Возникновение земледелия, скотоводства и ремесла. Общие черты первого периода истории древнего мира. Условия зарождения и развития государств двуречья Возникновение орошаемого земледелия в долине реки евфрат

25.03.2024

На Земле имеются районы, которые в силу ряда природных особенностей были наиболее благоприятны для развития древнейших цивилизаций - это широкие пригодные для обработки равнины, орошаемые реками, узкие перешейки, архипелаги, совпадающие с центрами происхождения культурных растений. Они являлись своеобразными полюсами притяжения первобытных людей. П. Тейяр де Шарден (1987) выделяет пять таких очагов: Нил и Месопотамия с Египтом и Шумером; долины Ганга и Инда с цивилизациями Индии; бассейн Желтой реки (Хуанхэ) с китайской цивилизацией и, наконец, появившиеся позже Центральная Америка с цивилизацией Майя, острова Тихого и Индийского океанов с полинезийской цивилизацией.

Каждый этнос пережил периоды пассионарных толчков, приводивших к расширению ареала за счет освоения новых территорий, еще не обжитых или захваченных у соседей. Под давлением более мощных этносов цивилизации других народов отходили на второй план или исчезали вовсе. Так исчезли древние цивилизации Центральной Америки, о. Пасхи и др. Магистральный путь развития сохранился только у европейской цивилизации, корнями своими связанной с Месопотамией, Египтом, Элладой, Римом.

Огромную роль в развитии и экспансии европейской цивилизации играл таинственный, по словам Тейяра де Шардена, иудео-христианский фермент, давший Европе ее духовную форму. Предприимчивые европейцы долгое время воспринимали религиозно-философские учения Китая и Индии как путь к воспитанию пассивности, отрешенности, созерцательности. Однако в конце XX в. западная цивилизация стала переосмысливать Духовные ориентиры своего развития. С точки зрения экологической этики иудео-христианские догмы, утверждающие право человека господствовать над природой, уступают идеям буддизма, даоизма и других восточных учений, проповедующих неразрывную связь человека с природой.


Возникнув первоначально в засушливых предгорьях, центры земледелия постепенно сместились в долины крупнейших рек, где зародились древнейшие цивилизации. Возможной причиной такого территориального сдвига явился смыв почв с горных склонов. Расчеты показывают, что за первые 5 тыс. лет земледелия с распаханных склонов был смыт слой почвы толщиной до 2 м.

В Двуречье (Месопотамии) между Тигром и Евфратом, в долине Нила 6-4 тыс. лет назад, в бронзовом веке возникают цивилизации Шумера, Вавилона, Ассирии, Египта. Их характерным признаком было строительство городов.

Происхождение городского образа жизни не менее значимо для человека, чем освоение земледелия. Человек, тысячи лет живший на лоне природы, впервые создал свой собственный мир - город, стены которого изолировали его от окружающего ландшафта. Образ жизни в городах древности мало чем отличался от современного: уже в то время существовали дворцы и храмы, базары, трактиры, мастерские, школы, канализация и водопровод. И в наши дни следует знать, что колыбелью религий, искусств и наук были цивилизации Месопотамии и Египта, позже - античного Средиземноморья. Человечество сохранило память о семи чудесах света древнего мира (рис. 1.20). Города строились в древних государствах Индии и Юго-Восточной Азии, Китая и Центральной Америки.



Долины рек, особенно их дельты, представляли собой цветущие оазисы среди окружающих пустынных ландшафтов. Разливы рек оставляли плодородный ил. Богатые почвы позволяли собирать необычайно щедрые урожаи: от 70- до 200-кратных. Кратность урожая показывает отношение количества собранного зерна к посеянному.

В засушливом климате поля нуждались в орошении. Возникла потребность в создании оросительных и мелиоративных систем (рис. 1.21). Огромные преимущества орошаемого земледелия привели к обожествлению рек. Не случайно Ветхий Завет помещает райский Эдемский сад именно в междуречье Тигра и Евфрата. В Месопотамии еще в XXIV в. до н. э. Саргон Аккадский создает единую общегосударственную оросительную систему, а кодекс законов вавилонского царя Хаммурапи, датируемый 1750 г. до н. э., содержит целый ряд законов о водопользовании.

Человек, освоив долины рек, создал рукотворные агроландшафты, функционирование которых поддерживалось постоянной созидательной деятельностью (рис.1.22).

Тесная зависимость жизни людей от режима рек подтверждайся сравнением двух цивилизаций: древнеегипетской и шумерско-вавилонской. Стабильный режим Нила обеспечил более длительное существование египетского государства, "кровеносной системой" которого являлась великая река. Прекрасным символом этой стабильности служат величественные пирамиды и храмы (рис. 1.23).



"Все боится времени, а время боится пирамид", - так говорили древние. Пирамида фараона Хеопса, которую, по данным Геродота, строили около 100 тыс. человек в течение 20 лет, имеет высоту 147 м и до конца XIX в. была самым высоким и величественным творением рук человеческих. Поэт К. Д. Бальмонт, побывав в Египте, писал: "Пирамида божественна: она вечный знак устремлений души от человеческого к сверхчеловеческому. Ее молитвенный храмовый характер совершенно очевиден".

Если египтянам пришлось затратить много усилий на освоение долины Нила, то создание цивилизации в Месопотамии сравнимо с подвигом. Пустыни сменялись здесь малярийными болотами, а длительные речные разливы - бурями и засухами.

Именно в шумерском эпосе "Песнь о Гильгамеше", относящемся к первой половине III тысячелетия до н. э., повествуется о Всемирном потопе. Археологические раскопки в городе Уре показали, что легенда имеет реальное основание - был обнаружен мощный (до 2,5 м) слой ила, который мог образоваться лишь в условиях крупнейшего наводнения, затопившего огромную территорию в междуречье Тигра и Евфрата.

В ранних мифологических представлениях древних цивилизаций Египта и Месопотамии превалирует культ природных сил, выразившийся в обожествлении солнца, земли, воды, плодородия, различных животных. На фоне характерного для язычества политеизма во времена Древнего Египта возникает культ солнечного божества (солярный монотеизм) - почитание бога Солнца Ра или солнцеподобного Атона. Знак круга был олицетворением божественного солнечного диска, а обелиск символизировал солнечный луч. Атону посвящались божественные гимны:

Великолепно твое появление на горизонте,

Воплощенный Атон, жизнетворец!

На небосклоне восточном блистая,

Несчетные земли озаряешь своей красотой.

Над всеми краями,

Величавый, прекрасный, сверкаешь высоко.

Лучами обняв рубежи сотворенных тобою земель,

Ты их отдашь во владенье любимому сыну.

В земледельческих цивилизациях, живущих в едином с природой сезонном ритме, возникли мифы, повествующие о вечном самовозобновлении природы, ее гибели и воскрешении. Осирис - бог плодородия научил египтян земледелию, виноградарству и многим ремеслам. Даже мертвый он сохранял свою жизненную силу и, подобно растениям, возрождался под влиянием животворного солнечного света.

С культом Осириса связано представление египтян о загробной жизни. Знатных египтян хоронили, снабдив всем необходимым. Для воссоединения души умершего и его мумифицированной телесной оболочки необходим был похожий рукотворный образ. Так возникло знаменитое портретное искусство Египта. Скульпторы изображали спокойно-бесстрастные лики реальных людей, помыслами своими обращенные в вечность (рис. 1.24).

Отголоском тотемизма является обилие зооморфных богов в пантеоне Древнего Египта: шакал-Анубис - покровитель умерших, павиан-Тот - бог мудрости и письменности, богиня войны Сохмет - женщина с головой львицы, богиня плодородия, ветра и воды Исида - корова или женщина с коровьими рогами. В Месопотамии получил широкое распространение культ верховного божества Вавилона - Мардука, которому воздвигались статуи из золота в виде быка. Именно в его честь была построена знаменитая вавилонская башня, которая возвышалась на 60 м над городом и поражала своим великолепием, так как была покрыта глазурью и золотом.

Изменения природных условий в результате интенсивной хозяйственной деятельности приводили к негативным последствиям: эрозии почв, их засолению, разрушению мелиоративных систем, опустыниванию и, в конечном счете, к деградации искусственных экосистем, созданных человеком. В Месопотамии возник древнейший очаг экологической катастрофы, спровоцированной нарушением хрупкого равновесия между человеческим обществом и окружающей средой.

Вавилон, бывший в течение полутора тысяч лет культурной и экономической столицей Ближнего Востока, был основан амореями в XIX в. до н. э. Устойчивый антропогенный ландшафт просуществовал здесь до VII в. до н. э. Гибель Вавилонского царства - следствие неумелого хозяйствования. Вот как описывает одну из первых экологических катастроф человечества Л. Н. Гумилев (1990).

Хозяйство Вавилонии базировалось на системе ирригации междуречья Тигра и Евфрата, причем избыточные воды сбрасывались в море через Тигр. В 582 г. до н. э. Навуходоносор скрепил мир с Египтом женитьбой на египетской царевне. Вместе с царевной в Вавилон прибыла ее свита из образованных египтян. Египтяне, имевшие богатый опыт строительства ирригационных сооружений для орошения земель в долине Нила, предложили построить канал и увеличить площадь орошаемых земель в междуречье Тигра и Евфрата. Вода оросила земли, подстилаемые засоленными грунтами. Началось вторичное засоление почв. Вода в Евфрате, откуда ее брали в новый канал, стала течь медленнее, что вызвало отложение осадков в старой ирригационной сети. Она стала выходить из строя. Так последствия очередной "победы над природой", пишет Гумилев, погубили великий город. К началу новой эры от него остались лишь руины. Все ближе к городам и селениям подступали пустыни, все чаще встречаются изображения корабля пустыни - верблюда. Как отмечает французский исследователь Ф. Шатобриан, леса предшествовали человеку, а пустыни следовали за ним.

Фараоны Египта, шумерские, вавилонские, ассирийские цари вписывали в число своих славных деяний преобразование природы: строительство плотин, каналов, мелиоративных систем, посадку садов и парков. Висячие сады Семирамиды, созданные около 600 г. до н. э. царем Навуходоносором, по праву считались одним из семи чудес света. Содержание диких животных, привезенных из разных стран, в специальных парках сравнимо с организацией древнейших зоопарков.

В третьем тысячелетии до нашей эры в Египте был создан современный солнечный календарь, деливший год на 365 дней, а в Шумере - лунный календарь, в котором период обращения Луны был высчитан с точностью до 4 секунд. Шумерские математики оперировали числами, состоявшими из 15 знаков. Они же разработали позиционную систему цифр и шестидесятиричный счет, которые используются по сей день.

В Древней Месопотамии зародилась медицина; название ее дословно означает "зелень", т. е. подразумевается лечение травами. Первая "медицинская энциклопедия" была записана на 22 тысячах глиняных табличек. Свод законов вавилонского правителя Хаммурапи, содержащий 238 статей, является древнейшим письменным изложением шумерского права. Шумерам мы обязаны появлением первых библиотек, архивов, учебных заведений, возникновением художественной литературы, семитоновой звуковой гаммы. Как отмечают многие исследователи, важнейшее, что сохранилось от культуры древней Месопотамии, - клинопись, которая зародилась на рубеже IV-III тысячелетий до н. э. Вероятно, что именно она повлияла на формирование финикийского письма, греческого и более поздних алфавитов.

Египтяне и шумеры разработали принципы пропорции и гармонии в архитектуре, оставив после себя величественные храмы, дворцы, пирамиды, произведения монументальной скульптуры.

Приемы обработки земли, ирригации, интродукции и селекции растений и животных (от скрещивания до искусственного опыления финиковых пальм) - все эти достижения древнейших цивилизаций Месопотамии и Нила были заимствованы и использованы последующими культурами, что обеспечило их более быстрое развитие. Из очагов своего зарождения в долинах рек достижения культуры широко распространились по всему Средиземноморью.

Как предупреждение потомкам звучит иероглифическая надпись на пирамиде Хеопса: "Люди погибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира."

Финикийские мореходы оказывали услуги многим правителям Египта, Ассирии, Иудеи, отправлялись в рискованные плавания. По просьбе легендарного царя Соломона в X в. до н. э. они плавали в страну Офир (возможно, расположенную в южной Индии), откуда привозили золото, слоновую кость и эбеновое дерево. Но самой удивительной, с точки зрения современного человека, была экспедиция, организованная финикийцами по просьбе египетского фараона Нехо II на рубеже VII-VI вв. до н. э., когда они за три года обогнули Африку с востока на запад. Повторить это плавание - с запада на восток - удалось лишь через 21 столетие португальцам.

Вопросы для самостоятельных занятий

1. Древнейшие речные цивилизации. Развитие орошаемого земледелия. Возникновение городов. Воздействие на природу

2. Отражение в мифах древнего Египта и Месопотамии отношения людей к природе.

3. Экологические проблемы древних земледельческих цивилизаций.

4. Достижения культуры и науки древнейших земледельческих цивилизаций.

Вспомните. Что такое орошаемое земледелие и какую роль оно играло в жизни древних египтян?

Орошаемое земледелие – это когда поля нужно специально поливать, потому что дожди с этим не справляются. Именно благодаря такому земледелию Египет процветал.

1. Покажите на карте и опишите словами местоположение Месопотамии.

Месопотамия – это страна по течению Ефрата и Тигра на территории современного Ирака. Изначально цивилизация была только на юге, возле Персидского залива где-то до района современного Багдада, но потом стала распространяться выше по течению, в итоге простиралась вплоть до Средиземного моря. Также включала часть побережья Персидского залива с рекой Диалой на территории современного Ирана, по течению которой жили эламиты.

2. Сравните природные условия Египта и Месопотамии. Что в них общего? Есть ли различия? Объясните, почему в Египте река Нил считалась добрым богом, а в Месопотамии обе реки (особенно Тигр) - злыми богами.

В Месопотамии, так же, как и в Египте, редко выпадают дожди, но жарко печёт солнце, потому земледелие орошаемое: ничего не растёт без полива. Однако реки Месопотамии разливались нерегулярно, потому местные жители строили не дамбы, чтобы задерживать воду разливов, а каналы, по которым вода доходила до полей.

Месопотамские реки не несли с собой плодородного ила. Кроме того, порой они разливались больше обычного и тогда затапливали поля, а иногда становились меньше и мельче, на поля надвигалась пустыня. Потому в Месопотамии реки – злые боги, ведь они часто губили урожай, в то время как растить его помогали не они сами (к примеру, разливами), а вода из них.

3. Что в занятиях жителей Древнего Междуречья египтянину показалось бы знакомым? Какое полезное ископаемое и в связи с чем здесь особенно ценили строители и ремесленники?

Земледелие было похоже на египетское. Также нужно было пахать и засевать землю, носить воду и поливать поля. Разводили примерно тот же скот, так же разбивали сады.

Наиболее доступным материалом здесь была глина. Из неё делали посуду и много другое, из неё лепили кирпичи, которые обжигали не в печи, а просто на солнце (кирпи-сырец) и из этого материала строили, даже писали месопотамцы на глиняных табличках.

4. Составьте перечень продуктов, которые производили и употребляли в пищу древние жители Месопотамии. Какие из них являются незаменимыми в наше время?

Производили в Месопотамии посуду, ткани, орудия труда, оружие, упряжь, предметы роскоши и много другое.

Ели тогда ячмень, пшеницу, просо, финики, смоквы, виноград, гранат, пили пиво (сырая вода была слишком грязной, потому опасной для здоровья).

6*. Назовите основное богатство Месопотамии. Когда люди смогли его обнаружить и воспользоваться?

Основным богатством были отличные условия для орошаемого земледелия. Человек научился ими пользоваться примерно в V т. до н.э., и тогда местные поля смогли давать не один урожай в году, кормить большое число людей, при этом ещё оставалось зерно для продажи соседним народам.

Третий период – это возникновение земледелия, от которого затем отделилось скотоводство, а позже появились ремесла, торговля, города, государство, т. е. стала формироваться цивилизация.

Чем вызвано появление земледелия?

Во времена неолита (нового каменного века) начинается значительное потепление, Земля приобретает современный облик. Потепление постепенно приводит к деградации охотничьих племен в зоне умеренного климата, поскольку фауна уходит на север. Снова природа бросает вызов, снова возникает тупик: или выживаем, или вымираем. Те, кто нашли верный выход, вынужденно стали заниматься земледелием. Люди давно знали, что зерно, посаженное в землю, даст несколько зерен. Но представить, что этот тяжелый, однообразный труд станет главным, поможет не умереть с голоду, было трудно. До сих пор охота сохраняется в генетической памяти человечества как творческая, интересная деятельность.

Постепенно эпицентр всемирной истории перемещается в район Ближнего Востока (Месопотамский котел – долины рек Тигра и Евфрата), а также в районы рек Нила, Инда и Хуанхэ. Здесь земледелие возникает на базе пшеницы и риса. В Новом свете земледелие возникает на основе маиса. С земледелия начинается эпоха производящей экономики.

Последствия земледелия:

1. Происходит общественное (вместо естественного) разделение труда. Появляются земледельцы, скотоводы, ремесленники и те, кто производит обмен произведенными продуктами.

2. Увеличение производительности труда примерно в 100 раз привело к тому, что повысилась ценность человека: каждый человек превратился, прежде всего, в работника, который может произвести больше, чем необходимо для физического поддержания его жизни. Увеличение производительности труда приводит к появлению некоторых излишков сверх необходимого минимума; появление излишков – к тому, что их можно накопить (тем более что это, прежде всего, зерно, а не, например, корнеплоды); накопленное можно присвоить. Те, кто каким-либо образом осуществил это присвоение, сформировали постепенно класс собственников. На другом полюсе общества появился класс, лишенный собственности. Это те, кого можно эксплуатировать, присваивать результаты их труда.

3. Появление государства. Эксплуатируемых в раннеклассовых обществах было подавляющее большинство. Прежде всего, это - рабы, крестьяне. Такую массу населения надо было «держать в узде», что осуществлялось и грубой силой (различные отряды вооруженных людей), и путем экономического подавления (хочешь быть сыт – работай, плати налоги), и путем духовного подавления (общественное неравенство – это вечный, божественный порядок). Кроме того, земледелие требовало вести крупные совместные ирригационные работы. Признаки государства: 1) территория; 2) публичная власть, включающая правителей, дружину, армию, полицию, суды, тюрьмы, надсмотрщиков; 3) налоги с населения.

4. На основе земледелия возникают логическое, иначе понятийное или абстрактное мышление, а затем и письменность. Наличие понятий – признак цивилизованного мышления. Понятие – это обобщение в слове каких-либо важных свойств предмета, процесса. Например, деревянное, животное, человек, количество, качество.

5. Совершенствуются представления о богатстве: человек обрастает многочисленными предметами – хижина, повозка, гончарный круг, запасы зерна и т.п. Но главное материальное богатство – земля, уже не как территория для охоты, но плодородная почва, а также деньги. Существенно развивается и духовное богатство: разделение труда и появление класса, который может позволить себе роскошь не заниматься повседневным физическим трудом и иметь большой досуг, стало основой появления философии, юриспруденции, истории, религии, первых научных знаний, замечательных произведений искусства.

6. Существенно повысилась ценность человека. Теперь он работник, создающий какой-либо полезный продукт.

Итак , важнейшим следствием земледелия является появление цивилизации : городов, государственного порядка, письменности, социального неравенства, эксплуатации, классов. До появления земледелия вся история человечества шла одним путем и в одном направлении. Начиная с земледелия, появились различные пути, варианты развития.Началась многовариантная история.

Рассмотрим три известных пути развития человечества, основанных на земледелии.

Азиатское общество .

Переход к земледелию и соответственно к классовому обществу происходил не по всей территории расселения человечества. Первоначально в долине Нила и в междуречье - район Тигра и Евфрата. Впоследствии развитие человечества шло:

а) по линии возникновения новых самостоятельных центров исторического развития (например, долины Инда и Хуанхэ);

б) через образование большого количества государств на территории Ближнего Востока.

Черты азиатского общества.

1. Земледелие привело к появлению централизованного управления и, следовательно, к возникновению государства. Труд в этих условиях мог быть только коллективным, поскольку обработка земли, дренаж, орошение, строительство ирригационных сооружений при примитивных орудиях труда требовали огромных энергетических затрат. Другими словами: централизованная власть (государство) возникает в данном случае из производственной необходимости, а не потому, что так кто-то придумал, запланировал.

2. Деление на классы и социальные группы в азиатском обществе происходит на основе места, занимаемого ими в системе общественного труда. Например, в Индии возникли и долго существовали касты.

3. Основным субъектом труда (главной производительной силой) в этом обществе была община, где формально каждый свободен, а фактически – никто, даже фараон.

4. Азиатское общество было очень жизнестойким. Оно просуществовало тысячелетия и было разрушено извне, например, Индия. Это - тупиковый путь развития человечества в том смысле, что не могло естественным путем породить общество принципиально нового качества.

Античное общество.

Античное или рабовладельческое общество возникает на Балканском полуострове, в Малой Азии, на территории современной Италии. В период, когда появились рабовладельческие государства, в других районах Земли продолжали существовать азиатские общества.

Черты рабовладельческого общества.

1. Исходное неравенство людей: эллины и варвары, свободные и рабы. Демократия и гуманизм существуют только для эллинов, для свободных, а раб - это всего лишь вещь, «говорящее орудие».

2. Субъект труда (основная производительная сила) - это раб, точнее: раб + орудие труда.

Рабовладельческий путь развития, так же, как и азиатский, является тупиковым , т. е. и он не дал нового качества. Античность также была разрушена извне.

Феодальное общество возникает на территории современной Франции и затем распространяется на другие, первоначально, европейские государства.

Черты феодального общества.

1. Субъектом труда здесь выступает отдельный человек (крестьянин, ремесленник и т.д.), а не община, как в азиатском, и не раб + орудие труда, как в рабовладельческом обществах.

2. Феодальный способ производства - единственный из всех названных, кто естественным путем из своих недр породил принципиально новое общество, основанное на личной инициативе, конкуренции и состязательности. Такое новое общество в научной литературе называют классическим капитализмом, буржуазным обществом, эпохой первоначального накопления капитала, промышленным или индустриальным обществом. Путь к этому обществу лежал через развитие торговли, колонизацию новых земель, великие географические открытия, буржуазные революции.

Экономическое развитие Двуречья (Междуречья). Другим древнейшим центром цивилизации стала территория речных долин Тигра и Евфрата - Двуречье, позже названное греками Месопотамией. Раскопки подтверждают, что первые поселения появились здесь в VI тысячелетии до н.э, а в IV тысячелетии до н.э. на этих плодородных почвах стали возникать первые очаги земледелия. Но постоянно повторяющиеся бурные половодья рек приносили много несчастий крестьянам, которым приходилось проводить огромные ирригационные работы, чтобы защитить поля от разливов. В середине IV тысячелетия до н.э. в Месопотамии расселились племена шумеров, основавших первые государства на этой территории.

В районе Двуречья с древнейших времен земледельцы выращивали множество зерновых, бобовых, бахчевых и прочих культур. Крестьяне сеяли ячмень, просо, горох, гречиху, фасоль, баклажаны, тыкву, огурцы, лук, чеснок, кунжут и многое другое. Повсюду разбивались виноградники и сады, где росли яблони, инжир и другие плодовые деревья. Особо почитаемыми были финиковые пальмы, из плодов которых делали муку, вино, сахар, уксус, из волокон пальмы изготавливали ткани, косточки употреблялись вместо угля в кузницах и т.д.

Жителям Двуречья недоставало леса. По берегам рек росли только ивы и камыши. Зато имелись большие запасы природного асбеста и глины, из которой делали гончарные изделия. В отличие от Египта в Междуречье не было залежей мрамора, гранита и других каменных пород. Для строительства храмов, дворцов, плотин люди изготавливали глиняные кирпичи, которые за прошедшие тысячелетия разрушились. На севере выплавляли железо, свинец, олово. Достаточно рано стала развиваться торговля, тем более что Месопотамия лежала на перекрестке торговых путей между Востоком и Западом.

В истории Двуречья существовали различные древние государства: Шумерское, Аккадское, Вавилония и др. Расцвет Шумерского государства приходится на III тысячелетие до н.э. В этом государстве на

равнине между Тигром и Евфратом успешно развивались земледелие и садоводство, которые в значительной мере зависели от этих рек. В течение нескольких месяцев в году в Двуречье стояла невыносимая жара, от которой высыхали все поля и мелели реки. К концу весны, когда происходило таяние снегов в горах Армянского нагорья, начинался такой бурный разлив, что кое-где реки сливались, образуя огромные водные пространства. Чтобы защитить поля от таких наводнений, нужно было возводить многочисленные ирригационные сооружения. Люди строили каналы, плотины, водохранилища, каменные набережные вдоль каналов и рек. Кое-где русло каналов помещали в каменные трубы. Осушенные земли использовались под пашни. По берегам каналов сажали финиковые пальмы, выращивали тенистые рощи, защищавшие людей от жары.


В Шумерском государстве высокого уровня достигло ремесленное производство: металлургия, кузнечное, гончарное и ювелирное дело и т.д. Развивались внутренний обмен и внешняя торговля. Это можно объяснить тем, что равнина Междуречья (в отличие от замкнутой долины Нила) была открыта для внешнего мира со всех сторон. По государствам Месопотамии во всех направлениях проходили удобные дороги, транспортными путями служили реки и каналы, по которым плавали парусные и гребные суда, со стороны Аравийской пустыни подходили караванные пути, с моря приплывали корабли из южных стран, особенно много - из Индии.

Сюда приезжали соседи со своими товарами и покупали различные продукты. Так, с севера в страны Двуречья ввозили медь, драгоценные металлы и камни, древесину, строительные материалы, с юга кочевники везли скот, шерсть, кожу, из Индии - золото, слоновую кость, пряности и др. Из государств Двуречья вывозили продукты земледелия и ремесленные изделия, в частности ковры, узорчатые ткани, холодное оружие, глиняную утварь с художественной росписью и многое другое.

В это же время на территории Двуречья существовали города-государства:Ур, Урук, Эриду, Ларс, Лагаш, Шуруппак, Ниппур, Киш и др. Центрами городов были храмы, вокруг которых формировались храмовые хозяйства, сыгравшие огромную роль в экономике Двуречья. В этих хозяйствах работали пекари, пивовары, плотники, кузнецы, каменщики и другие мастера из числа общинников. Для обработки храмовых земель привлекалось большое количество общинников-гурушей, которым платили за труд продуктами. Храмовое хозяйство возникло на базе сельской общины, которая еще

долгое время сохраняла большое значение в государствах Двуречья. Общины состояли, как правило, из многочисленных семейных коллективов, в которых имелись даже рабы, используемые на домашних работах.

В XXIV веке до н.э. наивысшего расцвета достигло Аккадское царство, которое возглавлял Саргон Древний (2316-2261 годы до н.э.). Он объединил все города-государства Северной Месопотамии (в том числе и Шумерское государство) в крупнейшую державу на Ближнем Востоке. Это позволило создать единую ирригационную систему в долинах Тигра и Евфрата, что привело к росту продуктивности сельского хозяйства. Саргон и его преемники заметно понизили экономическую роль храмовых хозяйств, подчинив их государству. Царская собственность пополнялась также и за счет наступления на общинные земли. Заодно выросли привилегии приближенных к царю вельмож. В стране заметно увеличилось количество рабов. Аналогичной политики придерживались и цари из династии Ура, к которым перешла власть в XXII веке до н.э.

Разорение общины приводило к снижению эффективности сельского хозяйства, массовому обнищанию крестьян, которые все чаще попадали в долговое рабство, становившееся наследственным, т.е. распространявшимся и на детей. Труд таких рабов использовался в государственном хозяйстве на тяжелых работах. Рабы существовали и в частных хозяйствах, где их положение было гораздо лучше: они могли иметь семью и откупиться на волю.

В конце III тысячелетия до н.э. Шумеро-Аккадское царство распалось. Среди множества причин этого были и нападения внешних завоевателей. Но уже в XIX веке до н.э. на месте древних государств этого региона образовалось Старовавилонское царство, или Вавилония. Пик развития этого государства пришелся на XVIII век до н.э., когда его возглавлял царь Хаммурапи (1792-1750 годы до н.э.). Будучи искусным политиком и талантливым полководцем, он подчинил Вавилонии большую часть Месопотамии, присоединил множество соседних земель. В этот период достигли расцвета поливное земледелие, скотоводство, садоводство.

Особое внимание уделялось расширению и улучшению оросительных систем, развитию ремесленного производства, которое включало большое количество специальностей. Ремесленниками считались не только столяры, плотники, судостроители, камнерезы, но и цирюльники, врачи, трактирщики, ветеринары и пр. Большое значение имела внутренняя и внешняя торговля. На экспорт поставлялись зерно,

финики, сезамовое (кунжутное) масло, шерсть, ремесленные изделия, а импортировались лес, металлы, драгоценные камни, ювелирные изделия; кроме того, ввозились рабы.

С развитием торговли далеко за пределы страны вышел вавилонский язык, на котором объяснялись не только купцы разных стран, но и их правители. Даже египетские фараоны были вынуждены прибегать к помощи переводчика для перевода своих посланий на вавилонский язык. Масштабы распространения этого языка на Ближнем Востоке можно сопоставить с тем, какое влияние оказывал французский язык на Европу в XVII-XIX веках, а английский - на мировую экономику и политику в настоящее время.

Бурное развитие внутренней и внешней торговли привело к появлению денег. Сначала в качестве денег употребляли меха пушных зверей, скот, шкуры и т.д. Позже при обмене стали использовать деньги из металла: из него изготавливали кусочки одинакового веса (т.е. монеты), причем внешний вид этих монет был самым разнообразным. Иногда монетам придавали вид целого быка или его головы (в память о прежних "деньгах"). Потом все чаще на товары стали обменивать небольшие слитки из меди, серебра, золота. В раскопках находят деньги в форме палочек, колец, кружочков. Деньги собирали, чтобы осуществлять крупные покупки - приобретать дома, землю, скот, рабов и др. Особенно большие запасы денег накапливались в храмах, куда их приносили не только в качестве даров, но и на хранение, так как в храмах деньги были в безопасности. Кроме того, храмы имели большие денежные поступления от своих многочисленных земельных угодий и ремесленных мастерских. Почти во всех храмах жрецы пускали деньги в рост. Население знало, что у них всегда можно получить деньги взаймы под определенный процент.

Ростовщические операции требовали особой точности, поэтому при таких сделках заключались письменные обязательства, которые оформлялись на глиняных дощечках. Чтобы избежать подделок и обмана, каждую глиняную расписку покрывали новым слоем глины и на нем повторяли ту же запись. Если потом возникали недоразумения между должником и кредитором, верхний слой глины разбивали и проверяли запись по нижнему слою дощечки. В подобные отношения приходилось вступать часто, поэтому почти у всего взрослого населения имелись печати, вырезанные из крепкого камня. Такая печать служила вместо подписи.

В годы правления Хаммурапи был написан целый свод законов - Кодекс Хаммурапи, который является ценным памятником древневосточного

права, отражающим характерные черты экономического и политического развития той эпохи. В Кодексе было подробно определено, как следует пользоваться водой из каналов, как должны проходить наем работников, покупка рабов, перевоз вещей по рекам и многое другое.

Составитель законов настойчиво требовал, чтобы все население честно и правильно выполняло условия и обязательства договоров, за нарушение этих условий необходимо было нести ответственность. Так, предусматривались строгие наказания за причинение ущерба оросительным системам, представлявшим огромную ценность в масштабе страны. В случае если рухнул дом и в нем погибли жители, то строителей этого дома следовало казнить, и т.п.

В Кодексе были четко определены взаимоотношения рабов и рабовладельцев. Раб объявлялся полной собственностью господина вплоть до возможности его продажи наравне с имуществом. Убийство раба или нанесение ему увечья считалось причинением имущественного ущерба его хозяину. Число рабов увеличивали войны, долговая кабала, самопродажа в рабство, наказание за преступления и пр.

Но большое распространение долгового рабства приводило к уменьшению числа налогоплательщиков, поэтому Кодекс Хаммурапи ограничивал произвол ростовщиков. Плата за ссуду не должна была превышать 20%. Долговое рабство ограничивалось тремя годами. К тому же зачастую оно принимало патриархальный характер: рабы могли иметь небольшое хозяйство, вступать в брак со свободными женщинами, их дети объявлялись свободными. Следует также отметить, что в Вавилонии сохранялся и широкий слой свободного общинного крестьянства, которое сдерживало безграничный рост количества рабов.

Заметную роль в экономике Вавилонии играло царское хозяйство. Дворцовые земли не только обрабатывались зависимыми крестьянами, но и сдавались в аренду. В Кодексе Хаммурапи подробно описывались условия аренды. Так, за аренду садовых земель следовало платить 2/3 урожая, а пахотных угодий - 1/3. В арендные отношения вступали как крестьяне, так и крупные землевладельцы, ростовщики, которые, в свою очередь, сдавали эти земли в субаренду на более тяжелых условия.

Вавилония в эпоху царя Хаммурапи превратилась в одно из самых богатых государств Древнего Востока. Как отмечали впоследствии путешественники, в жизни вавилонян было много роскоши, изысканной одежды, украшений из золота и драгоценных камней. Особенно сильное впечатление производил главный город страны - Вавилон,

окруженный высокими стенами, по которым могли ехать в ряд несколько военных повозок. В них имелось около 100 медных ворот, запиравшихся на ночь. Вокруг стен находились глубокие рвы, заполненные водой. Город был построен по строгому плану, улицы пересекались под прямым углом, берега Евфрата обрамляли каменные набережные. В городе было много храмов, входы в которые оберегались огромными высеченными из камня фигурами крылатых быков с человеческими головами.

В Вавилонии большое развитие получила наука. Особенное внимание уделялось астрономии. Именно в эту эпоху были определены орбиты Солнца, Луны и пяти самых ярких планет, видимых невооруженных глазом (их латинские названия Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн). Вавилонские жрецы составили лунный и солнечный календари. Они разделили год на 12 частей по 30 дней в каждой. На годовом небесном круге движения Солнца эти 12 частей (месяцев) отметили большими созвездиями Зодиака. Каждый месяц разделили на четыре недели, а каждый день недели получил название по именам семи великих вавилонских богов. Такой принцип деления года потом заимствовали европейцы.

Жрецы пытались объяснять солнечные и лунные затмения и даже научились их предсказывать. Они установили время летнего и зимнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия. Именно в Вавилонии было принято деление часа на 60 минут, а минуты - на 60 секунд и т.д. Вавилоняне придумали цифры, которые сохранились до настоящего времени под названием "арабские". В Вавилонии была составлена азбука, грамматика2. Способ письма отличался от египетских иероглифов, его назвали клинописью. Из глиняных дощечек составлялись книги и целые библиотеки.

После смерти царя Хаммурапи могущество Вавилонии было подорвано бесконечными набегами внешних врагов. Так, в XVI веке до н.э. страну завоевали горные племена касситов, явившиеся с территории Персии, которые установили так называемую касситскую династию, правившую около 400 лет. На рубеже II и I тысячелетий до н.э. страна подверглась вторжениям войск эламитян (из Персии), халдеев (с юга Месопотамии) и др.

В 732 году до н.э. на Вавилонию напало воинственное государство Ассирия, и вавилоняне не смогли оказать его войскам достойного сопротивления. Вскоре на берегах Тигра вырос ассирийский город Ниневия,

не уступавший Вавилону ни по размерам, ни по красоте. Позже ассирийцы совершили военные походы и в другие страны, в частности захватили Израильское царство, Египет и др. Их владения простирались от Армении и Ирана до Сахары. В VII веке до н.э. эту огромную державу возглавлял царь Ашшурбанипал (669-627 годы до н.э.), который прославился не только своей жестокостью, но и огромной библиотекой древних памятников письменности, находившейся в Ниневии3. Но господство ассирийцев продолжалось недолго, и уже в конце VII века до н.э. это государство распалось, а Вавилония обрела независимость, на ее месте возникло Нововавилонское царство. Его расцвет пришелся на период правления царя Навуходоносора II (605- 562 годы до н.э.). Вновь приобрело большой размах строительство ирригационных систем, храмов, дворцов, висячих садов. Было начато строительство знаменитой Вавилонской башни, высота которой достигла 91 м. В этот период происходили заметные изменения в экономике. Рабство постепенно теряло свои позиции, многие рабы стали получать имущественные права, землю, возможность организовывать собственное хозяйство. Ограничивалось долговое рабство. В 539 году до н.э. Вавилония попала в полную зависимость от Персии и потеряла статус самостоятельной державы.