программами учебных предметов, оценочными и методическими материалами. Содержание образовательной программы раскрыто в учебном плане, включающем комплекс учебных предметов. Реализация дополнительных образовательных программ невозможна без учебно-методического обеспечения, а именно: наличия учебников и учебных пособий раздаточного материала, дидактических, информационных и справочных материалов, тематических учебных и методических пособий, специальной и методической литературы и т.п. Поэтому одним из важных направлений организации образовательной деятельности в детских школах искусств (далее - ДШИ) является создание учебно-методического комплекса по учебному предмету.


УМК: общие положения Учебно-методический комплекс (далее – УМК) - это система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной реализации дополнительных образовательных программ, в соответствии с учебным планом. Разработка УМК учебного предмета является одним из элементов профессиональной деятельности преподавателя. УМК разрабатывается по всем учебным предметам с учетом необходимости повышения качества усвоения содержания учебного материала на уровне определенных требований.


УМК: общие положения Целями разработки УМК является: обеспечение полноты и качества реализации программы учебного предмета, достижения планируемых результатов ее освоения в соответствии с федеральными государственными требованиями, рекомендациями по организации методической и образовательной деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств, создание механизмов, технологий, методик оснащения педагогического процесса в детских школах искусств.


УМК: общие положения Задачи УМК: организационно-методическое обеспечение учебного процесса, направленного на эффективное освоение знаний, умений, навыков; создание условий для выявления и развития творческих способностей обучающихся, реализации индивидуального подхода в образовательном процессе; создание комфортной развивающей образовательной среды.


Образовательная программа как ключевой документ, на основе которого разрабатывается УМК. П.3 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ 273) Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно- педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, данный комплекс представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов


Примерные программы учебных предметов Министерством культуры Российской Федерации разработаны примерные программы учебных предметов, на основании которых детские школы искусств могут разработать свои программы, являющиеся одним из основных элементов дополнительных пред профессиональных и общеразвивающих программ в области искусств.


Рецензия Учебные программы должны иметь экспертную оценку, которая осуществляется в форме рецензирования экспертом - специалистом в соответствующей области. При этом рекомендуется: две рецензии на пред профессиональную программу: внешняя – от эксперта из другой образовательной организации, внутренняя рецензия – от ведущего преподавателя ДШИ. Для дополнительных общеразвивающих программ достаточно внутренней рецензии.


Адаптированные программы Детские школы искусств также могут реализовывать дополнительные адаптированные (пред профессиональные и общеразвивающие) образовательные программы. ФЗ 273 (п.28 ст. 2): «адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц».


Разработка программ в рамках осуществления экспериментальной и инновационной деятельности: Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно- методического, организационного, правового, финансово- экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ. При реализации инновационной программы должны быть обеспечены соблюдение прав и законных интересов участников образовательных отношений, предоставление и получение образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных федеральными государственными требованиями.


Общая характеристика УМК и принципы его формирования Учебно-методический комплекс (УМК) и его компоненты должны: предусматривать логически последовательное изложение учебного материала; предполагать использование современных методов и технических средств, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике; соответствовать современным научным представлениям в предметной области; обеспечивать межпредметные связи; обеспечивать простоту использования для педагогов и обучающихся.




Учебники, учебные пособия, сборники упражнений, репертуарные сборники, сборники контрольных работ, хрестоматии, рабочие тетради Учебные Учебно-методические пособия, «школы обучения» Учебно- методические Методические рекомендации, методические разработки, методические пособия Методические УМК: компоненты, виды






Учебная программа по предмету Примерная программа учебного предмета дополнительного образования детей в области искусства разрабатывается в соответствии с федеральными государственными требованиями (предпрофессиональная программа) и рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусства (общеразвивающие программы). Примерные программы разработаны и опубликованы на сайте Министерства культуры Российской Федерации и рекомендуются в качестве основы при создании учебных программ по предметам в детских школах искусств. Учебная программа по предмету в детской школе искусств разрабатывается преподавателем (или группой разработчиков) на основе соответствующих требований и рекомендаций, с учетом опыта и специфики данного учреждения, в рамках ресурсов и концепции развития школы.


Учебник и учебные пособия Учебник - учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (предмета), ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания (ГОСТ Издания. Основные виды. Термины и определения).



Учебник и учебные пособия Учебное пособие - учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания (ГОСТ Р)







Учебно-наглядные пособия Наглядное пособие - учебное изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию (ГОСТ). Наглядное пособие учебное, практическое, справочное пособие, в котором основными средством передачи содержания являются изобразительные, наглядные средства.пособие


Учебно-наглядные пособия Учебно-наглядное издание - учебное издание, содержащее материалы в помощь изучению или преподаванию определенного предмета, содержание которого выражено изобразительно- графическими средствами с кратким поясняющим текстом или без него. Основными разновидностями учебно- наглядных изданий являются альбомы и атласы. Альбом - учебно-наглядное издание, книжное или комплектное листовое изоиздание, имеющее обычно пояснительный текст, служащее для учебных целей (ГОСТ). Атлас - учебно-практическое издание, альбом, содержащий изображения различных объектов (карты, чертежи, рисунки и пр.), служащий для учебных целей (ГОСТ).


Учебно-наглядные пособия К средствам обучения относят печатные пособия – таблицы, плакаты, картины, фотографии, а также раздаточный материал – дидактические карточки, учебные модели, видеофильмы, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства.




Учебно-методическое пособия Учебно-методическое пособие - учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебного предмета, его раздела, части или методике (ГОСТ). Учебно-методическое пособие может содержать систематизированные материалы по методике самостоятельного изучения учебного предмета, тематику и методику различных практических форм закрепления знаний (контрольных, итоговых работ), изложенных в форме, удобной для изучения и усвоения.




Методические рекомендации Методические рекомендации (указания) – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом) Методические рекомендации могут содержать изложение одной или нескольких методик, методических принципов, подходов, способов, сложившихся на основе положительного педагогического опыта. Их задача – предложить педагогическому сообществу наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий, дидактических приемов применительно к определенному виду учебной, творческой деятельности


Методические рекомендации В методических рекомендациях обязательно наличие практических иллюстраций (примеров), взятых из конкретного педагогического опыта. Методические рекомендации должны иметь определенную направленность и точную адресность (указание, кому они адресованы: педагогам, концертмейстерам, методистам и т.д.), что регламентирует терминологию, стиль изложения, объем методических рекомендаций.


Методические разработки Методическая разработка – издание, содержащее конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо мероприятия (в том числе учебного занятия в системе ДШИ), сочетающее описание последовательности действий, отражающих ход его проведения, с методическими указаниями по его организации. Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать также сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.


Методическое пособие Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, обобщающий значительный опыт, накопленный в системе ДШИ и содержащий рекомендации по его использованию и развитию. Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги и методисты.


Учебно-библиографические издания Учебно- вспомогательное библиографическое пособие – рекомендательное библиографическое пособие, предназначенное для обеспечения учебной деятельности Учебно- вспомогательное библиографическое пособие – рекомендательное библиографическое пособие, предназначенное для обеспечения учебной деятельности Учебный библиографический справочник – учебно-библиографическое издание, справочник, содержащий биографические сведения о каких-либо лицах, списки их трудов и литературы Учебный библиографический справочник – учебно-библиографическое издание, справочник, содержащий биографические сведения о каких-либо лицах, списки их трудов и литературы


Электронные средства обучения Электронные средства обучения - компьютерные, педагогические программные средства, предназначенные для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащие, в том числе для индивидуального обучения, а также позволяющие тестировать полученные знания и умения обучаемого.


Электронные средства обучения По наличию печатного эквивалента выделяются две группы электронных средств учебного назначения: электронный аналог печатного учебного издания - электронное средство учебного назначения, в основном воспроизводящее соответствующее печатное издание (расположение текста на страницах, иллюстрации, ссылки, примечания и т.п.); электронное приложение к печатному учебному изданию- электронное средство, являющееся дополнением к печатному изданию, содержащее интерактивные дидактические материалы, аудиовизуальные видеоиллюстрации самостоятельное электронное средство учебного назначения - электронное издание, не имеющее печатных аналогов.


Электронные средства обучения электронное издание, содержащее преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольную обработку текстовое (символьное) электронное издание электронное издание, содержащее преимущественно электронные образцы объектов, рассматриваемых как целостные графические сущности, представленные в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающей посимвольной обработки изобразительное электронное издание электронное издание, содержащее цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание, но не предназначенной для печатного воспроизведения; звуковое электронное издание


Электронные средства обучения самостоятельное, отчуждаемое произведение, представляющее собой публикацию текста программы или программ на языке программирования или в виде исполняемого кода программный продукт электронное издание, в котором информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязано для решения определенных разработчиком задач, причем эта взаимосвязь обеспечена соответствующими программными средствами. мультимедийное электронное издание Система средств научной организации труда педагога и обучающихся 1 этап: педагог анализирует конкретные задачи, характер и объём информации, подлежащей усвоению, исходный уровень подготовки обучающихся. 2 этап: педагог приступает к разработке и созданию методических рекомендаций, подборке материалов по индивидуальному сопровождению развития обучающихся, разработке анкет, памяток для обучающихся и родителей, разработке сценариев массовых мероприятий и дел, игровых методик. 3 этап совершенствования и развития УМК: педагог создаёт учебные и методические пособия, пакет материалов, обеспечивающих индивидуальную поддержку обучающемуся в освоении образовательной программы.


Заключение Каждый педагог вправе подойти к составлению УМК творчески, разработать его содержание по своему усмотрению, в соответствии с уровнем подготовки обучающихся и их образовательных потребностей. УМК может быть разработан педагогом или коллективом педагогов в зависимости от специфики структурного подразделения и вида дополнительной образовательной программы. УМК предназначен для решения полного круга задач, которые возникают в рамках образовательного процесса.

Обучение курса осуществляется на основе Учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД), целью которого является повышения качества усвоения содержания учебного материала на уровне требований ФГОС ВПО.

Содержание и наполнение предлагаемого комплекса обусловлено специальным характером курса и его местом в системе дисциплин учебного плана. Предлагаемая программа ориентируется на принцип преемственности и последовательности усвоения базового материала. Используемая терминология и категориальный аппарат требуют заметного переосмысления понятий, переоценки их значимости, что помогает осознанию основных методологических положений курса в целом.

Реализация заданного программой принципа предполагает и использование различных методов преподавания и форм работы со студентами. Содержание предлагаемой программы, ее объем, и характер обусловливают, в свою очередь, необходимость оптимизации учебного процесса не только в плане отбора материала обучения, но и методики его организации, а также контроля текущей учебной работы. Одновременно возрастает удельный вес и изменяется статус самостоятельной работы студентов, которая видится полноценным и обязательным видом их учебно-познавательной деятельности.

Все материалы учебно-методического комплекса по дисциплине «Экономическая теория» доступны для студентов и расположены на электронной платформе LMS Blacckboard, а также в печатном виде хранятся на кафедре экономической теории.

Приступая к изучению курса, студенту необходимо будет ознакомиться с данными изданиями.

1) рабочая учебная программа дает общее представление о предмете изучения, цели и включает основные темы, разделенные на разделов, список основной и дополнительной литературы.

2) краткий конспект лекций содержащий тексты лекций, проблемные вопросы, словарь основных терминов и понятий, поможет в подготовке к практическим занятиям, к опросам и контрольным работам, а также экзамену.

4) методические рекомендации по самостоятельной работе студентов позволяют иметь представление о содержании самостоятельной работы, включая подготовку к семинарским (практическим занятиям), планы занятий. В методическом пособии указаны сроки сдачи внеаудиторных работ, выполняемых самостоятельно; приводятся критерии оценки, примерные нормы времени на выполнение работ, приводятся требования к представлению и оформлению результатов самостоятельной работы, дается характеристика и описание заданий, рекомендуемая литература (основная и дополнительная) и т.д.

Учебно-методический комплекс призван помочь студенту понять специфику изучаемого материала, а в конечном итоге – максимально полно и качественно его освоить. Студент внимательно читает и осмысливает тот раздел, задания которого ему необходимо выполнить. Выполнение всех заданий, определяемых содержанием курса, также предполагает работу с дополнительными источниками. Прежде чем осуществить этот шаг, студенту следует обратиться к основной учебной литературе, ознакомление с материалом которой позволит ему сформировать общее представление о существе интересующего вопроса. Для этого студент должен осознать предназначение комплекса: его структуру, цели и задачи, что облегчит студенту изучение курса дисциплины «Экономическая теория» и поможет успешно сдать экзамен.

Вопросы для подготовки к занятию, краткое изложение курса, задачи по конкретным темам, а также контрольные вопросы для проверки знаний можно найти в настоящем учебно-методическом комплексе. Уточнить перечень вопросов и проконсультироваться по вопросам можно у преподавателя.

Рациональное планирование времени на самостоятельную работу

В силу особенностей индивидуального режима подготовки каждого студента, представляется, что такое планирование должно осуществляться студентом самостоятельно, с учетом индивидуальных рекомендаций и советов преподавателей дисциплины в соответствии с вопросами и обращениями студентов при встречающихся сложностях в подготовке и освоении дисциплины.

Подготовка к проведению семинара включает:

Определение плана занятия;

Изучение методических указаний по каждому вопросу темы;

Изучение конспекта лекции, соответствующего раздела учебника, действующего законодательства, а также рекомендованных по теме нормативных актов и дополнительной литературы;

Ознакомление для самопроверки с контрольными вопросами темы. При ответе на проблемные вопросы желательно излагать свою точку зрения, аргументируя ее ссылками на юридические источники.

В качестве исходного материала, основы для усвоения предмета представляется важным опираться на лекционные материалы, в которых предполагается изложение основных принципов, институтов информационного права, наряду с широко представленными в литературе также и малоизвестные теоретические и исторические сведения по предмету, а также перечень основных нормативных правовых актов, регулирующих уголовно-правовые отношения в России.

На основе полученных на лекционных занятиях основных положений (направлений) представляется далее актуальным и полезным ознакомиться с содержанием нормативных правовых актов по конкретной изучаемой теме.



В оставшееся время представляется также полезным обращаться к литературе, особенно по тем вопросам, по которым после изучения лекционных материалов, а также нормативных правовых актов не сформировалось ясного представления, а также по тем вопросам, которые представляют для студента особый интерес.

В качестве дополнительного источника, а также в качестве материала, способствующего лучшему усвоению различных вопросов предмета также полезно обращаться к материалам судебной практики. Изучение данных материалов особенно полезно для развития практических навыков применения норм уголовного права и их толкования. Представляется целесообразным, прежде всего, обращаться к официальным актам высших судебных органов, а затем уже к обзорам судебных решений, материалам конкретных судебных решений.

Важным источником являются также сайты сети Интернет.

Конспекты лекций

Тема. Понятие и назначение уголовного судопроизводства (уголовного процесса).

Вопросы:

1. Понятие и назначение уголовного процесса. Предмет и содержание науки уголовного процесса.

2. Уголовно-процессуальные гарантии.

3. Уголовно-процессуальная форма. Формы уголовного процесса.

4. Стадии уголовного процесса.

Уголовный процесс (уголовное судопроизводство) – урегулированные уголовно – процессуальным законодательством правоотношения и деятельность всех участников уголовного процесса при определяющей роли органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для привлечения конкретного лица к ответственности. Уметь раскрыть понятия «уголовно – процессуальная деятельность» и «Уголовно – процессуальные правоотношения». Также необходимо обратить внимание на уголовный процесс как науки имея ввиду, что – уголовно – процессуальная наука – это систематизированная совокупность знаний в виде доктрин, теорий, учений, концепций, взглядов на закономерности правового регулирования общественных отношений в сфере уголовного судопроизводства и практики его реализации.

Уголовно – процессуальные гарантии – это установленные законом способы и средства, обеспечивающие осуществление участниками процесса прав, свобод и законных интересов для решения задач уголовного судопроизводства. К гарантиям относят: права участника процесса, обеспечивающие ему реализацию иных прав; обязанности органов, осуществляющих уголовное судопроизводство, по обеспечению прав иных участников процесса.

Отличие уголовно – процессуальных форм и форм уголовного процесса. Уголовно – процессуальная форма - это основания, условия, порядок осуществления уголовно – процессуальной деятельности. Виды уголовно – процессуальных форм: основания, условия и порядок производства следственных действий, процессуальный порядок принятия решений по делу, условия, основания перехода от одной стадии в другую, общие условия, характеризующие производство в каждой стадии. В свою очередь формы уголовного процесса – это исторически сложившиеся типы осуществления расследования и рассмотрения уголовного дела. К ним относят: обвинительный (частно – правовой), розыскной (инквизиционный),состязательный и смешанный.

Стадиями уголовного процесса являются относительно самостоятельные, но взаимосвязанные части (этапы процесса), отделенные друг от друга процессуальным решением и характеризующиеся своими целями и задачами, кругом лиц, участвующих в данной стадии, специфичными уголовно – процессуальными отношениями, сроками производства.

Стадии возбуждения уголовного дела и предварительного рас­следования охватываются понятием «досудебное производство». Иные стадии составляют содержание «судебного производства».

Надзорное производство и возобновление производства по уго­ловному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств именуют исключительными стадиями, поскольку отмена или изме­нение вступивших в законную силу судебных решений возможны лишь в исключительных случаях.

Нет, не обязательной Уголовный процесс может завершиться на любой стадии процесса. Приговор может не обжаловаться в апелля­ционном, кассационном или надзорном порядке, не всегда откры­ваются вновь открывшиеся или появляются новые обстоятельства. Предметом уголовно-процессуального права являются общест­венные отношения, складывающиеся между государственными ор­ганами, осуществляющими уголовно-процессуальную деятель­ность, а также между ними и иными участниками уголовного про­цесса.

Метод уголовно-процессуального права преимущественно ха­рактеризуется возможностью властного воздействия государствен­ных органов на иных участников процесса, а также отношениями власти - подчинения и между самими государственными органами, осуществляющими уголовный процесс. Вместе с тем участники уголовного процесса наделены широким комплексом прав, которые позволяют иным субъектам активно влиять на ход уголовного про­цесса, на деятельность государственных органов. Властные полно­мочия органов уголовного судопроизводства в отношении иных субъектов очерчены законодательными рамками путем использова­ния разрешительного способа правового регулирования (запрещено все, что прямо не разрешено). Однако разрешительный способ в действующем Уголовно-процессуальном кодексе в большей степе­ни относится именно к государственным органам, осуществляю­щим судопроизводство. Относительно некоторых иных участников процесса (например, гражданский ответчик, свидетель, специалист и др.) законодатель в качестве преимущественного предусмотрел способ прямых запретов на отдельные действия.