Налоговая проверка за 3. Заранее узнать о выездной проверке. Компании продляют срок представления документов, объясняя это тем, что директор или главбух в командировке

06.09.2024

После сдачи отчетности автоматически начинается камеральная проверка каждой представленной декларации или расчета. Что на практике выявляют налоговики при проверке отчетности и каковы последствия данных ошибок, читайте в статье.

Как проводится проверка

Камеральная налоговая проверка - это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговую инспекцию, а также документов, которые имеются у налогового органа. Данная проверка регламентируется ст. 88 НК РФ. Датой начала проверки считается дата представления налогоплательщиком в налоговую инспекцию декларации, расчета или сведений.

Проверяются все без исключения поступившие от налогоплательщиков декларации и расчеты. Налогоплательщиков не уведомляют о начале проведения камеральной проверки, решение о ее назначении не принимается.

Срок проведения проверки

Срок проведения камеральной проверки — 3 месяца. Если в ходе проведения проверки выявляются ошибки или несоответствие сведений, налогоплательщику направляется требование с просьбой предоставить документы, пояснения по фактам установленных нарушений и уточненную декларацию или расчет.

На предоставление пояснений и уточнений налогоплательщику дается 5 дней. Если в течение этого срока налогоплательщик самостоятельно не исправил ошибки или не предоставил требуемые пояснения, он будет оштрафован.

С первого января 2017 года штраф по данному нарушению составляет 5 тыс. рублей, при повторном аналогичном нарушении в течение календарного года штраф будет составлять 20 тыс. рублей.

Пояснения, связанные с декларациями по НДС, предоставляются только в электронном виде, через оператора электронного документооборота, по формату, утвержденному Приказом ФНС РФ от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@. Пояснения, представленные на бумажном носителе, считаются непредставленными.

Оформление результатов проверки

После окончания камеральной проверки составляется акт с указанием установленных нарушений и суммами доначисленных налогов. В течение 5 рабочих дней акт проверки вручается налогоплательщику.

В течение месяца налогоплательщик вправе предоставить разногласия на акт камеральной проверки.

В течение 10 рабочих дней после истечения срока для предоставления разногласий руководителем инспекции выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Если налогоплательщик не согласен с данным решением, он вправе направить апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. Данная жалоба рассматривается в пределах месяца с момента подачи. Срок рассмотрения может быть продлен, о чем налогоплательщику высылается уведомление.

Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа, он вправе обратиться в суд.

Если при проведении камеральной проверки нарушения не выявляются, она автоматически закрывается, налогоплательщик об этом не извещается, документы по проверке ему не вручаются.

Ошибки при сдаче отчетности

Разногласия между налоговой инспекцией и налогоплательщиками часто возникают уже при предоставлении отчетности. Если декларации и расчеты заполнены некорректно, программа проверки отчетности автоматически отказывает в их приеме, указывая на ошибки. Что это за ошибки:

1. Отчетность подписывает представитель по доверенности, но в базе налоговой инспекции отсутствует либо сама доверенность, либо данные на представителя.

2. Отчетность подписывает представитель по доверенности, но в информационном сообщении о доверенности указана доверенность без права подписи.

3. Декларацию подписывает руководитель организации. Но его данные в декларации не совпадают со сведениями в ЕГРЮЛ.

4. Представляется первичная декларация с признаком «корректирующая» или наоборот.

5. Отчетность сдается по устаревшим и недействующим формам.

Нарушения по камеральным проверкам

При проведении камеральной проверки конкретных декларации и/или расчетов анализируется вся отчетность налогоплательщика за этот период. Данные, указанные в общей отчетности, сравниваются с проверяемой. Как раз при этом анализе выявляется большая часть нарушений. Анализируются данные из внешних источников, полученные сведения от контрагентов налогоплательщиков, предыдущие камеральные проверки. Нарушения устанавливаются различные:

1) простые арифметические ошибки;

2) несовпадение налоговой базы НДС и налога на прибыль;

3) расхождения данных 6-НДФЛ и РСВ;

4) нарушение порядка восстановления НДС по уплаченным авансовым платежам;

5) предоставление неполного комплекта документов при возмещении НДС из бюджета или по убыткам;

6) занижение выручки;

7) завышение расходов;

8) по ЕНВД и ПСН несоответствие физического показателя количества работников с данными 6-НДФЛ и РСВ;

9) отсутствие документов, подтверждающих налоговые льготы;

10) расчеты налога на имущество без учета кадастровой стоимости данного имущества.

Это наиболее распространенные нарушения, которые выявляются при камеральных налоговых проверках. Все их описать невозможно. Но, как показывает статистика, 90 процентов нарушений и ошибок допускают налогоплательщики по своей невнимательности. Это объясняется и большой загруженностью бухгалтеров, и отсутствием опыта. Но нужно также понимать, что эта невнимательность может дорого обойтись для организации. Поэтому очень тщательно проверяйте правильность заполнения всех форм отчетности, не тяните со сдачей до последнего дня, сопоставляйте данные отчетов, заранее формируйте пакеты документов по убыткам и возмещению НДС.

С III квартала 2017 года при камеральных налоговых проверках вашей отчетности будет применяться еще один источник информации о доходах — сведения с онлайн-касс. Не забудьте в полном объеме и без ошибок отразить эти сведения в отчетности, чтобы не пришлось предоставлять пояснения и документы для проверок и оплачивать штрафные санкции.

14 декабря 2017 года на официальном сайте ФСН опубликованы контрольные соотношения в расчете по страховым взносам. Они будут применяться с 1 января 2018 года. По ним можно проверить, например, расчет по взносам за 2017 год. Что изменилось? Будут ли налоговики сравнивать единый расчет по страховым взносам с 6-НДФЛ и 2-НДФЛ? Какой программой можно проверить годовой расчет? Ответим на основные вопросы и приведем ссылку для скачивания новых контрольных соотношения.

Новые точки проверки расчета по взносам

В 2018 году налоговые инспекторы проверяют показатели единого расчета по страховым страховых взносам по контрольным соотношениям.

В письме ФНС России от 13.12.2017 № ГД-4-11/25417 приведены новые контрольные соотношения показателей формы расчета по страховым взносам. можно на нашем сайте. Также вы можете ознакомиться с обозначенным письмом на официальном сайте ФНС.

Новые контрольные соотношения вводится в действие с 1 января 2018 года. То есть, они будут применяться уже при проверке годового расчета по страховым взносам за 2017 год.

Зачем поменяли контрольные соотношения с 2018 года?

Зачем налоговикам потребовалось обновлять контрольные соотношения с 2018 года? В своем письме они пояснили это сами. Приведем обоснование для введения новых соотношений. Они сводятся к тому, что с 2018 года у налоговиков становится больше основания для непринятия расчетов по взносам.

Письмо ФНС России от 13.12.2017 № ГД-4-11/25417

Федеральная налоговая служба сообщает, что 27.11.2017 принят Федеральный закон № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 335-ФЗ), который вносит изменения, в том числе и в статью 431 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).

В соответствии с пунктом 78 статьи 2 Федерального закона № 335-ФЗ абзац второй пункта 7 статьи 431 Кодекса излагается в новой редакции, расширяющей перечень оснований для признания налоговым органом расчета по страховым взносам непредставленным.

Согласно пункту 3 статьи 9 Федерального закона № 335-ФЗ указанные изменения вступают в силу с 1 января 2018 года.

Начиная с 1 января 2018 г., если в представляемом плательщиком расчете (уточненном расчете) сведения по каждому физическому лицу:

  • о сумме выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц,
  • о базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины,
  • о сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных исходя из базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не превышающей предельную величину,
  • о базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу,
  • о сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу за расчетный (отчетный) период и (или) за каждый из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода содержат ошибки, а также если в представляемом плательщиком расчете (уточненном расчете) суммы одноименных показателей по всем физическим лицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику страховых взносов, и (или) в расчете (уточненном расчете) указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лиц, то такой расчет (уточненный расчет) считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем получения расчета (уточненного расчета) в электронной форме (10 дней, следующих за днем получения расчета на бумажном носителе), направляется уведомление.

ФНС России направляет для сведения и использования в работе контрольные соотношения, разработанные в целях применения с 01.01.2018 новой редакции абзаца 2 пункта 7 статьи 431 Кодекса.

Доведите указанное письмо до налоговых органов и плательщиков страховых взносов.

До 2018 года ИФНС вправе признать, что плательщик не сдал расчет, если в нем (абз. 2 п. 7 ст. 431 НК РФ):

  • указаны недостоверные персональные данные о физлицах;
  • величина пенсионных взносов (исчисленных исходя из базы в пределах лимита) за расчетный (отчетный) период и (или) за каждый из последних трех месяцев этого периода содержит ошибки;
  • сумма пенсионных взносов по каждому физлицу за расчетный (отчетный) период и (или) за каждый из последних трех месяцев этого периода не совпадает с их суммой в целом по организации.

С 01.01.2018 в этот перечень добавлены ошибки и несовпадения в следующих показателях:

  • сумма выплат в пользу застрахованных лиц,
  • величина базы взносов на пенсионное страхование в пределах установленной максимальной величины,
  • величина базы для исчисления взносов на пенсионное страхование по дополнительному тарифу,
  • сумма взносов на пенсионное страхование, рассчитанных по дополнительному тарифу.

Прежние контрольные соотношения продолжают действовать

Налоговые инспекторы проверяют показатели расчета страховых взносов по контрольным соотношениям, которые утвердила ФНС России в письме от 30 июня 2017 № БС-4-11/12678. См. « ». Так, в частности, они проверяют показали расчета с 2-НДФЛ и 6-НДФЛ. Также контрольные соотношения по части расходов на соцобеспечение ФСС России опубликовал в письме от 15 июня 2017 № 02-09-11/04-03-13313. С 1 января 2018 года дополнительно будут учитываться соотношения из письма ФНС от 13.12.2017 № ГД-4-11/25417.

Вот некоторые из проверяемых элементов с 2018 года:

  • значение в графе 1 строки 250 подраздела 3.2.1 должно быть равно сумме показателей из строк 210 этого же подраздела;
  • данные в графе 2 строки 030 подраздела 1.1 по значению поля 001, равному значению строки 200 подраздела 3.2.1, должны совпадать с суммой показателей из строк 210 подраздела 3.2.1 за последние три месяца отчетного периода;
  • значение в графе 2 строки 250 раздела 3 должно равняться сумме показателей из строк 220 этого же раздела.

Что будет при несоответствии?

Даже если вы представите расчет вовремя, но в нем будут расхождения между совокупной суммой страховых взносов и суммой взносов по каждому сотруднику, расчет будет считаться непредставленным. ИФНС уведомит вас об этом. Важно, как сдали расчет:

  • электронно. Уведомление ждите не позднее дня, следующего за днем сдачи расчета;
  • на бумаге. Уведомление получите в течение 10 рабочих дней после того дня, как инспекторы получили расчет.

После того как вы получите уведомление, нужно внести исправления в расчет в течение пяти рабочих дней. Тогда датой представления указанного расчета будет считаться дата, когда вы его сдали первоначально. Если не успеете исправить расчет, будет штраф. Это следует из пункта 7 статьи 431 Налогового кодекса РФ.

Как проверить расчет по страховым взносам по новым контрольным соотношениям бесплатно

Бесплатная программа от ФНС “Налогоплательщик ЮЛ ” предназначена для автоматизации процесса подготовки юридическими и физическими лицами документов налоговой и бухгалтерской отчётности, расчета страховых взносов, справок о доходах физических лиц (форма №2-НДФЛ), специальных деклараций (декларирование активов и счетов), документов по регистрации ККТ и других.

Скачать программу для заполнения расчета по страховым взносам можно путем открытия Аннотации.

У налоговой разные проверки, нас интересуют две — камеральная и выездная. Цель проверок одинаковая: убедиться, что компания платит столько налогов, сколько надо. А если недоплачивает, потребовать недостающую сумму.

Камеральная проверка. Налоговая проводит камеральную проверку без посещения компании. Для проверки налоговики изучают декларации и запрашивают пояснения, если какой-то пункт вызывает вопросы.

Для камеральной проверки не надо получать разрешение, налоговая вправе проверять декларации любой компании. Зато есть ограничение: налоговая может запрашивать пояснения только по конкретной декларации. Компания сдает декларацию за третий квартал, значит, вопросы — по сделкам за третий квартал.

Скан запроса налоговой в рамках камеральной проверки

Выездная проверка. Выездная проверка может проходить в офисе компании или в инспекции, но обычно инспекторы приходят в офис. Инспекторы запрашивают документы, осматривают помещения, разговаривают с сотрудниками.

Задача налоговиков — разобраться на месте. Например, компания по документам покупает щебень, при этом нет склада, сотрудников, транспорта для перевозки. Возможно, закупки фиктивные.

Налоговая не вправе просто так приехать, сначала она должна собрать доказательства в пользу подозрений на недоплату налогов, составить план проверок на следующий квартал и согласовать его с вышестоящим налоговым органом, его официальное название — Управление ФНС России по соответствующему субъекту.

Должна ли налоговая предупреждать о проверке

Нет закона, который обязывает налоговую предупреждать о своем приезде, поэтому потребовать предупреждения не получится.

На практике компании обычно узнают о проверке. Это происходит, когда налоговая вызывает компанию, чтобы вручить решение о назначении проверки. Для вызова компании у налоговой есть уведомление.

Решение о проверке — официальный документ. Смысл: такая-то налоговая назначает выездную проверку такой-то компании.

Скан решения о выездной проверке

Проблема с уведомлением — в сроках. По опыту, компания получает его за неделю до начала выездной проверки, а это слишком мало, чтобы успеть подготовиться.

О выездной проверке можно узнать раньше. Есть косвенные признаки, которые помогают понять, что компания заинтересовала налоговую. Если компания нашла один из признаков, у нее от трех до шести месяцев на подготовку к выездной проверке.

Запрос о сделках за три года

Налоговая не приходит в компанию наобум, сначала она выясняет, есть ли повод для выездной проверки. В этом помогает предпроверочный анализ.

Предпроверочный анализ — официальное название процесса, когда инспекторы собирают досье на компанию. В него входит всё, что налоговая поняла из документов. Например:

  • какую отчетность сдавала компания и какие ошибки находили инспекторы;
  • сколько платила налогов и сколько платят конкуренты;
  • какие товары закупала, у кого, в каком объеме и за сколько;
  • от кого получала деньги, сколько и за что;
  • численность сотрудников;
  • банковские счета;
  • какой транспорт покупала и были ли штрафы от ГИБДД;
  • есть ли среди партнеров однодневки;
  • были ли штрафы от ГИБДД;
  • список аффилированных и взаимозависимых лиц. Например, муж — директор в одной компании, жена — в другой. При этом компании друг у друга покупают товары.

Налоговая собирает информацию из открытых источников, сведений от других госорганов, например от ГАИ или ЗАГСа. А еще запрашивает сведения у компании.

Чтобы понять, что это за запрос, надо посмотреть обоснование. Если налоговая запрашивает документы в ходе камеральной проверки, она так и пишет: обоснование для запроса — камеральная проверка.

Если речь о предпроверочном анализе, налоговая чаще всего ссылается на статью 93.1 Налогового кодекса. Особенность запроса — вопросы о сделках за два-три года.

Скан запроса налоговой в рамках предпроверочного анализа

В запросе обращайте внимание, о чем спрашивает налоговая. Это помогает понять, что вызвало подозрение.

Налоговая запросила у компании «Ягодная поляна» анализ своих цен и конкурентов. «Поляна» отправила.

Оказывается, налоговая так искала подтверждение, что «Поляна» занижала цены конкретному клиенту. Потому что этот клиент — бизнес жены владельца «Ягодной поляны», и низкие цены — способ сократить налоговую базу и меньше платить налогов.

Как отвечать на запросы налоговой — тема отдельной статьи. Пока запомните вот что: если видите запрос о сделках за несколько лет и этот запрос вне рамок проверок — значит, налоговая скоро придет.

Вызов на комиссию

Налоговая вправе вызывать компанию на комиссию. Комиссия — беседа с налоговым инспектором: инспектор вызывает директора к себе, задает вопросы и фиксирует ответы.

Налоговая вызывает на комиссию, когда хочет: может после камеральной проверки, до камеральной или выездной, для предпроверочного анализа.

Когда налоговая вызовет на комиссию — письмо налоговой

У налоговой разные причины для комиссии, их описывает письмо налоговой АС-4-2/12722. Письмо перестало действовать, но причины для комиссии не изменились. Среди причин:

  • разрывы по НДС;
  • слишкам большая доля вычетов по НДС;
  • слишком мало оплаченных налогов по сравнению с компаниями;
  • компания в убытках два года подряд;
  • подозрения, что компания платит зарплату в конверте.

Налоговая проводит комиссии, чтобы разобраться, почему у компании такие показатели, и убедить доплатить налоги. При этом у компании нет обязанности отвечать на вопросы или во всем соглашаться. В общем-то, можно послушать вопросы и молчать в ответ, хоть час, хоть два.

Налоговая не вправе штрафовать компанию из-за ответов на комиссии или требовать доплатить налоги сразу после комиссии. Но если ответы директора вызовут подозрения, налоговая начнет копать глубже. Как раз с помощью выездной проверки.

Комиссии — не безусловное зло, они помогают компаниям. С помощью вопросов на комиссии проще понять, что вызывает подозрение. Если вопросы об НДС — значит, надо проверить НДС: сколько компания вычитает и почему, а возможно, сразу доплатить налог. Вдруг компания успеет всё исправить, и налоговая передумает приезжать с проверкой. А если приедет, проверка пройдет спокойнее.

Проверка партнеров

Налоговая проверяет не только саму компанию, а еще ее партнеров и клиентов. Это называется встречной проверкой. Механизм такой же: налоговая запрашивает документы и сведения, а компания отвечает.

Налоговая собирает досье на магазин «Ягодная поляна». Партнер магазина — оптовик «Лукошко».

Чтобы больше узнать о «Поляне», налоговая запрашивает информацию у «Лукошка»: договоры поставок, накладные, отчеты — всё, что показывает, сколько «Поляна» закупает, как часто и на какие суммы.

Запрос помогает сопоставить сведения компаний. А то может быть такое: по документам «Поляна» купила груши на сто тысяч рублей, а по документам «Лукошка» — яблоки. А может, у «Лукошка» вообще нет документов от «Поляны», будто бы она ничего не покупала.

Есть способ понять, на кого налоговая собирает досье. Для этого посмотрите, от какого налоговой пришел запрос.

Когда налоговая запрашивает документы, она присылает требование — это официальный документ. Если налоговая присылает требование не по своей инициативе, она говорит об этом. Для этого к требованию прикладывает поручение от другой налоговой.

На примере. Вот налоговая присылает запрос на информацию. В запросе — ссылка на поручение другой налоговой:

Скан запроса налоговой для встречной проверки

А это — поручение запросить документы:

Скан поручения от одной налоговой к другой

Нет автоматического способа узнать, ведет ли налоговая встречные проверки или нет. Вариант один: дружить с бухгалтерией и директором каждого партнера и клиента. Вдруг они заметят не свой запрос и позвонят предупредить.

Запрос от полиции

Не только налоговая интересуется делами компании — полиции тоже интересно. Полиция запрашивает документы до возбуждения уголовного дела — это часть доследственной проверки, и — после.

Cкан запроса полиции

По опыту, если в компанию пришел запрос — скорее всего, компания оказалась среди подозреваемых на незаконное обналичивание. Например, закупала щебень у поставщика, а поставщик оказался однодневкой. Причем не просто однодневкой, а одной из компаний, которая участвует в цепочке по выводу денег. И таких компаний в цепочке — десяток.

Если пришел запрос от полиции, время готовиться к выездной проверке. И за это время советую перепроверить своих поставщиков, клиентов — всех, кто платит вам и кому платите вы.

Скорее всего, опытный бухгалтер заметит признаки будущей проверки и расскажет директору. На всякий случай советую периодически спрашивать бухгалтера, есть ли запросы от налоговой и полиции и что в них. Это способ заранее узнать о выездной проверке и успеть подготовиться.

Запрос налоговой инспекцией у организаций информации по сделкам вне рамок налоговых проверок (выездных, камеральных, «встречных»). Требование предоставить документы за 3 года по 20 контрагентам.

Вопрос: может ли налоговая вне рамках выездной налоговой проверки и камеральной требовать документы за 3 года по 20 контрагентам?

Ответ: Налоговая служба для проведения контрольных мероприятий вправе запрашивать у организаций информацию по конкретной сделке вне рамок налоговых проверок (выездных, камеральных, «встречных»). Об том прямо указано в п. 2 ст. 93.1 НК РФ. При этом в требовании должны быть указаны четкие реквизиты, идентифицирующие сделку. Если требование не содержит четкой информации, идентифицирующей сделку, то организация вправе проигнорировать требование инспекции, направив мотивированный отказ. Форма запроса об истребовании документов определена Приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@. Несоблюдение налоговой службой формы требования означает, что запрос незаконен.
Кроме того, согласно п.2 ст.93.1 НК РФ налоговая служба вправе требовать лишь информацию о конкретных сделках. Но зачастую, налоговая служба составляет расплывчатый список необходимых документов и просит их предоставить. Не исполнение требования о предоставлении документов, скорее всего приведет к спору с налоговой службой и свои права придется отстаивать в суде. Однако, суды в данном случае на стороне налогоплательщика (постановление ФАС Поволжского округа от 17.01.13 № А65-10975/2012, постановления ФАС Дальневосточного от 06.03.12 № Ф03-306/2012, Западно-Сибирского от 29.12.10 № А27-4698/2010 и Северо-Западного от 10.08.10 № А56-73208/2009 округов).

Что касается периода, за который налоговая служба может затребовать информацию, то ст.93.1. НК РФ никаких ограничений не устанавливает.

Обоснование

Какие аргументы помогут не раскрывать сведения о контрагенте даже в рамках «встречки»

С необходимостью представить те или иные документы по сделке может столкнуться любая компания — не только та, которую в настоящее время проверяют налоговики. Такая вероятность существует, если инспекторы запрашивают бумаги в рамках встречной проверки.

У многих компаний возникает вопрос: обязаны ли они это делать в той или иной ситуации? Ведь зачастую требование о представлении документов содержит ошибки или неточности. А это уже правомерное основание для того, чтобы контролерам бумаги не представлять.

По общему правилу с момента получения требования о представлении документов в рамках статьи 93.1 НК РФ компания обязана в течение пяти дней либо представить проверяющим документы, либо сообщить о том, что запрашиваемых бумаг у нее нет (п. 6 ст. 6.1 и п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Практика показывает, что в большинстве случаев, если компания отказывается представить сведения о своем партнере, контролеры привлекают ее к ответственности по статье 126 НК РФ (п. 6 ст. 93.1 НК РФ).

Однако, несмотря на это, организациям часто удается отстоять свою правоту в суде. Рассмотрим наиболее спорные ситуации, когда компаниям удавалось избежать ответственности за то, что они не представили сведения инспекции о своем контрагенте.

Прежде чем раскрывать своего контрагента, целесообразнее сначала поинтересоваться у него, а проверяют ли его на самом деле

Часто компании отказываются представлять документы по сделке со своим контрагентом, если им известно, что в отношении последнего выездная проверка еще не назначена. Логика налоговиков понятна — им нужно как можно тщательнее подготовиться к будущему визиту. Но компании буквально трактуют положения закона и не исполняют требования контролеров.

Дело в том, что норма о праве налоговиков запросить у контрагента (иных лиц) документы или информацию о проверяемой компании звучит расплывчато:

«Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию) (п. 1 ст. 93.1 НК РФ)».

С одной стороны, в этой норме четко не указано, что налоговики вправе это делать в рамках уже назначенной выездной проверки. С другой стороны, прямо написано о том, что запрашиваемая информация касается деятельности именно проверяемого налогоплательщика, то есть организации, которую уже проверяют.

Контрагент может не представлять документы, если налоговики не указали сведения, идентифицирующие сделку

Анализ судебных решений показывает, что споры по этому вопросу не утихают до сих пор. Некоторые суды придерживаются мнения, что контролеры вправе истребовать документы и до начала проверки.

Например, в одном из дел проверяющие направляли часть запросов покупателям в рамках камеральной проверки налогоплательщика (на основании ст. 93 НК РФ), другую часть — в ходе предпроверочного анализа (в соответствии с п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Затем эти результаты инспекторы использовали в рамках выездной проверки. ФАС Уральского округа пришел к выводу, что такие действия налоговиков совершенно законны. Главное — доказательства получены (постановление от 25.06.12 № Ф09-5408/12). К аналогичному выводу пришел ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 05.03.11 № А67-3581/2010, не усмотрев в действиях инспекторов нарушений норм НК РФ.

Однако суды других регионов с такой логикой не соглашаются. Они обращают внимание на незаконность процедуры сбора доказательств. Так, в одном из дел налоговики доначислили компании налоги на основании документов, полученных от покупателей проверяемого предпринимателя еще до начала проведения выездной проверки. Проверку инспекторы начали 31 августа 2007 года, а поручения об истребовании документов направили 16 марта этого же года. Свои действия налоговики обосновывали положением пункта 2 статьи 93.1 НК РФ и проведением предпроверочного анализа. Но суд не согласился с такими рассуждениями и отметил следующее (постановление ФАС Центрального округа от 02.07.09 № А23-3784/08А-13-133):

Если инспекторы начали проверку в августе, требовать документы от контрагента еще в марте неправильно

«…Налоговый кодекс Российской Федерации определяет четкую и последовательную процедуру формирования доказательств, свидетельствующих о совершении налогоплательщиком нарушений законодательства о налогах и сборах, их систематизации и соответствующего оформления, которые впоследствии являются основой для принимаемого налоговым органом решения. Доказательства совершенного налогоплательщиком нарушения только тогда могут считаться таковыми, когда они собраны в строгом соответствии с требованиями Кодекса.
Полученные документы в ответ на указанный запрос, направленный до начала проведения проверки, то есть в нарушение установленной Кодексом процедуры сбора, не могут быть признаны допустимыми доказательствами в силу статьи 68 АПК РФ.

Правильно судом первой инстанции признана несостоятельной ссылка инспекции на пункт 2 статьи 93.1 НК РФ, поскольку в соответствии с данной нормой вне рамок проведения налоговых проверок допускается истребование информации в отношении конкретной сделки».

Это не единственное решение, в котором суд поддержал компанию. В деле, которое рассматривал ФАС Восточно-Сибирского округа, налоговики поступили еще хитрее. В запросах о представлении документов они указывали, что в отношении налогоплательщика уже проводится проверка. На самом деле это было не так. В результате суд признал действия проверяющих незаконнными, а ВАС РФ такое решение оставил в силе (определение ВАС РФ от 21.01.11 № ВАС-14886/10).

Таким образом, можно сделать вывод, что, прежде чем представлять документы о своем контрагенте, особенно дружественном или наиболее выгодном, целесообразно связаться с ним и убедиться, что в отношении него действительно проводится проверка.

В каком виде представить документы по «встречке»

Специальной формы для этого нет. Но способ передачи в Налоговом кодексе РФ прописан — лично (инспектору или в канцелярию) или по почте заказным письмом в виде заверенных копий документов (абз. 3 п. 5 ст. 93.1 и п. 2 ст. 93 НК РФ).

ФНС России разрешает сделать прошивку бумаг и заверить ее одной надписью. Главное — не забыть пронумеровать все листы, указав их общее количество (п. 21 письма от 13.09.12 № АС-4-2/15309@). При этом копии нескольких разных документов безопаснее заверить отдельной надписью на каждом листе бумаги (письма Минфина России от 11.05.12 № 03-02-07/1-122и от 24.10.11 № 03-02-07/1-374).

Практика показывает, что важнее заботиться не о правильности заверения копий, а о своевременности их подачи в инспекцию. Дело в том, что оштрафовать контролеры вправе только за непредставление документов. А вот ответственность за представление их по ненадлежащей форме НК РФ не устанавливает. С такой логикой согласился, например, ФАС Западно-Сибирского округа в постановлениях от 16.10.12 № А75-10185/2011 и от 24.08.12 № А75-10184/2011

Суды указывают, что налоговики не вправе требовать от партнера бумаги и информацию, не относящиеся к периоду проверки налогоплательщика

Нередко на практике налоговики требуют от контрагента проверяемой компании представить документы, которые не относятся к периоду проверки.

Минфин России в этом случае нарушений закона не видит. В частности, в письме от 23.11.09 № 03-02-07/1-519 финансовое ведомство отметило, что статья 93.1 НК РФ не устанавливает ограничения по периоду времени, за который могут быть истребованы документы и информация, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика.

Однако суды такое мнение не разделяют. Дело в том, что при запросе документов контролеры обязаны указать, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов или информации. Получается, что если документы не относятся к периоду проверки, то они не совпадают с датами проверки, указанными в требовании.

Например, в одном из дел ФАС Центрального округа пришел к выводу, что счета-фактуры, относящиеся к январю 2007 года и I кварталу 2008 года, не могут быть предметом «камералки» за I квартал 2009 года, поскольку в декларации за I квартал 2009 года не подтверждались ГТД, относящиеся к I кварталу 2008 года и январю 2007 года. В результате суд указал, что требование о представлении документов и приложенное к нему поручение были направлены в адрес контрагента вне рамок проведения камеральной проверки. А произвольное истребование документации налогоплательщика недопустимо (постановление от 09.08.10 № А68-13557/09).

Если в ходе проверки нарушений у компании не выявлено, то истребовать сведения о ней у ее контрагентов оснований нет

Нередко инспекторы пытаются разузнать информацию о том или ином контрагенте проверяемой компании, даже если в ходе проверки последней нарушений не выявлено вовсе. Такие действия налоговиков суды считают незаконными. Причем решений в пользу проверяющих найти не удалось.

Можно не исполнять требование, из которого неясна проверяемая сделка

Логика судов в случае, когда налогоплательщик уже успешно прошел камеральную проверку, следующая. Если при камеральной проверке выявлены ошибки в декларации и противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо есть несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям в документах, имеющихся у инспекции, то у компании могут запросить пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Соответственно если ошибок и противоречий не выявлено, то и оснований для истребования у налогоплательщика объяснений нет. При этом статьи 88 и 93.1 НК РФ в их взаимосвязи предполагают наличие у налоговиков права в рамках камеральной проверки проводить какие-либо дополнительные мероприятия налогового контроля, в том числе предусмотренные статьей 93.1 НК РФ, только при наличии к этому оснований, предусмотренных статьей 88 НК РФ. Опять же если нарушений по этой норме нет, то и истребование информации в рамках статьи 93.1 НК РФ незаконно.

Рассуждая подобным образом, ФАС Уральского округа в постановлении от 21.05.09 № Ф09-3209/09-С3 указал следующее:

«Таким образом, установив, что законодательно предусмотренная обязанность по представлению дополнительных документов с декларацией по ЕНВД у предпринимателя отсутствовала, наличие в декларации ошибок (неточностей, противоречий) инспекцией не доказано, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у инспекции законных оснований для истребования дополнительных сведений и документов как у предпринимателя, так и у лиц, предоставивших ему земельные участки в пользование».

При истребовании информации о конкретной сделке в требовании должны быть указаны ее идентифицирующие признаки и никаких лишних документов

В случае если налоговики истребуют информацию в отношении конкретной сделки, то они должны указать сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку (п. 3 ст. 93.1 НК РФ). Но поскольку инспекторам нужна эта информация вне рамок проверки, зачастую они не указывают реквизиты договора, а составляют расплывчатый перечень документов.

Анализ судебной практики подтверждает, что в этом случае у лица, получившего запрос без указания конкретной сделки, есть повод не исполнять требование.

В частности, в одном из дел, которое рассматривал ФАС Поволжского округа, было установлено, что налоговики, помимо договора «А» со всеми приложениями и спецификациями, истребовали также следующие документы: дополнение к договору (контракту, соглашению) купли-продажи, акт о приемке выполненных работ, платежное поручение.

При этом суд заметил, что в требовании отсутствовали какие-либо сведения о том, относятся ли данные документы к договору «А». Кроме того, исходя из названий этих документов и периода, определить, относятся ли истребованные документы к конкретной сделке, равно как и объем необходимой информации по сделке, не представлялось возможным. В результате налоговики спор проиграли (постановление от 17.01.13 № А65-10975/2012).

К аналогичным выводам приходили и другие суды (например, постановления ФАС Дальневосточного от 06.03.12 № Ф03-306/2012, Западно-Сибирского от 29.12.10 № А27-4698/2010 и Северо-Западного от 10.08.10 № А56-73208/2009 округов).

Компании продляют срок представления документов, объясняя это тем, что директор или главбух в командировке

Если компания не успевает собрать документы в пятидневный срок, она может ходатайствовать о продлении срока (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Чтобы инспекторы пошли на такую отсрочку, компании нужно привести весомые аргументы.

На практике чаще всего организации указывают следующие причины:

—большое число запрашиваемых документов;

—отсутствие главного директора или главбуха в офисе (командировка, отпуск);

—сотрудник, ответственный за ту или иную сделку, находится на больничном и т. п.

Если налоговиков удовлетворят такие причины, то о своем решении продлить срок представления документов они сообщат компании в течение трех дней. Но тут важно знать, что на практике контролеры нередко игнорируют такие ходатайства налогоплательщиков. В этом случае имеет смысл явиться в инспекцию и завизировать там свое ходатайство.

Шаг 1

3.1 Обращение к администратору зала

В случае если проверка проходит в офисе формата «Мини», «Микро» Администратор зала не оценивается, ввиду его отсутствия. В анкете проставляются прочерки в блоке АЗ.

Ø Войдя в офис, осмотритесь.

Если в течение 30 секунд на Вас не обратили внимания, подойдите к стойке Администратора зала (обычно находится за стойкой, напротив входа или справа/слева от него) и озвучиваете ему цель визита. Администратор зала направит Вас к нужному специалисту или подскажет, куда можно пройти для получения консультации. В офисах формата «Мини», «Микро» Вам необходимо самостоятельно выбить талон СУО.

Если АЗ нет на месте (н-р, он помогает другому клиенту найти нужного специалиста), то Тайному покупателю нельзя самостоятельно выбивать талон СУО на сенсорном пульте - необходимо дождаться пока освободится Администратор зала. По истечению 5 минут можно самостоятельно выбить талон СУО.

Ø Если Администратора нет в поле зрения, то необходимо подождать его у стойки (не более 5 мин.). Если по истечению ожидания Администратор не подошел, и никто из сотрудников не обратил на Вас внимание, нужно самостоятельно выбить талон СУО на сенсорном пульте (если установлен в точке), возникшая ситуация в обязательном порядке описывается в поле для комментариев.

Ø Если администратор зала сам пытается консультировать, ссылаясь на очередь, Вы вежливо настаиваете на своем желании проконсультироваться с соответствующим специалистом, поскольку Вы никуда не торопитесь и у Вас есть время подождать в очереди .

Ø Если администратор зала сообщает, что нужный Вам специалист временно отсутствует, уточните время и дату, когда специалист будет работать и сможет Вас проконсультировать. По возможности вернитесь в указанное время и совершите контрольную закупку. Желательно сообщить об этом Куратору.

Ø Пункт 1.4. Анкеты оценивается положительно в случае, если Администратор зала объяснил где на табло загорится номер талона или куда необходимо пройти.

Шаг №2.

3.2 Консультация у специалиста

Ø Начните диалог в соответствии с Легендой и позвольте сотруднику задать Вам уточняющие вопросы – не рассказывайте сами сотруднику сразу всю Легенду(особенно это касается проверки по легенде «Перевод») , будьте слегка пассивными. Дайте возможность сотруднику проявить инициативу.

Ø Во время проведения контрольной закупки,Вам самостоятельно необходимо задать Обязательные вопросы , указанные в п.7 Легенды. Обязательные вопросы не задаются в случае, если ранее специалист сообщил данную информацию во время презентации продукта.

Важно! В случае если вопросы не будут озвучены, проверка не принимается и не подлежит оплате (данный факт будет зафиксирован на аудиозаписи).

Ø После предложения Вам конкретного продукта для того, чтобы Вы могли оценить умения специалиста работать с отказами/возражениями, необходимо обязательно задать вопросы, указанные в п.8 Легенды. Пункт 5.1 анкеты оценивается положительно при любом согласии сотрудника с клиентом.

Ø Во время консультации или по ее завершению специалист может предложить Вам дополнительные продукты или услуги банка (п.9 Легенды), это позволит Вам оценить пункт Анкеты «кросс-продажи».

Ø Сотрудник должен обязательно подвести итог консультации и завершить презентацию продукта вопросом «желаете ли Вы оформить продукт / услугу?» . Уточнить все ли Вам понятно, остались ли у Вас какие-либо вопросы. Для того, чтобы оценить сотрудника по данному пункту, во время консультации исключите фразу: «Мне все понятно» или аналогичные по смыслу выражения.

Ø Если на обслуживание Вы попали к сотруднику с бейджем «СТАЖЕР» , то необходимо настоять на своем желании получить консультацию у более опытного

специалиста (данный вопрос должен быть зафиксирован на аудио записи). В случае если получен отказ, то контрольная закупка проводится до конца и результат ее сохраняется и публикуется на сайте. В анкете обязательно укажите, что Вас обслуживал стажер.

Посещение отделения Банка закончено.

Шаг № 3

3.3 Заполнение Отчета на портале.

Ø Анкета должна быть заполнена в течении 12 часов после проведения проверки.

Ø В Анкете обязательно должна быть указана ФИО проверенного сотрудника .

Ø В поле «Дата и местное время начала проверки» (и в Анкете, и на портале) указываются только реальные дата, местное время начала консультации у специалиста и адрес отделения (которые должны быть озвучены в начале визита и слышны на аудио записи).

Ø При заполнении Анкеты обязательно внимательно читайте формулировки каждого пункта.

В поле «Комментарии»обязательно нужно указать:

· Разъяснения ко всем пунктам, по которым поставлены отрицательные оценки

· Ваше общее впечатление, которое не должно противоречить ответам на вопросы анкеты.


Одновременно с заполненной Анкетой на портале должны быть размещены следующие артефакты:

Аудио запись визита

*Примечание: Поскольку все проверки совершаются с аудиозаписью, то убедитесь заранее в том что:

· оборудование исправно: при записи не должно быть посторонних звуков, «шуршаний», «треска». Если запись будет тихая (низкого качества) или на ней будут посторонние технические шумы, то она будет браковаться, и проверка не будет оплачена.

· оборудование заранее приведено в состояние максимальной зарядки, и карты памяти имеют достаточно места для записи;

· оборудование незаметно окружающим;

· при использовании дополнительного оборудования (диктофонов) необходимо на время проверки выключать свои личные мобильные телефоны, так как они создают дополнительные помехи и шумы в записи.

· если Вы делаете запись на телефон: наиболее хорошее качество получается при условии записи на гарнитуру телефона, когда она висит на шее. Также, чтобы телефонные звонки, смс не прерывали запись необходимо на телефоне выбрать режим «Полет»/»Flight Mode»/Автономный (в каждом телефоне называется по-разному). В таком случае телефон работает, можно делать аудио, но дозвониться в этот период никто не сможет.


*Номер талона СУО – это латинская буква и порядковый номер, например, В-107. При этом Вам следует указать номер в специальном поле Анкеты или на портале в разделе «Номер талона СУО».

Если в посещаемом Вами отделении не установлена система управления очередью, в Анкете выбирается соответствующий вариант ответа («СУО не установлена»).

Если система электронной очереди не работала – необходимо указать это в комментарии. Также необходимо задать об этом вопрос вслух сотрудникам банка, например, «А где мне взять талончик для очереди?» Поскольку все проверки сопровождаются аудиозаписью, это и будет доказательством причины отсутствия талона/номера.

Сотрудник может не выдать талон СУО, но проверка будет принята, если:

· Администратор зала не выдал Вам талон СУО (при этом в точке продаж система установлена), данная проверка будет принята, как исключительный случай. При этом наличие аудиозаписи является обязательным условием, на котором слышно как Вы попросили талон у Администратора зала.

· В посещаемом Вами отделении установлена система управления очередью, но при этом Вам могут не выдать талон СУО . Такая ситуация характерна при проведении проверок у специалистов модулей Ипотечного кредитования, Кредитования малого бизнеса, Автокредитования. В этом случае № талона в Анкете не указывается, проверка принимается и подлежит оплате. При этом на записи слышен адрес отделения, время начала проверки, дата и в анкете указана ФИО сотрудника.

Возможны следующие манипуляции сотрудников с талонами СУО:

· Если Администратор не дал талон Вам в руки и сразу отнес его консультанту, задайте вслух вопрос про талон, например, «Как я смогу найти сотрудника без талона?» Это необходимо для доказательства наличия подобного талона в аудиоматериалах.

· Также возможны случаи, когда Администратор зала предлагает Вам пройти в зону ожидания и сначала дождаться своей очереди к специалисту, а как только он освободиться, выдать Вам талон СУО. Такие случаи являются грубым нарушением в навигации клиентов, и в обязательном порядке их нужно описывать при заполнении Анкеты блока «Оценка профессионализма Администратора зала».


Похожая информация.