Минная дивизия. Балтийский флот. Соединения кораблей. Современное состояние русского Флота

12.03.2024

Веселаго 1-й Михаил Герасимович (07.11.1843-20.09.1929), адмирал в отставке (28.08.1909).

Шафров Александр Алексеевич (29.01.1879– до дек. 1945), инженер-механик капитан 2-го ранга (14.04.1913).

Светлик Павел Алоизиевич (20.11.1880-17.04.1966), капитан 2-го ранга «за отличную ревностную службу и особые труды, вызванные обстоятельствами войны» (01.01.1915).

Девиация компаса, отклонение подвижной системы компаса от положения, фиксирующего направление на магнитный полюс Земли (у магнитного компаса) или на географический полюс (у гирокомпаса). Девиация магнитного компаса устраняется с помощью вспомогательных магнитов, создающих систему компенсирующих магнитных полей.

Герасимов Александр Михайлович (14.11.1861-02.03.1931), вице-адмирал за отличие (29.04.1913).

Курош 1-й Александр Парфенович (30.03.1862–1919?), вице-адмирал за отличие (30.07.1916) в отставке (07.12.1917).

Де Ливрон Александр Карлович (21.02.1886-18.07.1906), мичман (21.05.1905).

Щенснович Эдуард Николаевич (25.12.1852-20.12.1910), вице-адмирал (28.08.1909).

Фон Шульц Макс Константинович (30.08.1870-17.01.1917), капитан 1-го ранга за отличие (06.12.1911).

Языков Дмитрий Михайлович (29.05.1857-?), капитан 1-го ранга. Окончил Морское училище (1879). Командовал пароходом «Красноводск» на Каспии (1901–1904). Уволен от службы с производством в капитаны 1-го ранга (29.05.1908), в связи с Первой мировой войной вновь определен на службу капитаном 1-го ранга (16.03.1915), служил в Черноморском флоте.

Шпиль – особый ворот, применяемый на судах для выбирания якорных цепей и осуществления иных тяжелых работ по тяге тросов и цепей. Шпили имеют несколько классификаций, в том числе по характеру силы, приводящей их в движение. В данном случае речь идет о ручном шпиле.

Вымбовки – деревянные рычаги, служащие для вращения шпиля вручную.

Панер – такое положение выбираемого якоря, когда якорная цепь (или якорный канат) уже находится в вертикальном положении, но якорь еще не оторвался от грунта.

Фон Барлевен Арвид Константинович (07.06.1884-?), старший лейтенант (01.01.1915).

Романов Александр Михайлович, великий князь (01.04.1866-26.02.1933), адмирал (06.12.1915).

Такого «экзотического» министерства не существовало. После бегства с флота великий князь продолжал председательствовать в Особом комитете по усилению флота на добровольные пожертвования (с 6 февраля 1904 г.), в рамках которого с 1910 г. занимался организацией авиации.

Посохов Сергей Андреевич (15.10.1866-02.02.1935), контр-адмирал за отличие (30.07.1916) в отставке (06.10.1917).

В связи с революционным движением в Прибалтике и недостатком войска для защиты имений от погромов в конце ноября 1905 г. было принято решение о формировании батальонов из состава флотских экипажей. 1-й и 2-й батальоны под командованием капитана 2-го ранга О.О. Рихтера и капитана 1-го ранга барона В.Н. Ферзена (он же – начальник отряда морских охранных батальонов в Эстляндии) покинули Кронштадт 19 и 24 декабря 1905 г. Разделившись на роты, а иногда и на более мелкие отряды, приступили к поимке «зачинщиков». Решительность действий моряков, по распоряжению военных властей расстреливавших местных жителей зачастую без суда и следствия, заслужила высокой оценки императора Николая II, который в письме матери 29 декабря писал, что они «…действуют отлично; много банд уничтожено, дома и их имущество сжигаются. На террор нужно отвечать террором. Теперь сам Витте это понял». О стиле действия личного состава дают представление строки рапорта капитана 2-го ранга О.О. Рихтера: «Нужно сказать, что экзекуция действует также на команду, и она становится одичалой, кровожадной, и ее приходится удерживать. Очень был обрадован, что команда поняла, что имеет дело со зверским, мстительным народом, и, конечно, не ждет, пока ее заденут, а стреляет во всякого». Показательно, что данные батальоны были укомплектованы преимущественно матросами 14-го флотского экипажа, чуть не взбунтовавшегося за месяц до того (напомним – за допущение волнений в экипаже был уволен в отставку бывший командир крейсера «Варяг» капитан 1-го ранга В.Ф. Руднев). Фрагменты рапортов командиров этих батальонов опубликованы: Из записной книжки архивиста. Морские карательные батальоны в Прибалтийском крае / Публ. А. Дрезена // Красный архив. 1930. № 1 (30). С. 165–169.

3-й охранный батальон (фактически – полубатальон) под командой капитана 2-го ранга П.А. Зеленого 1-го в последний числах декабря ледоколом «Ермак» был доставлен на о. Эзель. После «усмирения» (судя по телеграммам – почти бескровного) местных жителей личный состав к 3 февраля был переброшен в Ригу для патрулирования улиц.

По просьбе Министерства внутренних дел дальнейшее формирование батальонов продолжалось, 7 и 8 января из Ораниенбаума отправились 4-й и 5-й батальоны кронштадтцев (командиры – капитаны 2-го ранга Протопопов и Г.П. Пекарский). Их разместили в Лифляндии на железнодорожной линии Рига – Двинск, где они входили в состав Виленского летучего отряда. 6-й батальон капитана 2-го ранга В.И. Галанина формирования не закончил, надобность в его посылке отпала.

1-й и 2-й батальоны (2-м батальоном с 27 января командовал капитан 2-го ранга В.Ф. Пономарев) вывели из Эстляндской губернии 12 и 15 марта, 4-й и 5-й из Лифляндии – 7 апреля. В общей сложности в составе пяти батальонов в Прибалтике действовали 1868 нижних чинов.

Отзывы о деятельности батальонов были, естественно, самые противоречивые. Гражданские власти не скупились на похвалы за решительность и дисциплину, часть местных жителей писали благодарные письма морскому министру, сообщая, что чувствовали себя за моряками, «как за каменной стеной». С другой стороны, даже в скупых рапортах командиров батальонов находим сведения о жесткости действий и не всегда трезвом поведении нижних чинов. А вот фрагмент из дневниковой записи контр-адмирала В.К. Пилкина от 1 ноября 1918 г.: «Темный народ всюду ужасен. Вернее – темные люди, так как жестокости, утонченные только по форме, проделывают, казалось бы, и более интеллигентные, а на самом деле тоже темные господа. Помню, как Типольт (мичман Н.А. Типольт служил в 4-м батальоне. – Прим. ред. ) рассказывал мне о смертных приговорах, выносимых во время карательных экспедиций в Прибалт[ийском] крае мертвецки пьяными судьями, которые ему приходилось приводить в исполнение».

Никонов Константин Петрович (14.04.1844-?), адмирал (13.10.1908) в отставке (01.10.1908).

Упомянутый скандал в Либавском цирке произошел 13 октября 1905 г. О прежних похождениях А.М. Веселаго дает представление шифрованная телеграмма командира Владивостокского порта контр-адмирала Н.Р. Греве морскому министру А.А. Бирилеву от 2 октября 1905 г.: «Лейтенант Веселаго в нетрезвом виде, сидя в театре в партере, мочился и, выйдя затем из театра, произвел ряд бесчинств. Суд посредников, возбудив по этому поводу дело, на днях постановил лейтенанту Веселаго подать в отставку, что он отказался сделать. Дело должно перейти в суд флагманов и капитанов, который в настоящий момент за болезнью адмирала Иессена и отсутствием некоторых командиров созван быть не мог. Рассчитываю это сделать на будущей неделе. <…> Греве». В тот раз заступничество отца оказалось эффективным, и 4 октября 1905 г. во Владивосток была отправлена ответная телеграмма за подписью и.о. начальника Главного морского штаба контр-адмирала А.А. Вирениуса: «Министр желает, чтобы Вы выслали лейтенанта Веселаго в Петербург, не приводя в исполнение приговор суда» (РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 4. Д. 1305. Л. 143, 143 об). Данная история показательна как пример пренебрежительного отношения власти к мнению личного состава флота, выраженному в решении суда посредников.

Вечеслов 1-й Владимир Степанович (09.01.1876–1934), капитан 1-го ранга за отличие (06.04.1914)

Во избежание путаницы восстановим хронологию формирования минных сил на Балтике после Русско-японской войны.

Первоначально, в феврале 1906 г., вступавшие в строй минные крейсеры, построенные на добровольные пожертвования населения, были включены в Практический отряд обороны побережья Балтийского моря под командованием свиты контр-адмирала великого князя Александра Михайловича. Вскоре после бегства великого князя с флота приказом главного командира флота и портов и начальника морской обороны Балтийского моря вице-адмирала К.П. Никонова от 28 сентября 1906 г. все минные крейсера из состава Практического отряда были сведены в отдельный Отряд минных крейсеров под командованием капитана 1-го ранга Н.О. фон Эссена. В октябре 1906 г. к отряду были присоединены миноносцы, и он стал именоваться 1-м отрядом минных судов Балтийского моря, находясь при этом в непосредственном подчинении главному командиру флота.

Первоначально в его состав входили минные крейсеры: «Украина», «Казанец», «Москвитянин», «Доброволец», «Финн», «Охотник», «Эмир Бухарский», «Амурец», «Уссуриец», «Забайкалец», «Пограничник», «Сибирский стрелок», «Генерал Кондратенко», «Всадник», «Гайдамак», «Стерегущий», «Страшный», «Донской казак», «Трухменец»; миноносцы «Видный», «Громящий», «Боевой», «Инженер-механик Зверев», «Инженер-механик Дмитриев», «Бурный», «Внимательный», «Внушительный», «Выносливый», «Бдительный»; транспорт «Ангара».

Приказом по Морскому ведомству от 8 декабря 1907 г. 1-й отряд минных судов с 1 апреля 1908 г. был переименован в Дивизию эскадренных миноносцев. В ее состав входили четыре дивизиона по восемь эскадренных миноносцев в каждом (по классификации 1907 г. минные крейсеры стали также именоваться эскадренными миноносцами), три эсминца в распоряжении командующего дивизией, а также вспомогательные суда. До 24 ноября 1908 г. дивизией командовал Н.О. фон Эссен, затем – капитан 1-го ранга светлейший князь А.А. Ливен.

12 марта 1909 г. Дивизия эскадренных миноносцев Балтийского моря была переименована в 1-ю Минную дивизию, ее до 11 октября 1911 г. возглавлял А.А. Ливен.

Уже упоминавшимся приказом главного командира флота и портов и начальника морской обороны Балтийского моря вице-адмирала К.П. Никонова от 28 сентября 1906 г. часть более старых миноносцев была сведена в Отряд миноносцев под командованием капитана 1-го ранга М.В. Князева для охраны шхерного района (с октября 1906 г. – 2-й отряд минных судов Балтийского моря). С 1 апреля 1908 г. отряд именовался Дивизией миноносцев, которая, в свою очередь, 12 марта 1909 г. была переименована во 2-ю Минную дивизию.

В апреле 1915 г. 1-я и 2-я Минные дивизии были объединены в Минную дивизию.

Общепринятое название – типа «Финн».

После Русско-японской войны для улучшения подготовки воспитанников Морского корпуса было введено промежуточное звание «корабельный гардемарин», присваивавшееся после сдачи экзаменов за курс наук корпуса; первое офицерское звание – мичман – отныне давалось выпускникам лишь после заграничного плавания и экзаменования комиссией из офицеров флота. Обеспечить качественную корабельную практику и должен был Отдельный отряд судов, назначенных для плавания с корабельными гардемаринами, сформированный в мае 1906 г. Параллельно решались и иные задачи – практика учеников школы строевых квартирмейстеров, улучшение боевой подготовки лучших боевых кораблей флота, а также «демонстрация флага» в портах Европы и Средиземного моря. Первоначально в состав отряда входили эскадренные броненосцы (с 1907 г. – линейные корабли) «Цесаревич» и «Слава», а также крейсер 1-го ранга «Богатырь». Приказом по Морскому ведомству от 8 декабря 1907 г. отряд был переименован в «Балтийский», он просуществовал до осени 1911 г. В его состав, кроме указанных кораблей, в разное время также входили крейсеры «Олег», «Адмирал Макаров» и «Рюрик».

Минный крейсер (с 27.09.1907 – эскадренный миноносец) «Доброволец» принадлежал к четырем кораблям типа «Финн», построен на добровольные пожертвования по проекту фирмы «Шихау» (Германия) на судостроительной верфи «Общества Путиловских заводов» в С.-Петербурге. Заложен в 1904 г., спущен на воду 29.05.1905, вступил в строй в июне 1906 г. Участвовал в Первой мировой войне, погиб на мине в Ирбенском проливе 08.08.1916.

Водоизмещение 570 т, длина – 72,49 м, ширина – 8,18 м, на испытаниях достиг скорости 25,9 уз. Первоначальное вооружение состояло из 2 – 75-мм, 6 – 57-мм орудий, 4 пулеметов, а также 3 – 450-мм торпедных аппаратов; зимой 1909/1910 гг. артиллерия заменена на 2 – 102-мм орудия.

Покровский Андрей Георгиевич (Егорович) (14.08.1862–1944), вице-адмирал за отличие (10.04.1916).

Домбровский 1-й Алексей Владимирович (07.01.1882-24.04.1954), капитан 1-го ранга (28.07.1917).

Зайончковский Леонид Брунович (05.10.1883-?), старший лейтенант (старшинство с 06.12.1915).

Хоментовский Георгий Михайлович (08.04.1880-?), инженер-механик капитан 2-го ранга (14.04.1913).

Другими важными негативными сторонами указанной автором системы были: 1) частая смена личного состава, т. к. командир экипажа мог назначить на очередное летнее плавание совсем других офицеров и матросов, не знакомых с кораблем; 2) длительное пребывание личного состава на берегу без занятия его действительной работой отрицательно сказывалось на дисциплине.

Максимов Андрей Семенович (07.07.1866–1951), вице-адмирал за отличие (10.04.1916).

Приведем запись из дневника контр-адмирала В.К. Пилкина (Гельсингфорс, 3 апреля 1919 г.): «Потом Ляцкий рассказывал, как по поручению Керенского он имел свидание с адмиралом Максимовым, какое потрясающее впечатление произвел на него этот не умеющий говорить на русском к[омандую]щий флотом. (Я вспомнил при этом, как раз в к группе за столиком подошел чухонец-швейцар: “Кто здесь адмирала Максимова?” – “Я адмирала Максимова!” – был ответ Андрея Семеновича.)».

Бутаков 1-й Александр Григорьевич (25.06.1861-01.03.1917), контр-адмирал за отличие (06.12.1913).

Бутаков Григорий Иванович (27.09.1820-31.05.1882), адмирал (1878), генерал-адъютант (1869).

Банов Николай Николаевич (05.03.1859-?), контр-адмирал в отставке (04.10.1910).

Шторре Иван Александрович (27.05.1862-?), вице-адмирал в отставке (02.12.1915).

Теше Лев Карлович (17.06.1863-?), контр-адмирал в отставке (08.06.1917).

Виноградский Илья Александрович (23.02.1867-23.01.1910), капитан 1-го ранга за отличие (28.12.1909).

Майдель 1-й Христиан Гвидович, барон (13.04.1869-?), капитан 2-го ранга (06.12.1905).

Карцов Виктор Андреевич (31.01.1868-02.05.1936), вице-адмирал (06.12.1916).

Балкашин Николай Николаевич (30.09.1866-13.12.1907), капитан 2-го ранга за отличие (01.01.1904).

Чухнин Григорий Павлович (23.01.1848-29.06.1906), вице-адмирал (06.04.1903).

Сведения не соответствуют действительности, см. биографию А.Г. Покровского.

Вопрос с базированием на порт Императора Александра III (Либаву) был отнюдь не однозначным. На одной чаше весов лежала возможность тренировать личный состав в плаваниях по Балтике в холодные штормовые месяцы, на другой – опасение оказаться в ловушке в случае войны с Германией. Так, в рапорте на имя начальника Главного морского штаба от 15 декабря 1906 г. Н.О. фон Эссен подтвердил свои же мысли, высказанные еще ранее, 10 октября того же года, в письме к морскому министру. С его точки зрения, Либава не могла служить опорной базой минного флота в связи с тем, что крепость, расположенная в 70 верстах от границы с Германией, почти не имела защиты с тыла, а потому могла быть отрезана уже на третий день боевых действий. «Оборона крепости с моря несовершенна как вследствие расположения морских батарей, так и вследствие недостаточного числа сильных орудий <…>, почему при приближении неприятельской эскадры к Либаве минные суда немедленно должны покинуть порт, дабы не быть отрезанными от моря, а затем расстрелянными в аванпорте или бассейне и канале. Скажу сильнее – минный флот с началом военных действий должен будет покинуть порт Императора Александра III, чтобы затем туда не возвращаться» (РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 1. Д. 3564. Л. 13).

Вероятно, автор имел в виду историю с пароходом «Джон Графтон». Этот корабль был нанят эсерами на деньги японцев и с грузом оружия следовал в Финляндию. 26.08.1905 г. сел на камни у Якобстадта (Ботнический залив) и был взорван экипажем.

Автора подвела память. «Доброволец» находился в крейсерстве в Моонзунде в октябре 1906 г. Плавания минных крейсеров для надзора за контрабандой были прекращены по решению Министерства внутренних дел в начале декабря 1906 г. (РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 1. Д. 3539. Л. 173).

В 1907 г. «Доброволец» начал кампанию 19 марта 1907 г., совершил ряд непродолжительных учебных выходов в море, после чего вновь находился в вооруженном резерве с 26 марта по 10 мая.

Плес между островами Даго (Хийумаа) и Эзель (Сааремаа).

Балтийская таможенная крейсерская флотилия была учреждена в 1868 г. О ее деятельности и входивших в ее состав кораблях см.: Рягин С.К. Морские пограничники России // Гангут. Сб. статей. Вып. 4. СПб., 1992. С. 70–80; Мошков Ф. Морская пограничная охрана России: от Петра I до наших дней. СПб., 2003. С. 13–39.

В тот период начальником Виндавского коммерческого порта был капитан 1-го ранга в отставке (17.10.1905) Василий Густавович Вевель фон Крюгер (21.07.1854-?). Окончил Морское училище (1875), с 1875 г. служил на коммерческих судах.

Хоть и редко, но все же военные корабли в Виндаву заходили. Так, «Доброволец» посетил этот порт уже 23–24 марта 1907 г. в составе отряда минных крейсеров (РГАВМФ. Ф. 870. Оп. 1. Д. 35691. Л. 14 об.).

Ныне мост Лейтенанта Шмидта.

Присутствие на кораблях опреснителей было необходимо, так как в случае использования в паровых котлах морской воды солевая накипь быстро выводила их из строя. В случае же применения исключительно полученной с берега пресной воды существенно уменьшался район действия корабля.

Следует отметить, что отряду действительно удалось изменить отношение к флоту многих жителей столицы.

Судя по вахтенному журналу, «Доброволец» вместе с другими кораблями 28 мая перешел в Кронштадт, а через день вернулся в Петербург, где находился с 30 мая по 5 июня, после чего последовал в Биоркэ, а оттуда – в Моонзунд (РГАВМФ. Ф. 870. Оп. 1. Д. 35691. Л. 19 об., 20).

Артиллерийское вооружение «Добровольца» в тот период состояло из двух 75-мм и шести 57-мм орудий. Зимой 1909/10 гг. на бывших минных крейсерах вместо указанного вооружения установили по две 102-мм пушки с длиной ствола в 60 калибров. 120-мм орудия (правда, с длиной ствола в 45 калибров) имелись лишь на черноморских минных крейсерах типа «Лейтенант Шестаков».

Трекнайс Вольдемар Андреевич (26.02.1877-?), надворный советник (25.11.1908).

Зорт Август Августович (1861-?), действительный статский советник (06.12.1911).

Речь идет о Лидии Хрисанфовне Зорт, урожденной Мосоловой, дочери действительного статского советника.

Гунгербург, Hungerburg («Голодный город» – нем .) – поселок в устье р. Наровы. Известен с XVI в. В конце XIX – начале XX в. – дачное место и курорт для петербуржцев. В 1922 г. переименован в Нарва-Йыэсуу (Усть-Нарва). В рукописи Г.К. Графа ошибочно называется Гунгенбургом.

Речь идет о комендоре минного крейсера «Доброволец» Адаме Вишкаре, утонувшем 30 июня 1907 г. (РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 2. Д. 966. Л. 68).

Самодвижущаяся мина Уайтхеда образца 1904 г. была первой торпедой калибра 450 мм, принятой на вооружение русского флота.

Балк Сергей Захарович (04.04.1866-27.02.1913), капитан 1-го ранга (06.12.1910).

Смирнов 3-й Михаил Иванович (18.06.1880–1940), контр-адмирал (20.11.1918).

В смотре, состоявшемся 27 августа 1907 г. недалеко от Биоркэ, участвовали 20 минных крейсеров и миноносцев. Маневрируя на скорости около 17 узлов, они в течение часа осуществили 10 перестроений.

Смотр имел и другой положительный эффект, крайне важный в атмосфере борьбы Эссена за необходимые для плавания отряда деньги и уголь. Приведем телеграмму императора морскому министру генерал-адъютанту И.М. Дикову (яхта «Штандарт», 28 августа 1907 г.): «Сегодня произвел смотр девятнадцати минным судам отряда контр-адмирала Эссена и присутствовал при эволюциях и маневре и остался вполне доволен результатом усердной и дружной работы личного состава отряда. Я желаю, чтобы отряду была продолжена кампания на две недели для выполнения всей поставленной программы занятий. Благоволительный приказ о смотре высылаю вам через моего флаг-капитана. Николай» (РГАВМФ. Ф. 417. Оп. 1. Д. 3656. Л. 393).

Интересно, что на следующий день императорская яхта «Штандарт» вылетела на камни. Председателем комиссии по расследованию этого инцидента был назначен Н.О. фон Эссен.

Конец бесплатного ознакомительного фрагмента.

Как уже было сказано ранее, план будущей войны был разработан и подготовлен в Морском генеральном штабе на основании предполагаемых действий противника. В основе плана лежала серия оборонительных мероприятий, призванных в течение первых двух недель с начала войны не допустить продвижение противника вглубь Финского залива восточнее рубежа Ревель - Поркала-Удд, дабы обеспечить тем самым завершение мобилизации войск гвардейского корпуса и Петербургского военного округа и дать возможность сухопутным войскам сосредоточиться для отражения десанта.

Одна из наиболее эффективных мер того времени состояла в создании на указанном рубеже «Центральной минной позиции» и, в случае попытки противника форсировать её, ведение боя всеми имеющимися там морскими силами. Любое отступление от этого плана должно было согласовываться Совещанием под председательством самого государя. Об этом начальник Морского генерального штаба Русин уведомил командующего Балтийским флотом адмирала фон Эссена телеграммой от 12 июля 1914 года.

Объясняя необходимость превентивной постановки мин, Русин указывал: «…постановку главного минного заграждения выполнить по особому повелению государя. Теперь же иметь все в полной готовности и зорко следить за противником». Если обратиться к статистике установки мин, то обращает на себя внимание тот факт, что за всю войну корабли Балтийского флота выставили 38 932 мины. На минах подорвалось 69 кораблей противника, в т. ч. 48 затонули.

События в мире летом 1914 года развивались с молниеносной скоростью. 13 июля 1914 года из Петербурга адмирал Эссен вновь получил телеграмму от Русина, извещавшую о том, что день этот объявляется первым днем «подготовительного к войне периода». С этого момента и до самого начала войны штаб Эссена работал в чрезвычайном режиме по проведению оборонительных мероприятий. Стало совершенно ясно, что война может вспыхнуть в любой день, и пока этого не произошло, требовалось в кратчайшие сроки успеть произвести перегруппировку сил на Балтике и устранить существовавшие недочеты. Большую тревогу у командующего Балтийским флотом вызывало затягивание Морским генеральным штабом окончательного решения по вопросу по установке мин на «Центральных позициях».

С другой стороны, Эссен был уверен в Русине, который делал все возможное для того, чтобы ему было позволено приступить к минированию еще до того, как германский флот окажется в угрожающей близости к русским берегам. Соответственно, мины требовалось успеть поставить еще до официального объявления мобилизации.

Работа эта была хотя и привычна для Балтийской минной дивизии в силу ранее проводимых учебных постановок мин, но, разумеется, не принадлежала к разряду легких. Как известно, для большей эффективности мины должны были быть выставлены восьмью линиями с углублением 4,9 м при минных интервалах 45,7–85,7 м.

15 июля 1914 года в каюту адмирала Эссена вошел его флаг-капитан, капитан 1-го ранга Александр Васильевич Колчак, доставивший начальнику телеграмму от адмирала Русина: «Австрийцы объявили войну Сербии и мобилизовали 8 корпусов своей армии». Задумавшись на минуту, фон Эссен с тревогой произнес: «Теперь скоро»…

Командующий Балтийским флотом оказался прав. Наутро 16 июля 1914 года (по старому стилю) в его штаб пришла новая телеграмма: «Морской министр приказал расформировать учебные отряды. Вероятно, сегодня будет объявлена мобилизация флота Киевского, Одесского, Казанского и Московского округов».

В 14 час 50 мин того же дня фон Эссен телеграфировал в Петербург. «Считаю необходимым теперь же поставить заграждение. Боюсь опоздать». Еще через час радио Морского генерального штаба сообщило о том, что, по данным русской военной агентуры, германский флот направляется из Киля в Данциг. Медлить больше было нельзя. Прочитав эту сводку, адмирал фон Эссен, обращаясь к своим офицерам, сказал:

Пусть меня потом сменят, но я поставлю заграждение, - и велел подготовить свой радиоприказ флоту. Потом вдруг задумался и отменил своё приказание. Дисциплинированный военный победил в нем пылкого патриота… Ведь постановка мин должна происходить лишь по повелению государя. Ослушаться его в такое время он не мог. Вместо отдания соответствующего приказа фон Эссен отправил в Петербург, в Морской генеральный штаб, одного из флаг-офицеров за разъяснением сложившейся обстановки, но тут же, вдогонку переслал телеграмму морскому министру Григоровичу: «Прошу сообщить о политическом положении. Если не получу ответ сегодня ночью, утром поставлю заграждения».

В первом часу ночи начальнику Морского генерального штаба принесли телеграмму командующего Балтийским флотом. Русин бегло прочитал её и велел срочно позвать к нему своих помощников - капитана 1-го ранга Владимира Константиновича Пилкина и капитана 2-го ранга Василия Михайловича Альтфаттера. Когда оба они появились на пороге кабинета Русина, тот незамедлительно объявил им:

Надо всем нам явиться к морскому министру. Быть может, ему удастся уговорить государя разрешить поставить минное заграждение. Нельзя терять ни минуты!

Вскоре офицеры прибыли на квартиру к морскому министру, адмиралу Ивану Константиновичу Григоровичу. То встал, оделся, вышел, но, узнав от прибывших о причине ночного визита, заколебался, а потом твердо отказался потревожить государя в столь поздний час.

Вы понимаете, Иван Александрович, - сказал Григорович, обращаясь к Русину, - что постановка мин может быть сочтена Тройственным союзом как враждебный акт и открытое агрессивное действие, неоправданное политической обстановкой?

Но у нас есть подтвержденные данные о переходе германского флота в Данциг, - возразил ему Русин.

Морской министр оставался непреклонным. Начальнику Морского генерального штаба ничего не оставалось, как откланяться и удалиться вместе со своими флаг-офицерами. Пройдя вместе с ними по спящей улице всего несколько шагов в задумчивости, Русин произнес:

Есть, пожалуй, еще одно средство обратить внимание государя на неотложность нашей просьбы… Вот что, господа, вы теперь поезжайте к великому князю Николаю Николаевичу, а я отправлюсь к себе и стану ждать от вас известий, чтобы по получении оных немедленно отправить телеграмму командующему флотом. Бог весть, быть может, великий князь не откажет нам указать государю на всю сложность положения, а то и возьмет на себя ответственность за приказание поставить мины. Так или иначе, но ведь он является командующим войсками Санкт-Петербургского военного округа!

Адмирал вернулся в штаб, а Альтфаттер и Пилкин отправились в недавно отстроенный архитектором A. C. Хреновым дворец великого князя на Петровской набережной.

Долго отсутствовавшие флаг-офицеры привезли из дворца неутешительные вести. Поднятый с постели великий князь внимательно выслушал их доклад, но также категорически отказался беспокоить государя и самому вмешиваться в «морские дела». Выслушав это известие, адмирал Русин задумался.

Что же, - молвил он после долгой паузы, - война, несомненно, на пороге. И поступим мы следующим образом. Отправляйтесь-ка вы, господа, теперь на квартиру генерала Янушкевича, ибо он, как начальник сухопутного Генерального штаба, по положению о полевом управлении войск, с объявлением войны становится начальником штаба Верховного главнокомандующего. Объясните ему все и поскорее возвращайтесь с ответом.

Пилкин и Альтфаттер отбыли, а Русин, оставшись один, припомнил, что между ним и Эссеном прежде было условлено, что при получении команды о постановке мин командующему будет послана телеграмма с одним словом - «Молния». Получив её, фон Эссен тотчас же принимается за дело, и минные заградители выходят в море. Никто не знает об этом слове, только они двое… «На тот случай сие полезно, - вспомнились ему слова фон Эссена, - если противник проникнет в наши шифры…» Время, казалось, тянулось неимоверно медленно. Адмирал посмотрел на часы. Четвертый час утра. Через полчаса фон Эссен отправит свои заградители в море. Во что бы это ни стало надобно покрыть его действия, ибо за нарушение приказания государя императора тот не избегнет отрешения от должности. А командующий Балтийским флотом - человек в условиях надвигающейся войны не только нужный, но по совокупности своих качеств и умений практически незаменимый. Оторвав бланк Морского генерального штаба, адмирал Русин крупным почерком написал на нем: «Комфлоту - срочно. „Молния“», и вызвал дежурного офицера.

Потрудитесь отправить срочно. Вне всякой очереди. И поскорее… - и переданный текст телеграммы понесся в штаб Эссена.

Тем временем отправленные к Янушкевичу флаг-офицеры еще не появлялись. Томительно тянулись ночные минуты. Томительна была и сама тишина ночи. Но вот раздался стук в дверь, и на пороге появились долгожданные посланцы. Лица их сияли.

Русин с облегчением поднялся из-за стола.

Искренне благодарю вас, господа, и более не задерживаю, - обратился Русин к флаг-офицерам. С души упал камень. Роль берега выполнена. Теперь дело за флотом!

В четыре часа утра командующего Балтийским флотом фон Эссена разбудили - по его же просьбе. Первым делом он осведомился, пришла ли телеграмма из Морского генерального штаба. Флагманский радиотелеграфный офицер ответил отрицательно. Не медля более ни минуты, фон Эссен отдал приказание передать по радио начальнику отряда минных заградителей контр-адмиралу Василию Александровичу Канину и начальнику 4-го дивизиона миноносцев капитану 1-го ранга П. В. Вилткен всего лишь одно условное слово: «Буки». Славянское наименование буквы «Б» в своде флотских сигналов означало: в случае, если машины остановлены, - приказ «Сняться с якоря всем вдруг» или «Дать ход», а если нет, - «Большой ход». Канин и Вилткен знали, что в данном случае приказ «Буки» означал снятие с якоря и выход судов для постановки мин.

В 4 час 18 мин в каюту адмирала снова вошел радиотелеграфный офицер, доложивший о только что полученном от начальника Морского генерального штаба срочном радио со странным кодом, который не поддавался расшифровке.

Что за слово? - поинтересовался у офицера фон Эссен.

- «Молния», ваше высокопревосходительство, - прозвучал ответ; адмирал в ответ облегченно вздохнул.

Вскоре фон Эссену принесли уже официальную радиотелеграмму начальника штаба Верховного главнокомандующего, гласившую: «Разрешаю ставить главное минное заграждение». Тем временем миноносцы и заградители уже давно были в море.

В 6 час 54 мин утра военно-морским силам Балтийского флота из штаба командующего была направлена телеграмма за подписью фон Эссена: «Приступаю к постановке главного минного заграждения». К этому времени четыре заградителя строем фронта уже подошли к месту начала этой постановки.

В 6 час 55 мин через раскрытый «минный порт» в море по рельсам скатилась первая мина, грузно шлепнувшись в воду, подняв столб брызг. Минные офицеры на заградителях стояли с секундомерами в руках, внимательно наблюдая за безостановочно вращающимися стрелками. В 10 час 30 мин утра заградителями была поставлена последняя мина. За три с половиной часа было установлено в восемь линий две тысячи сто двадцать четыре мины! Операция по постановке мин прикрывалась судами, крейсировавшими на меридиане Пакерорта, имея в дозоре миноносцы. В 11 час 30 мин утра фон Эссен дал радиотелеграмму в Морской генеральный штаб об окончании установки заграждений. Адмирал докладывал, что при проведении операции ни одна мина не всплыла, а из числа поставленных взорвалось 11 штук.

…Немного позже в тот же день на высочайшем приеме адмирал Григорович имел возможность доложить об этом государю. Ровный и спокойный по обыкновению государь, услышав о выставленных на Балтике минах, в минуту переменился. Он резко повернулся к великому князю Николаю Николаевичу, присутствовавшему на приеме, и возмущенно спросил:

Это ты приказал?

Великий князь не успел открыть рот, как раздался голос генерала Янушкевича:

Ваше Величество, это я отдал такое распоряжение.

Услышав это, государь снова принял свое обычное выражение и без всякого намека на неудовольствие, почти равнодушно произнес, обращаясь к начальнику штаба Верховного Главнокомандующего:

Ах, это вы… - на том разговор и окончился.

Вечером, в 20 час 00 мин в штабе фон Эссена было получено сообщение об объявлении войны Германией России.

…Всего за 1914 год в районе «Центральной минной позиции» и в районе шхер было выставлено 3440 мин. В октябре, после гибели крейсера «Паллада» в Суропском проходе были выставлены мины инженерного ведомства на проводах. После постановки 4 августа 1914 года германским заградителем «Дойчланд» мин в штабе фон Эссена был сделан вывод об отсутствии у противника немедленной цели проникнуть вглубь Финского залива и высадить десант, как предполагалось ранее. Тем не менее командующий Балтийским флотом приказал перейти к проведению минно-заградительных операций в средней и главным образом в южной части Балтийского моря. Поставленные в южной части Балтийского моря минные заграждения оказались весьма эффективными, ибо располагались на важнейших путях сообщения германского флота и на ключевых фарватерах.

А уже 17 ноября 1914 года броненосный крейсер «Фридрих Карл» попал на две мины заграждения у Мемеля и затонул. Высланный ему на помощь из Мемеля пароход «Эльбинг» также угодил на минное заграждение и также затонул.

С начала 1915 года Балтийский флот приступил к постановке мин в северной части будущей «Передовой позиции» - нового оборонительного рубежа, в районе Даго - Ганге. В этот район неоднократно подходили германские крейсеры, что создавало впечатление подготовки наступательной операции. Однако за недостатком мин на «Передовой позиции» больше минных заграждений не ставили.

В 1915 году были установлены минные заграждения в районах Рижского залива и Моонзунда. Полностью новый рубеж обороны был оборудован в 1916 году.

25 января 1915 года у Арконы германский крейсер «Аугсбург» попал на одно заграждение, а крейсер «Газелле» на другое. И хотя оба крейсера смогли спасти, «Газелле» был настолько поврежден, что был признан не подлежащим ремонту.

В нашем рассказе о великой минной войне против германцев нельзя не упомянуть и об операции 27 августа 1915 года по заграждению Ирбенского пролива, - соединяющего Рижский залив и Балтийское море и располагающегося между эстонским островом Сааремаа и латвийским материковым берегом, называвшимся моряками «Ирбенкой».

Её командование Балтийским флотом возложило на четыре миноносца типа «Охотник», четыре миноносца 1-го дивизиона и эсминец «Новик». Обеспечению операции придавалось особое значение, так как постановка мин была вызвана наступлением германцев в Курляндии и занятием ими Либавы и Виндавы.

В этих условиях Рижский залив получал значение флангового района сухопутного фронта русских войск. Вход в этот залив был фактически беззащитен, и единственным средством, могущим хотя бы в некоторой степени задержать проникновение кораблей германского флота в Рижский залив, была постановка Ирбенского заграждения.

Для достижения этой цели командование флотом выделило линейные корабли «Севастополь» и «Гангут», а также крейсеры «Олег» и «Богатырь» и 4 эсминца. Эта операция являлась единственной минной постановкой в Ирбенском проливе, для обеспечения которой были использованы даже линейные корабли!

По замыслу операции намечалось одновременное затопление пароходов и лайб в Рижском заливе, но вследствие усилившегося ветра эта часть операции была отложена. Зато часть операции по постановке минного заграждения корабли выполнили полностью. Всего в море миноносцы сбросили 310 мин. Операция прошла успешно, и противник здесь ни разу не появился.

Позднее минное заграждение защищалось линейным кораблем «Слава», канонерскими лодками и миноносцами. Летом 1916 года на заграждении у Мемеля подорвался германский миноносец «149».

Основываясь на эффективном развертывании минных полей, командование Балтийского флота сочло необходимым просить Ставку о разрешении минирования всего Або-Оландского района от Гангэ до берегов Швеции…

Малоизвестный текст воспоминаний офицера русского флота попробуем иллюстрировать фотографиями того времени и сегодняшними снимками знакомых мест.

Хронология формирования минных сил на Балтике после Русско-японской войны

"Первоначально, в феврале 1906 г., вступавшие в строй минные крейсеры, построенные на добровольные пожертвования населения, были включены в Практический отряд обороны побережья Балтийского моря под командованием свиты контр-адмирала великого князя Александра Михайловича. Вскоре после бегства великого князя с флота приказом главного командира флота вице-адмирала К.П. Никонова от 28 сентября 1906 г. все минные крейсера из состава Практического отряда были сведены в отдельный Отряд минных крейсеров под командованием капитана 1-го ранга Н.О. фон Эссена.

Вице-адмирал Н.О. фон Эссен среди офицеров на борту миноносца "Пограничник"


Вице-адмирал Н.О. фон Эссен

В октябре 1906 г. к отряду были присоединены миноносцы, и он стал именоваться 1-м отрядом минных судов Балтийского моря, находясь при этом в непосредственном подчинении главному командиру флота. Либава стала базой минного отряда. Первоначально в его состав входили минные крейсеры (миноносцы): «Украина», «Казанец», «Москвитянин», «Доброволец», «Финн», «Охотник», «Эмир Бухарский», «Амурец», «Уссуриец», «Забайкалец», «Пограничник», «Сибирский стрелок», «Генерал Кондратенко», «Всадник», «Гайдамак», «Стерегущий», «Страшный», «Донской казак», «Трухменец»; миноносцы «Видный», «Громящий», «Боевой», «Инженер-механик Зверев», «Инженер-механик Дмитриев», «Бурный», «Внимательный», «Внушительный», «Выносливый», «Бдительный»; транспорт «Ангара».
Приказом по Морскому ведомству от 8 декабря 1907
г. 1-й отряд минных судов с 1 апреля 1908 г. был переименован в Дивизию эскадренных миноносцев. В ее состав входили четыре дивизиона по восемь эскадренных миноносцев в каждом (по классификации 1907 г. минные крейсеры стали также именоваться эскадренными миноносцами), три эсминца в распоряжении командующего дивизией, а также вспомогательные суда.


Вице-адмирал Светлейший князь А.А. Ливен.

(До 24 ноября 1908 г. дивизией командовал Н.О. фон Эссен, затем - капитан 1-го ранга светлейший князь А.А. Ливен. 12 марта 1909 г. Дивизия эскадренных миноносцев Балтийского моря была переименована в 1-ю Минную дивизию, ее до 11 октября 1911 г. возглавлял А.А. Ливен. Уже упоминавшимся приказом главного командира флота и портов и начальника морской обороны Балтийского моря вице-адмирала К.П. Никонова от 28 сентября 1906 г. часть более старых миноносцев была сведена в Отряд миноносцев под командованием капитана 1-го ранга М.В. Князева для охраны шхерного района (с октября 1906 г. - 2-й отряд минных судов Балтийского моря).
С 1 апреля 1908
г. отряд именовался Дивизией миноносцев, которая, в свою очередь, 12 марта 1909 г. была переименована во 2-ю Минную дивизию. В апреле 1915 г. 1-я и 2-я Минные дивизии были объединены в Минную дивизию).


В порту сосредотачивались все готовые эскадренные миноносцы. В состав дивизии входили: четыре эскадренных миноносца типа «Пограничник», составлявшие полудивизион Особого назначения (на «Пограничнике» адмирал поднял свой флаг); 1-й дивизион - четыре эскадренных миноносца типа «Доброволец», четыре типа «Всадник»; 2-й дивизион - восемь эскадренных миноносцев типа «Украина»; 3-й дивизион - восемь эскадренных миноносцев типа «Инженер-механик Дмитриев» и 4-й дивизион из восьми эскадренных миноносцев типа «Легкий» («француженки»). Но многие из них еще достраивались в Риге и Гельсингфорсе, а на 4-м дивизионе устанавливали кормовые орудия, и он стоял в Неве. Адмирал прилагал все усилия, чтобы скорее собрать всю дивизию, что ему и удалось добиться к весне 1907 г.
В сущности, тогда это была единственная боевая часть Балтийского флота, которая со временем могла нести серьезную боевую службу и стать ядром возрождающегося Балтийского флота ».

____________

Состав 1-го отряда минных судов Балтийского моря (Минная дивизия) с базой в Либаве:

Полудивизион Особого назначения - миноносцы типа "Пограничник":


Эскадренный миноносец «Пограничник»


«Охотник» во время стрельб по мишеням


«Сибирский стрелок»


«Генерал Кондратенко»

1-й дивизион:

Эскадренные миноносцы типа «Доброволец»:


«Доброволец»


«Финн»


«Москвитянин»


«Эмир Бухарский»

Эскадренные миноносцы типа типа «Всадник»:


Миноносец «Всадник». (На заднем плане крейсер «Адмирал Макаров»)


«Уссуриец»


«Амурец»


«Гайдамак»

2-й дивизион :

Эскадренные миноносцы типа «Украина»:


2-й дивизион эскадренных миноносцев типа «Украина» в порту имп. Александра III. 1906 год (Публикуется впервые. Фото из коллекции В. Мицкевича)


«Украина»


«Трухменец» («Туркменец Ставрапольский»)


«Донской казак»


«Страшный»


«Войсковой»


«Забайкалец»


«Казанец»


2-й дивизион в походе

3-й дивизион :

Эскадренные миноносцы типа «Инженер-механик Дмитриев»:


«Инженер-механик Дмитриев»


«Инженер-механик Зверев»


«Бдительный»


«Внимательный»


«Выносливый»


«Внушительный» на слипе.


«Капитан Юрасовский»


«Боевой» в порту имп. Александра III

4-й дивизион :

Эскадренные миноносцы типа «Легкий» («л-т Бураков» - «французы» ):


«Лейтенант Бураков»


«Крепкий» в Ревеле


«Лёгкий»


«Меткий»


«Молодецкий»


«Мощный»


«Ловкий»


«Летучий»


«Лихой»


«Крепкий», «Летучий», «Ловкий», «Меткий» в Мальмо (Швеция)



4-й дивизион в походе


4-й дивизион в кильватерной колонне

Транспорт-плавмастерская «Ангара»

Список личного состава Минной дивизии, флотских экипажей порта имп. Александра III, либавской крепости и частей гарнизона в

Российской Империи и РККФ .

На Балтийском флоте в 1908 году были сформированы 1-я минная дивизия в составе 37 эсминцев и 2-я минная дивизия в составе 10 эсминцев и 16 миноносцев. В 1916 году, в ходе Первой мировой войны обе эти дивизии были сведены в одну. В 1922 году минная дивизия Балтийского флота была расформирована. На Черноморском флоте минная дивизия в составе 1 крейсера, 17 эсминцев и миноносцев и 4 подводных лодок была сформирована в 1911 году. В 1914 году она была переформирована в минную бригаду. В 1920-1921 годах минная дивизия в составе 10 эсминцев и 5 миноносцев существовала в составе Волжско-Каспийской военной флотилии , затем она была переформирована в отдельный дивизион эсминцев Морских сил Каспийского моря .

В 1940-х годах в Военно морском флоте ВС Союза ССР создавались дивизии эсминцев как соединения лёгких сил флота .

Примечания

  1. // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого [и др.]. - СПб. ; [ М. ] : Тип. т-ва И. Д. Сытина , 1911-1915.
  2. Минная дивизия // Военная энциклопедия / И. Д. Сергеев . - Москва: Военное издательство, 2001. - Т. 5. - С. 139. - ISBN 5-203-1876-6.

Русский флот

Глава III.

Современное состояние русского Флота.

Верховное Управление Российским Императорским Флотом принадлежит Государю Императору, как Верховному Вождю.

Во главе Морского министерства и всех морских сил стоит Морской Министр.

Во главе морских сил Балтийского и Черного морей стоят командующие морскими силами, а во главе Сибирской флотилии командующий этой флотилией, в правах равный с командующими морскими силами.

Командующий есть главный военно-морской начальник данного моря и ему подчинены все эскадры, отряды и суда действующего флота, 1 и 2 резерва, средства наблюдения и связи, а также главные командиры и командиры портов во всех, за исключением хозяйственного и административного, отношениях и управления личным составом портов. Командующие морскими силами по сравнению с военно-сухопутными начальниками соответствуют командующим войсками военных округов.

Положение о командующих морскими силами ВЫСОЧАЙШИЕ утверждено 9-го мая 1911 года и объявлено приказом по морскому ведомству 27-го мая 1911 г. за № 150.

Морские силы Балтийского моря.

Н.О. фон-Эссен, участник войны 1904-1905 гг., в Порт-Артуре, кавалер ордена Св. Георгия 4 ст., бывший боевой командир крейсера «Новик» и броненосца «Севастополь».

Действующий флот.

Действующей флот составляют: бригада линейных кораблей, бригада крейсеров, две минных дивизии, отряд заградителей и бригада подводных лодок.

Бригада линейных кораблей : «Андрей Первозванный » (1906 г.) , «Император Павел I» (1907 г.), «Цесаревич» .(1901 г.) и «Слава» (1903 г.); при бригаде - броненосный крейсер «Рюрик» (1906 г.).

С фотографии А.Д. Далматова.

Линейный корабль «Андрей Первозванный».

Такого же типа «Император Павел I»; отличается тем, что у него красная полоса на трубе посередине её.

Бригада крейсеров: «Громовой » (1899 г.), «Адмирал Макаров» (1907 г.), «Паллада» (1906 г.)

1-я минная дивизия состоит из дивизионов: 1-го, 2-го, 3-го и 4-го, по 8-9 миноносцев в каждом, и одного дивизиона особого назначения из 4 миноносцев; всего в дивизии 37 эскадренных миноносцев и три вспомогательных транспорта.

Крейсер «Адмирал Макаров».

(Такой вид крейсер имел до осени 1911 года; в настоящее время на нем две мачты. Одного типа с ним «Паллада» и «Баян»; друг от друга крейсера эти отличаются разным расположением на трубах синих полос).

2-я минная дивизия состоит из трех дивизионов: 5-го, 6-го и 7-го, по 8-9 миноносцев в каждом, и из двух миноносцев особого назначения; всего в дивизии 10 эскадр. миноносцев, 17 миноносцев и 7 вспомогательных транспортов.

Подробный список миноносцев и надводных лодок помещен в приложении 1.

Отряд заградителей: «Амур» , «Енисей» , «Волга» , «Ладога» , «Онега» и «Нарова» .

Бригада подводных лодок состоит из двух дивизионов. Всего в бригаде 11 подводных лодок и два вспомогательных судна.

Вспомогательным суда действующего флота состоят из двух транспортов «Анадырь» и «Рига» .

1-й резерв.

Крейсера «Россия» , «Аврора» , «Олег» , «Богатырь» и канонерская лодка «Хивинец» .

2-ой резерв.

Суда второго резерва входят в состав учебных отрядов.

Учебно-артиллерийский отряд : линейный корабль «Император Александр II» , учебное судно «Петр Великий» и два посыльных судна.

Учебно-минный отряд : учебное судно «Двина» и транспорт «Николай».

Сводный резервный отряд миноносцев из 2 эскадр. миноносцев, 11 миноносцев и 1 миноноски.

Учебный отряд Морского корпуса: учебные судна «Воин» , «Верный» и канонерская лодка «Храбрый».

Учебный отряд подводного плавания - из двух подводных лодок.

Суда особого назначения : 5 канонерских лодок и 2 учебных судна.

Морские силы Черного моря.

Командующим морскими силами состоит вице-адмирал А.А. Эбергард (бывший Начальник Морского Генерального Штаба).

Действующий флот.

Черноморский отряд.

Бригада линейных кораблей : «Св. Евстафий» (1906 г.), «Иоанн Златоуст» (1906 г.), «Пантелеймон» (1900 г.) и «Ростислав» (1896 г.). При бригаде крейсер «Кагул» (1902 г.).

Черноморская минная дивизия состоит из крейсера «Память Меркурия» (1903 г.), 3 дивизионов миноносцев и дивизии подводных лодок; всего в дивизии 13 эскадр. миноносцев, 4 миноносца и 4 подводных лодки.

Заградители «Прут» и «Дунай» .

Вспомогательный суда - два транспорта: «Кронштадт» и «Днепр» .

1-й резерв.

Линейные корабли «Георгий Победоносец» и «Три Святителя» .

Канонерские лодки: «Донецк» , «Терец» , «Урал» , «Кубанец » и «Запорожец» .

2-й резерв.

Учебный отряд Черноморского флота : линейный корабль «Синоп» , один транспорт и одно посыльное судно.

Черноморский резервный дивизион миноносцев состоит из 10 номерных миноносцев.

Сибирская флотилия.

Действующий флот.

Состоит из двух крейсеров, минной бригады и дивизиона подводных лодок.

Крейсера: «Аскольд» (1900 г.) и «Жемчуг» (1903 г.).

Минная бригада состоит из двух дивизионов: всего в бригаде 9 эскадр. миноносцев и 11 миноносцев.

Дивизион подводных лодок состоит из 12 подводных лодок.

1-й резерв.

Канонерская лодка «Манджур» , 7 номерных миноносцев и 7 транспортов.

Каспийская флотилия.

Действующий флот: канонерские лодки «Карс» и «Ардаган» .

Амурская речная флотилия.

Действующий флот. Состоит из 10 речных канонерских лодок (с двумя 75-мм. орудиями и четырьмя пулеметами каждая). Заканчиваются постройкой 5 речных 4-х башенных броненосных канонерских лодок (с 2-мя 6 дм. орудиями, 4-мя 120 мм. орудиями и 7 пулеметами каждая) и 10 посыльных судов.

Летом 1911 г. На воду спущены линейные корабли типа Dreadnought: «Севастополь», «Полтава», «Петропавловск» и «Гангут». Окончательно готовы к плаванию они будут через два года.



Эскадренными миноносцами называются эсминец 335 и более тонн водоизмещения, а миноносцами менее 335.