Открытие храма в селе анга. Духовный стан. В Приангарье открылся центр Святителя Иннокентия. Лучше поздно, чем никогда

23.01.2024

А.К. Нефедьева (Иркутск)

Первое упоминание о домике в Анге митрополита Иннокентия Вениаминова в советское время появилось в 1976 г. в шестом номере журнала «Вопросы истории». Статья принадлежала известному архе­ологу Сибири, академику А.П. Окладникову, перед тем побывавшему на Аляске. Там, видимо, А.П. Окладников открыл для себя знамени­того до революции по всей России миссионера, этнографа, лингвиста, естествоиспытателя, строителя и художника, впоследствии митропо­лита Московского и Коломенского Иннокентия Вениаминова.

Пораженный величием этой фигуры, разносторонностью его интересов, величиной его деяний и той памятью о себе, которую оставил миссионер на Аляске, А.П. Окладников по возвращении домой дваж­ды публикует его биографию: первый раз - в журнале, второй - в книге «Первопроходцы» из серии «Жизнь замечательных людей». В обеих статьях Окладников указывает, что «в родном селе митрополи­та Анге до сих пор чудом сохранились два дома. Один - священни­ческий, второй - причетчика, построенный, видимо, в первой поло­вине XVIII в., рубленный топором, с потолком из круглых бревен (не умели еще в ту пору пилить доски). В нем, должно быть, и родился Вениаминов-Попов» .

Хочется отметить, что уже в ту пору, в середине 1970-х гг., в Анге не смогли точно указать А.П. Окладникову, какой из этих домов был домиком Вениаминова, хотя до революции о нем знали все жители села. На их глазах домик с 1913 по 1915 г., по решению миссионерского комитета, реставрировался, для чего были выделе­ны деньги в сумме 1500 руб. .

После реставрации в домике Вениаминова для жителей села устраивались религиозно-воскресные чтения, в нем учителя проводили уроки для детей по биографии знаменитого земляка, здесь же совер­шались ежегодные литии по усопшему.

Однако статьям А.П. Окладникова о святителе Иннокентии и о домиках XVIII в. в Анге, связанных с его именем, не было уделено должного внимания ни со стороны государственных органов, ни со стороны общественности. По-настоящему интерес к дому великого ангинца проявился в 1987 г.

В этом году отец Каллиник, благочинный селений Верхней Лены, пригласил с собой в очередную поездку на Лену писателя и редактора газеты «Литературный Иркутск» Валентину Васильевну Сидоренко. Церквей в Качугском районе почти не было, и батюшка, проинспектировав их, поехал в Ангу поговорить с председателем сельсовета о возможности строительства в Анге церкви.

Человек в рясе, явление в те годы довольно редкое, привлек к себе внимание жителей села, и когда он и В.В. Сидоренко останови­лись на месте уничтоженной в 1929 г. церкви, к ним подошла ста­рушка и в разговоре сообщила о домике, в котором, по ее утверж­дению, когда-то проживал Иннокентий Вениаминов. Свидетельство старушки подтвердила и председатель сельсовета Ольга Георгиевна Сокольникова. По ее словам, «половина жителей села считают, что дом, сохранившийся в Анге, имел отношение к Поповым (Вениами-нову)».

Сообщение, что в Анге сохранился дом святого Иннокентия, взвол­новало В.В. Сидоренко, и она обратилась в епархию с предложением купить домик и сделать в нем мемориальный музей Святителя.

Предложение В.В. Сидоренко заинтересовало епархию. С 1989 г. началось изучение истории дома. К этому был привлечен Центр сохранения историко-культурного наследия (ЦСН). От епархии ку­рировала данную работу В.В. Сидоренко. К изучению истории дома привлекли также двух известных специалистов города - этнографа О.В. Бычкова и архитектора В.Т. Щербина.

В результате проведенных исследований домик в Анге был признан родительским домом Иннокентия Вениаминова, в котором он родился и прожил первые пять лет до переезда после смерти отца Евсея Попова в дом дяди - Дмитрия Попова, проживавшего также в Анге. Эти выводы были основаны на фотографиях дома Вениаминова, сделанных священником Н. Пономаревым в 1913 г. до реставрации дома и обнаруженных О. Ремезовой - сотрудником ЦСН , в Иркутском архиве, а также на публикации М.К. Азадовского, побывавшего в Анге в 1916 г. «Реставрация, - писал Азадовский, - изменила прежний вид и дает скорей представле­ние о типе старинного дома» . Это сообщение Азадовского поз­волило исследователям (О.В. Бычков) объяснить несоответствия, наблюдаемые в сохранившемся домике в Анге и на фотографиях, реставрацией .

Заключение, выданное ЦСН по домику в Анге, послужило обоснованием для решения Иркутского облисполкома отнести дом в Анге к памятникам местного значения, и епархия приобрела дом в свою собственность. В 1991 г. дом был закуплен у гражданки Неча­евой, владевшей им с 1958 г.

Итак, исследование дома завершилось, но у куратора епархии В.В. Сидоренко сохранились сомнения: слишком большая разница была между фотографиями дома Евсея, отца Вениаминова, и сущес­твующим домиком. В 1996 г. к работе по исследованиям дома были привлечены сотрудники АЭМ «Тальцы».

Первый осмотр дома позволил выявить малозаметные метки в углах дома, сделанные топором, не замеченные прежними исследователями. Метки свидетельствовали о том, что дом переносился. Дальнейшее изучение уже просмотренных и вновь обнаруженных архивных материалов и свидетельств очевидцев об ангинском доме привело нас к неожиданным выводам. Но все по порядку.

Ссылка предшественников на публикацию М.К. Азадовского об изменениях дома Евсея Попова, вызванных реставрацией, показалась нам неубедительной. М.К. Азадовский не сообщал, в чем конкретно произошли изменения, его фраза «Вид дома дает скорей представление о типе старинного дома» позволяет предположить, что основные изменения были связаны с внутренней планировкой дома, в частности, была убрана капитальная стена, отделяющая сени от избы. Только при внутренних изменениях внешне дом мог иметь «вид старинного дома». Наше предположение подтверждает­ся назначением дома после его реставрации. Он стал общественным зданием, но не музеем, а «избой-читальней», «клубом». Вспомним, что там проводились лекции, занятия с учениками, общественные поминальные службы. В маленькой избушке, каким был дом Вениаминова (об этом свидетельствуют все воспоминания очевидцев; сам митрополит называл свой домик не иначе, как «хижина» ) и в котором к тому же почти половину занимала русская печь, разместить народ для слушания лекций без переделки было невозможно. Соединение сеней в одно целое с избой значительно увеличивало внутреннюю площадь жилища.

Что касается фотографий дома Вениаминова, то надо при­знать, что они являются пока единственным достоверным свидетельством, как выглядел дом Вениаминова до реставрации. Оста­новимся подробно на их описании. Фотографий дома Вениамино­ва три. На первом снимке дом виден с главного фасада. Мощный сруб переходит в самцы, удерживающие кровлю. Во втором от охлупня самце прорублены два маленьких окошечка для провет­ривания и освещения чердака. Главный фасад имеет два неболь­ших окна и еще одно, совсем маленькое. Дома с подобной плани­ровкой окон на Лене называли «дом в два с половиной окошка». Рублен он «в обло», с большим остатком, концы неровные. Две другие фотографии дают представление о боковых фасадах дома. На одном фасаде видны два спаренных окна, равные по разме­рам окнам главного фасада. На этой же стороне - дверь в сени, ведущие в дом, и маленькое окошечко. С другой стороны глухая стена прерывается маленьким окном и выступами капитальной стены, отделяющей сени от дома, что говорит о том, что это был дом-пятистенок.

Сравнивая сохранившийся домик в Анге с фотографиями, замечаем, что они сильно разнятся. У главного фасада существующего домика два окна, маленького нет. На боковом фасаде два раздель­ных окна, дверь в прируб и маленькое окошечко. С другой сторо­ны маленькое окошечко и в прирубе большое окно позднего про­исхождения. Если мы не будем обращать внимание на уже явную несхожесть дома на фотографиях с существующим домом в Анге, отнеся это к издержкам реставрации, и далее, для более удобного сравнения домов условно развернем их главным фасадом в запад­ном направлении, то при этом боковой фасад с двумя спаренными окнами дома на фотографии выйдет на север. У существующего же дома два раздельных окна при такой ориентации выходят на юг. Соответственно этому глухая стена на фотографии выйдет на юг, а существующего дома - на север. Подобное расхождение реставра­цией объяснить невозможно, а потому следует признать, что это два разных дома.

Данный вывод подтверждается и подоконниками ныне существующего ангинского домика. На фотографии дома Вениами-нова видно, что два спаренных окна поставлены на один сплош­ной подоконник и разделяет их перекладина, упирающаяся в верхний косяк окна и нижний - подоконник. Значит, при рес­таврации, если окна решили разделить стенкой, подоконники должны были поставить новые. В существующем же домике все подоконники, за исключением прируба, старые, с очень большим износом. Такой износ подоконников встречен был нами лишь в домах АЭМ «Тальцы», датированных архитекторами Г.Г. Оранс­кой и А.А. Субботиным как дома XVIII в. В других домах, даже первой половины XIX в., подобного явления не наблюдается. Объяснить этот факт, видимо, можно только тем, что окна в XVIII в. затягивались бычьим пузырем или слюдой, они давали мало света и потому многие работы в доме, особенно зимой, ве­лись на подоконнике. Принимая во внимание все изложенное, мы, таким образом, окончательно приходим к выводу, что дом Вениаминова на фотографии и ныне существующий дом в Анге - разные дома.

Версию, что данные фотографии не являются фотографиями дома Вениаминова, надо, видимо, сразу отбросить. Начиная с 1896 г. внимание церкви к домику Вениаминова в Анге усиливается. К столетнему юбилею со дня рождения Святителя в церковной печа­ти систематически появляются публикации о деяниях миссионера, о его сохранившемся домике. Поступают разные предложения по его использованию, предлагается также снести домик и на этом месте поставить часовню или школу для ангинских детей, присво­ив ей имя Иннокентьевской . Закончились эти де­баты в 1913 г. началом реставрации домика Вениаминова. Распо­ряжение, как реставрировать дом митрополита, отдал священнику Кокоулину, служившему в Ангинской церкви, епископ Киренский Евгений. При приезде епископа Евгения в 1913 г. в Ангу и были сделаны снимки домика Иннокентия священником Пономаревым, сопровождавшим епископа в поездке по ленским селам. Вместе с другими снимками эти фотографии хранились в его альбоме. Все подписи под фотографиями сделаны одной рукой, что позволяет предположить, что их подписывал сам автор. И поскольку все под­писи совпадают с известными объектами, то сомневаться в подпи­сях под фотографиями домика Вениаминова мы, видимо, просто не вправе.

Обратимся теперь к существующему ангинскому домику. По исторической справке о нем, составленной О. Ремезовой со слов хозяина этого дома до 1958 г. Скорнякова Георгия Данилови­ча, ныне умершего, этот дом принадлежал роду Скорняковых с начала XIX в. . Участок первоначального нахождения дома считался «поповским имением», «поповскими утугами» (поливаемыми, удобряемыми сенокосными угодьями при усадьбе). Дед Георгия Даниловича, Артемий Иванович, вернувшись в Ангу пос­ле службы в армии, перенес в 1876 г. дом с «поповского имения» на место, на котором он теперь стоит (ул. Школьная). Следы ме­ток, необходимых при разборке дома, как уже отмечалось, видны до сих пор. Они сделаны топором, на избе - на углах, на прирубе - по центру бревна, разметки на прирубе явно современные. В 1929-1930 гг., это уже сохранилось в памяти Георгия Данилови­ча, была перебрана крыша. При этом элементы кровли - курицы (конструкции, удерживающие потолки) с потоками (выдолблен­ными полубревнами, в которые вставлялись концы досок кровли и по которым при дожде сбегала вода) - были уничтожены. В 1950-1952 гг. холодные сени были утеплены и изменена кровля на прирубе, она стала отдельной. Для увеличения площади в доме была переделана печь, ранее она имела классическое расположе­ние - лицом к фасаду.

В 1932 или 1933 г. в дом Скорняковых приезжал сын или внук Вениаминова. Скорняковы говорили: «попов сын», «архимандритов сын». Он тоже был священнослужителем. Семейное предание о доме, сообщенное Георгием Даниловичем Скорняковым, для нас очень важно, так как оно подтверждает, что дом этот имел прежде отношение к семье Вениаминова и непосредственно к самому мит­рополиту. Это будет понятно, если мы подробнее рассмотрим био­графические данные, связанные с семьей Попова (первоначальная фамилия Вениаминова). Эти данные стали известны недавно, благо­даря труду протоиерея Льва Лебедева, опубликовавшего в Монреале в 1991 г. книгу «Колумбы Российские» . В ней, касаясь биографии Вениаминова, он указывает, что «митрополит Иннокентий Вениаминов происходил из потомственного духо­венства. Дед его, Иоанн Попов, был назначен в 1738 г. священником с. Ангинское». Позднее двое его сыновей стали: Дмит­рий - дьяконом, Евсей, отец Иннокентия, - по­номарем этой же церк­ви. Третий сын Иоанна, Алексей Попов, в конце XVIII в. заменил отца. Запись о рождении Ивана Попова, его племянника и будущего митрополита,

в метрической книге с. Ангинского за 1797 г. сделана рукой Алексея Попова. К тому времени он был уже священником Ангинский Ильинской церкви .

Старшим сыном Иоанна был Дмитрий , по существовавше­му обычаю он должен был жить в доме отца. Для Евсея, среднего сына Иоанна, имевшего к тому же большую семью - двух дочерей и двух сыновей, Ивана и Стефана, был построен новый дом - ря­дом с отцовским - близ церкви, вошедший в историю как «свя­щеннический дом» . Оба эти дома когда-то стояли на так называемых поповских утугах, в «поповском именьице», и когда в 1803 г. от болезни умер Евсей, отец мальчика Вани Попова, дядя Дмитрий забрал его к себе. Мальчик жил в его доме до 1808 г., до отъезда на учебу в Иркутскую семинарию. Вскоре после отъ­езда Ивана в Иркутск у Дмитрия умерла жена. Оставшись один, он в 1811 г. подал в епархию прошение о переводе его в монахи . Прошение было удовлетворено. В этом же году он переехал в Иркутск на жительство монахом при архиерей­ском доме. Поэтому факт, сообщенный Г.Д. Скорняковым, что его предки поселились в этом доме в начале XIX в., вполне реален. В доме Евсея после его смерти, на наш взгляд, поселился младший сын Иоанна Алексей, который был священником Ангинской цер­кви недолго, его сменил сын Георгий, а Георгия в 1827 г. - сын Алексей, двоюродный племянник митрополита, прослуживший в ней до 1860-х гг. Обнаруженная летом 1997 г. на развалинах взо­рванной церкви надгробная плита свидетельствует, что он умер в 1864 г. Опрос жителей села в апреле 1997 г. ситуацию с домами не прояснил. Никто из них не знает ни Вениаминова, ни историчес­ких мест, с ним связанных. Старожилы села помнят только, как в 1929 г. была взорвана каменная Ангинская церковь, в которой мальчиком Ваня Попов (Вениаминов) помогал родным вести служ­бу, исполняя обязанности причетчика. Несколько ранее, в 1970-е гг., при опросах, произведенных А.П. Окладниковым, этот дом старожилы называли священническим.

В народной памяти второй дом Поповых (Вениаминова) сохранился как дом причетчика, что также легко объяснимо. Отец Геор­гия, Даниил Скорняков, часто читал псалмы в церкви, был знаме­нитым звонарем.

Подводя итог сказанному, мы должны отметить, что сохранившийся в Анге домик действительно постройки первой полови­ны XVIII в., как писал и А.П. Окладников. Это подтверждается не только легендой дома, но и наличием архаических форм в нем. По­толок из накатанных бревен пропазен, что обнаружилось при спе­циально проведенных исследованиях дома, в частности при очистке потолка от земли. Для проведения визуального обследования жи­лища бревна внутри дома были очищены от многолетней побелки, что позволило выявить классическое внутреннее устройство дома, характерное для первой половины XVIII в.: расположение печи ли­цом к фасаду в правом углу сразу при входе; наличие гобца, выяв­лены зарубки для него, остатки старого отверстия для вывода трубы печи, при этом бревна потолка были также прорублены топором; наличие двух полок-воронцов; самцовая крыша. Все это и к тому же сильная изношенность подоконников позволяет отнести дом к середине XVIII в. Дом в 1876 г. при перевозке на новое место пере­бирался, поэтому замена некоторых бревен в нем естественна, что привело к появлению в срубе пиленых бревен. Дом стоял в «по­повской усадьбе» - бесспорное свидетельство принадлежности его одному из детей священника, на наш взгляд, Дмитрию, и в нем с 1801 по 1808 г. жил Иван Попов (Вениаминов). Косвенно этот вывод подтверждается проживанием в этом доме в 1932 или 1933 г. сына или внука Иннокентия Вениаминова.

Таким образом, существующий ныне домик в Анге имеет пря­мое отношение к митрополиту Московскому и Коломенскому Иннокентию Вениаминову, в 1977 г. причисленному Русской православ­ной церковью к лику святых .

В этом доме он провел свое раннее детство, покинув его в одиннадцатилетнем возрасте для учебы в Иркутской семинарии. Дядя его, Дмитрий, заменив Ване отца, учил его грамоте, готовил к се­минарии, а позднее, в Иркутске, будучи уже монахом, пристрас тил мальчика к механике. В свободное время они вместе мастерили часы, терпеливо, вручную, вытачивая многочисленные шестеренки. Вспоминая свое детство, митрополит отмечал, что именно это за­нятие способствовало выработке в нем таких черт характера, как усидчивость, трудолюбие и целеустремленность. Все эти качества, приобретенные с помощью дяди, позволили Ивану Попову в буду­щем стать тем, кем он стал: апостолом Аляски, известным ученым в области этнографии, лингвистики. И ныне существующий дом в Анге, без сомнения, может быть мемориальным домом митрополита Иннокентия Вениаминова.

Второй дом, так называемый священнический, был, на наш взгляд, родительским домом митрополита Иннокентия, и только отсутствие у А.П. Окладникова фотографий дома Вениаминова (он о них не знал) не позволило ученому опознать его. Дом был сломан в начале 80-х гг. XX в. И в этом в какой-то степени нами усматривается Провидение Божье. Митрополит Иннокен­тий, посетив в последний раз в 1868 г. Ангу и «свою хижину», нашел ее уже в чужих руках. Он предложил продать ему дом, но владелец отказался. Тогда Иннокентий просил его «насколь­ко это возможно сохранить дом в его первоначальном виде» . Это желание митрополита не было выполнено, так как реставрация дома производилась с учетом будущего использования здания как аудитории для воскресных чтений и религиозных собеседований, и дом по этой причине был сильно изменен.

Господь же, всей душой любя чад своих, которые искренне и самоотверженно любят его, служат ему, выполнил желание митропо­лита Иннокентия, сохранив для потомства ангинский домик, в ко­тором он жил и в котором изменения произошли незначительные.

Дом дает верное представление о начальном периоде жизни Иннокентия, об истоках неприхотливости и безграничного самоотрече­ния от житейского благополучия, бескорыстной любви к ближнему, которые были так характерны для Святителя.

Источники и литература

1. ГАИО. Ф. 50. Оп. 1. Д. 1133, 8560; Ф. 2732. Оп. 1. Д. 2.

2. Азадовский М.К. Сибирские страницы. Иркутск, 1988.

3. Александров М.К. Русское жилище Восточной Сибири XVII-XVIII вв. // Советская этнография. 1960. № 2.

4. Ащепков Е.И. Русское народное зодчество в Восточной Сибири. М., 1953.

5. Бычков О.В. Справка по результатам визуального изучения дома Вениаминова, проведенного 2 августа 1989 года // Архив ЦСН, 1989 г.

6. Голубев Л.И. Свято-Троицкий мужской Киренский монастырь. Ир­кутск, 1894.

7. Громов. Припоминания современника о высокопреосвященном Ин­нокентии. Иркутск, 1879.

8. Дневники священника Иннокентия Вениаминова // Полярная звез­да. 1996. № 2.

9. Иркутские епархиальные ведомости. 1868. № 29; 50; 1896. № 13; 1897. № 16; 24; 1914. № 23.

10. Лебедев Л. Российские Колумбы. Монреаль, 1991.

11. Материалы по исследованию землепользования и хозяйственного быта сельского населения Иркутской и Енисейской губерний. Иркутск, 1892. Т. 2, вып. 6.

12. Наумова О.Е. Иркутская епархия. XVII - первая половина XIХ в. Иркутск, 1996. С. 131.

13. Нефедьева А.К. Ангинские корни св. Иннокентия Вениаминова // Тальцы. 1999. № 1.

14. Нефедьева А.К. Реставрация ангинского дома свт. Иннокентия и создание мемориальной экспозиции // Тальцы. 1999. № 1.

15. Окладников А.П. Первопроходцы. М., 1983.

16. Окладников А.П. Удивительная судьба Ивана Попова // Вопросы истории. 1976. № 6.

17. Православные святые. М., 1996.

18. Ремезова О. Исторические сведения, записанные со слов Скорня-кова Г.Д., проживавшего в доме до 1958 г. // Архив ЦСН, 1989 г.

19. Сибирский архив. 1916. № 1.

20. Шерстобоев В.Н. Илимская пашня. Иркутск, 2001. Т. 1.

21. Щербин В.Т. Заключения по дому митрополита Иннокентия Вени­аминова в с. Анга Качугского района Иркутской области // Архив ЦСН, 1989 г.

РУССКАЯ АМЕРИКА
Материалы III Международной научной конференции
«Русская Америка» (Иркутск, 8–12 августа 2007 г.)

Предоставлено архитектурно-этнографическим музеем Тальцы

Четырехлетняя эпопея с празднованием 220-летия святителя Иннокентия, как и ожидалось, завершилась полным провалом.

В 2013 году губернатор Сергей Ерощенко придумал мощный пиар-ход: отметить в селе Анга Качугского района 220-летие святителя Иннокентия. Родившегося в той самой Анге. Идея была откровенно бредовая, но на волне тогдашнего политического успеха Ерощенко вполне подходила и для пиара, и для освоения бюджетов.

По мысли Ерощенко , проект, сразу же получивший благословения патриарха РПЦ МП Кирилла, должен был стать федеральным. Под него выделялось серьезное финансирование и оказывалась поддержка со стороны Минкульта. Об участии в проекте заявили десять субъектов Российской Федерации, был запланирован целый ряд международных мероприятий, в том числе в Оксфорде.

Апогеем всего шоу должно было стать строительство большого культурно-просветительского комплекса в Анге, где родился будущий святитель. Непосредственно в день юбилея, 8 сентября 2017 года, праздничные мероприятия должны были пройти одновременно в десяти регионах, но центральное действо должно было состояться на родине святителя, около его дома-музея. В 2013 году федеральный Минкульт пообещал привезти в Ангу президента России и патриарха РПЦ.

Заодно должны были облагородить и село Анга, в том числе построить новую школу со спортзалом. Старая деревянная школа построена в 1956 году, в ней не было воды, туалетов, а на обед школьники ходили в соседний сарай, приспособленный под столовую.

К 2015 году был практически достроен деревянный храм - в нем осталось выполнить отделочные работы, установить алтарь, иконостас и прочие элементы внутреннего убранства. Уже в 2016 году планировалось оборудовать территорию центра парковками и заасфальтировать гравийную дорогу от Качуга до Анги.

В проекте культурно-просветительского центра значилась полная реставрация дома святителя Иннокентия, восстановление по чертежам дома его родителей, создание музея, строительство моста через ручей. Ничего из этих планов реализовано не было.

Пришедший в 2015 году к власти в Иркутской области коммунист Сергей Левченко банально забыл про запланированный юбилей. В течение полутора лет строительство замерло без финансирования. Появилась угроза срыва праздника, внесенного в федеральные программы.

В конце 2016 и начале 2017 года региональное правительство вложило гигантские средства в асфальтирование 23 километров дороги от Качуга до Анги. Госконтракт на капитальный ремонт дороги был заключен с "Дорожной службой Иркутской области", имеющей тесные связи с первыми лицами в иркутском правительстве. Цена контракта – 437 миллионов рублей. Каждый километр дороги обошелся бюджету в 21 миллион рублей, хотя объемы земляных работ были минимальны - асфальт укладывали на многовековой слой гравия. Ремонт дороги должен был завершиться 30 июня 2017 года, но он не закончен до сих пор.

Только после активного вмешательства руководства иркутского Заксобрания, строительство "культурного центра" активизировалось. Правда, в отличие от дороги, на которой явно хорошо "попилили" бюджет, средства на строительство выделялись по минимуму. В итоге из всего грандиозного проекта, были построены только двухэтажный коттедж для священника, небольшая гостиница на 35 человек, достроена церковь. Все сооружения, кроме церкви, возведены из дешевого газобетона. Ни о какой новой школе речи уже не шло - старую деревянную школу облицовали ядовито-желтым сайдингом, и на этом дело закончилось.

К 8 сентября, когда должен был официально отмечаться день рождения святителя, со строительством не успели. Культурно-просветительский центр не закончен, и не готов к функционированию. Спортзал при школе также не закончен, причем у него уже рассыпается фундамент.

Ни патриарх, ни президент, ни кто-либо из высокопоставленных лиц федерального уровня, на праздник не приехали. От РПЦ прибыл лишь третьеразрядный представитель пиар-службы - откровенный "визит вежливости". Сам губернатор в Анге был недолго - приехав со всей своей свитой на роскошном авто, он сказал короткую речь и спешно уехал. Вслед за ним отбыл и духовный куратор проекта - архиепископ Вадим. Гостей праздника остались развлекать культурные коллективы.

В целом все действие произвело впечатление скомканного и слепленного наспех. Кто столь неумело срежиссировал "праздник" - осталось загадкой. Тем не менее пресс-служба правительства победно заявила, что на празднике побывало семь тысяч человек. Где они могли разместиться на крохотной площадке культурно-просветительского центра, и на чем могли доехать до Анги, до которой около 300 километров, неизвестно. Впрочем, местные жители говорят, что цифра явно преувеличена на один ноль. Как минимум.

На этом фарс "святителя Иннокентия", вероятно, закончился навсегда. После неуклюжего "праздника" региональное правительство вряд ли найдет средства для продолжения строительства "культурно-просветительского центра". Священника для ангинской церкви также найти пока не могут. Про бесцельно потраченные миллионы из карманов налогоплательщиков завтра уже забудут. Останется только асфальтовая дорога, ведущая в никуда. И на том спасибо.

Фото: Сергей Корешков, Алёна Штерн

Array ( => Array ( => 350035 => 08.09.2017 21:41:54 => iblock => 576 => 720 => 141650 => image/jpeg => iblock/d35 =>.jpg => а1.jpg => => => [~src] => => /upload/iblock/d35/d3555e6b7e2e28c37d7a258b2a1d440c.jpg) => Array ( => 350036 => 08.09.2017 21:41:54 => iblock => 576 => 720 => 124875 => image/jpeg => iblock/a29 =>.jpg => а2.jpg => => => [~src] => => /upload/iblock/a29/a2936b18adfee74cbc8b1bfff34c9854.jpg) => Array ( => 350037 => 08.09.2017 21:41:54 => iblock => 576 => 720 => 159291 => image/jpeg => iblock/8ac =>.jpg => а3.jpg => => => [~src] => => /upload/iblock/8ac/8ac5295face9981aef8e511f1c6e67a5.jpg) => Array ( => 350038 => 08.09.2017 21:41:54 => iblock => 576 => 720 => 192381 => image/jpeg => iblock/e3f =>.jpg => а4.jpg => => => [~src] => => /upload/iblock/e3f/e3f2c903be97192a9fbb9763d387e779.jpg) => Array ( => 350039 => 08.09.2017 21:41:54 => iblock => 576 => 720 => 176011 => image/jpeg => iblock/f4d =>.jpg => а5.jpg => => => [~src] => => /upload/iblock/f4d/f4d2825fb51a49f637f0a82bebc2bd59.jpg))

Сегодня в селе Анга открыли культурно-просветительский центр имени Иннокентия Вениаминова. С самого утра там празднуют 220-летие со дня рождения святителя. На событие приехали больше 5000 гостей.

Село проснулось с первыми колоколами. Утренний звон - в честь 220-летия со дня рождения миссионера, этнографа, лингвиста святителя Иннокентия Вениаминова. Главный подарок - освящение церкви здесь, на его родине.

Сердце Свято-Иннокентьевской церкви бьётся в этом маленьком доме. В семье пономаря родился будущий святитель. Не меньше биографии в мемориальной зоне позади храма. Каждый домик - этап жизни духовного деятеля.

- В этот день в Анге распахнул двери культурно-просветительский центр. Здесь каждый почувствует себя миссионером. По большому залу разливаются рисованные моря. А каждый стеклянный стенд имитирует купель. Здесь каждый экспонат посвящён просветительству, - говорит паломница Фатиния Белоусова.

- Первый подарок в честь торжественного открытия культурно-просветительскому центру сделал председатель Законодательного собрания Сергей Брилка, - говорит губернатор Иркутской области Сергей Левченко.

- На ангинской земле пять тысяч гостей праздника объединили всю Россию. Большинство, конечно, приехали из Иркутской области. Но есть и те, кто прибыл сюда из Якутии, Хабаровского и Приморского краев, - говорит председатель Заксобрания Иркутской области Сергей Брилка.

В пять утра в минувшую пятницу от иркутских храмов начали отъезжать автобусы. За городом они собрались в колонну и двинулись по направлению к Качугу. Им нужно было к девяти утра доставить прихожан в Ангу, где в это время начиналась божественная литургия. На ней митрополиту Иркутскому и Ангарскому Вадиму сослужили ещё четыре владыки, а среди молящихся находились представители иркутской элиты. Именно с литургии начался праздник, посвящённый 220-летию со дня рождения и 40-летию канонизации святителя Иннокентия (Вениаминова), уроженца сибирской деревни Анга.

К этому дню Иркутская область готовилась долго. Проект «Путь святителя Иннокентия» был задуман и стартовал в 2013 году при поддержке правительства РФ. В том же году он вошёл в федеральную целевую программу «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» и получил благословение святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В нём участвовали десять регионов Сибири и Дальнего Востока.

Главные торжества состоялись в Анге и Иркутске. Возле маленького дома, в котором провёл часть своего детства святитель и который получил статус музея ещё в 1997 году, к торжественному дню были построены Свято-Иннокентьевский храм, духовно-просветительский центр, часовня и мемориальная зона. Воротами на территорию служит звонница, которая своей архитектурой напоминает о первых веках христианства.

В день юбилея маленькая Свято-Иннокентьевская церковь, конечно, не смогла вместить всех желающих. Поэтому литургию служили прямо на улице и владыке Вадиму сослужили архиереи других епархий. Были здесь уроженец Иркутской области, сохранивший тесные связи с родиной, митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, архиепископ Якутский и Ленский Роман, епископ Братский и Усть-Илимский Максимилиан, епископ Саянский и Нижнеудинский Алексий.

По информации пресс-службы Иркутской области, на празднике присутствовало около семи тысяч человек. Много людей приехало из Иркутска, большинство среди них – верующие люди, прихожане иркутских храмов, для которых это был настоящий праздник. И ради этого люди готовы были совершить и маленький духовный подвиг.

– От Спасского храма в 5 утра отходил специальный автобус для паломников, – рассказывает прихожанка Наталья Васильева. – Я взяла с собой 10-летнюю дочь, но многие в последний момент не рискнули взять ребятишек, хотя и записывали их. Для прихожан проезд был бесплатным, аренду автобуса оплачивал храм. Хотя где-то паломники самостоятельно скидывались на проезд. Желающих поехать было много, на всех даже мест не хватило.

После богослужения в Анге прошло освящение Свято-Иннокентьевской церкви, а затем открытие духовно-просветительского центра. А завершился этот день международным этнокультурным фестивалем «Ангинский хоровод», на который приехали лучшие народные коллективы из всех уголков области и других регионов страны, а также несколько зарубежных коллективов. И можно с уверенностью сказать, что такого праздника и такого размаха Анга ещё не видела.

Возрождение памяти

Возрождение памяти святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского и Коломенского, апостола Аляски и Америки, в России началось в 1997 году. Это был год 200-летнего юбилея святителя и 20-летия со дня его канонизации. Событие это отмечалось и в других странах. До сих пор на Аляске помнят святителя Иннокентия больше, чем других миссионеров. Достаточно сказать, что в штате Аляска 1997 год на государственном уровне был объявлен Годом святителя, которого там называют Иннокентием Аляскинским.

В 2016 году в рамках подготовки к празднованию в Иркутске проходило совещание под руководством заместителя министра культуры РФ Владимира Аристархова. В нём принимали участие представители десяти восточных регионов России, и все они рассказывали о том, что уже сделано и что планируется сделать в рамках проекта «Путь святителя Иннокентия». Нужно сказать, что Иркутск тогда выглядел достаточно бледно на фоне других регионов.

В Якутии уже давно стоит памятник святителю Иннокентию, работает духовно-просветительский центр, названный в его честь. Завершено издание полного собрания сочинений и писем в семи томах, в котором впервые опубликованы многие документы.

В Благовещенске, названном в честь церкви, в которой святитель служил в Иркутске и которая потом была разрушена, стоят два памятника апостолу Сибири и Америки – один в виде бюста, а второй в виде скульптурной композиции, где святой сидит рядом с графом Муравьёвым-Амурским. Кстати, на днях в Иркутске тоже был открыт памятник святителю Иннокентию. Он находится в скверике около Богоявленского храма.

Строительство мемориального комплекса и храма в Иркутске продвигалось трудно. Прошлой осенью в дело даже пришлось вмешаться депутатам. Законодательное Собрание тогда провело очередную сессию в посёлке Качуг. В итоге строительные работы продолжались даже зимой, хотя в этих местах морозы бывают до минус 50 градусов. Для удешевления проекта и в ущерб красоте бревно было заменено на газобетон, из которого и построено здание духовно-просветительского центра.

Новый смысл существования

Место для нового храма выбрали невдалеке от фундамента разрушенной церкви. О ней нужно сказать особо. Старинный белокаменный храм во имя Святой Троицы в Анге был построен в 1804 году. Обычно его называли Ильинским – по названию отапливаемого зимнего придела. Двумя другими приделами жители села пользовались только в тёплое время года, поскольку они были холодными. Здесь, в этой церкви, когда-то служил пономарём отец будущего святителя Евсевий Попов, а его дядя Дмитрий был дьяконом.

Ильинский храм разрушили в 1930-х годах, во время разгула воинствующего атеизма. Не пожалели и находившееся вокруг храма старинное кладбище. Более 200 лет на нём хоронили священнослужителей и просто жителей Анги.

Если в дореволюционное время Анга была большим, богатым селом, то сегодня это затухающая деревня. Новый смысл своего существования и новые надежды она связывает с именем святителя Иннокентия. Интересно, что ни духовно-просветительского комплекса, ни музея здесь могло бы не быть вовсе. В 1986 году американцы предложили выкупить сохранившийся домик дяди святителя Иннокентия. Они хотели увезти сруб в США и открыть музей. Между прочим, предлагали большие деньги за никому не нужные брёвна, несколько тысяч долларов. Говорят, сделке воспротивился председатель сельсовета Владимир Бутаков. Ну а потом усадьбу выкупили, оформили на неё охранные обязательства. В 1997 году, к 200-летнему юбилею святителя Иннокентия, в домике, где он провёл часть своего детства, был открыт музей. Но если бы в своё время ангинцы продали этот домик, может статься, что вместе с ним они продали бы своё собственное будущее.

Рядом с разрушенным храмом строить было нельзя, потому что здесь располагается старинное кладбище. Место выбрали немного подальше, рядом с домом-музеем. Уже освящённые деревянные стены и купола излучают тепло и надежду. Когда-то каменный Ильинский храм был абсолютной доминантой архитектурного облика Анги. По традиции расположенный на высоком холме, он был «точкой сборки», к которой словно подтягивалась вся деревня. С тех пор, как храм разрушили, деревня потеряла стержень, на котором держался её внешний облик, не только внутренняя жизнь. С появлением новых куполов на высоком холме образ деревни словно получил завершённость.

На первом этаже храма будут располагаться вспомогательные помещения и класс воскресной школы для детей и взрослых. Ангинцы смогут постигать здесь основы веры, духовного пения, изобразительного искусства, изучать Закон Божий. На втором этаже будут проходить богослужения.

Небольшой, но очень красивый иконостас для Свято-Иннокентьевской церкви был написан в Троице-Сергиевой лавре. Его заказывала и оплачивала семья депутата Госдумы Сергея Тена. Остальные художественные работы выполняли епархиальные иконописцы. Сам храм был рублен в Иркутске под руководством известных мастеров своего дела Кондратьева и Пинайкина. Средства на храм собирали всем миром, но было несколько крупных жертвователей. Вокруг фундамента старого храма, там, где было кладбище, уже появилась мемориальная зона.

– Мы специально очень тщательно расчищали фундамент и разорённое кладбище, – говорит настоятель Свято-Иннокентьевского храма отец Алексий Середин. – Хотелось, чтобы потомки тех людей, которые его разрушали, могли это видеть, участвовать в работе и воспитывать на этом примере своих детей.

Символическими воротами в мемориальную зону стала звонница из раннего периода христианства. Самым крупным сооружением комплекса является духовно-просветительский центр. Чтобы избежать крупных форм, он спроектирован в виде пяти отдельных павильонов. Здесь можно посетить выставку, рассказывающую о жизни святителя Иннокентия, посмотреть на работы иркутских художников. Отдельно стоящие павильоны связывает общая лестница.

Два конференц-зала смогут принимать гостей в любое время года. Здесь планируют проводить выставки, конференции, круглые столы. После введения в эксплуатацию центр будет работать как подразделение краеведческого музея.

При духовно-просветительском центре построено несколько келий, в которых смогут останавливаться паломники. Даже в то время, когда здесь не было ничего, кроме маленькой избушки, в Ангу приезжало до тысячи иностранных паломников в год. Теперь люди смогут побыть в этом месте подольше, ощутить его и, может быть, осмотреть округу. Окружающая природа, сёла с их многочисленными храмами и старинными купеческими домами сами по себе являются памятниками освоения Сибири. Качугский район и очень интересен с точки зрения христианства, и богат памятниками дохристианской эпохи. До прихода русских и освоения ими этих мест здесь развивалась культура эвенков и бурят. Рядом с Качугом находятся Шишкинские писаницы, уникальнейший памятник культуры дописьменной эпохи. В близлежащих деревнях ещё стоят древние сибирские храмы. К сожалению, все они разрушаются и умирают вместе с деревнями, их окружающими.

– Надеюсь, другие деревни, как и Анга, найдут какие-то смысловые точки своего существования, – говорит отец Алексий. – Может быть, сначала это будут нематериальные смыслы, вокруг которых со временем расцветёт и материальная жизнь.

Пример святителя

Сейчас в Анге нет юридически оформленной общины. Но главное – есть люди, которые помогали строить храм и центр, и таких людей много. Они и являются зарождающейся общиной этого храма. Одно дело, когда ты пришёл в готовый храм. И совсем другое, если ты строишь храм своими руками. Оформить общину как юридическое образование достаточно просто, а вот сформировать из неё единый жизнеспособный организм гораздо сложнее.

– Я думаю, у всего, что происходит с нами, есть более глубокие духовные причины, – уверен отец Алексий. – Наверное, не зря мы так долго не могли начать строительство. Эти годы и были нам даны для того, чтобы там зародилась духовная жизнь. Строить ещё один храм для людей, которые не только разрушили свой храм, но и разорили кладбище, гробы своих дедов, наверное, не совсем правильно. Конечно, нам необходимо идти к людям, возвращать их к жизни, к тем христианским, духовным смыслам жизни, которые были ими утеряны. Но людьми это должно быть воспринято.

В октябре, когда произошла канонизация святителя Иннокентия, святейший патриарх Кирилл созовёт сонм архиереев в Москву, в Троице-Сергиеву лавру, где возглавит богослужение. В нём примут участие епископы США, Сибири, Дальнего Востока. В Иркутск и Ангу ни патриарх, ни президент не приехали. Обычно иркутяне из-за таких событий не расстраиваются, менталитет не позволяет.

– Уровень веры в Сибири исторически ниже, чем в европейской части. И нужно спрашивать, не почему патриарх не приезжает, а почему у нас в храмах народу мало. В Иркутске живёт 650 тысяч человек, но сколько из них живёт настоящей христианской жизнью? – говорит отец Алексий. – Внешнее нестроение всегда происходит от нашего внутреннего состояния. Беспорядок, заброшенность, катаклизмы – всё это от неуютности в душе человека, оттого, что она не знает Бога. Поэтому кому можно предъявлять претензии о том, что патриарх к нам не едет, а наши сёла находятся в таком заброшенном состоянии? Только себе.

Зато у нас есть пример святителя Иннокентия. Каждый, кто приезжает в Ангу, должен пригнуть голову, чтобы войти в низенький домик святителя. И у каждого при этом появляется в голове вопрос: как в этой дыре мог родиться и вырасти великий подвижник, учёный, просветитель, в конце концов, митрополит Московский и Коломенский?

– Святитель Иннокентий – это пример жизни с Христом, – отвечает на этот вопрос отец Алексий. – Во Христе он обрёл всё. И силу, и талант, и могущество, и славу. Его пример мы используем, чтобы показать, что нужно не второстепенные задачи решать, а самую главную. Ищи Бога – и обрящешь всё. Мы ищем крохи и даже их не получаем, а только ропщем, болеем и умираем, ничего не достигнув. Человек всю жизнь ищет славу. А мы чествуем святителя Иннокентия, которого, казалось бы, давным-давно забыли совершенно.

Я думаю, нет у нас сейчас и тысячи святых. Хотя и говорят, не стоит село без праведника. Но таких святых, как святитель Иннокентий, пожалуй, нет, и нам их крайне не хватает.