Урок по всеобщей истории на тему "Начало Второй мировой войны" (9 класс). Разработка урока "начало второй мировой войны Урок начало второй мировой войны

24.01.2024

Конспект урока всеобщей истории в 9 классе.

Тема: Причины второй мировой войны.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: познакомить учащихся с причинами второй мировой войны.

Задачи урока:

  1. Воспитательная - воспитание нравственной личности; воспитание неприятия войны, жестокости, уважение к человеческой личности как к высшей ценности.
  2. Образовательная - познакомить учащихся с основными аспектами международных отношений; на основе материала урока выявить причины второй мировой войны.
  3. Развивающая - развитие логического мышления, как основы для выявления причинно-следственных связей; формирование навыков работы с опорным конспектом.

Оборудование: учебник, рабочие тетради, учебная презентация, карточки с заданиями, карта «Европа в 1933-1939гг.»

План урока:

  1. Организационный момент. Мотивация учащихся на работу.
  2. Постановка целей урока.
  3. Активизация и актуализация знаний учащихся на основе изученного ранее материала.
  4. Объяснение нового материала (с привлечением учащихся), работа по составлению опорного конспекта.
  5. Закрепление пройденного материала (контрольные вопросы).
  6. Подведение итог урока (задание на дом, выставление оценок).

Урок включает в себя использование различных педагогических технологий (или их элементов):

Информационно-коммуникативной технологии (учебная презентация);

Технологии проблемного обучения;

Технологии развития критического мышления;

Классно-урочной технологии;

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Представление учителя.

Вступительное слово учителя:

1 сентября 2011 года человечество отметило 72 годовщину начало второй мировой войны. Всё дальше и дальше от нас те трагические дни, те страшные военные годы. Всё меньше и меньше остаётся в живых участников и очевидцев тех событий. Современное поколение знает о войне только из книг и кинофильмов.

(Демонстрируются кадры нападения Германии на Польшу)

А может, не было войны?

И людям всё это приснилось:

Опустошенная земля,

Расстрелы и концлагеря,

Хатынь и братские могилы.

А может, не было войны?

1Слайд «Вторая мировая»

1сентября 1939 года Германия напала на Польшу, началась вторая мировая война - крупнейший конфликт в истории человечества. Конфликт, который разделил 20 век на 2 эпохи. Позже люди будут говорить о своём прошлом, это было не в 20 или 30-е годы. Они будут говорить: «Это было ещё до ВОЙНЫ».

Вторая мирровая - стала переломным моментом во всей мировой истории. Это самая страшная и самая кровопролитная война.

2 Слайд « Театры боевых действий».

Во время второй мировой военные действии велись на территории 3-х континентов и водах 4 океанов (назвать). Перед вами основные театры боевых действий (комментарии к слайду).

3 Слайд «Статистика».

Великая Отечественная война, которую вёл СССР против фашистской Германии - это часть Второй мировой. Наша страна потеряла в годы войны 27 млн. человек.

Вторая мировая война - единственный конфликт в истории человечества, в ходе которого было применено ядерное оружие.

2. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ.

Сегодня на уроке нам предстоит разобраться, почему началась эта страшная война, какие события привели к самому кровавому конфликту в истории.

Тема нашего урока: «Причины второй мировой войны». (Запись темы в тетрадях).

3.Актуализация и активизация знаний учащихся.

Вопросы учащимся.

1.На предыдущих уроках вы познакомились с основными событиями начала 20 века. Скажите, какие события, изученные вами ранее, оказали, на ваш взгляд, большое влияние на дальнейшую мировую историю?(Ответы учащихся. Должны выделить Первую мировую войну и мировой экономический кризис.)

2. Когда произошли эти события? (Ответы учащихся. 1913-1918гг., 1929-1933гг.)

Вы абсолютно правы, называя эти события. Они действительно стали переломными моментами мировой истории. Первым событием, которое вы назвали, является 1 мировая война.

1.Объясните, что значит мировая война? Чем она отличается от войн локальных? (Ответы учащихся. Локальные - местные, в них как правило принимают участие 2 страны, военные действия проходят на небольшой территории, в мировых войнах участвуют большинство государств мира, масштабы и охват территории значительно больше)

2. Назовите основную причину 1 мировой. (Ответы учащихся. Борьба за передел мира)

3.Как вы считаете, все ли страны были удовлетворены её результатами? (Ответы учащихся. Результатами первой мировой войны были недовольны побеждённые страны и, прежде всего, Германия.)

Действительно, 1 мировая война не только не разрешила противоречия между ведущими странами мира, а напротив ещё больше обострила их. Как вы знаете, международные отношения после 1 мировой войны регулировались на основе Версальско - Вашингтонской системы

(международные договоры, заключённые после войны ведущими странами мира).

4. Вспомните решения Версальской конференции, которые непосредственно касались главной виновницы войны-Германии. (Ответы учащихся. Германия потеряла 1/8 своих территорий, была отменена всеобщая воинская повинность, ей запрещалось иметь армию более 100 тысяч человек, подводный флот, крупные надводные корабли, танковые соединения, военную авиацию, тяжёлую артиллерию. Германия должна была выплатить огромные репарации (132 млрд. золотых марок). Однако, Версальский мир носили скорее унижающий Германию характер, но имели весьма слабую сдерживающую функцию. Немцам были сохранены государственное единство, промышленный, финансовый и научный потенциал, контроль над основными территориями и коммуникациями. Немцам удалось обойти ограничения союзников и создать внушительную теневую армию (под видом спортивных и оздоровительных обществ).

Германия была унижена, но не побеждена.)

Германия, которая стремилась захватить новые территории, теряет 1/8 собственных земель! Немецкие газеты писали, что немцы начали мечтать о реванше в тот же день, когда подписали перемирие.

5.Скажите, ребята, как вы понимаете слово «реванш»? (Ответы учащихся. Стремление проигравшей страны отплатить за поражение, изменить результаты войны в новом противостоянии .)

Германия была вынуждена соблюдать условия Версальского договора. ПОКА вынуждена…

А теперь остановимся на втором событии, которое вы отметили - это экономический кризис 1929-1933 гг. Экономический кризис, как мы знаем, привёл к резкому спаду производства в ведущих мировых странах, к росту безработицы, к падению уровня жизни.

6. Какие серьёзные политические изменения произошли в Европе в годы кризиса?

(Ответы учащихся. В годы кризиса, в январе 1933 года, к власти в германии пришла фашистская национал-социалистическая рабочая партия во главе с А.Гитлером. Гитлер и его единомышленники использовали национализм в качестве важнейшего средства добиться влияния на широкие слои немецкого населения. Они утверждали, что немцы представляют собой «избранную арийскую расу», которой судьба предначертала создать «новый мировой порядок». Они обещали, что все социально-экономические проблемы в стране будут решены после устранения «внутреннего врага» - коммунистов, демократов, евреев и цыган и после того как экономика страны будет поставлена под полный контроль государства. Немцам были обещаны земли (прежде всего на Востоке), которые следует отнять у «неполноценных» народов.

Из всего выше сказанного становится ясно, что к власти в Германии в 1933 году пришла партия реванша и войны.)

Придя к власти, Гитлер не только стал нарушать условия Версальского договора (отказ от выплаты контрибуций, введение всеобщей воинской повинности), но и открыто заявлять о своих притязаниях на новые территории и даже на мировое господство. Версальско- Вашингтонская система оказалась непрочной. Она не смогла предотвратить новой войны.

4. Изучение нового материала.

Для того, чтобы понять почему стала возможной эта война нам необходимо разобраться в особенностях международных отношений в 30-е годы 20 века.

По ходу нашей работы в тетрадях появится опорный конспект, который поможет вам правильно понять основные хитросплетения международных отношений в данный период.

СОСТАВЛЕНИЕ ОПОРНОГО КОНСПЕКТА .

Международные отношения в 30-е годы 20 века.

Мир после 1 мировой войны был направлен на наказание побеждённых. Он не ликвидировал, а обострил противоречия. К середине 30-х гг. на международной арене обозначились 3 группы государств с различными идеалами и целями в области внешней политики.

1) Право - тоталитарные (Германия, Италия и милитаристская Япония).

2)Буржуазные демократии (США, Англия, Франция).

3)Лево-тоталитарные (СССР)

Основные направления внешней политики ведущих государств мира.

3.Концепция коллективной безопасности.

2.Умиротворение агрессора

Недовольство результатами 1 м.в.

Экономические трудности, неготовность к современной войне.

Нежелание воевать, желание избавиться от коммунизма.

Пересмотр результатов 1 м. в. Завоевание мирового господства.

Максимально отсрочить войну.

Столкновение Германии с СССР (направить агрессию на Восток)

Практические действия.

Восстановление германской армии и флота. Аншлюс Австрии1938г. Захват Чехословакии1939г..

Система международных договоров (1935-с Францией и Чехословакией)

Мюнхенский сговор.

Срыв англо-советских переговоров в 1939г.

О том, как Гитлер начал осуществление своих планов расскажет нам (опережающее задание учащемуся)

(Выступление ученика, работа с картой. Гитлер не скрывал своих захватнических планов. Фашисты считали, что все немцы должны жить в едином государстве. В марте 1938 года был проведён аншлюс (присоединение) Австрии к Германии. После этого Гитлер стал готовиться к захвату Чехословакии. В качестве предлога фашисты использовали положение в Судетской области Чехословакии, где большинство населения составляли немцы. Гитлер требовал отторжения этой области от Чехословакии и присоединения её к Германии. Чехословакия пыталась сопротивляться этим требованиям, рассчитывая на поддержку Англии и Франции. Однако, западные державы отказали Чехословакии в помощи. 29 сентября 1938 года в Мюнхене главы правительств Англии, Франции, Германии и Италии, решили судьбу Чехословакии. Согласно принятому соглашению она была обязана в десятидневный срок передать Германии Судетскую область, что составляло 1/5 её территории. Чехословацкого представителя на совещании не было. Это событие вошло в историю под названием «Мюнхенский сговор». Чехословацкое правительство вынуждено было принять германские требования.

Германия обещала Англии и Франции, что отныне все спорные вопросы будут решаться путём переговоров. Но эти обещания были грубо нарушены. В марте 1939 года Германия захватила территорию всей Чехословакии. Потребовала у Польши г.Гданьск оккупировала в Литве Клайпедскую область. )

Срыв англо-советских переговоров в 1939 году.

Вынужденная мера.

10 лет.

Раздел сфер влияния.

Через неделю после заключения этого договора началась 2 м. в.

Мы рассмотрели наиболее важные аспекты международных отношений, попытались проследить, как мир постепенно приближался к новой войне.

В начале урока была обозначена главная задача нашего урока - выяснить основные причины 2 м.в.

Давайте попробуем сформулировать ответ на главный вопрос урока и назовём основные причины войны. (Ответы учащихся.)

Запись в тетрадях.

Слайд. Причины второй мировой войны.

1.Непрочность Версальско-Вашингтонской системы.

2.Мировой экономический кризис.

3. Реваншистские устремления ряда государств.

4. Противоречия между государствами с различными политическими системами.

5. Закрепление пройденного материала.

На экран по очереди выводятся вопросы, на которые устно отвечают учащиеся.

  1. Каковы были внешнеполитические планы Гитлера?
  2. Каково содержание политики умиротворения и каковы её результаты?
  3. Почему не удалось создать систему коллективной безопасности?
  4. В чём причины советско-германского сближения в 1939 году?
  5. Перечислите основные причины второй мировой войны.
  6. Можно ли было предотвратить вторую мировую войну? (Ответ обоснуйте)

Вывод: Вторая мировая война стала итогом целенаправленной деятельности небольшой

группы государств-агрессоров, которую мировое сообщество не смогло обуздать.

6. Подведение итогов урока.

Агрессия Японии, Италии и Германии в 1931-1939гг.

Урок по истории в 9 классе по теме «Начало Второй мировой войны».

Цель урока: уяснить, что причинами нового советско-германского сближения явились, с одной стороны, явное нежелание стран Запада реализовывать советскую идею создания системы коллективной безопасности, а с другой – попытка за счет альянса с Германией решить свои геополитические проблемы – расширить территорию СССР до размеров Российской империи; показать всю глубину опасности, нависшей над нашей Родиной и ее народами, в связи с разработкой плана нападения Германии на СССР.

Задачи:

Образовательная : выяснить политическую и экономическую ситуацию в СССР накануне Второй мировой войны, показать причины, условия и значение заключения пакта Молотова-Риббентропа, выяснить роль Советского Союза и Германии в развязывании войны;

Развивающая : способствовать развитию умения работать с текстом учебника, хроникой событий, историческими документами, извлекать необходимую информацию, анализировать, сравнивать, делать выводы, высказывать свою точку зрения.

Воспитательная : воспитывать чувство патриотизма, неприятия тоталитарных режимов, трудолюбие, добросовестное отношение к своей работе, интерес к историческому прошлому, чувства патриотизма, своей гражданской позиции в оценке событий тех лет, сопереживанию и гордость за поколение людей того времени

Основное содержание: 1. Расстановка сил в мире в конце 30-х гг.

2. Советско-германские договоры 1939г. и секретные протоколы к ним: расчеты и просчеты советской дипломатии.

3. Был ли СССР соучастником второй мировой войны? (Военные действия СССР в Польше и Прибалтике, расширение “братской семьи” советских республик, советско-финская война.)

4. Подготовка германской агрессии против СССР.

5. “Если завтра война…” (обороноспособность страны к июню 1941г.)

Основные понятия: секретные протоколы; план “Барбаросса”; план “Ост”; блицкриг.

Оборудование урока: документы; таблица; карты “Международное положение и внешняя политика СССР (1921 – 1941гг.)”, “Стратегический план войны фашистской Германии против СССР (План “Барбаросса»).

Форма учебного занятия: Обзорная лекция с элементами лабораторной работы по документам.

Тип урока: нетрадиционный, с использованием ИКТ

урок изучения нового материала

Вид урока: проблемно - поисковый

План урока: 1. Причины нового советско-германского сближения. Советско-германский договор о ненападении 1939г.

3. Война с Финляндией.

Ход урока.

1 этап. Организационный момент .

Урок начинается с отрывка из стихотворения «Спасибо, солдат, за победу!» Юрия Юркого под аккомпанемент музыки.

Успешно Гитлер начал свой блиц-план:
Ползла по миру, множась, злая сила
За счёт ресурсов покорённых стран…
Ужасно это всё, но это было!

Мечтая превратить весь мир в рабов,
Фашисты из людей варили мыло,
Топили ими печи вместо дров…
Ужасно это всё, но это было!

Тема нашего урока «Начало Второй мировой войны»

Цель урока: Охарактеризовать причины и начало Второй мировой войны

Задачи урока: сегодня на уроке мы должны с вами

Выяснить роль Советского Союза и Германии в развязывании войны;

Закрепить умение работать с документами;

Показать всю глубину опасности, нависшей над нашей Родиной

Проверка домашнего задания. (Не проводится, так как накануне был обобщающий урок).

План нашего урока:

1.Причины нового советско-германского сближения. Советско-германский договор о ненападении 1939г.

2. Расширение территории СССР.

3. Война с Финляндией.

4. Подготовка Германии к нападению на СССР.

5.Укрепление обороноспособности страны

2 этап. Изучение нового материала.

1. Причины нового советско-германского сближения. Советско-германский договор о ненападении 1939г.

Причины советско-германского сближения вы можете назвать сами. Для этого вы должны вспомнить урок “Международные отношения и внешняя политика СССР 1930-е гг.

Ответы учащихся (учащиеся говорят о попытке СССР создать систему коллективной безопасности)

Угроза для СССР остаться один на один с германской агрессией привела к тому, что СССР принимает предложение Германии о заключении договора о ненападении и прерывает переговоры с Англией и Францией, которые начались 12 августа 1939г. в Москве, убедившись в их полной бесперспективности. Так как представители делегации Англии и Франции получили указания тянуть время, чтобы предотвратить соглашение между СССР и Германией. 23 августа 1939г. был подписан советско-германский договор о ненападении сроком на 10 лет и секретные протоколы, разграничившие “сферы влияния” этих стран.

Работа с документом № 1. Пакт о ненападении.

Рассмотрим фрагмент из этого договора и ответим на вопросы:

2. Почему Гитлер пошел на подписание договора с СССР?

3. Какие выгоды получили СССР и Германия от заключения этого договора?

4. В чем вы видите плюсы и минусы этого договора?

Работа с документом № 2. Секретный дополнительный протокол от 23 августа 1939г. (учащиеся читают его)

Проанализируйте и сделайте вывод

Выгоды для каждой страны из секретных протоколов?

1) интересы СССР

2) интересы Германии

2. Расширение территории СССР.

На рассвете 1 сентября 1939 года, в тот самый день, который Гитлер еще 3 апреля выбрал для начала операции "Вайс", немецкая армия пересекла границы Польши и двинулась по направлению к Варшаве с севера, юга и запада.

В воздухе ревели немецкие самолеты, заходя на свои цели - колонны польских войск, эшелоны с боеприпасами, мосты, железные дороги, незащищенные города. Через несколько минут поляки - военные и гражданские - поняли, что такое смерть, внезапно обрушивающаяся с неба. Такого в мире еще не бывало, но в последующие шесть лет это чувство познали сотни миллионов мужчин, женщин и детей в Европе и Азии. Тень этого ужаса, особенно после создания атомной бомбы, будет преследовать человечество, напоминая ему об угрозе полного уничтожения.

Даже на немецких солдат, видевших, кто на кого нападал на польской границе, обрушились потоки лжи Гитлера. 1 сентября в грандиозной прокламации Гитлера, обращенной к германской армии, говорилось:

"Польское государство отказалось от мирного урегулирования конфликта, как это предлагал сделать я, и взялось за оружие... Несколько нарушений границы, которые нестерпимы для великого государства, доказывают, что Польша не намерена с уважением относиться к границам рейха.

Чтобы прекратить это безумие, у меня нет другого выхода, кроме как отныне и впредь силе противопоставить силу".

В тот день Гитлер только однажды сказал правду.

"Я не прошу ни от одного немца, - заявил он в рейхстаге, - делать больше того, к чему я готовился все эти четыре года... С настоящего момента я - первый солдат германского рейха. Я снова надел форму, которая была для меня дорога и священна. Я не сниму ее до тех пор, пока не будет одержана победа, ибо поражение для меня равносильно смерти".

Свое обещание он выполнил.

3 сентября 1939 года Англия и Франция, в ответ на вторжение в Польшу, объявили Германии войну. Но союзники Польши не оказали ей реальной помощи. Немецкие войска, не встречая серьезного сопротивления, быстро продвигались вглубь страны. И уже 28 сентября 1939 года первая кампания Второй мировой войны завершилась. Польша была полностью оккупирована.

Таким образом, началась

Продолжительность дней

Число стран-участниц

Число нейтральных государств

Число государств, на территории которых проходили военные действия

Численность населения – стран, участниц войны

1700 млн. человек

(80% населения)

Число мобилизованных

110 млн. чел.

Число погибших в войне

Более 60 млн. чел.

17 сентября советские войска вступили в польские земли и возвратили земли Западной Украины и Западной Белоруссии.

В ноябре эти территории вошли в состав УССР и БССР. На их территории началась ускоренная индустриализация и коллективизация .

В Бресте после поражения Польши состоялся совместный парад советских и немецких войск.

28 сентября 1939 года между СССР и Германией был подписан договор о дружбе и границе.

Работа с документом 3. ДОГОВОР О ДРУЖБЕ И ГРАНИЦЕ МЕЖДУ СССР И ГЕРМАНИЕЙ.

После разгрома Польши СССР заключил договоры о «взаимной помощи» с прибалтийскими странами. Они предполагали размещение в Прибалтике военно-морских и военно-воздушных баз Красной Армии. Это создало условия для прихода к власти коммунистов. В июне 1940 г. Советский Союз потребовал назначения новых правительств с участием коммунистов. Это требование вскоре было выполнено.

«Народные правительства» обратились к Советскому Союзу с просьбой о вхождении в состав СССР на правах союзных республик. В октябре 1940 г. Верховый Совет СССР принял соответствующее решение. В Июне 1940 года после советского ультиматума Румыния возвратила Бессарабию и Сев.Буковину, отторгнутые в 1920 г. Т.о.западные гра- ницы СССР были отодвинуты на 200-600 км.

Таким образом, были возвращены почти все западные губернии, раннее входившие в состав Российской империи, за исключением Польши и Финляндии.

3. Война с Финляндией. (Просмотр фильма «Вторая мировая война – молниеносная война»

Расширение советской территории проходило почти без вооруженных конфликтов. Иначе развивались отношения с Финляндией.

Переговоры были начаты в секретном режиме, это устраивало обе стороны. 14 апреля 1938 г. в Хельсинки прибывает второй секретарь Борис Ярцев. Правительство СССР уверено, что Германия готовит боковой удар через Финляндию. И гарантий со стороны финнов, что те не пропустят немцев через свою территорию было не достаточно. СССР требовал секретного соглашения: участвовать при обороне финского побережья, строительство укреплений на Аландских островах, и получить военные базы для флота и авиации на о. Гогланде. Территориальных требований не выдвигалось. Предложение Ярцева было отвергнуто в конце августа 1938г.

В октябре – ноябре Финляндия была приглашена на официальные переговоры в Москву. 14 октября 1939 г. советская сторона предоставила финнам меморандум.

    Обеспечение безопасности г.Ленинграда

    Уверенность в том, что Финляндия будет стоять на базе дружественных отношений с СССР.

Финляндия, чувствуя тайную поддержку Германии и открытую Англии и Франции, отвергла эти предложения и объявила всеобщую мобилизацию.

26 ноября 1939 года был обстрел финской стороны пограничного советского селения севернее Майнилы.

Было убито 4 и ранено 9 красноармейцев. Финны отрицали факт провокации со стороны своих войск, и предлагали провести двухстороннее расследование.

30 ноября 1939 года СССР под предлогом, что его территорию обстреляли со стороны Финляндии, начал против нее военные действия. Расчет делался на быструю победу. Тем не менее, советско-финская война затянулась.

Советский Союз оказался на грани конфликта с Англией и Францией. Лига Наций признала СССР агрессором и исключила из своего состава. Симпатии Финляндии открыто выражала и Германия.

СССР: Корельский перешеек с Выборгом, северное побережье Ладоги, у входа в Финский залив на острове Ханко создавалась советская морская база.

4. Подготовка Германии и СССР к войне

Выступление учащихся: Завоевание Германией европейских стран.

План Барбаросса – выступление учащихся

План Ост – выступление учащихся

Этап 3. Закрепление пройденного материала.

1. Назовите основные причины Второй мировой войны.

2. Какие государства являлись виновниками развязывания Второй мировой войны?

3. Можно ли было предотвратить войну? Почему?

Вывод: Германия и СССР – страны-агрессоры; и Германия, и СССР в 1939-1940 гг. вели захватнические войны (только СССР, конечно, в гораздо меньших масштабах); Германия и СССР летом 1941 г. готовили агрессию друг против друга. Огромное преимущество получал тот, кто быстрее осуществлял развертывание войск. Вермахт в этом вопросе оказался оперативнее Красной Армии. С этой позиции легко объясняется такой факт, что в начальный период войны Сталин находился в глубокой депрессии: это неудивительно, ведь сорвалась величайшая агрессия, в результате которой, может быть (кто знает?), под контролем СССР находилась бы вся Европа.

Этап 4. Рефлексия и домашнее задание.

Закончить свой урок я хочу словами Дмитрия Румата

Не смею говорить я о войне

Не смею говорить я о войне,

Но я скажу – есть родственная память,

Не дай нам Бог увидеть и во сне

Того, что было пережито Вами!

Урок по истории в 9 классе на тему «Начало Второй мировой войны»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, объявляет тему, цели и задачи урока.

Учащиеся слушают, записывают тему урока в тетради.

Осознают цели и задачи урока.

2. Этап изучения нового материала

3. Этап закрепления пройденного материала

4. Рефлексия

Муниципальное казённое образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза В.А.Маркелова с. Старая Сахча Мелекесского района Ульяновской области

Открытый урок

по истории в 9 классе

«Вторая мировая война.

1939 – 1945 гг.

Итоги и последствия».

Провела: учитель истории и обществознания Владимиркина Е.С.

Цель урока:

Сформировать у учащихся представление о самой кровопролитной в истории человечества войне, её участниках, сражениях, итогах, цене победы над фашизмом;

Воспитывать чувства гордости и патриотизма за страну и народ.

Основные знания:

Причины войны; стратегические планы сторон; начало войны; нападение Германии на СССР; Великая Отечественная война; причины поражения Красной Армии; СССР и союзники, конференции «большой тройки»; разгром милитаристской Японии, окончание Второй мировой войны; цена победы; советские военачальники (Г.К.Жуков, К.К.Рокоссовский, А.М.Василевский, И.С.Конев, И.Д.Черняховский); итоги; последствия и уроки войны.

Основные понятия: коалиция, капитуляция, блицкриг, ООН.

Оборудование урока: карты «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», «Вторая мировая война».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Эпиграфы урока:

«Никто не забыт и ничто не забыто»

(Маршал Г.К.Жуков)

План урока:

I. Организационный момент.

III. Наш край в годы ВОВ.

IV.Итоги и уроки ВМВ и ВОВ. Вывод по теме урока.

V. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Война страшное и жестокое историческое явление, которое оставляет после себя жертвы и разрушения. 17 век – на войне убито 3 млн. 300 тыс.,

18 век – убито 5 млн.200 тыс., 19 век – убито 5 млн. 500 тыс., 20 век – Первая мировая война, убито 10 млн.; Вторая мировая война унесла 64 млн. человеческих жизней, ранено и искалечено 110 млн., сиротами стали 42 млн.

После Второй мировой войны более 100 раз на нашей планете вспыхивали войны. Из 5000 лет цивилизации только 395 были мирными; более 4 млрд. человеческих жизней погибло в пламени войны. Сегодня на уроке мы продолжим с вами наш разговор об одной из самых кровопролитных войн XX века – Второй мировой войне. Вы должны уяснить историческое значение победы и её цену, итоги, последствия и уроки войны. Нам нужно вспомнить исторических личностей, сыгравших определённую роль в ходе войны. Сделать определённые выводы о трагизме и сокрушительной силе любых войн.

А для начала давайте обобщим и систематизируем ваши знания о Второй мировой войне, полученные на уроках истории России и всеобщей истории.

II. Обобщение и систематизация знаний.

Итак, началу Второй мировой войны послужили ряд причин. И, в первую очередь то, что к началу 30-х гг. XX века в мире сложились государства с различными политическими системами, появились страны-агрессоры.

1.Вспомните, какие политические режимы установились в мире? В каких государствах?

Отв.: Демократический - Англия, США, Франция;

Тоталитарный - СССР, Германия, Италия.

2. Назовите страны, избравшие агрессивную внешнюю политику.

Отв.: Германия, Италия, Япония.

3. Какая внешнеполитическая обстановка сложилась накануне Второй мировой войны? Какая политика проводилась западными государствами и СССР по умиротворению агрессора?

Отв.: Страны запада и СССР вели закулисные переговоры с Германией.

4. К чему это привело? Какие соглашения были заключены?

5. Кто принимал участие в этом сговоре? Какие решения были приняты?

Отв.: Великобритания (Н.Чемберлен), Франция (Э.Даладье), Германия (А.Гитлер), Италия (Б.Муссолини). Было подписано соглашение о расчленении Чехословакии.

6. Почему Англия и Франция пошли на сговор с Германией?

Отв.: в случае отказа, Гитлер угрожал войной в Европе.

7. К чему привели советско-германские переговоры? Какую оценку можно дать дипломатии этих стран?

Отв.: 23 августа 1939 г. был подписан Пакт о ненападении и Секретные протоколы (о разделе сфер влияния в Европе). Победа дипломатии фашистской Германии и поражение англо-французской и советской дипломатии.

8. Когда началась Вторая мировая война?

9. Проясните масштабность Второй мировой войны.

Отв.: продолжительность – 2194 дня, число стран-участниц – 72, число государств, на территории которых проходили боевые действия – 40, численность населения стран-участниц – 1700 млн. человек, т.е. 80 % населения земли, число мобилизованных – 110 млн. человек, число погибших – более 60 млн.

10. Самый значительный этап во Второй мировой войне занимает Великая Отечественная война. Когда началась ВОВ?

11. Масштабность ВОВ.

Отв.: продолжительность – 1418 дней, погибло – 27 млн. чел., стали инвалидами – 2,6 млн., разрушены – 1710 городов и посёлков городского типа, уничтожены – 70 тыс. сёл и деревень.

12. В первые дни войны 28 советских дивизий были разгромлены полностью, 72 – более чем наполовину. Немецкие войска продвинулись на 300-600 км. вглубь советской территории. Ими были захвачены Литва, Латвия, Белоруссия, Украина, Молдавия.

Какие причины способствовали поражению Красной Армии?

Отв.:

    Военно-экономический потенциал Германии, подчинившей себе почти всю Европу, значительно превышал возможности СССР.

    Гитлеровская армия была очень мощной, имела двухлетний опыт ведения войны в Европе. Красная Армия уступала в профессионализме, особенно командного состава (на что повлияли массовые репрессии в армии накануне войны).

    Просчёты советского руководства в определении военной доктрины, в частности недооценки роли механизированных соединений и т.д.

    Просчёты руководства страны в анализе международной ситуации накануне войны, а также в определении сроков начала войны, что привело к фактору внезапности.

13. Групповая работа .

Дайте название логическим рядам.

А) «Барбаросса»- план молниеносной войны Германии против СССР.

Б) «Ост» - план физического истребления народов СССР и Восточной Европы, объявленных «расово неполноценными».

В) «Тайфун»- план наступления гитлеровских войск на Москву.

Г) «Цитадель»- план наступления гитлеровских войск в районе Курска.

Д) «Багратион» - операция Красной Армии по освобождению Белоруссии.

Отв.: планы ведения боевых действий, конференции « большой тройки».

14. Что такое?

    План «Тайфун»

    «Барбаросса»

    «Цитадель»

    «Багратион»

15. Когда состоялась?

    Крымская конференция.

    Ялтинская конференция,

    Потсдамская Конференция.

16. Перечислите лидеров «большой тройки».

    Англия - У.Черчилль

    США – Ф.Рузвельт

    СССР - И.Сталин

17. Какая из конференций прошла в обновлённом составе?

Отв.: Потсдамская, США - Гарри Трумэн, Великобритания - Клемент Эттли.

18. Как вы знаете большую роль в истории играют личности. Давайте послушаем краткие энциклопедические справки о лидерах «большой тройки». Сообщения учащихся.

19. Какие вопросы решались на конференциях?

Отв.: об открытии второго фронта, ленд-лизе, создании ООН, о послевоенном мирном урегулировании.

20. Перечислите основные сражения периода ВОВ и ВМВ.

    Битва за Днепр – сентябрь – ноябрь 1943 г.

21. Когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.

22. Когда наша страна отмечает День победы? Когда состоялся первый парад Победы?

23. Когда закончилась ВМВ?

24. Какую трагедию испытали города Японии Хиросима и Нагасаки?

Отв.: США сбросило на них ядерные бомбы

III. Наш край в годы ВОВ.

1. сообщение на тему «Симбирский край в годы ВОВ».

IV. Итоги и уроки войны ВМВ и ВОВ.

Вторая мировая война продолжалась 6 лет, унесла жизни более 60 млн. чел., материальный ущерб в 12 раз превысил ущерб, нанесённый в годы первой мировой войны.

Итоги войны: победа над фашизмом, рост авторитета СССР в мире, превращение его наравне с США в сверхдержаву, образование мировой системы социализма, мир стал двухполярным, был получен толчок к развитию национально-освободительного движения в странах Азии и Африки, следствием этого стало окончательное крушение колониальных империй, создание ООН.

Вывод: главную роль в разгроме фашизма и в спасении всего мира от фашистской «чумы» сыграл Советский Союз.

V. Рефлексия.

VI. Домашнее задание. Написать рефераты на темы:

«Наш край в годы ВОВ»,

«Великая Победа – одна на всех».

VII. Подведение итогов урока.

Тема урока: Вторая Мировая война (1939-1945 гг.) .

Цель урока: Раскрыть причины и характер Второй мировой войны, рассказать об ее итогах и последствиях,

подчеркнуть, что по своему происхождению она была империалистическая, а со стороны

фашистских государств – несправедливой, захватнической войной.

Рассказать об основных этапах, крупнейших сражениях, достижениях военной техники.

Обратить особое внимание учащихся на образование антифашистской коалиции и ее действия,

подчеркивая, что ее основными задачами было открытие второго фронта в Европе.

Воспитывать у учащихся неприязнь к любым военным действиям.

Тип урока: Классический.

Метод урока: Рассказ, вопросы-ответы.

Оборудование: Карта мира, иллюстрации.

План урока: 1. Орг. момент.

2. Проверка Д/З.

3. Объяснение новой темы.

А) Причины и характер войны.

Б) Начало войны, этапы и сражения.

Г) Антигитлеровская коалиция.

Д) Масштабы и итоги войны.

4. Закрепление новой темы.

5. Домашнее задание.

Проверка Д/З :

1. Какие противоречия определяли ход международных отношений после окончания Первой мировой

2. В чем суть «Плана Дауэса»?

3. Какую политику проводила Лига Наций?

4. Охарактеризуйте «эру пацифизма».

5. Какую политику проводили Германия, Италия и Япония?

Причины и характер войны .

Вторая мировая война длилась 6 лет: 01.09.1939 г. – 02.09.1945 г. Охватила все континенты и океаны. В войне участвовало 61 государство.

Характер – со стороны Германии, Италии и Японии – захватнический. Со стороны Англии, Франции, СССР и других стран – освободительный.

Начало войны, этапы и сражения .

01.09.1939 г. – Германия напала на Польшу. Против 33 польских дивизий выступили 57 немецких. В течении двух недель захват Польши был завершен.

1939-12.03.1940 г. – Советско-финская война. --- СССР изгнан из Лиги Наций. Закончилась перемирием.

Англия и Франция бездействовали, надеясь на защиту линии Мажино.

10.06.1940 г. – Италия объявила войну Франции и Англии. --- 22.06.1940 г. – Франция и Германия подписали мирное соглашение, а 25.06.1940 г. – в Риме с Италией. --- Франция прекратила военные действия, + 2/3 территории отходили к Германии. Армия была разоружена, а бывший премьер-министр Франции Шарль де Голль перебрался в Англию и призвал всех французов к войне, основав движение «Свободная Франция ».

К Германии присоединились – Румыния, Венгрия, Болгария, Испания и Финляндия. Полный нейтралитет сохраняли – Швеция, Швейцария и Ирландия.

1940 г. – военные действия охватили Восточную и Северную Африку.

06.04.1941 г. – немецкие войска захватили Грецию и Югославию.

В итоге к лету 1941 г. Германия оккупировала 12 государств Европы. В этих странах был установлен «новый порядок», который нарушал демократические свободы.

Вся экономика захваченных стран служила Германии.

ВОВ .

18.12.1940 г. – Гитлер подписал план «Барбаросса », направленный на захват СССР. В этой войне на стороне Германии участвовали войска Румынии, Венгрии, Финляндии, Италии, Словакии, Хорватии и Испании. = 190 дивизий + 153 дивизии Германии. = 80% вооруженных сил Германии.

Германия планировала «блицкриг » - «молниеносную войну », т.е. захват СССР за 8-10 недель.

22.06.1941 г. – Германия напала на СССР.

В результате к осени 1941 г. Германия захватила: Прибалтику, Молдавию, Украину, Белоруссию, готовила блокаду Ленинграда и нападение на Москву.

Только мужественная оборона не позволила осуществить свои планы фашистским войскам.

16.11.1941 г. – в сражении под Дубосеково 28 воинов из 316-ой дивизии генерала Панфилова И. приняли бой против 50 немецких танков и остановили их. А в сражении под Москвой отличился офицер Б. Момыш-улы.

К началу ВОВ Германия на границе с СССР сосредоточила 5,5 млн. человек, 4300 танков и 5000 самолетов.

Армия СССР = 2,7 млн. человек, 1475 танков, 1540 самолетов.

1 период войны = 1941-ноябрь 1942 гг. = начало блокады Ленинграда, оборона Брестской крепости, Московская битва с сентября по ноябрь 1941 г. – оборона, с 5 декабря – наступление.

Оборона Сталинграда – июль 1942 г.

2 период войны = ноябрь 1942 – конец 1943 гг. = контрнаступление под Сталинградом, прорыв в 1943 г. блокады Ленинграда, битва на Курской дуге, Тегеранская конференция глав СССР, США и Великобритании.

3 период войны = январь 1944 – 8 мая 1945 г. = открытие второго фронта, освобождение.

Антигитлеровская коалиция .

1939 г. – Япония вступила в войну у р. Халкин-Гол (Монголия). Тихоокеанский флот США располагался на базе Перл-Харбор.

07.12.1941 г. – Япония атаковала Перл-Харбор.

Август 1941 г. – Рузвельт и Черчилль подписали Атлантическую хартию , где были определены цели войны. + поддержал СССР.

11.12.1941 г. – Германия и Италия объявили войну США. Это укрепило антигитлеровскую коалицию.

1944 г. – СА освободила территорию СССР.

Начало 1945 г. – фашистский блок полностью распался. Согласно Крымской (Ялтинской) конференции в феврале 1945 г. Германия была разделена на 4 оккупационные зоны: советскую, американскую, английскую и французскую.

30.04.1945 г. – Гитлер застрелился. 7 мая главнокомандующий союзных войск генерал Эйзенхауэр во французском городе Реймс подписал предварительные условия капитуляции Германии. 8 мая – в Берлине под председательством маршала Жукова Г.К. подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии.

Июль-август 1945 г. – Потсдамская конференция.

6 августа 1945 г. – американские самолеты сбросили атомную бомбу на японский город Хиросиму, а 8 августа на город Нагасаки, 9 августа СССР объявил войну Японии и освободил часть Китая и Кореи, Сахалин и Курильские острова.

2 сентября 1945 г. – на борту линкора «Миссури» подписан Акт о безоговорочной капитуляции Японии.

Масштабы и итоги войны .

Во время и после войны ускорилось общественное развитие. Это привело к большим достижениям в области науки и техники, освоении атомной энергии.

В странах, участвовавших в войне, было мобилизовано 110 млн. человек, погибло до 55 млн. человек (свыше 20 млн. советских граждан).

Закрепление :

1. Каковы причины ВМВ?

2. Какой характер носила ВМВ?

3. Годы ВМВ?

4. Годы ВОВ?

5. Чем прославилась Панфиловская дивизия?

6. Какая битва была переломным моментом в войне?

7. На какие города США сбросили атомные боеголовки?

8. Каково значение и итоги ВМВ?

Теориялық сабақ жоспары/План теоретического урока

Өткізу уақыты/ Дата проведения: 28.10.2015

Курс: первый

Маман/ Специальность: Фермерское хозяйство

Квалификация: Тракторист-машинист с/х производства

Пән/ Предмет: Всемирная история

Мұғалім/ Преподаватель: Осьмакова М.А,

Тақырып/ Тема урока: Вторая мировая война. Начало войны

1.Білімділік/ Образовательная: ознакомить студентов с началом Второй мировой войны, определить причину и ход войны до июня 1941 года

2.Дамушылык / Развивающая: развивать умение делать чёткий анализ событий, на основе этого делать выводы. Совершенствовать навыки обучения по интерактивному методу

3.Тәрбиелік/ Воспитательная: воспитывать у студентов уважение к историческому прошлому, патриотизм

Сабақтың типі/ Тип урока: комбинированный

Сабақтың әдісі/ Методы урока: технология ИКТ; приемы критического мышления: «ЗХУ», «Мозговой штурм»; активный (самостоятельная работа), интерактивный метод (работа в группах), оценочный лист.

Құрал жабуықтар/ Оснащение урока: карточка для самостоятельной работы студентов в группе, «ЗХУ», оценочный лист, учебник «Всемирная история» А. Чупеков, LCD панель, презентация Microsoft Office Power Point, видео-ролик «Начало Второй мировой войны», карты военных действий, опорный конспект

Сабақ Әтаптары/Этапы урока:

I . кезең. Мотивациялық-мақсаттық/ Мотивационно-целевой: 5 минут

Приветствие. Проверка наличия и готовности студентов к уроку.

Психологический настрой на урок.

Образование двух групп, выбор спикера . Спикеры заполняют оценочный лист.

II . кезең. Танымдық/ Операционно-познавательный: 60 минут

Актуализация знаний: «Мозговой штурм»

Какое влияние на международную обстановку оказал мировой экономический

кризис 1929-1933 гг.?

Назовите страны, избравшие агрессивную внешнюю политику.

Назовите цели и действия Японии, Германии на кануне второй мировой войны.

- Кто являлся участниками Мюнхенского сговора, цель сговора (дата)?

- В чем суть Англо-франко-советских переговоров?

- Советско-германские переговоры, когда они состоялись, результат переговоров.

- «+» и «-» заключения договора между СССР и Германией?

Выход на тему: Сейчас мы будем смотреть рисунки. Вам необходимо подумать какая сегодня у нас будет тема занятия (Слайд №1,2 Актуальность темы: 70-летие Победы).

Тему записать в конспект. Обратить внимание на эпиграф (на доске).

«Войну начитают не военные. Войну начинают политики» У. Уэстморленд

Постановка проблемного вопроса: Была ли альтернатива войне? (Слайд №3)

В конце урока необходимо дать ответ на проблемный вопрос .
Заполнение таблицы: Знаю, хочу узнать, узнал о Второй мировой войне (обсуждение в группе, заполнение общей карточки, спикер озвучивает общее решение), студенты в начале урока заполняют первые две колонки (знаю, хочу узнать) Слайд №4

Введение новых знаний:

Студенты должны попытаться самостоятельно определить причины войны на основе предыдущей темы «Международные отношения между 2 мировыми войнами». Ответы записывают коллективно в карту (1 задание). Совещаются в группе, отвечают. Ответы студентов сверяются с правильными причинами (Слайд 5) . Записывают в тетрадь

Работа в группе. Заполнить таблицу и сравнить с военно–политическими блоками в I Мировой Войне (Слайд №6,7) .

Противники Германии

Союзники Германии

I мировая война

II Мировая война

Ответы заносятся в карту (2 задание).

Знакомятся с масштабами Второй мировой войны (Слайд №8). Запись конспекта в тетрадь.

Работа в тетради - записываем, запоминаем, основные хронологические данные, они вам пригодятся, при закреплении мы будим составлять вопросы и отвечать на них сами.
(Слайд №9).

Итак, причины войны мы выяснили и даже сравнили ее с первой мировой войной, скажите мне когда, с какого события началась Вторая мировая война?

Рассказ учителя о начале Второй мировой войны (Провокация Германии, соотношение сил, захват Польши, военные действия против Финляндии) Слайд №10,11,13,14, 15

В истории Второй мировой войны есть понятие «странная война». Самостоятельная работа студентов в группах с учебником. Группы работают с темой «Положение на Западном фронте» стр 95-96, подготавливают 2 вопроса, от каждой группы выступает один студент. После выступления задает противоположной группе вопросы. Спикер своей группе ставит оценки за работу по данному заданию. Ответивший на вопрос зарабатывает дополнительный балл (3 задание) Слайд №16,17,18

Просмотр видеоролика «Начало второй мировой войны». Обсуждение

III . кезең. Рефлексия-бағалау/ Рефлексивно-оценочный: 15 мин

Заполнение последней колонки таблицы: узнал о Второй мировой войне (обсуждение в группе, заполнение общей карточки, спикер озвучивает общее решение

Ответ на проблемный вопрос, поставленный в начале урока (обсуждение в группе

спикер озвучивает общее решение ). Слайд №19

Подведение итога урока. Оценка работы обучающихся.

Задание на дом: Записать в тетради конспект с раздаточного материала. Слайд №20


«раздаточный студентам»

Сравнительная таблица военно-политических блоков в I и во II Мировой Войне

Войны

Противники Германии

Союзники Германии

I мировая война

II Мировая война

Масштабы Второй мировой войны

Продолжительность дней

Число стран участниц

Число нейтральных государств

Число государств, на территории которых проходили боевые действия

Численность населения стран-участниц войны

1700 млн. чел.

(80% населения Земли)

Число мобилизованных

119 млн. человек

Число погибших в войне

Более 60 млн.

Число погибших граждан СССР

Более 27 млн.

Периодизация Второй Мировой войны

Основное содержание периода

Первый период

От нападения на Польшу до начала Великой Отечественной войны

Второй период

Третий период

Коренной перелом в ходе войны

Четвертый период

Разгром фашистской Германии, окончание Великой Отечественной войны

Пятый период

Исторический календарь

30 ноября 1939г. - 12 марта 1940г. - советско-финляндский конфликт - «Зимняя война»

10 июня 1940г. - Италия объявляет войну Великобритании и Франции. Появление африканского театра военных действий

октябрь 1940 г. - нападение Италии на Грецию

Просмотр содержимого документа
«ЗХУ»

Стратегия «ЗХУ»

Просмотр содержимого документа
«Оценочный лист»

Оценочный лист

Имя студента

Какую оценку хотели бы получить

Задание

Оценка за урок

Мозговой штурм

Задание 1.

Участие в обсуждении причин 2 мировой войны

Задание 2.

Сравнение 1-ой и 2-ой мировой войны

Задание 3

Проблемный вопрос

Дополнительно

ФИО спикера ____________________________________

Просмотр содержимого документа
«инструкционная карта»

Карточка для самостоятельной работы студентов

Тема: Вторая мировая война


Проблемный вопрос: Была ли альтернатива войне?

1 задание. Заполните таблицу.

Причины возникновения войны


2 задание. Заполните таблицу.

Войны

Противники Германии

Союзники Германии

I мировая война

II Мировая война

Тема урока: Вторая мировая война 1939-1945 гг.


Проблема


Стадия «Вызов» Стратегия ЗХУ

«З» знаем

«Х» хотим узнать

«У» узнали


  • Территориальные споры и претензии, возникшие после Первой мировой войны. Страны, потерявшие свои территории - хотели их вернуть, а страны, получившие эти территории - хотели их сохранить.
  • Приход к власти в Германии и Италии фашизма.
  • Соперничество великих держав друг с другом
  • Конфликты и противоречия капиталистического мира с Советским Союзом.
  • «Политика умиротворения» и её последствия.

Причины Войны:


Противники Германии

Союзники Германии

I мировая война

II Мировая война

Заполните таблицу и сравните с военно-политическими блоками в I Мировой Войне

Противники Германии

I мировая война

Союзники Германии

Антанта (Россия, Англия, Франция)

Италия, Австро-Венгрия, Османская империя, Болгария

II Мировая война

Польша, Франция, Великобритания. В 1941 г. в войну были втянуты СССР, США, Китай. Далее к коалиции присоединились Австралия, Норвегия, Канада, Непал, Югославия, Нидерланды, Чехословакия, Греция, Бельгия, Новая Зеландия, Дания, Люксембург, Албания, Южно-Африканский Союз, Сан-Марино, Турция. Союзниками по коалиции стали Гватемала, Перу, Коста-Рика, Колумбия, Доминиканская республика, Бразилия, Панама, Мексика, Аргентина, Гондурас, Чили, Парагвай, Куба, Эквадор, Венесуэла, Уругвай, Никарагуа, Гаити, Сальвадор, Боливия. К ним примкнули и Саудовская Аравия, Эфиопия, Ливан, Либерия, Монголия. За годы войны к антигитлеровской коалиции присоединились еще те государства, которые перестали быть союзниками Германии. Это Иран (с 1941 г.), Ирак и Италия (с 1943 г.), Болгария и Румыния (с 1944 г.), Финляндия и Венгрия (с 1945 г.). -

Япония, Словакия, Хорватия, Ирак и Иран (до 1941 г.), Финляндия, Болгария, Румыния (до 1944 г.), Италия (до 1943 г.), Венгрия (до 1945 г.), Таиланд (Сиам), Маньчжоу-Го.


Масштабы Второй мировой войны

Продолжительность дней

Число стран участниц

Число нейтральных государств

Число государств, на территории которых проходили боевые действия

Численность населения стран-участниц войны

1700 млн. чел.

Число мобилизованных

(80% населения Земли)

119 млн. человек

Число погибших в войне

Более 60 млн.

Число погибших граждан СССР

Более 27 млн.


Периодизация Второй Мировой войны

Период и хронологические рамки

Первый период

Основное содержание периода

От нападения на Польшу до начала ВОВ

Второй период

Оборонительные сражения Красной Армии, поражение немцев под Москвой, провал плана "молниеносной войны"

Третий период

Коренной перелом в ходе войны

Четвертый период

(ноябрь 1942 г. - декабрь 1943 г.)

Разгром фашистской Германии, окончание ВОВ

Пятый период

Капитуляция Японии, окончание войны



Без объявления войны Германия напала на Польшу.

-потеря суверенитета

-эмиграция правительства в Лондон


ЗАХВАТ

ПОЛЬШИ


СООТНОШЕНИЕ СИЛ

Германия

Дивизий – 65

Военно-пехотных дивизий – 36

Моторно-танковых дивизий - 11

Моторных бригад – 2

Кавалерийских бригад – 11

Военно-пехотных дивизий - 41

Танков – 280

Легких танков – 82

Самолетов – 2000

Самолетов – 420

Военных кораблей - 100

Военных кораблей -12


Зимняя война 30.11 1939-12.03.1940гг

30 ноября 1939 г. Советский Союз, в одностороннем порядке прекратив переговоры о переносе советско-финской границы, начал боевые действия против Финляндии. Началась советско-финская война.

12 марта 1940 г. между СССР и Финляндией был подписан мирный договор, по условиям которого Финляндия уступала ряд районов Советскому Союзу. Советско-финская граница была отодвинута от Ленинграда, Мурманска и Мурманской железной дороги в глубь финской

территории.



«Странная война»

Противостояние 115 дивизий Франции и Англии 23 немецким.

Французы укрепляли «линию Мажино»

Весной 1940г. Гитлер отдал приказ о реализации планов по захвату Европейских стран




Была ли альтернатива Второй мировой войне?


Домашнее задание:

Записать в тетради конспект с раздаточного материала